Новосибирская область: проблемы глобализации и регионализации

 

Введение

Данное исследование ставит своей задачей установление основных предпосылок, стимулов, направлений и результатов международной активности Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. (включая 2000 г.). Важность изучения перечисленных проблем обусловлена необходимостью более ясного восприятия реалий современного российского федерализма, углубленного понимания мотивации и характера взаимоотношений центра и периферии, противоречий регионального развития, потребностью более точных прогнозных оценок вероятности распада государственной целостности России либо ее успешной интеграции в мировой экономический и политический порядок начала XXI в. Выбор объекта исследования — Новосибирской области — во многом предопределен тем, что этот сибирский регион по большинству своих качественных и количественных параметров может быть условно отнесен к числу «ординарных», т.е. территорий, не выпадающих из общего ряда благодаря отсутствию богатых природных ресурсов, ощутимой этнической специфики, близости к очагам вооруженных конфликтов и т.д. Подобная «заурядность» области способствует выявлению типичного и получению результатов, справедливых по отношению к подобным же регионам в составе РФ. Разумеется, констатация известной «ординарности» объекта не подразумевает отказа от выявления его специфических черт и особенностей.

Новосибирская область: общая оценка состояния и возможностей

Новосибирская область (НСО) является одним из 89 субъектов Российской Федерации. Она расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины в междуречье Оби и Иртыша. На юге граничит с Алтайским краем и Республикой Казахстан, на западе — с Омской, на севере — с Томской, на востоке — с Кемеровской областями. Площадь Новосибирской области (на 1998 г.) — 178,2 тыс. кв. км (1,1% к территории РФ), численность населения — 2751,7 тыс. чел. (1,9% к численности населения РФ).

Хотя область не относится к числу сырьедобывающих, несомненное значение для ближайшего будущего имеют месторождения нефти (разведанные запасы составляют 43 млн. тонн, прогнозные — 113 млн. тонн), антрацита (разведанные запасы — 905 млн. тонн, прогнозные около 5,6 млрд. тонн). Золота в Новосибирской области по промышленным запасам имеется около 6 тонн, в 1997 г. добыто 193 кг. Открыто 4 месторождения мраморов с запасами более 8,5 млн. куб. метров, причем 2 из них относятся к высокодекоративным, пользующимся повышенным спросом. Разведано 1 месторождение цементного сырья с балансовыми запасами известняков 138 млн. тонн. Имеются значительные ресурсы подземных пресных, термальных и минеральных вод. Из 9,5 тыс. скважин ежедневно извлекается более полумиллиона кубометров воды. Открыто 652 месторождения торфа с прогнозными ресурсами более 7,2 млрд. тонн. Некоторые его виды применимы в медицинской и химической промышленности. Достаточно в области песков, тугоплавких и огнеупорных глин, сапропели. В настоящее время выявлено крупное месторождение цветных металлов — титана и циркония. Для России это особенно важно, поскольку вся действующая минерально-сырьевая база данных металлов после распада СССР оказалась за границей. Однако освоение этих природных богатств наталкивается на финансовые трудности.

Ведущая отрасль промышленности — машиностроение, в том числе оборонная промышленность, производство пищевых продуктов, цветная металлургия, электроэнергетика, химия и нефтехимия. В машиностроительном комплексе доминируют электротехническое машиностроение, авиа- и приборостроение, производство станков и сельскохозяйственной техники. Сельское хозяйство в перспективе имеет возможность развития животноводства, производство зерновых оправдано только в размерах собственных нужд. Агропотенциал области дополняет комплекс лекарственных растений, на базе которого возможны парфюмерно-косметическое и фармацевтическое производства. Валовой региональный продукт (ВРП) в 1997 г. составил 39072,6 млрд. руб. (1,2% к ВРП Российской Федерации), ВРП на душу населения — 11,9 млн. руб. (1998 г.) (66,1% от ВРП на душу населения в РФ) [1].

Согласно «Рейтингу финансовой устойчивости регионов России», подготовленному Центром экономического анализа (ЦЭА) агентства «Интерфакс», Национальным рейтинговым агентством при участии компании «Русские фонды», Новосибирская область вошла в число 13 наиболее финансово устойчивых регионов России, которым присвоен максимальный рейтинг «А». Среди них столичные города — Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, крупнейший нефтедобывающий регион страны — Ханты-Мансийский автономный округ, а также регионы, обладающие существенным экономическим потенциалом и бюджетной самостоятельностью — Свердловская, Самарская, Пермская области, Краснодарский край и др. Перечисленные регионы, получившие высший рейтинг, обладают хорошей бюджетной сбалансированностью, показатели их собственных доходов существенно превышают средний по России уровень. Доля трансфертов из федерального бюджета остается для этих регионов стабильно низкой. Кроме того, экономики именно этой группы регионов оказались наиболее устойчивыми в период кризиса 1998 г.

По оценкам экспертов, хотя большая часть регионов данной группы значительно уступает Москве по базовым показателям, их относительные показатели зачастую оказываются лучшими по сравнению со столицей, а накопленная история экономического и финансового развития свидетельствует о том, что по устойчивости к кризисным явлениям эти субъекты Федерации могут иногда даже превосходить столицу [2].

Административный центр области — г. Новосибирск. Это — третий по численности населения (около 1,5 млн. чел.) город в стране, крупный транспортный узел железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных, грузовых и пассажирских перевозок. Высокую значимость имеет научно-образовательный потенциал города. По удельному весу основных фондов науки в общем объеме основных фондов (7,8%) Новосибирск опережает Москву и Санкт-Петербург и занимает первое место в СНГ. Здесь действуют 43 академических института, более 100 отраслевых НИИ. Подготовку специалистов осуществляют 19 государственных и 13 внебюджетных вузов, в которых обучаются студенты из 18 стран мира [3].

Сравнительный анализ сопоставимых параметров Новосибирской области и 6 других регионов Западной Сибири показывает, что по объему сельскохозяйственного производства НСО прочно занимает лидирующие позиции, по объему же промышленного производства, инвестициям в основной капитал, обороту розничной торговли, денежным доходам на душу населения — среднее положение (3–4 места). Что касается уровня безработицы и задолженности по заработной плате, то на общем мрачном западносибирском фоне они минимальные из имеющихся. Тем не менее, приведенные благополучные показатели до сих пор мало сказываются на уровне жизни подавляющего большинства жителей области. В течение последних пяти лет наблюдается устойчивый рост тенденции к обнищанию основной массы населения — в 1995 г. денежные доходы ниже величины прожиточного минимума имело около 40%, в 1999 г. — более 60% лиц, проживавших на территории НСО. Среднедушевой доход новосибирцев в 1999 г. оказался на 33,5% ниже, средняя зарплата — на 19,4% меньше, а покупательная способность денежных доходов — на 58,8% меньше по сравнению с аналогичными общероссийскими показателями. Поистине плачевно выглядит положение дел в экономике области, где более 1/3 предприятий убыточно [4].

Бюджетно-финансовые отношения центра и региона

Эпоха ельцинского равнодушия центрального правительства к нуждам и потребностям регионов породила заметные центробежные тенденции на местах. Фактически оставленные Москвой на произвол судьбы, субъекты Российской Федерации вырабатывали прежде не практиковавшиеся варианты взаимодействия с федеральным правительством, друг с другом и внешним миром. Новосибирская область оказалась одной из многих, вынужденных опираясь главным образом на свои собственные силы выбираться из множества экономических, финансовых, этнических, конфессиональных и прочих проблем.

Наиболее болезненным для области в течение всей второй половины 1990-х гг. был вопрос об изыскании денежных средств. В первую очередь этот вопрос упирался в характер формирования и исполнения государственного бюджета РФ. Вопреки достигнутой в 1998 -1999 гг. договоренности о распределении доходов поровну (50% на 50%) между федеральным центром и территориями, в действительности это соотношение выглядело как 52% на 48% в пользу федерального бюджета, а в 2000 г. оно трансформировалось в соотношение 58% на 42%. Между тем, по мнению руководителей сибирских территорий, соотношение доходов должно быть иным: 45% к 55%, и перераспределение могло бы быть достигнуто за счет закрепления за субъектами федерации 20% от налога на добавленную стоимость (НДС) и 100% от подоходного налога.

Неудивительно, что особенно бурную деятельность администрация НСО развернула именно в данном направлении. Используя средства массовой информации, региональные форумы в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) (образована в 1990 г.), руководство области регулярно подвергало резкой критике правительство за несправедливое распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ [5]. Так, в январе 1999 г. тогдашний глава администрации Новосибирской области В. П. Муха заявил: «Мы уже долгое время требуем от Правительства выработки обоснованной методики деления денег, чтобы не было несправедливо ущемленных и наоборот, чтобы никто, пользуясь связями, не получал преимущества» [6]. В унисон ему, выступая в октябре 2000 г. с докладом на научно-практическом семинаре «Основные проблемы и направления совершенствования бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений на субфедеральных уровнях бюджетной системы РФ», свежеиспеченный глава администрации НСО. В. А. Толоконский, в частности, сказал: «Бюджетного федерализма у нас нет, есть бюджетный тоталитаризм, интересы территорий не учитываются, а Центр стремится сконцентрировать у себя максимум финансовых полномочий, что при принятии нового Налогового Кодекса еще сильнее ударяет по региональным бюджетам» [7].

Не ограничиваясь критическими выпадами, руководители области пытались всеми находившимися в их распоряжении средствами воздействовать на бюджетное распределение финансовых потоков. Одним из рычагов влияния на бюджетные статьи стало участие главы администрации НСО в качестве непременного члена Совета Федерации РФ в заседаниях согласительных комиссий по федеральному бюджету. Таким образом удавалось добиваться выделения некоторых дополнительных трансфертов в адрес региона. Другим способом лоббирования областных интересов были постоянные личные встречи губернатора с главой и членами Правительства РФ, влиятельными фигурами в администрации Президента РФ и Федеральном Собрании [8]. Давление на центр оказывалось и с помощью депутатов Государственной Думы от Новосибирской области. Так, во многом благодаря вмешательству депутатов Н. М. Харитонова и Л. Н. Швец был увеличен в три раза по сравнению с уровнем 1999 г. трансферт для НСО из федерального бюджета на 2000 г. [9]. В последнее время дополнительным каналом влияния стали Новосибирское Землячество в Москве и Постоянное представительство Новосибирской области в Москве [10].

Тем не менее, финансовое положение области в течение ряда лет оставалось (и продолжает оставаться) весьма напряженным. Дело в том, что даже те скромные бюджетные средства, которые были законно предназначены НСО, хронически не поступали в ее распоряжение. Задолженность федерального центра перед областью за выполненный оборонный заказ, за ведомственное жилье и содержание федеральных органов, за тепловую и электрическую энергию из года в год неуклонно возрастала. Несмотря на подписание в июле 1998 г. соглашения между НСО и Правительством РФ об оздоровлении государственных финансов, сумма долга, по оценке специалистов областной администрации, в начале 1999 г. превысила 1,5 млрд. руб., в том числе по трансфертам достигла 400–450 млн. руб. Вдобавок ко всему Правительство подспудно сокращало финансирование науки, добивалось перевода некоторых объектов социально-культурной сферы (учреждений среднего специального образования, ведомственных поликлиник и больниц, Театра оперы и балета) с федерального баланса на финансирование из областного бюджета, чем еще более усугубляло и без того сложную ситуацию. В итоге администрация области вынуждена была периодически брать банковские кредиты, чтобы своевременно расплачиваться с работниками бюджетной сферы, производить закупку угля, газа и мазута для обеспечения бесперебойной работы теплоэнергетического комплекса, горюче-смазочных материалов для проведения уборки урожая и т.д. [11].

Оппозиционность областного руководства федеральной власти

Понятно, что демонстративное пренебрежение федеральных властей текущими нуждами региона порождало острую реакцию отчужденности от центра. Критика бюджетно-финансовой политики Правительства плавно перетекала в плоскость осуждения всего правительственного курса. Осенью 1998 г. глава администрации НСО. В. П. Муха указывал, что политика, ориентированная на экономический либерализм и минимизацию роли государства в экономической сфере, зашла в тупик. Россия, по его словам, переживает спад в экономике и перерождается в сырьевой придаток развитых государств. «В стране не работает промышленность, не платятся налоги, остановилась вся банковская система…» Правительство не имеет полной информации о том, что в действительности происходит в стране. «…Проводимая в стране политика, — резюмировал губернатор, — идет не в интересах большинства населения», а потому «надо менять правительственный курс» [12].

Логическим продолжением этой линии на неприятие «безбрежного» либерализма Правительства РФ стало вхождение губернатора НСО. В. П. Мухи в состав учредителей общественного объединения «Отечество», лидером которого был избран открытый противник администрации Б. Н. Ельцина мэр Москвы Ю. М. Лужков. В связи с созданием движения «Отечество» В. П. Муха в ноябре 1998 г. обратился к жителям Новосибирской области с разъяснением своей позиции. Признавая позитивные перемены, произошедшие в стране за годы реформ, он, вместе с тем, констатировал незавершенность и непродуманность проводившихся преобразований, «слепое следование рекомендациям советников», принятие «неправильных, ошибочных, а иногда и преступных решений», «невиданный разгул государственного воровства и коррупции», что привело «к самым трагическим последствиям». По мнению губернатора, необходимо произвести «коренную смену» методов осуществления и способов оценки результатов рыночных преобразований, чтобы власть была принуждена конкретно отвечать за уровень и продолжительность жизни народа, за безопасность страны, за гарантированную защиту прав и свобод человека. «Мы, — подытожил В. П. Муха, — понимаем необходимость изменения существующей политики, но не хотим возврата к старым, тоталитарным порядкам. Мы не радикалы, не правые, не левые. Мы в политическом центре. Мы стремимся объединить всех, кто хочет созидать, кто реально способен принести практическую пользу своему народу». Особо была подчеркнута приверженность движения «Отечества» идее «сохранения целостности и государственности великой России», приумножения ее «державного достоинства и мощи» [13].

Озвучивая позицию провинции по отношению к центру, глава администрации НСО на встрече с журналистами 26 апреля 1999 г. сказал: «Мы призываем всех понять, что не играем в политические игры, а работаем над выводом страны из кризиса. В развитии страны упущено уже 10 лет, и мы, руководители регионов, видим, что пока федеральный центр не имеет позитивной программы подъема экономики. Регионам приходится брать эту задачу на себя, и объединившись, определять курс страны на развитие» [14].

Характерно, что оппозиционность областных руководителей заметно поубавилась после прихода в Правительство умеренно-консервативного Е. М. Примакова. Последний, уже будучи в отставке после непродолжительного премьерства, так комментировал свое отношение к точке зрения В. П. Мухи и солидарных с ним региональных лидеров: «…у нас совпадают взгляды на общую политику в государстве. Мы хотим отказаться от той модели государственного устройства, которая сложилась в начале 1990-х годов и привела страну к краху. Отказаться от той экономической политики, которая заключается в вывозе из России сырья и капиталов и приводит к сокращению собственного производства и обнищанию населения» [15].

Несмотря на жестко критическое восприятие федеральной власти, руководство Новосибирской области, как указывалось, всегда демонстрировало верность принципу централизованного, единого и неделимого государства. Так, в беседе с журналистами в феврале 1999 г. В. П. Муха настаивал на необходимости немедленного восстановления вертикали власти. «В этом отношении, — сказал он, — назрел пересмотр конституции страны… Пока же невозможно проводить согласованную политику, когда каждый руководитель, вроде удельного князя — никаких обязательств, одни права» [16]. Подобного же мнения придерживался и преемник В. П. Мухи В. А. Толоконский. «Мы всегда, — подчеркивал губернатор, — выступали за сильный федеральный центр, за то, чтобы выполнять единую волю государства». Но, с другой стороны, добавлял он, в федеративном государстве губернаторы должны иметь право влиять на общегосударственную политику, иначе это не федерация. Следует сохранить за ними законодательные функции и выборность [17]. В дальнейшем В. А. Толоконский выразил понимание действий Президента РФ. В. В. Путина в связи с поэтапным лишением Совета Федерации его прерогатив, хотя мимоходом и усомнился в том, что такой шаг будет способствовать укреплению вертикали власти, так как Россия, по словам Толоконского, всегда была сильна именно за счет регионов, а этот шаг может привести к ослаблению их влияния. Впрочем, до тех пор, пока сохраняется выборность, губернаторов, демократические принципы управления государством будут сохранены [18].

Не вызвало никаких видимых протестов со стороны администрации НСО и учреждение в середине 2000 г. 7 федеральных округов, в том числе Сибирского федерального округа и входящей в его структуру Сибирской окружной прокуратуры, призванных от имени и по поручению Президента РФ осуществлять бдительный надзор за правомерностью действий провинциальных властей [19].

Внешнеэкономическая деятельность Новосибирской области во второй половине 1990-х гг.

Концепция, правовые акты и учреждения внешнеэкономической деятельности

Во многом, если не в определяющей степени, именно финансовая безысходность побудила руководство Новосибирской области, как и руководителей других регионов России, к поиску новых способов и форм взаимодействия с внешним миром. В условиях, когда центральное правительство в значительной степени предоставило провинциальные территории их собственной участи, периферийная элита вынуждена была позаботиться о формировании своей стратегии и тактики международного сотрудничества, а также соответствующих межрегиональных и региональных учреждений и законодательства. В Новосибирской области первым шагом в этом направлении явилась Концепция развития внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей НСО, выработанная администрацией области и одобренная 26 октября 1995 г. Новосибирским областным Советом. Документом провозглашалась активная позиция региона во взаимоотношениях с российскими территориями, ближним и дальним зарубежьем. «…для России в современной ситуации, — заявил губернатор В. П. Муха, в первую очередь подразумевая под Россией вверенную ему Новосибирскую область, — неприемлема стратегия самоизоляции, „железного занавеса“, конфронтации с другими странами. Сама логика развития событий говорит о том, что основным сценарием будет встраивание экономического и ресурсного потенциала страны в систему мирохозяйственных связей» [20]. Дальнейшее воплощение указанная позиция нашла в постановлении главы администрации НСО 29 февраля 1996 г. «Региональная программа по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику Новосибирской области» и в законе «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области», утвержденном Новосибирским областным Советом 1 ноября 2000 г.

Важно заметить, что, демонстрируя известную самостоятельность в области международного законодательства, политическая элита области всегда неукоснительно придерживалась принципа приоритета федеральных интересов и федерального законодательства в данном вопросе. Так, в уже упомянутом законе от 1 ноября 2000 г. установлен порядок, согласно которому НСО вправе вступать в непосредственные контакты только с субъектами иностранного федеративного государства или административно — территориальными образованиями иностранного государства; если же речь идет о контактах с органами государственной власти иностранного государства, то такие действия допустимы лишь с согласия Правительства РФ. Предусмотрены законом и обязательные согласования международных соглашений НСО, программ пребывания в Новосибирской области иностранных делегаций, государственных и политических деятелей на высшем и высоком уровне с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Возможно досрочное прекращении или временное приостановление действия международных соглашений НСО, если «соглашение области вступило в противоречие с законодательством Российской Федерации, экономическими и политическими интересами Российской Федерации», а также «по иным основаниями, рекомендованным Министерством иностранных дел Российской Федерации». Лояльность областного руководства по отношению к центру проявлялась и в других законодательных актах, принятых ранее. Справедливости ради укажем, что в некоторых случаях — например, при заключении международных договоров РФ, затрагивающих интересы НСО, такие договоры подлежат обязательному согласованию с администрацией НСО. В сфере внутрифедерального межрегионального сотрудничества власти области ограничены в своих действиях только Конституцией РФ [21].

В разное время создавались различные специализированные учреждения при Совете и администрации Новосибирской области, отвечающие за проведение международной политики. В их числе Комитет по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, преобразованный затем в Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации НСО, позднее — Комитет международных, межрегиональных связей и торговли, который в дальнейшем был переформирован в Комитет международных, межрегиональных связей и туризма. В свою очередь, данный Комитет в мае 2000 г. разделился на два новых: Комитет межрегиональных связей и туризма и Комитет международных, связей, проектов и программ. Очевидно, столь частые структурные перестройки говорят о том, что происходит процесс активизации и углубления международного сотрудничества. При законодательном собрании области — Совете — создан Комитет по экономике, межрегиональным, внешнеэкономическим связям и управлению собственностью. Кроме того, функционируют совещательные структуры, призванные координировать деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, всех юридических и физических лиц, вовлеченных в международные отношения: Координационный совет по иностранным инвестициям при главе администрации НСО, Совет по международным и межрегиональным связям при администрации НСО [22].

Совсем недавно — весной 2000 г. — федеральный центр позаботился об учреждении органа, надзирающего за характером международных связей НСО — Представительства МИД РФ в г. Новосибирске. Однако, к сугубому удовлетворению руководства области, возглавит Представительство бывший заместитель главы администрации НСО и экс-председатель комитета международных, межрегиональных связей и торговли В. П. Нехорошков [23]. Таким образом, влияние Москвы на регион в этом плане вряд ли будет иметь сколько-нибудь существенное значение.

Внешнеэкономические связи со странами дальнего зарубежья

Внешнеэкономическая деятельность на территории Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. отличалась высоким динамизмом. Торговые отношения поддерживались более чем с 80 странами мира. Объем иностранных капиталовложений в экономику НСО до конца 1990-х гг. неуклонно возрастал: в 1996 г. он составил, по данным ТАСИС и областного государственного комитета статистики, 71,7 млн., в 1997 г. — 103,6 млн., в 1998 г. — 186 млн. долларов. Но уже в январе-июне 1999 г. объем иностранных инвестиций сократился до 83,1 млн. долларов (т.е. в среднегодовом исчислении примерно на 10,6%), а в первом полугодии 2000 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года — еще более чем в 2 раза и составил 39,4 млн. долларов. Тем не менее, согласно данным журнала «Эксперт», по объему иностранных инвестиций в 2000 г. Новосибирская область заняла 7-е место, а за последние 6 лет — 9-е место среди российских регионов.

В структуре иностранных инвестиций преобладающая часть приходится на прямые инвестиции [24] — наиболее эффективные для развития экономики и промышленности. По данным Новосибирского облкомстата, большая часть иностранных вложений направляется на развитие пищевой промышленности, торговли и общественного питания (90,3% валютных и 92,3% рублевых инвестиций соответственно), а также на поддержание объектов социальной сферы.

Наблюдается тенденция к снижению внешнеторгового оборота — с 770,0 млн. долл. в 1995 г. до 603,2 млн. долл. в 1998 г. (приблизительно на 21,7%); данные за 1-й квартал 1999 г. также показывают снижение более чем на 28%, причем преимущественно за счет экспорта (импорт остается на прежнем уровне либо отчасти возрастает). Т.о., складывается отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Правда, самые последние сведения за 2000 г. говорят о некотором улучшении ситуации — оборот возрос до 696 млн. долларов (т.е. на 25% сравнительно с 1999 г.); тем не менее, он так и не достиг уровня 1995–1997 гг. [25]. В целом, есть основания предположить, что сравнительно высокая инвестиционная привлекательность экономики НСО в значительной мере гасится непредсказуемостью российского политического режима, неясностью и слабой разработанностью современного законодательства РФ, коррупцией и криминализацией экономики. Удручающее впечатление на зарубежных инвесторов оказал дефолт 1998 г. В свою очередь, снижающийся уровень долларовых и рублевых инвестиций приводит к усилению стагнации социально-экономической жизни области.

Несомненный приоритет в рассматриваемый период получило развитие взаимовыгодных связей со странами дальнего зарубежья. На эти страны приходится более 60% объема внешнеторгового оборота области. В числе лидеров здесь могут быть названы США (внешнеторговый оборот в 1999 г. — 51 млн. долларов), Германия (около 40 млн. долларов), Китай (24,7 млн. долларов в 1998 г.), Япония (более 12 млн. долларов), Нидерланды, Франция, Италия. Достаточно активно развивается сотрудничество с Канадой, Швецией, Норвегией, Израилем, КНДР и Республикой Корея, Турцией Индией, налаживаются связи с Австралией, Северной Ирландией, Монголией и др. [26].

В структуре экспорта Новосибирской области преобладающей группой товаров являлся вывоз машиностроительной продукции (48.3% от объема экспорта — данные осени 1997 г.). Это — станки расточно-фрезерные и строгально-фрезерные, двигатели и генераторы переменного тока, машины челночные и бесчелночные, аппаратура для гражданской авиации, оборудование для железнодорожных путей, тепловыделяющие элементы, электромагниты и цифровые блоки, электротехническое оборудование, стендовое оборудование для лабораторных испытаний, оптико-электронные изделия, устройства для разделения изотопов, ускорители частиц, магнитроны, пневмопробойники, электроды угольные и пр. Гораздо меньшую долю имеет экспорт черных и цветных металлов (21,6%), продукции нефтехимического комплекса (11,3%), пиломатериалов, древесины и изделий из нее, драгоценных или полудрагоценных камней. Аналогичная ситуация по продовольственным товарам и сырью для их производства (5,8%). Мало востребована продукция предприятий легкой и пищевой промышленности.

Профилирующей в импорте становится машиностроительная продукция. Увеличился импорт технологических линий по разливу безалкогольных напитков, машин для изготовления пластиковых бутылок, электрических щитов и систем кондиционирования. Возросли поставки продукции нефтехимического комплекса (прежде всего фармацевтические изделия). Ввоз продукции топливно-энергетического комплекса остался практически на прежнем уровне. Сократился импорт продовольственных товаров и сырья для их производства, некоторых товаров народного потребления: обуви, меховой и кожаной одежды.

В Новосибирской области функционирует более 600 совместных предприятий, в том числе 111 с участием инвесторов из КНР, 53 российско-американских, 42 — с участием граждан и юридических лиц Германии и др. Аккредитованы представительства десятков иностранных фирм и компаний (по данным 1998 г. — 38). Удельный вес объема произведенной смешанными и иностранными предприятиями продукции невелик и составляет всего 2,2% общего объема, притом имея тенденцию к снижению (на 18,6% в течение 1999 г.).

В сфере внешнеэкономической деятельности работает около тысячи организаций и предприятий Новосибирска и области, что составляет, по нашим оценкам, не более 10% от общего их числа. Наибольший выигрыш от внешнеэкономической деятельности в дальнем зарубежье извлекают новосибирские предприятия и научные (научно-производственные) объединения Сибирский лазерный центр, Сибирский НИИ оптических систем, «ЭлСиб», завод «Труд», НовЭЗ, Новосибирский оловянный комбинат, Приборостроительный завод, Тяжстанкогидропресс, Сибэлектротяжмаш, Сибтекмаш, Электросигнал, АООТ «Металлические конструкции», стрелочный завод, Сиблитмаш, Сибэлетротерм, АО «НОВЗ-Союз», Новосибирский металлургический комбинат, Новосибирский авиаремонтный завод, завод «Экран», «Сибтекстильмаш», Новосибирский лесокомбинат, ОАО «Новосибирскмебель», Институт ядерной физики , Институт катализа, Институт цитологии и генетики СО РАН, «Синар», строительная компания «Сибирь», обувная фабрика «Вестфалика», АО «ВИНАП» [27]. Не исключено, что выгодные контракты, заключаемые перечисленными предприятиями и учреждениями, во многом оказались возможны ввиду присутствия в Новосибирском областном Совете — законодательном собрании НСО — мощного промышленного лобби. Так, депутатами Совета (по состоянию на 21 января 1998 г.) являются А. А. Глазков — главный экономист АО «ВИНАП», А. В. Федоров — заместитель генерального директора АО «ВИНАП», Ю. Б. Коровин — генеральный директор АООТ «НовЭЗ», В. С. Медведко — генеральный директор ОАО «Новосибирский электровакуумный завод „Союз“», В. Д. Червов — президент проектно-строительной фирмы «Сибирь», А. А. Козлов — председатель профсоюза работников оборонной промышленности и некоторые другие [28].

Среди крупных экономических проектов, выполнявшихся НСО в содружестве со странами дальнего зарубежья, выделим программу строительства новосибирской ТЭЦ-6 совместно с французским концерном «Буиг». По замыслу проектировщиков, ТЭЦ-6, работая на экологически чистом газе, должна производить до трети всей тепловой и электрической энергии Новосибирской области, что исключительно важно в условиях хронической нехватки энергоресурсов. Стоимость проекта предварительно определена в 7 млрд. франков или 1,2 млрд. долларов. Другой солидный проект, предполагающий укрепление продовольственной безопасности региона, также разработан с участием французской стороны. Предусмотрен импорт в НСО элитных высокопродуктивных мясных пород скота в небольшом количестве, а также значительного (30–40 тысяч голов в год) племенного поголовья для укрепления генетической базы скотоводческого хозяйства. Предложено организовать до- и послепродажный сервис путем обучения новосибирских животноводов новым технологиям. На закупку первых 10 000 голов скота администрация НСО уже изыскала кредит на сумму около 15 млн. долларов [29].

Менее значимые по социально-экономическому эффекту, но не менее важные в плане включения НСО в глобальную экономику совместные проекты — это изготовление турбогенератора мощностью 32 тыс. кВт ОАО «ЭЛСиб» при участии «Жемон Индюстри» (Франция), выпуск современной упаковочной тары ОАО «Родина» и швейцарской фирмой «Элофф Ханссон АБ», производство ОАО «Бердский электромеханический завод» совместно с «Филипс» нового поколения электробритв и др. [30].

Страны ближнего зарубежья во внешнеэкономической деятельности региона

Тесное сотрудничество в сфере экономики и международной торговли сложилось со странами ближнего зарубежья — Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном. Особенно высоким динамизмом отличаются отношения НСО с Украиной. Отметим, что по товарообороту с Новосибирской областью Украина занимает неоспоримое первое место среди стран ближнего и дальнего зарубежья. За 9 месяцев 2000 г. он составил свыше 161 млн. долларов, увеличившись в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 1999 г., и теперь составляет более 30 % от общего объема товарооборота области со всеми странами мира. Примером выгодного сотрудничества Украины и НСО может служить недавняя совместная разработка производственного объединения (НАПО) им. Чкалова и украинских самолетостроителей — самолет АН-38. В настоящее время ведется совместная разработка самолета АН-140. Кроме того, 80% украинских АЭС обслуживаются Новосибирским заводом химконцентратов (НЗХК), а это создает прочную основу для продолжения и углубления экономической и научно-технической кооперации. Важное значение имеет подписание соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на 2001 -2003 гг. между НСО и Автономной Республикой Крым. Соглашение предусматривает, с одной стороны, экспорт в Новосибирскую область продукции химической, легкой, пищевой промышленности, алкогольных изделий, плодоовощной консервированной продукции, а с другой — участие новосибирцев в различных инвестиционных строительных, туристических, научно-производственных проектах в Крыму [31].

В декабре 1998 г. было подписано Соглашение между администрацией области и Республикой Беларусь, которое предполагает долгосрочное торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество через систему контрактов на общую сумму более 55 млн. долларов (около 1,1 млрд. рублей). Среди наиболее крупных проектов можно назвать создание Сибирским лазерным центром и Институтом физики Академии наук Беларуси совместного центра по разработке, реализации и обслуживанию лазерных медицинских установок и промышленных лазерных комплексов (сумма контракта — 30 млн. долларов, срок реализации — до 2004 г.), поставки новосибирским Институтом теплофизики СО РАН тепловых насосов для белорусских предприятий (контракт на сумму 500 тыс. долларов), экспорт в Беларусь электрооборудования для «БелАЗ» на сумму 3,4 млн. долларов, 10 тыс. тонн продовольственного зерна ( на сумму 1,2 млн. долларов), 15 тыс. тонн пшеницы (30 млн. рублей), 85 тыс. тонн фуражного зерна (3,3 млн. долларов и 75 млн. рублей). В тех же рамках выполняются поставки заводов «Сибстанкоэлектропривод», «Сибтекстильмаш», работает с бытовой техникой белорусского производства ОАО «Рембыттехника». Из Беларуси в НСО, согласно контрактам, поступают станки для ОАО «Новосибирских завод химконцентратов», троллейбусы на сумму 3,3 млн. долларов.

За время реализации Соглашения появились его новые участники — Новосибирский стрелочный завод, Куйбышевский химический завод и др., создан Торговый Дом «Сибирь-Беларусь», который, в условиях перманентного дефицита денежных средств, позволит организовать товарные потоки в неденежной форме. В учредительном договоре о создании Торгового дома со стороны Новосибирской области участвовали Новосибирская продовольственная корпорация, «Рембыттехника», «Сибстанкоэлектропривод», «Северянка», банк «Левобережный», «Сибэлектротерм», исполнительная дирекция МА «Сибирское соглашение». Со стороны Беларуси участвует концерн «Белресурсы». Беларусь крайне заинтересована в дальнейшем развитии деловых отношений с НСО по таким направлениям, как радиоэлектроника, лазерная техника, сборка в Новосибирске электрического городского транспорта. Большие надежды белорусская сторона возлагает на сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Речь идет о взаимовыгодных поставках белорусской техники (на условиях лизинга) в обмен на продовольственные товары из Сибири. В результате проведения последовательной политики администрацией НСО, Беларусь стабильно занимает одно из первых мест в товарообороте области. В 1995 г. этот товарооборот составлял 4,3% в общем объеме операций со странами СНГ, в 1997 он вырос до 13,1%, а в 1998 г. достиг 15,9%. За 9 месяцев 1999 г. товарооборот составил более 10 млн. долларов [32].

Успешно развивается взаимодействие с рядом территорий Республики Казахстан. Так, объем торговли с Восточно-Казахстанской областью (ВКО) в общем объеме товарооборота НСО составляет 12%. В Новосибирской области 44 предприятия экспортируют продукцию в ВКО, в свою очередь, предприятия ВКО поставляют сырье на новосибирские заводы. Углубляется сотрудничество с Павлодарской областью. В ноябре 2000 г. в результате успешных переговоров представителей новосибирских и казахстанских деловых кругов в Павлодаре было заключено более 70 контрактов на сумму свыше 100 млн. рублей. С новосибирской стороны контракты подписаны фирмой «Кондитер», ЗАО свинокомплексом «Сузунский» (о переработке свинины), ООО «Росагрокорм» (о поставках корма для птицефабрик) и пр. В Новосибирске создана Ассоциация российско-казахстанского сотрудничества [33]. Казахстан заинтересован в поставках электроэнергии и продукции новосибирской промышленности, и, в частности, заводов «ЭЛСиб», металлургического, инструментального, «Сиблитмаш». Регион испытывает большую нужду в лекарственных препаратах, медицинском, стоматологическом оборудовании т.д. Здесь готовы участвовать в создании совместных предприятий по производству шприцев, стеклотары, лекарственных препаратов из местного растительного сырья, спирта и др. Со своей стороны Казахстан может обеспечить поставки овощей, фруктов, вина, гречки, пшеницы и другой продукции [34].

Плодотворные контакты установлены с рядом областей Узбекистана. Среди прочего, создано совместное предприятие (СП) «Сибирь-Наманган», товарооборот которого в 1998 г. составил 2,8 млрд. рублей. Из Новосибирской области СП вывозит пиломатериалы, металл, трубы, из Узбекистана — плодоовощную продукцию [35].

Сложности, часто возникающие в процессе налаживания и совершенствования внешнеэкономической деятельности, порождают у некоторых участников данного процесса повышенную нервозность и стремление в максимально короткие сроки и любой ценой, пусть даже в обход федерального законодательства и московских посредников, получить искомый результат. Заметим попутно, что в законодательных актах РФ, например, по поводу экспорта продукции двойного назначения есть противоречия, которые и используются предприятиями. В частности, ОАО «Катод» и ОАО Новосибирский завод «Экран» серийно выпускают электронно-оптические преобразователи (ЭОП), в том числе и новых поколений, используемые в наблюдательных приборах и стрелковых прицелах ночного видения. Эти ЭОПы подпадают под перечень списка товаров, экспорт которых контролируется государством. Между тем, в конце 1999 г. был выявлен факт отгрузки крупной партии ЭОПов непосредственно с завода в адрес ближнезарубежного получателя. Однако, как выяснилось (расследованием инцидента занималось Управление Федеральной службы безопасности по Новосибирской области) контракт на экспорт не регистрировался и предприятие лицензию на вывоз от специализированных учреждений Промэкспорта и Росвооружения не получало. Возможно, именно такого рода несанкционированные инициативы «снизу» вынудили центр к открытию осенью 2000 г. в Новосибирске Сибирского представительства Федерального государственного унитарного предприятия «Промэкспорт» [36].

Гуманитарная помощь извне

Важным дополнением торгово-экономического сотрудничества является разносторонняя гуманитарная помощь, получаемая НСО из различных зарубежных источников. Начиная с 1997 г., в рамках проекта совершенствования региональной социальной инфраструктуры Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывает финансовую поддержку в восстановлении и строительстве около 20 школ, 4 больниц, 2 поликлиник, более 30 объектов водоснабжения и канализации, закупках оборудования для обезвоживания осадка на очистных сооружениях, приобретении ассенизационных и санитарных машин. Всего Новосибирской области выделено в рамках данного проекта кредитов на сумму около 76 млн. долларов. Это полезное для Новосибирской области начинание встретило неожиданное препятствие в лице федеральной власти, которая, вопреки договору с МБРР, предусматривавшему паритетное участие Правительства РФ и администрации области в погашении займа, попыталась переложить всю ответственность за выполнение обязательств на НСО. Однако администрации и представителям Всемирного Банка удалось отстоять первоначальные обязательства сторон. Новосибирская область возвращает только половину от суммы кредита; другую половину оплачивает российское Правительство. Международный банк реконструкции и развития продолжит свое сотрудничество с НСО как минимум до 2002 г. [37].

Помимо кредитной помощи Всемирного Банка Новосибирская область получает регулярную поддержку со стороны Европейского Союза через комплекс разнонаправленных программ ТАСИС. К 1999 г. в НСО было успешно завершено 7 таких программ, еще 11 продолжают реализовываться. Среди них — проекты Энергетического центра, технической помощи государствам СНГ, содействия телекоммуникационному учебному центру, Образовательному центру по обучению лиц с физическими ограничениями, поддержки иностранных инвестиций (в том числе презентация Новосибирской области в престижном Европейском Деловом Клубе), реформы бухучета и аудита, учреждения факультета бизнеса в Сибирском Независимом Университете, программа «Инновационные центры и наукограды». О последней программе стоит дополнительно сказать то, что ядром ее выступает Инновационно-технологический центр (ИТЦ) технопарка «Новосибирск», созданный в 1997 г. Центру оказывается покровительство со стороны Фонда Сороса [38].

В течение ряда лет на территории НСО осуществляется программа «Помощь ради прогресса» под патронажем Департамента сельского хозяйства США. В 1999 г. жители области получили 5 тыс. тонн продовольствия (данные по 2000 г. пока недоступны). Продукты (растительное масло, рис, горох, сухое молоко и пр.) направляются в стационарные учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения — родильные и детские дома, больницы, дома ветеранов, школы-интернаты, а также частным лицам — в многодетные и неполные семьи, малообеспеченным и др. Кроме того, в план гуманитарной помощи включены около 10 тыс. ученых и научных сотрудников СО РАН, преподавателей и студентов НГУ [39].

Хотя в ходе исследования не удалось выявить признаков систематического воздействия представителей национальных диаспор, расселенных в пределах Новосибирской области, на процесс развития внешнеэкономических и внешнеторговых связей НСО, это влияние, несомненно, существует и определяется самим фактом присутствия крупных этнических групп в данном регионе. На территории области проживает 89 национальностей и народностей, среди которых особой многочисленностью отличаются тюркские народы (в основном татары, казахи) — всего до100 тыс. чел., около 60 тыс. немцев, более 50 тыс. украинцев и др.; функционирует более 30 национальных объединений и культурных центров, в том числе 8 автономий — немецкая, белорусская, корейская, греческая, еврейская, финская; зарегистрировано 147 религиозных объединений и организаций, представляющих около 40 конфессий [40].

Наличие национальных диаспор в НСО, помимо сугубо экономического интереса, побуждает государства дальнего и ближнего зарубежья вкладывать значительные средства в развитие территорий компактного проживания соответствующих этнических групп. В этом смысле особенно примечательна деятельность правительства ФРГ, которое путем обустройства жизни российских немцев в Новосибирской области стремится не только выразить таким способом свою национальную солидарность с ними, но и остановить, а, если удастся, то и обратить вспять широкий поток иммигрантов из России в Германию. На реализацию всевозможных проектов в пользу российских немцев ФРГ намерена выделить более 4 млн. марок. Понятно, что тем самым с бюджета НСО снимается весомая часть бремени забот о лицах данной национальности. При поддержке германской стороны организованы строительство и закупка жилья для российских немцев-переселенцев из Средней Азии и Казахстана в г. Новосибирске и нескольких районах области, реконструкция и строительство немецких детских садов, школ, культурных центров. Налажено производство лечебных препаратов в совхозе «Лекарственный», проводится работа по поставке гуманитарной помощи учреждениям здравоохранения области, проводятся консультации, организуется повышение квалификации специалистов разных профилей, осуществляется инвестиционная поддержка и кредитование мелких и средних предпринимателей. В соответствии с инициативой правительства ФРГ управлением здравоохранения НСО и «Обществом развития Новосибирск» в феврале 2000 г. подписано Соглашение о реализации пилотного проекта по выявлению и лечению больных туберкулезом в 9 городах и районах Новосибирской области. В середине июля 2000 г. получены противотуберкулезные препараты на сумму более 270 тыс. марок. Свою лепту в этот процесс вносят отдельные территории Германии. Так, район Ландсхут Земли Бавария передал в дар лечебным учреждениям Новосибирского сельского района аппараты ультразвуковой диагностики, рентгенологический комплекс, медицинский инструментарий и другое медицинское оборудование [41].

Участие области в межрегиональном сотрудничестве

Интенсивный характер в рассматриваемый период получили взаимоотношения между Новосибирской областью и другими регионами России. За последние годы подписан и реализуется ряд Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве — с Республикой Дагестан, Республикой Татарстан, Республикой Саха (Якутия), Чукотским, Таймырским, Ханты-Мансийским автономными округами и др. [42].

С учетом острого и хронического дефицита энергоресурсов, значительное внимание администрацией НСО уделялось установлению прочного партнерства с топливодобывающими регионами. Так, в соответствии с программой «Оборудование для нефтяников и газовиков» налажены связи с нефтедобывающими предприятиями Тюменской и Томской областей. Сформирован портфель заказов на производство газлифтных комплексов, скважинного оборудования, инструмента, приборов, запасных частей к нефтепромысловому оборудованию, на проведение работ по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, на выполнение научных исследований, конструкторских и проектных работ в объеме 100,0 млн. рублей. Над реализацией портфеля заказов работают многие новосибирские предприятия: ЗАО НПФ «СИАНТ», ГП ПО «Север», БЭМЗ, ОАО «Сибэлектротерм», СибНИА, электровозоремонтный завод, ОАО ХК «НЭВЗ-Союз» и др. Рассматривается вопрос о создании холдинга предприятий, производящих оборудование для нефтегазодобытчиков.

Производятся работы и по программе «Оборудование для шахтеров», имеющей в виду найти схему эффективного взаимодействия с Кузнецким угольным бассейном. Достигнуты договоренности с администрацией Кемеровской области о совместных проектах по ресурсосберегающим технологиям, новому оборудованию и приборам для угольной промышленности, новым технологиям переработки угольных отходов и др. В данной программе задействованы ОАО «Тяжстанкогидропресс», машиностроительный завод ПО «Сибсельмаш», электровозоремонтный завод, ОАО «Электроагрегат», ЗАО «Опытный ремонтно-механический завод», НМЗ «Искра» и др. Общий объем поставок для шахтеров за 8 месяцев 2000 г. составил 164,3 млн. руб. В 2001 г. планируется вести работы по трем направлениям: производство горно-шахтного оборудования; машин и оборудования для обслуживания городского хозяйства (асфальторезы, уборочная техника); нефтегазового оборудования (буровые вышки, установка для получения технического азота). Наиболее перспективным является создание механизированных комплексов для добычи угля с выпуском в завальной части. В настоящее время такие комплексы в стране не выпускаются. По самым скромным оценкам, благодаря осуществлению указанных выше и некоторых других межрегиональных программ в Новосибирской области достигнут прирост объемов производства в размере 2 % (или 277 млн. рублей в денежном выражении) [43].

В феврале 1999 г. администрациями НСО и Кемеровской области подписано Соглашение об основных принципах совместного освоения топливных ресурсов Кузбасса. Цель Соглашения заключается в создании топливной базы в Кемеровской области для обеспечения каменным углем как объектов «большой энергетики», так и коммунально-бытовых нужд Новосибирской области и в инвестировании угольной отрасли. Предусмотрена организация совместных предприятий с суммарной мощность до 2–2,5 млн. тонн угля в год. Одним из таких предприятий должен был стать Кемеровско — Новосибирский топливно-энергетический комплекс (КеНоТЭК). НСО планировала получить с угольного разреза «Караканский-Южный», включенного в КеНоТЭК, от 1 до 2 млн. тонн угля марки «Д» (то есть, не требующего обогащения), по цене 80–100 руб. за тонну, что значительно дешевле существующих расценок (более 200 руб. за тонну) [44]. Однако, в ходе выполнения проекта возникли затруднения. В частности, выяснилось, что караканский уголь имеет повышенную влажность и высокую зольность, а значит, не вполне подходит для удовлетворения социально-бытовых нужд области. Обнаружились и финансовые сложности — вложения Новосибирской области в освоение разреза составили 40 млн. рублей, а для того, чтобы вывести его на проектную мощность, необходимо 500 млн. рублей, каковых в бюджете НСО не оказалось. С учетом сложившейся ситуации, долю уставного капитала НСО в проекте собирается выкупить АО «Новосибирскэнерго», имеющее объективную заинтересованность и денежные средства для продолжения проекта КеНоТЭК [45].

Более благополучно обстоят дела со снабжением топливодобывающих регионов Сибири товарами народного потребления посредством проведения регулярных выставок-ярмарок новосибирских товаропроизводителей — фирмы «Синар», ОАО Швейная фабрика «Соревнование», ОАО «Новосибирский дом моделей», обувной фирмы «Вестфалика», ЗАО «КОРС», ООО НПЦ «Сибирская природная косметика», ОАО «ВИНАП», «Экопласт», АО «Северянка», ЗАО «Сибирская кожгалантерея», «Вестфалика» и др. [46].

Стремясь решить проблему устойчивого снабжения области энергоносителями, а вместе с тем приобрести дополнительный источник дохода, администрация НСО с 1994 г. пытается при прямом участии компаний «Сиданко» и «Бритиш Петролеум» развернуть добычу нефти и газа на подведомственной территории Верх-Тарского месторождения. Однако, освоение месторождения происходит с большими трудностями. Так, вместо запланированных 70 тыс. тонн нефти в 1996 г. было добыто 8,2 тыс. тонн (т.е. примерно 11,7% от запланированного), в 1997 г. — 9 тыс. тонн вместо 404 тыс. (2,2%), в 1998 г. — 20 тыс. тонн вместо 758 тыс. тонн (около 2,6%). Столь низкие результаты в первую очередь связаны с постоянными задержками и сокращениями финансирования и спешно потребовавшимся пересмотром технологической схемы разработки месторождения. В результате, бюджет области не получил около 180 млн. рублей. Между тем только в 1997–1999 гг. в этот проект было вложено 262 млн. руб. [47].

Вариантом прямого сотрудничества, дающего быстрый и надежный результат, является подписание весной 1999 г. соглашения НСО с Таймырским (Долгано-Ненецким) национальным округом о поставках сельскохозяйственной продукции на Север в обмен на нефть и газ. Национальный округ намерен также финансировать строительство жилья в Новосибирской области для тех семей, у которых истек срок работы на Севере. Выделяются, кроме того, средства на обучение детей северян в учебных заведениях Новосибирска и на их летний отдых в оздоровительных лагерях НСО [48].

Хотя упомянутая инициатива с учреждением КеНоТЭК не дала пока желаемого эффекта, это не подорвало убежденности администрации НСО в том, что одной из перспективных форм экономического взаимодействия субъектов РФ могут быть крупные межрегиональные консорциумы. В ноябре 1999 г. руководителями Новосибирской и Пермской областей, а также Республики Татарстан подписано Соглашение, экономическим итогом которого станет приобретение новосибирской авиакомпанией «Сибирь» трех самолетов Ту-214 производства Казанского авиационного производственного объединения ( КАПО) им. Горбунова с двигателями производства АО «Пермские моторы». При этом средства, необходимые на изготовление нового поколения авиационных двигателей, будут переданы из прибыли авиакомпании «Сибирь», полученной от эксплуатации самолетов Ту-204, принадлежащих пермской компании «Авиализинг» [49].

Проблемы пограничного контроля

Установление пограничного режима в области

Распад СССР, провозглашение Россией национального суверенитета коренным образом изменили конфигурацию государственных границ и межрегиональных отношений. Неожиданно для себя Новосибирская область приобрела статус приграничной территории. Близость государственной границы, с одной стороны, создала благоприятные условия для непосредственных и частых контактов с ближним и дальним зарубежьем, чем НСО не преминула воспользоваться. Но, с другой стороны, приграничное положение оказалось чревато целым комплексом острых, болезненных проблем. Одной из них является незаконный оборот наркотических средств (опия, марихуаны, гашиша, героина), поставляемых главным образом из Киргизии и Казахстана. Благодаря этому в области растет число наркологических заболеваний: в 1997 г. с диагнозом «наркомания» зарегистрировано 5885 человек. Всего же потребителей наркотиков на 1 января 1998 г. — 11837 человек, что в 1,5 раза больше чем в 1995 г. 1998 г. дал прирост наркоманов еще на 15% [50]. Понятно, что наркобизнес и наркомания оказываются питательной почвой для роста преступности, в особенности тяжкой. Обоснованное беспокойство руководства области вызывает возможность проникновения диверсионно-террористических групп из регионов, где происходят межэтнические или межконфессиональные вооруженные конфликты (Средняя Азия, Закавказье), и незаконная миграция населения. Так, в 1996–1997 гг. в миграционной службе НСО было зарегистрировано около 16 тыс. , а с середины 1998 до середины 2000 г. — еще более 7 тыс. иммигрантов, из них около 800 человек поселились в приграничных районах. Внушают опасения и участившиеся случаи контрабанды, преимущественно низкокачественных товаров китайского производства. По данным Союза обувщиков Сибири, из 150 млн. пар обуви, завезенных в Россию из-за рубежа в 1999 г., только 11 млн. пар прошло таможенное оформление [51]. Вместе с тем, регистрируются факты незаконного ввоза спирта, винно-водочных и табачных изделий, запасных частей к сельскохозяйственной технике и автомашинам. С территории области похищаются материальные ценности — древесина, металлы, горюче-смазочные материалы, скот и пр. Наконец, усиливается угроза экономического и военного шпионажа, всегда остававшаяся высокой в Новосибирске как крупнейшем научно-производственном и транспортном центре РФ.

На основании федерального Закона «О Государственной границе РФ» постановлением главы администрации НСО от 11 августа 1998 г. в Новосибирской области введен пограничный режим, конкретное содержание, пространственные и временные пределы и объекты действия которого скрупулезно определены специальным «Положением». Установлена пограничная зона, включающая часть местности на суше и на водоемах вдоль российско-казахстанской государственной границы (ее протяженность в НСО — 317 км) на территории 4-х сельских районов области. На первом этапе организации пограничного контроля в НСО не предусмотрены такие меры, как установка заграждений, устройство контрольно-следовой полосы и т.п. Прежде всего организован паспортный контроль и контроль за провозом грузов, при этом граница остается «прозрачной» для родственных и культурных связей. Обеспечение пограничного контроля берут на себя контрольно-пропускные пункты, служба на которых проходит только на контрактной основе. Кроме того, по постановлению главы администрации НСО апреля 1998 г. к охране государственной границы и общественного порядка на территории пограничных районов привлекаются добровольные народные дружины.

В настоящее время, благодаря усилиям областной администрации, на территории НСО функционируют: Территориальный отдел «Новосибирск», 1 пограничный отряд, 2 комендатуры, 8 пограничных застав. Таможенный контроль за перемещением грузов осуществляется на единственном автомобильном пункте пропуска. Во исполнение требований закона РФ «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», в целях воспрепятствования использования территории государств СНГ гражданами, которым в соответствии с российским законодательством запрещен выезд за границу, пограничный контроль введен также в новосибирском аэропорту «Толмачево» в отношении воздушных судов и пассажиров, убывающих из России в государства СНГ (кроме Белоруссии) [52].

Пограничная зона Новосибирской области территориального отдела «Новосибирск» входит в ведение Юго — Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ в Челябинске (командующий генерал-лейтенант Р. Ш. Муллаянов). Для обеспечения более надежного контроля на границе пограничная стража работает в тесном контакте с Новосибирской таможней, Управлением ФСБ по НСО, УВД НСО и другими ведомствами [53].

В течение ряда лет — начиная с таможенного поста, возникшего в декабре 1989 г. — сформированы таможенные учреждения НСО. Новосибирская таможня сегодня — это 25 отделов, 1 отделение, 1 отряд, 2 отдельных таможенных поста, разветвленная сеть пунктов таможенного оформления в г. Новосибирске [54].

Создание на территории Новосибирской области структур Федеральной пограничной службы потребовало крупных материальных и финансовых затрат на их обустройство и содержание. Только на развитие отдельного контрольно-пропускного пункта (ОКПП) «Новосибирск» за последние два года было выделено 1,3 млн. рублей. На эти же цели 954 тыс. рублей передано ОАО «Аэропорт Толмачево». Кроме того, областной администрацией приобретено 13 квартир для офицеров, автомобильный транспорт, проведена реконструкция зданий, отведенных под служебные помещения, оплачиваются коммунальные и другие расходы по обеспечению служебной деятельности. Общая помощь администрации НСО за 1997–1999 гг. составила 3682,8 тыс. рублей. В 1999–2000 гг. безвозмездную помощь по обустройству погранслужбы оказали такие организации как ОАО «Консервщик», Купинский элеватор, Купинский кирпичный завод, локомотивное депо, топливная база и лесхоз поселка Чистоозерное, мебельная фабрика села Табулга, Купинские РЭС и ремонтное вагонное депо. В рамках областной целевой программы координации совместной деятельности администрации Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью на 2000 г. предусмотрено выделение еще 238 тыс. рублей на материально — техническое оснащение подразделений ФПС, дислоцирующихся на территории НСО [55].

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые усиленные меры охраны пограничной зоны, сохраняется достаточно высокая «проницаемость» новосибирского участка государственной границы РФ с Республикой Казахстан. Причиной тому — наличие множества практически неконтролируемых проселочных дорог в приграничной полосе, низкий уровень жизни населения, подталкивающий к сотрудничеству с контрабандистами, единое таможенное пространство. Помимо прочего, затягивание переговорного процесса по международно-правовому оформлению государственной границы делает невозможным проведение соответствующих делимитационных и демаркационных работ на участке, проходящем по территории НСО. Крайне недостаточным остается финансирование из федерального бюджета, а потому отсутствует необходимое инженерно-техническое оборудование линии границы, не ведется строительство таможенных постов, пунктов пропуска, пунктов упрощенного перехода. Чрезвычайно низка техническая оснащенность действующих пограничных и таможенных подразделений на границе [56]. Возможности дополнительных денежных вложений со стороны Новосибирской области ограничены тем, что ей приходится, в дополнение ко всему, участвовать, в рамках соглашения МАСС, в совершенствовании пограничной и таможенной инфраструктуры в соседних регионах [57].

Операции по пресечению незаконного оборота наркотиков, оружия, товаров, незаконной миграции, шпионажа и диверсий

Силами перечисленных служб в пограничной зоне НСО регулярно проводятся крупномасштабные специальные оперативно — профилактические мероприятия — «Канал», «Караван-авто», «Мак», «Допинг», «Рубеж», «Трал-Перехват» и другие, в том числе с участием органов безопасности Казахстана. В 1998 г. в ходе одной только операции «Трал-Перехват» совместными мобильными оперативно-поисковыми группами на автотранспорте с использованием вертолета УВД НСО осуществлялся круглосуточный контроль за перемещением грузов через границу с Республикой Казахстан в 2-х районах области. В результате было задержано более 20 единиц автотранспорта, таможенными органами заведено 12 дел по фактам нарушения таможенных правил, наложены штрафные санкции на сумму более 10 тыс. рублей. За четыре месяца 1999 г. в приграничных с Казахстаном районах НСО взаимодействующими органами проведено более 30 совместных рейдов и проверок, в результате которых пресечен незаконный вывоз с территории Новосибирской области бензина в количестве 38,5 т, цемента — 28 т. Задержано контрабанды на сумму 300 тыс. руб., 6 единиц автотранспорта, незаконно находившихся на территории приграничных районов. К административной ответственности за нарушение пограничного режима привлечено 27 граждан, изъято 2 единицы огнестрельного оружия, более 2 килограммов наркотических средств. В 2000 г. только сотрудники УФСБ по НСО ликвидировали три международных канала поставки наркотиков в регион. Задержаны участники двух организованных групп, у которых было изъято около 80 килограммов сильнодействующих наркотиков, из них пять килограммов героина, на общую сумму около 6 млн. руб. В этом же году работники Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Новосибирской области пресекли еще один международный контрабандный канал поставки наркотиков из Казахстана в Новосибирск. По официальной информации УБОП, задержаны пять членов организованной группы, которые ввозили в областной центр автомобильным и железнодорожным транспортом марихуану и гашиш. При содействии сотрудников Интерпола установлены те, кто поставлял наркотики в Казахстане, и те, кто сбывал их в Новосибирске. В ходе оперативно-розыскных мероприятий у контрабандистов изъято свыше 160 килограммов высушенной марихуаны и почти килограмм гашиша общей стоимостью (по ценам «черного» рынка) около 35 тыс. долларов. В январе 2001 г. ликвидирован канал поставки в Новосибирск оружия — пистолетов с приборами для бесшумной стрельбы, изготовлявшихся на одном из подпольных предприятий Чечни [58].

Предприняты некоторые шаги и по пресечению незаконной миграции. Еще в декабре 1994 г. администрация области приняла специальное положение «О порядке рассмотрения дел иностранных граждан и лиц без гражданства, выразивших намерение остаться на постоянное жительство в НСО». Образована соответствующая комиссия во главе с заместителем губернатора, председателем комитета по внешнеэкономическим и межрегиональным связям администрации НСО. В апреле 2000 г. состав упомянутой комиссии уточнен и дополнен. С конца 1996 г. в аэропорту «Толмачево» действует пост иммиграционного контроля. К административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан, а также транзитного проезда через территорию РФ в 2000 г. районными отделами милиции привлечено 19,9 тыс. граждан ближнего и дальнего зарубежья. Из страны выдворено 145 человек [59].

В то же время беженцам и вынужденным переселенцам оказывается посильная поддержка. В 1996–1997 гг. администрации области удалось получить из федерального бюджета 42,6 млрд. неденоминированных рублей на прием и обустройство мигрантов. Детям из неблагополучных и малоsобеспеченных семей оказывалась психологическая помощь, им предоставлялись отдых и профилактическое лечение, приобретались школьные принадлежности, одежда и обувь [60].

Достаточно успешно развивает свою деятельность по пресечению военного и промышленного шпионажа на территории области УФСБ по НСО. По данным службы федеральной безопасности, иностранные разведки интересуются самолетостроением, аэрокосмическими технологиями, картографическими материалами. Весной 1999 г. один из участников делегации солидного американского концерна пытался собирать информацию об аппарате для физических анализов ДНК, но был предупрежден о недопустимости подобных действий. Всего же в 1999 г. 9 иностранцев с дипломатическим статусом установлены как разведчики-профессионалы, 23 оказались непосредственно причастны к спецслужбам. Занимаются сбором секретной информации и соотечественники. Два российских гражданина — научные сотрудники Института теплофизики СО РАН, доктора наук, имевшие отношение к прикладным исследованиям в рамках программы создания ракеты-торпеды «Шквал» для нужд Военно-Морского Флота РФ, в 1997 и 1998 гг. контактировали с американскими научными и коммерческими структурами, используя фрагменты секретных отчетов по своим разработкам. По всей видимости, часть сведений у этих лиц получил недавно задержанный, осужденный и помилованный американский разведчик Э. Поуп. Упомянутым научным сотрудникам пришлось затем давать подробные объяснения по поводу своих незаконных контактов. Службы госбезопасности области принимают участие в пресечении торговли оружием, наркотиками, проведении антитеррористических мероприятий, борьбе с серьезными экономическими преступлениями. В последнее время ликвидирован канал хищения и реализации природных алмазов с одного из приисков Республики Саха (Якутия), обезврежены две группы, занимавшиеся незаконной обработкой и сбытом драгоценных камней. Изъяты изумруды общим весом более тысячи каратов и 20 каратов необработанных алмазов. Летом 2000 г. сотрудниками УФСБ по НСО задержаны международные контрабандисты, которые привезли в Новосибирск 41 грамм радия-226 [61].

Заключение

Таким образом, проведенный анализ имеющегося в нашем распоряжении эмпирического материала позволяет положительно утверждать, что главным источником развертывания региональной интернационализации и спорадически вспыхивающего «регионального сепаратизма» в Новосибирской области служит обмеление финансовых потоков из Москвы и, наоборот, увеличение объема денежных средств, направляемых в столицу. Иными словами, речь идет о справедливом (или несправедливом), с точки зрения провинции, распределении доходов и расходов между центром и периферией. Если допустить тождественность либо схожесть ситуации в НСО с ситуацией в большинстве других субъектов Российской Федерации, — а, по всей видимости, новосибирская ситуация имеет типический, общераспространенный характер, — дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от способности федерального Правительства найти разумную меру в бюджетно-финансовых отношениях с регионами России. Попутно заметим, что отыскание этой меры в значительной степени затруднено (если вообще оказывается возможно) теми процессами приватизации общественных богатств и оскудения государственных ресурсов, которые были инициированы в ходе экономических реформ 1990-х гг. 

С точки зрения экономической и финансовой, доля доходов, получаемых от международной предпринимательской деятельности, относительно невелика и не способна компенсировать тех текущих расходов, которые несет область. Однако, с точки зрения социально-политической, международные и межрегиональные контакты НСО крайне важны. Формируя в глазах зарубежных партнеров привлекательный имидж региона, создавая новые рабочие места, способствуя интенсивному научно-техническому и культурному сотрудничеству, администрация области создает почву для последующего роста потенциала НСО, ее политического веса среди субъектов РФ, большей экономической независимости от центра.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Пресс-релизы Новосибирской областной администрации / Архив: 17/02/1999 (http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?archive&about=2). Далее — ПРНОА/А; Паспорт Новосибирской области: структурообразующие показатели (http://www.nso.ru/pasport/).
  2. ПРНОА/А: 02/06/2000.
  3. Вечерний Новосибирск. 21.12.2000 (http://www.vn.ru/).
  4. Новосибирский областной комитет по статистике: Экономические показатели в сравнении с другими регионами (http://nut.adm.nso.ru/comstat/reg.html ; Уровень жизни населения Новосибирской области: Статистический сборник за 1995–1999 гг. Новосибирск, 2000, с.12, 14, 74.
  5. ПРНОА/А: 30/06/1998, 13/08/1999.
  6. ПРНОА/А: 28/01/1999.
  7. Вечерний Новосибирск. 21.10.2000.
  8. Агентством Экономических Новостей по заказу газеты «Вечерняя Москва» проводилось изучение рейтинга влияния на экономику столицы государственных и общественных деятелей России. Глава администрации Новосибирской области В. П. Муха занял 46 позицию в рейтинге. Примечательно, что из других региональных лидеров, по степени влияния на экономику столицы, его обошли только трое — мэр Москвы Ю. М. Лужков, главы администраций Московской и Ленинградской областей. ПРНОА/А: 29/09/1998.
  9. ПРНОА/А: 29/11/1999.
  10. ПРНОА/А: 20/08/1998, 24/05/2000.
  11. ПРНОА/А: 17/06/1998, 30/06/1998, 14/07/1998, 23/12/1998, 14/01/1999, 26/01/1999, 28/01/1999, 02/07/1999, 15/10/1999, 09/11/1999, 29/11/1999.
  12. ПРНОА/А: 25/08/1998, 01/10/1998.
  13. ПРНОА/А: 20/11/1998, 23/11/1998.
  14. ПРНОА/А: 26/04/1999.
  15. ПРНОА/А: 08/12/1999.
  16. ПРНОА/А: 24/02/1999.
  17. ПРНОА/А: 19/05/2000.
  18. ПРНОА/А: 27/06/2000, 27/07/2000.
  19. ПРНОА/А: 15/06/2000, 03/08/2000.
  20. ПРНОА/А: 27/10/1999.
  21. Новосибирский областной Совет депутатов. Закон «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области» (http://sovet.nso.ru/INFOTDEL/Low/2–34–125.htm).
  22. ПРНОА/А: 23/09/1998, 24/05/1999, 25/04/2000, 11/05/2000.
  23. ПРНОА/А: 22/03/2000.
  24. Прямые инвестиции представляют собой инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций предприятия, что дает право на участие в управлении им. 
  25. ПРНОА/А: 20/05/1999; Вечерний Новосибирск. 05.09.2000, 16.11.2000, 19.01.2001; Паспорт Новосибирской области (http://www.nso.ru/passport/1_2.htm); Новосибирский областной комитет по статистике (http://nut.adm.nso.ru/comstat/press23.html ; http://nut.adm.nso.ru/comstat/press22.html; http://nut.adm.nso.ru/comstat/reg8.html).
  26. ПРНОА/А: 20/08/1998, 22/02/1999, 08/07/1999, 22/06/2000, 17/07/2000.
  27. ПРНОА/А: 26/10/1998,18/03/1999, 28/10/1999, 06/03/2000,13/06/2000; Вечерний Новосибирск. 24.11.2000; Новосибирская область: Итоги и перспективы (1996–2001 гг.).Новосибирск, 1998, с.58; Промышленность Новосибирской области: Статистический сборник1999 г. Новосибирск, 2000, с.6, 25, 38.
  28. Новосибирский областной Совет депутатов: Депутаты (http://sovet.nso.ru/INFOTDEL/DEPUT/SP_d98.HTM). В свое время губернатор В. П. Муха последовательно занимал посты генеральных директоров производственных объединений «Сибэлектротерм» и «Сибсельмаш».
  29. ПРНОА/А: 17/06/1998, 25/06/1998.
  30. Новосибирская область: Итоги и перспективы (1996–2001 гг.). Новосибирск, 1998, с.42.
  31. Вечерний Новосибирск. 13.10.2000, 20.12.2000.
  32. ПРНОА/А: 10/02/1999 23/09/1999 17/12/1999.
  33. ПРНОА/А: 23/03/1999, 24/03/1999, 23/11/2000; Вечерний Новосибирск. 28.11.2000.
  34. ПРНОА/А: 20/05/1999, 22/06/2000, 26/07/2000; Вечерний Новосибирск. 07.12.2000.
  35. Новосибирская область: Итоги и перспективы (1996–2001 гг.). Новосибирск, 1998, с.59.
  36. ПРНОА/А: 13/10/2000; Вечерний Новосибирск. 06.09.2000.
  37. ПРНОА/А: 31/07/1998, 26/08/1999, 21/06/2000, 26/06/2000.
  38. ПРНОА/А: 19/02/1999, 28/06/1999, 02/07/1999, 28/03/2000; Новосибирская область: Итоги и перспективы (1996–2001 гг.). Новосибирск, 1998, с.29; Вечерний Новосибирск. 31.01.2001.
  39. ПРНОА/А: 22/06/1999; Вечерний Новосибирск. 18.10.2000.
  40. ПРНОА/А: 29/03/1999 13/04/1999 05/08/1999 25/08/1999 15/10/1999. Вечерний Новосибирск. 15.08.2000.
  41. ПРНОА/А: 26/06/1998, 19/05/1999 15/06/2000 17/10/2000, 18/10/2000 19/10/2000.
  42. ПРНОА/А: 29/09/1999, 03/12/1999, 16/06/2000.
  43. Вечерний Новосибирск. 07.12.2000.
  44. ПРНОА/А: 12/02/1999, 07/04/1999, 02/12/1999.
  45. Вечерний Новосибирск. 01.12.2000.
  46. ПРНОА/А: 04/12/1998, 16/03/1999, 21/04/1999, 29/04/1999, 27/05/1999, 25/10/1999, 16/08/2000.
  47. ПРНОА/А: 07/08/1998 25/12/1998.
  48. ПРНОА/А: 26/04/1999.
  49. ПРНОА/А: 25/11/1999.
  50. ПРНОА/А: 24/12/1998. Уровень жизни населения Новосибирской области…, с.73.
  51. Новосибирская область: Итоги и перспективы (1996–2001 гг.). Новосибирск, 1998, с. 69; Уровень жизни населения Новосибирской области…, с.64; Вечерний Новосибирск. 13.12.2000.
  52. ПРНОА/А: 03/08/1998.
  53. ПРНОА/А: 13/08/1998, 29/10/1998.
  54. Новосибирская таможня (http://customs.gcom.ru/history/istor.html).
  55. ПРНОА/А: 25/05/1999.
  56. ПРНОА/А: 07/06/1999.
  57. Вечерний Новосибирск. 04.12.2000.
  58. ПРНОА/А: 11/08/2000; Вечерний Новосибирск. 22.01.2001.
  59. Новосибирская область: Итоги и перспективы (1996–2001 гг.). Новосибирск, 1998, с. 69–70.
  60. Вечерний Новосибирск. 20.12.2000, 30.12.2000.
  61. Вечерний Новосибирск. 06.09.2000, 25.12.2000.

, , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко