Проблемы обустройства российско-казахской государственной границы. Сибирский региональный срез

 

Распад СССР повлёк за собой коренное изменение конфигурации и обустроенности государственной границы. С одной стороны, в результате возникновения так называемого «ближнего зарубежья» целый ряд российских регионов приобрёл статус приграничных территорий, столкнувшись с совокупностью разноплановых и весьма болезненных проблем. С другой — федеральный центр получил 15 тысяч километров юридически неоформленной, неоснащённой, слабо контролируемой границы, оставаясь при этом обременённым кризисными явлениями и процессами постперестроечной эпохи.

С нашей точки зрения, значительный научный и практический интерес представляет ситуация, сложившаяся сегодня в соприкасающихся с Казахстаном областях Сибири (Республика Алтай, Алтайский край, Тюменская, Омская, Новосибирская области). Во-первых, российско-казахстанская государственная граница — самая протяженная в мире и составляет 7509 км; только на долю Западной Сибири приходится около 2700 км этой границы. Вследствие огромной протяжённости и сравнительно недавнего появления, а следовательно, и недостаточной обустроенности, именно она создаёт питательную почву для усиления угрозы национальной безопасности РФ. Во-вторых, южный участок границы, расположенный в пределах сибирских территорий, в обозримом будущем обещает быть наиболее оживлённым, подвергающимся особенно активным воздействиям со стороны беспокойных азиатских соседей. Изучение опыта строительства границы между Сибирью и Казахстаном имеет важное значение и в том отношении, что уровень доходов большинства сибирских регионов заметно ниже регионов Европейской России, а это создаёт специфические условия приграничной деятельности, нуждающиеся в глубоком осмыслении.

Следует выделить несколько нерешённых проблем, создающих трудности в обустройстве границы. Первая из них — это незавершённость процесса оформления российско-казахстанской государственной границы в международно-правовом аспекте. 13 июля 1998 г. президенты Б. Ельцин и Н. Назарбаев подписали Соглашение о делимитации (описании) границы. Ровно год спустя, 13 июля 1999 г., постановлениями правительств двух стран для этих целей были созданы особые российские и казахстанские делегации. Межевание начали проводить с запада, с Астраханской области, поэтому до сибирских регионов дело дошло только к 2002 г. На сегодняшний день делимитировано 70% границы, что составляет около 5 тысяч километров [1]. Таким образом, почти 1/3 этой границы пока ещё не имеет даже чётких очертаний.

После завершения делимитации президентам двух стран предстоит подписать Договор о границе, и лишь затем состоится демаркация, т.е. инженерно-техническое закрепление границы — строительство пограничных сооружений, проведение контрольно-следовой полосы и т.д. Это произойдет, по некоторым оценкам, не раньше 2012 г. Пока же казахстанская граница во многих случаях не ограждена пограничными знаками; лесозащитная либо двойная тракторная полоса служит единственной разделительной чертой между суверенными государствами. Не могут считаться серьёзной преградой на пути нарушителей несколько десятков пограничных и таможенных постов, разбросанных на многие сотни километров, к тому же удалённых от границы на расстояние от 30 до 100 км. Кстати, последнее обстоятельство создаёт существенные юридические препятствия в привлечении этих нарушителей к административной и уголовной ответственности. Не спасают положения и передвижные мобильные наряды, дозоры и секреты.

Зыбкость рубежей обусловлена и крайней скудостью современного бюджетного финансирования пограничной стражи. Юго-Восточное региональное управление Федеральной пограничной службы России (ЮВРУ ФПС РФ, командующий — генерал-лейтенант Р. Ш. Муллаянов), со штаб-квартирой в Челябинске, специально созданное в августе 1998 г. для охраны российско-казахстанской границы, испытывает огромные трудности материального порядка. По признанию самих сотрудников ФПС, отсутствует необходимое инженерно-техническое оборудование существующей линии границы, почти не ведется строительство пограничных и таможенных постов, пунктов пропуска, пунктов упрощенного перехода, чрезвычайно низка техническая оснащенность действующих пограничных и таможенных подразделений — ощущается острая нехватка автомобильного транспорта, средств связи, денежных средств на содержание личного состава, оплату тепловой и электрической энергии, плохо или совсем не оборудованы служебные помещения, не налажен быт пограничников. Несмотря на постановление Правительства РФ от 29 июня 1999 г. « О неотложных мерах материально-технического обеспечения обустройства государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан», положение и по сей день продолжает оставаться тяжёлым. Порой дело доходит до того, что рядовой состав пограничных подразделений, имеющий месячный оклад в размере 2000 рублей, вынужден добровольно жертвовать часть жалованья на обустройство застав и постов и даже ездить за свой счёт в служебные командировки [2].

В поисках выхода из непростой ситуации пограничники используют все доступные им средства — от сдержанных петиций в адрес центра до униженных просьб о помощи, обращённых к провинциальным бизнесменам. Командующий ЮВРУ ФПС РФ Р. Ш. Муллаянов в течение нескольких последних лет постоянно взывает о финансовой поддержке к администрации сибирских регионов. Привлекаются влиятельные фигуры из числа бывших руководителей пограничных войск (например, генерал-майор в отставке, заместитель председателя Совета ветеранов погранвойск П. А. Иванчишин) для оказания необходимого воздействия на государственные структуры в Москве [3].

Следует заметить, что ходатайства о финансовой помощи, как правило, не оставляются без внимания провинциальной властью, испытывающей, как известно, собственные финансовые проблемы. Это и понятно — надёжная охрана государственной границы становится жизненно важным интересом региональной элиты. Нарастающий поток контрабандных товаров, наркотиков, незаконная миграция, усиливая нестабильность в сибирских регионах, помимо прочего, создают реальную угрозу доминирующему экономическому и политическому положению сформировавшегося периферийного истэблишмента.

Вопросы долевого финансирования обустройства границы с Казахстаном в рассматриваемый период неоднократно обсуждались и получали положительное решение в республиканских, краевых, областных и районных администрациях Сибири. Эти же вопросы являются предметом заботы представителей президента РФ в Уральском и Сибирском федеральных округах, Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Вносят весомую лепту в дело укрепления границы всевозможные муниципальные образования и коммерческие структуры [4]. Совместными усилиями удаётся поддерживать сравнительно устойчивый поступательный процесс обустройства российско-казахстанской государственной границы и функционирования пограничной и таможенной служб.

Тем не менее, обстановка в приграничных областях продолжает оставаться крайне напряжённой и имеет тенденцию к ухудшению. Увеличивается незаконный оборот наркотиков. Так, только в пределах одной Новосибирской области за 2000 г. было изъято около 315 кг, а за неполный 2001 г. — более 500 кг наркотических веществ. Причём, если в предшествующие годы распространялись главным образом гашиш и марихуана, то теперь львиную долю начинают составлять сильнодействующие препараты — героин и кокаин [5].

Растёт число незаконных мигрантов — выходцев из Шри-Ланки, Цейлона, Пакистана, Афганистана, Монголии, вынужденных переселенцев из Республики Казахстан. Значительная их часть переправляется транзитом через «сибирский транспортный коридор» в Москву, а оттуда — на заработки в страны Европы. Преступные сообщества по обе стороны границы получают огромные доходы, организуя тайный провоз мигрантов на территорию России. При этом почти все лица, занимающиеся криминальным миграционным бизнесом, остаются недосягаемыми для российских спецслужб.

Еще одна категория нежелательных гостей на российско-казахстанской границе — чеченцы. Есть сведения о том, что чеченские боевики предпочитают отдыхать в Казахстане, а именно в районах, граничащих с Омской областью. Крестьяне из приграничных сёл области утверждают, что к живущим здесь чеченцам регулярно приходят гонцы из Казахстана и призывают пополнить ряды боевиков. Казахстанские власти это не подтверждают, но в то же время признают, что не в состоянии надёжно контролировать чеченскую диаспору [6].

Чудовищные масштабы приобретает контрабандный ввоз товаров, главным образом одежды и обуви китайского производства, но вместе с тем регистрируются случаи незаконного ввоза угля, спирта, винно-водочных и табачных изделий, овощей и фруктов, растительного масла, комбайнов и тракторов, запасных частей к сельскохозяйственной технике и автомашинам. Партии нелегально ввозимых грузов измеряются десятками тонн, сотнями миллионов рублей и перемещаются через границу караванами грузовых автомобилей либо составами товарных поездов. Еженедельные сообщения в провинциальной прессе о фактах задержания контрабандистов напоминают сводки с театра военных действий [7]. Только за три месяца (январь-март) 2001 г. в Сибирском федеральном округе пограничники пресекли 165 попыток незаконного перемещения через границу грузов; за весь же 2001 г. Западно-Сибирская оперативная таможня, входящая в состав Сибирского таможенного управления, произвела штрафов на сумму свыше 322 млн. руб. и завела более 5 тысяч дел (в том числе 229 уголовных) о нарушении таможенных правил [8].

Поток контрабанды с территории Казахстана дополняется валом встречной контрабанды с территории РФ. Из Сибири в огромных количествах вывозятся цветные металлы, горюче-смазочные материалы, медикаменты. Так, в 2001 г. на российско-казахстанской границе было пресечено 38 случаев незаконного провоза медицинских препаратов. Общая стоимость изъятого составила почти 2,5 млн. рублей. Фиксируются попытки переправки оружия и боеприпасов. Систематическими стали кражи скота. В милицейских сводках отмечается ежегодное приращение числа таких краж на 13–17%.Учащаются случаи хищения леса браконьерами из Казахстана [9].

Положение усугубляется тем, что в сферу нелегального бизнеса оказываются вовлечены как представители силовых ведомств, несущие прямую ответственность за охрану государственной границы, так и население, проживающее в приграничных районах. Коррупция глубоко проникла в руководящие слои Сибирского таможенного управления, Западно-Сибирской оперативной, Тюменской, Алтайской и Толмачёвской таможен, в командный состав отдельных воинских частей [10]. Речь идёт не просто о попустительстве нарушителям границы, но о явном соучастии в организации преступной деятельности, пособничестве экономической экспансии иностранных государств в Сибири. Активно сотрудничают с контрабандистами и местные жители — вытягивают из грязи застрявшие грузовики с контрабандным товаром, указывают удобные просёлочные пути в обход пограничных и таможенных постов, пробивают зимой тракторами дороги в заснеженных полях, берутся за доставку нерастаможенного груза по назначению (последнее действие в приграничных сёлах получило даже специальное условное обозначение — «привезти навоз»). Несомненно, основной причиной криминализации и депатриотизации сибирского населения выступает критически низкий уровень жизни большей части обитателей примыкающих к границе территорий.

Интересные данные удалось получить работникам ЮВРУ ФПС РФ в ходе недавно проведённого опроса жителей приграничных областей. Так, треть россиян, согласно исследованию, «далеко не всегда» соблюдает формальности перехода границы в зоне ответственности ЮВРУ, а 15–20 % их полностью игнорируют. Третья часть респондентов не расположена к сотрудничеству с пограничной службой [11]. Столь откровенная нелояльность к властям и пренебрежение пограничным режимом со стороны, по меньшей мере, каждого третьего гражданина России, проживающего вблизи границы, — тревожный сигнал федеральному правительству и провинциальной администрации, побуждающий к принятию срочных и адекватных мер, прежде всего, социально-экономического порядка. Опасность сгущающейся вдоль границы атмосферы вседозволенности и неуважения к закону, помимо прочего, заключена ещё и в том, что личный состав пограничных подразделений в настоящее время вербуется на контрактной основе из числа тех же самых местных жителей, развращённых контрабандным бизнесом.

Вал китайского дешёвого ширпотреба в настоящее время представляет наибольшую угрозу для сибирских территорий. Демпинг контрабандных товаров разоряет предпринимателей, лишает трудящихся рабочих мест, а региональные бюджеты — налоговых поступлений. Кроме того, нелицензированные продукты наносят ущерб здоровью, а порой просто опасны для жизни потребителей. Проблема «серого» импорта уже приобрела политическую тональность. Многотысячные митинги протеста против потворства официальных властей массированной контрабанде летом 2001 и весной 2002 г. прошли в Новосибирской, Омской, Тюменской, Челябинской, Саратовской, Ивановской и др. областях. Инициатором этих выступлений стал Союз обувщиков Сибири. С его же подачи депутаты Новосибирского областного Совета в июне 2001 г. в порядке законодательной инициативы внесли в Государственную думу предложение перевести контрабанду из сферы экономических преступлений в сферу преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства [12].

Необходимо констатировать огромные усилия, прилагаемые командованием ЮВРУ ФПС РФ, руководством Государственного таможенного комитета, органов внутренних дел и других учреждений по сохранению и укреплению устойчивости российско-казахстанской государственной границы. Не ставя перед собой цель перечислить весь комплекс реализуемых мероприятий, часть из которых, к тому же, уже упоминалась прежде, остановимся лишь на некоторых, имеющих важное значение и могущих дать позитивный результат в ближайшие годы. Прежде всего, более постоянным и глубоким становится взаимодействие между пограничниками и региональной политической элитой Сибири. В традицию вошли регулярные консультативные встречи руководителей погранслужбы и глав администраций сибирских регионов с участием представителей федеральных органов исполнительной власти. Налаживается и межграничное взаимодействие. Периодически проводятся совещания руководителей правоохранительных органов приграничных областей России и Казахстана, начальников транспортных органов и подразделений по борьбе с организованной преступностью, пограничных представителей отдельных участков российско-казахстанской государственной границы, рабочие встречи таможенников двух государств, руководителей приграничных управлений ФСБ РФ Сибирского федерального округа и департаментов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан из областей, непосредственно граничащих с  территорией округа — Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Северо-Казахстанской [13]. Лучшая осведомлённость о положении на границе, более точная координация взаимных усилий по пресечению и профилактике её нарушений, планирование и осуществление совместных широкомасштабных спецопераций, отыскание новых источников финансирования — вот далеко не полный перечень итогов этих встреч.

О приграничных спецоперациях хотелось бы сказать отдельно. Будучи паллиативной мерой, они хотя и не способны принципиально изменить в целом неблагоприятную ситуацию на границе, тем не менее дают известный позитивный эффект в плане устрашения потенциальных и реальных нарушителей пограничного режима, а также снижения уровня преступности в сибирских регионах. За несколько лет проведены сотни таких операций, а некоторые из них — «Канал», «Караван-авто», «Мак», «Допинг», «Рубеж», «Трал-Перехват» и другие — получили статус регулярных. По данным Западно-Сибирской оперативной таможни, принимающей в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД и ФПС активное участие в спецоперациях, только в зоне её ответственности «за короткий срок», как указано в сводке, изъято контрабандных товаров на сумму более 160 млн. рублей; по сведениям УВД Новосибирской области в ходе 30 подобных рейдов пресечен незаконный вывоз бензина в количестве 38,5 т, цемента — 28 т, задержано контрабанды на сумму 300 тыс. руб., изъято 2 единицы огнестрельного оружия и более 2 килограммов наркотических средств [14].

Несомненную пользу в деле наведения порядка на границе могут принести посты миграционного контроля, создаваемые на железной дороге и автомобильных трассах, пересекающих российско-казахстанскую границу. В ряде областей предпринимаются попытки налаживания компьютерной системы учета населения, взаимного обмена информацией заинтересованных ведомств по поводу перемещений иностранных граждан. Однако, и в данном случае нельзя ожидать больших результатов до тех пор, пока сохраняется значительная «прозрачность» рубежей РФ.

Важным направлением обустройства границы является развёртывание деятельности санитарно-карантинных пунктов, в задачу которых входит предупреждение ввоза на территорию России вредных для здоровья населения продуктов и товаров, а также особо опасных инфекций. Такие пункты уже функционируют в Алтайском крае, Новосибирской области и приносят ощутимые плоды. Так, только по данным Алтайского краевого Госсанэпиднадзора, в течение 2001 г. в 23 случаях было отказано в выдаче гигиенических заключений на ряд недоброкачественных промышленных товаров производства КНР, в связи с эпидемией ящура прекращён экспорт продовольствия из Казахстана, пресечена попытка ввоза материалов с высокой степенью радиоактивности [15].

Определённый позитивный результат достигается благодаря периодическому очищению органов экономической защиты государства от коррумпированных, разложившихся элементов. Вынесен приговор бывшим сотрудникам Алтайской таможни, уличённым в беспошлинном ввозе 230 престижных иномарок, бывшему первому заместителю начальника Тюменской таможни — за соучастие в контрабанде китайских товаров. Отстранены от должностей с последующим возбуждением уголовных дел начальники Сибирского таможенного управления, Западно-Сибирской оперативной и Толмачёвской таможен. Тем не менее, приходится признать, что при самых героических усилиях таможенных отделов собственной безопасности, их борьба с коррупцией, на фоне повальной продажности государственных чиновников в центре и на местах, обнищания и моральной деградации значительной части общества, вряд ли способна увенчаться полным успехом.

Значительный и во многом не востребованный потенциал активизации региональной пограничной политики заложен в отдельных слоях населения, готовых и способных продуктивно сотрудничать с органами защиты границы. В самое последнее время предприняты заметные усилия по формированию положительного имиджа ФПС и таможенных учреждений, воссозданию движения юных друзей пограничников, вербовке добровольных народных дружин по охране границы. Однако, к сожалению, процесс этот пока ещё находится в самой начальной стадии.

Приведённые сведения о современном состоянии российско-казахстанской государственной границы на её сибирском участке, как видим, не дают оснований для оптимизма. Существует множество проблем (незавершённая делимитация и демаркация, недостаточное финансирование служб охраны границы, коррумпированность этих служб, общественная деморализация и пр.), решение которых носит долгосрочный характер, но является обязательным условием обеспечения национальной безопасности РФ. Потребность в скорейшем завершении строительства границы вступает, следовательно, в острое противоречие с ограниченностью ресурсов  — материально-вещественных, финансовых, юридических, человеческих, нравственных — доступных в данный момент федеральной и сибирским региональным властям. Таким образом, балансирование на грани перманентно воспроизводимой внешней угрозы с юга и имеющей тенденцию к усилению внутренней нестабильности — единственно возможное в обозримом будущем состояние для России вообще и приграничной Сибири в частности.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Страна.Ru. 2002. 29 марта. Режим доступа: http://www.strana.ru/topics/285/02/03/29/125058.html.
  2. Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2002. 19 апреля. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/04/19/news/16231.shtml; Там же. 2001. 9 августа. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/08/09/news/10624.shtml.
  3. Там же. 2002. 6 февраля. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/02/06/news/14574.shtml; Там же. 2002. 6 марта. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/03/06/news/15152.shtml; Пресс-релизы администрации НСО. 1999. 15 апреля. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=5784&about=2 ; Там же. 1999. 25 мая. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=5911&about=2.
  4. Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2001. 9 августа. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/08/09/news/10624.shtml; Там же. 2002. 6 марта. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/03/06/news/15152.shtml; ВСЛУХ.RU. Тюмень, 2001. 8 августа. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=11879; Там же. 2001. 19 октября. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=14207; Там же. 2002. 15 марта. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=20028; Там же. 2002. 22 мая. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=23066; Официальный сайт администрации Тюменской области. 2002. 12 апреля. Режим доступа: http://adm.tyumen.ru/news/04-2002/120402_all.shtml; Пресс-релизы администрации НСО. 2000. 11 августа. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=7586&about=2.
  5. Вечерний Новосибирск. 2001. 13 декабря. Режим доступа: http://www.vn.ru/011213/1213-23-05.html; Пресс-релизы администрации НСО. 2000. 11 августа. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=7586&about=2.
  6. Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2001. 14 августа. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/08/14/news/10727.shtml; Вечерний Новосибирск. 2001. 12 сентября. Режим доступа: http://www.vn.ru/010912/0912-23-16.html; Там же. 2001. 16 октября. Режим доступа: http://www.vn.ru/011016/1016-23-07.html; Пресс-релизы администрации НСО. 2000. 11 августа. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=7586&about=2; Страна.Ru. 2001, 14 декабря. Режим доступа: http://www.strana.ru/topics/285/01/12/14/93816.html.
  7. См. напр.: Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2002. 30 мая. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/05/30/news/17144.shtml ; Там же. 2002. 26 апреля. Режим доступа: ; Там же. 2002. 23 апреля. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/04/23/news/16319.shtml; Там же. 2002. 12 апреля. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/04/12/news/16070.shtml; Вечерний Новосибирск. 2001. 11 декабря. Режим доступа: http://www.vn.ru/011211/1211-23-16.html; Там же. 2001. 27 декабря. Режим доступа: http://www.vn.ru/011227/1227-23-19.html; Там же. 2001. 22 сентября. Режим доступа: http://www.vn.ru/010922/0922-23-16.html; ВСЛУХ.RU. Тюмень, 2001. 11 декабря Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=16194; Там же. 2002. 27 мая. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=23366; Официальный сайт администрации Тюменской области. 2002. 12 апреля. Режим доступа: http://adm.tyumen.ru/news/04-2002/120402_all.shtml и т.д.
  8. Алтай Weekly Review. 2001. 9 апреля. Режим доступа: http://www.bankfax.barrt.ru/arhiv/143/of/of6.htm; Вечерний Новосибирск. 2002. 18 января. Режим доступа: http://www.vn.ru/020118/0118-23-20.html.
  9. Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2001. 19 сентября. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/09/19/news/11505.shtml; Там же. 2002. 18 января. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/01/18/news/14165.shtml; Там же. 2002. 5 марта. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/03/05/news/15136.shtml.
  10. Там же. 2001. 21 ноября. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/11/21/news/12770.shtml; ВСЛУХ.RU. Тюмень, 2001. 12 ноября. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=14979; Вечерний Новосибирск. 2001. 7 марта. Режим доступа: http://www.vn.ru/010307/0307-23-17.html; Там же. 25 сентября. Режим доступа: http://www.vn.ru/010925/0925-23-01.html; Там же. 2002. 15 мая. Режим доступа: http://www.vn.ru/020515/0515-23-12.html.
  11. Красный путь. Омск, 2001. № 3. Режим доступа: http://www.kprf-omsk.ru/smi/kp/kp01-3.htm.
  12. Вечерний Новосибирск. 2001. 29 июня. Режим доступа: http://www.vn.ru/010629/0629-12-37.html : Там же. 19 июля. Режим доступа: http://www.vn.ru/010719/0719-11-07.html; Там же. 17 августа. Режим доступа: http://www.vn.ru/010817/0817-12-13.html; Там же. 2002. 25 апреля. Режим доступа: http://www.vn.ru/020425/0425-12-02.html.
  13. Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2001. 6 сентября. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/09/06/news/11290.shtml; Там же. 2002. 24 мая. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2002/05/24/news/16976.shtml; Вечерний Новосибирск. 2000. 4 декабря. Режим доступа: http://www.vn.ru/001204/1204-11-04.html; ВСЛУХ.RU. Тюмень, 2001. 20 апреля. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=9015; Там же. 2002. 8 февраля. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=18450; Там же. 2001. 9 октября. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/art.shtml?num=13787; Официальный сайт администрации Тюменской области. 2002. 12 апреля. Режим доступа: http://adm.tyumen.ru/news/04-2002/120402_all.shtml; Пресс-релизы администрации НСО. 1999. 7 июня. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=5969&about=2; Там же. 2002. 13 апреля. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=7087&about=2.
  14. Вечерний Новосибирск. 2002. 9 апреля. Режим доступа: http://www.vn.ru/020409/0409-17-15.html; Пресс-релизы администрации НСО. 1999. 7 июня. Режим доступа: http://www2.adm.nso.ru/cgi-bin/vest.pl?id_doc=5969&about=2.
  15. Алтайский молодёжный информационно-аналитический центр. 2001. 11 мая. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/05/11/news/8407.shtml; Там же. 15 июня. Режим доступа: http://www.amic.ru/data/2001/06/15/news/9326.shtml.

, , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко