Опыт реконструкции нумерологических оснований традиционного мировоззрения хакасов

 

Печатный аналог: Котожеков А.И. Опыт реконструкции нумерологических оснований традиционного мировоззрения хакасов // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1. Культурный космос Евразии. Новосибирск, 1999. С. 149-154.

Евразийство, как общее культурное самосознание народов Евразии, уходит своими корнями к истокам мифологии. В мифологии народов от древнего Китая до античной Греции, а также от Египта и Междуречья до северных народов Евразии распространены представления о первояйце, о трехчленной вертикали вселенной и другие общие представления (См.: [5]). Так, народы Центральной Азии и Китая мир видели состоящим из четырех стихий (См.: [4]). Индоарийская традиция мир определяла через четыре элемента мира (бхута) [7, с. 38]. Зороастризм Передней Азии знал четырех адитьев-демиургов и организаторов мира [2, с. 66]. Мыслители древней Греции учили о четырех атомах мироздания [3, с. 89]. Славянский Перун и Перкунас народов севера Европы были четырехлики (См.: [8]) и т.д. Возможно, все эти мифологические параллели обусловлены тесными контактами народов Евразии при переселении их за многие века, а возможно это — отголоски и комментарии к некоему общему знанию о мире, существовавшему в евразийских просторах и зафиксированному на его периферии.

В данной статье предлагается опыт реконструкции нумерологических оснований мировоззрения одного из народов Центральной Азии, генетически восходящего к енисейским кыргызам, — хакасов.

Говоря о нумерологии в хакасской традиционной культуре, следует выявить письменную и фольклорную традицию, ибо числовые характеристики явлений и событий в фольклоре очень часты. Так, использование числа три (3) можно истолковать как достаточность: три попытки, три испытания, три года герою, три поколения героев охватывает богатырское сказание. Также популярно в фольклоре число девять (9), используемое как показатель полноты: девять саженей роста, девять фляжек вина в подарок, скот девяти наименований преподносился при сватовстве, девятисоставной народ участвует на празднествах и т.д. Девять можно трактовать как строенное три — достаточность достаточного. Также фольклор хакасов использует и другие цифровые характеристики: семь (7) лет наставницам-сестрам, шести- (6), восьми- (8) гранные вершины гор или юрта. На плечах девушек по пять(5)десяти шесть(6)десят косичек и т.д. Попытаемся рассмотреть семантические значения названий хакасских числительных

Так, цифру один (1) — по-хакасски «пир», можно возвести к глаголу «пырлирга» (пырла) — пылать (пылай), или к парному существительному «пир-пар» , обозначающему пыл,сильный жар от огня.

Цифра два (2) — по-хакасски «ики» — возводится к «ике» — нежность. Для сравнения: оборот «икем-кинджем» обозначает обращение к младшей родственнице, дословно обозначающее — ласковая привязанность.

Цифра три (3) — по-хакасски «юс». Корень «юс» как в мягкой огласовке, так и в твердой как «ус» входит в корень нескольких слов, обозначающих верх, вершину, острие, мастерство, а также в звонкой огласовке «юз» является глаголом, который переводится — обрывай, рви, и производному от этого глагола «юзут» — дух смерти (обрыватель жизни).

Цифру четыре (4) — по-хакасски «тёрть» — можно идентифицировать с глаголом «тёрит» — рожай (рождать), производить в жизнь.

Цифра пять (5) — по-хакасски «пис». Слово пис как корень в твердой и мягкой огласовке входит в слова: крои — «пыс», варись — «пыз», лучись — «пызангна», шило (шип) — «пыс», а также в личное местоимение мы — «пис».

Цифра шесть (6) — по-хакасски «алты». Слово «алты» обозначает низ чего-нибудь.

Цифра семь (7) — по-хакасски «чити». Слово «чит» входит в корень слов «читти» — дошел, «читиг» — наточенный (острый), «чит» — исчезни и др.

Цифра восемь — по-хакасски «сигис». Слово «сигис», так же как и латинское слово секс, имеет значение акта совокупления.

Цифра девять (9) — по-хакасски «тогыс». Слово «тогыс» переводится как работа. Но, наряду с этим, в хакасском языке есть другое слово, обозначающее работу — «ис». И это слово входит составной частью в слово «тогас» (тог-ис). Можно предположить, что этимологически, слово «тогыс» является составным, состоящим из «тог» — наполненный, сытыйи «ис» — работа, т.е. работа на наполнение, на насыщение.

И цифра десять (10) — по-хакасски «он». Слово не имеет прямых аналогов. Но есть близкое по звучанию слово «онг» — правое, польза, удача.

Такова семантика слов, обозначающих числительные первого десятка. Что обращает на себя внимание в этом ряду? Это некоторая повторяемость значений. Например: три — вершина,острие и семь — наточенные, острые; или: один — пыл, жар и пять — лучиться, вариться. Или: цифра четыре — рожай и восемь — совокупляться, совершать акт начала рождения. Учитывая, что мир хакасов в традиционном понимании имел уклон с юга на север, где юг был верхом и мужской половиной, а север — низом и женской половиной, то цифры три, семь можно отнести к возвышениям, свойственным югу (мужской половине), а два как нежность и шесть как низ можно отнести к женской половине.

Итак, резюмируя наш семантический анализ названий числительных, можно сделать вывод о циклической повторяемости их значений: один и пять как символ жара, два и шесть как символы женского начала (половины), три и семь как символы мужской половины, четыре и восемь как символы рождения, зачатия. Цикл повторений идет через четыре, через символ рождения. Далее, если мы будем рассматривать названия десятков, то обращает на себя внимание обозначение четвертого десятка — «хырых» — как граница, рубеж, горизонт и т.д., обозначая предел.

Принимая порядковый ряд числительных как вектор последовательности, мы выстраиваем следующий структурный ряд значений: сначала жар, потом нежное женское, потом вершина — мужское и, наконец, рождение. Это первый цикл. Затем лучистое (раскроенное или расходящееся шипами), затем низ, нижнее, женское, потом наточенное (мужское) и соитие. После этого цикла наступает девять, как работа на насыщение или полнота полного. Предложенная структура значений числительных почти один к одному совпадает с китайским нумерологическим пониманием учения о Дао (Великом пути). Только в нашем примере вместо дао выступает жар, перекликаясь с идеей Гераклита и космогоническими мифами Индии, а вместо инь и ян — вершина (мужское) и низ (женское).

Этот ряд числительных, представленных в своих основных значениях, представляются неким методологическим принципом понимания процессов мира. И этот методологический принцип предполагает, на взгляд автора, понимание мировых процессов через принцип единства, целостности процессов, единства разрозненных явлений, относящихся к женским и мужским началам мироздания. Структурно это выглядит как взаимодействие двух антагонистических начал, женского и мужского, или земного и небесного (отрицательного и положительного в европейской традиций), через синтез (акт совокупления или атмосферу — диффузный слой между Землей и Небом). Синтез приводит к акту рождения, раздвоений или размножению единств. Этому подвержена не только вся вселенная, но и каждая ее составляющая часть. Здесь синтез подразумевает объединение двух противоположных начал, которое ведет к рождению нового или разъединению. Это единство и борьба противоположностей, ведущее к гегелевскому «скачку». Только в нашем примере вместо скачка как движущей силы освобождения духа представлен акт рождения иного, переход за границы цикла. И этот факт рождения иного или перехода рубежа, позволяет нам определить цикл как целостность, как единство или понятие системы. Принцип единства — это принцип системы.

З. Г. Винограй, задавшийся целью, объединив все работы по общей теории систем, синтезировать метатеорию, приходит к следующему выводу, что «система — это объект, разрешающий актуальные противоречия «за счет функциональной ориентированности своей динамики и конструкции…»[1, с. 46]. В этой схеме взаимодействие женского и мужского и есть то противоречие, которое решается их синтезом, рождая или выводя за пределы противоречия (системы) новое качество. То есть, в соответствии схакасскими (в том числе и тюркскими) числительными, система или принцип целостности определялся двумя противоречиями, где первое образовано низменным (женским) и возвышенным (мужским), а второе — их синтезом (единением) и результатом синтеза — рождением (актуализацией) нового, отделением от изначального, выходом за рубеж синтезированного противоречия. Их можно обозначить, пользуясь схемой Гегеля, как «тезис — антитезис» (актуализация неотезиса). Это два противоречия, одно из которых, образованное тезисом-антитезисом есть причина целостности, а синтез-антисинтез (актуализация неотезиса) является следствием первого или его функцией».

Раскладывая значения хакасских числительных в гегелевской схеме, получаем следующую структуру. Один (пир) как жар и символ единства является тезисом единства. И этот тезис единства рождает в себе как противоречие антитезис единства — неединство. Это два (ики) — нежное, женское, робкое, нерешительное — синонимы двойственности. Это еще не есть неединство, это есть тенденция неединства, ее потенция или латентная суть неединства. И эти тенденции единства и неединства как тезис и антитезис, третьим порядком входят во взаимодействие, рождая или создавая «синтез», как венец, вершину единения, апогей этого противоречия. Этот синтез, в свою очередь, как апогей переходит в антисинтез, в актуализацию неотезиса, к рождению (четыре). Антисинтез рождает неотезис — пять — раскроенное единство, переваренное единство, в смысле переведенное в иное качество единство, — множество единств. Пять — это единое (один), которое, лучась, через шилья-лучи раскраивается во множество. И это пять, множество единств (систем), как «неотезис» рождают в себе антинеотезис (шесть), в виде множества неединств. И эти вновь рожденные «неотезис» и «антинеотезис» входят в свою очередь во взаимодействие, рождая «неосинтез» — апогей своего взаимодействия (семь). А неосинтез рождает свое противоречие как актуализация нового «неотезиса» (антинеосинтез) (восемь). Этот новый неотезис (девять) есть полнота мира.

В этом семантическом ряду тезис и антитезис есть дуальные противоположности, которые имеют разность потенциалов. Эта разность потенциалов есть причина и сила системы (вселенной). А их синтез является условием взаимодействия этих дуальных сил (потенций) или матрицей решения этого противоречия. Это условие или матрица, по которой решались дуальные противоречия вселенной, в традиционном мировоззрении воспринимались как Воля Неба или Закон Неба, а в противоречии систем, входящих в общую вселенскую систему — волей или сознанием этих систем. Таким образом, все уровни систем вселенной обладали сознанием и волей.

Это взаимодействие Причины, как дуального противоречия, и Следствия, как матрицы решения этого противоречия, отражено в работе Я. Дюмэзиля о вэаимодействии варунических и митраических сил [2, с. 49–55]. Варуна, как истинная речь, действенное начало мироздания, имеющее начало и конец, как тезис и антитезис, перетекает из одного состояния в другое по условиям Митры — договора или в нашем контексте -«синтеза», рождая актуализацию неотезиса. Это подтверждение гипотезы о том, что мир есть взаимодействие энергии (Варуны) и информации (Митры), а материальный мир — это неотезис.

Как пример функционирования системной структуры «тезис-антитезис» и «синтез-актуализация неотезиса», можно привести следующее. Взаимодействие тепла и холода, как тезиса и антитезиса, может происходить в условиях парового двигателя или в других, скажем, в условиях свистящего носика чайника. Здесь синтез, как условие парового двигателя есть матрица, разрешающая противоречие тепла и холода (пара нагретого и охлажденного) и рождающая, как неотезис, поступательное движение. Поступательное движение — это не холод и не тепло. Это новая сущность, это новая функция, которую рождает единая, цельная система «паровой двигатель».

Каждый неотезис, как функция, направленная на «внерубеж» системы, есть уже причина противоречия вне системы, преобразуя среду в антисистему, рождающую антифункцию. И для этой антисиетемы неотезис явился причиной и целеполаганием (при организации). И этот неотезис, являясь ориентирующим целеполаганием для антисистемы, вызвал антинеотезис, образовав противоречие нового порядка и вызвав синтез как функцию системы другого порядка, в которой изначальная система и антисистема выполняют роль (функцию) неотезиса и антинеотезиса. И в этой иерархии разнопорядковых (разноуровневых) систем находится вся вселенная как целостность и единство, т.е. система. И в этой системе любой объект или явление есть вещь, которая явилась не сама по себе, а вызывается иной, внешней функцией. Этот принцип являлся в традиционном мировоззрении долженствованием или судьбой. Связанные принципом долженствования системы не делились на живые или неживые, на разумные и неразумные. Они делились уровнем организации системы. И все системы опосредованно были включены в общую функцию Неба, объединены волей Неба. Этим принципом долженствования и объясняется синкретичность хакасского мировоззрения.

Также жизненное пространство людей, подлунный мир, промежуточный между Небом и Землей, есть система с четырехчастными компонентами. Четырехчастность подлунного мира отражена в его четырех сторонах, где Востоку, месту восхода солнца, отводилась роль творца жизни, вдохновителя всех начал, укрепления всего нового. Эта роль связывалась со стихией воздуха, свежести. Это был тезис жизни. Антитезисом жизни выступал Запад, играющий роль обрывателя процессов дня и жизни. Там обрывался ход солнца, туда уходят души мертвых -юзуты. Там находилась страна мертвых и стихия сухости, камня.

Синтезирующим эти два антагонистических начала, тезиса и антитезиса жизни, являлся Юг, верхняя сторона мира, олицетворяемый Белым Оленем (Ах Пуга). Юг — это стихия огня, родина огня — Мать Огня (Орт Ымай).

И четвертой, актуализирующей все новое и поглощающей все старое (мертвое), являлась нижняя сторона мира. Север, где находились родовые воды, стихия воды. Олицетворял Север и нижний мир Сивый Бык (Кёк Пуга).

В эту же семантическую структуру можно уложить и трехглазые окуневские личины, где два крайних глаза — тезис и антитезис, а средний глаз — синтез. А рот личины, как бы раздваивающийся концентрический Круг, есть всепоглощающая стихия родовых вод.

Три глаза этих личин в верхней части — области Неба, три зоны в средней части, образованные щеками и носом, — области дыхания или атмосферы, и три части в нижней области, образованных ртом и «челюстями» — область Земли. Все это соответствует квадрату из девяти клеток (ритуальной ложке с девятью «глазами») или магическому квадрату (матрка) из девяти клеток со вписанными в определенном порядке цифрами от I до 9, дающих в сумме по всем вертикалям и горизонталям, а также по диагоналям одну и ту же цифру 15. Этой матркой, по свидетельству Радлова, хакасы пользовались еще в середине XIX века в гаданиях «Хубанах» [6, с. 304].

Принцип построения магического ряда цифр в этой матрке также подчинен четырехчастному принципу развертывания мировых процессов. Сама матрка образована зонами Неба, Земли, их прошлым, как причиной, и будущим, как следствием (см. рис.).

 

 "Магический квадрат"

Магический квадрат

Матрка, образованная этими четырьмя зонами, состоит из 9 зон, которые соответствуют девяти клеткам «магического квадрата». Порядок построения магического ряда следующий: первым актуализируется зона земли, обозначенная цифрой один. Эта зона становится тезисом, соседняя, образованная зонами земли и причины, зона под цифрой 6, выступает антитезисом. Зона причины под цифрой 7 выступает синтезом и только в зоне, образованной небом и причиной, четвертым порядком актуализируется вторая зона под цифрой 2. Вторая актуализированная зона становится неотезисом, соседняя, зона неба, становится неотезисом, зона под цифрой 4 — синтез и зона следствия — зоной актуализации — третьей актуализацией. Цикл от зоны под цифрой 1 до актуализации второй зоны (цифра 2) есть цикл тезисный, второй цикл от цифры 2 до цифры 3 — антитезисный. Следующий цикл по нашей схеме должен быть синтезным, то есть суммированным, и этот цикл актуализируется через 7 на 8 зоне, от зоны 3 через 8, 1, 6, 7, 2, 9 и на 4-ой актуализируется. Четвертый цикл должен быть по нашей схеме рождающим, актуализирующим. В нашем случае циклы от цифры 1, 2, 3, 4 шли против часовой стрелки — это тезисное движение, актуализироваться теперь должно антитезисное движение, т.е. движение по часовой стрелке, зеркальное первому движению. И четвертым порядком от цифры 4, через цифру 5 к зоне под цифрой 6 актуализируется новое движение, новое направление через S-образный переход по диагонали. Новое, антитезисное движение, зеркальное тезисному, разворачивается (для равновесия) с синтезного движения, и актуализация происходит через 7 на восьмой зоне по часовой стрелке — это зона причины под цифрой 7, далее антитезисный цикл (зона 8) и тезисный цикл (зона 9). Обозначая порядок актуализации зон порядковыми числительными, мы получаем магический квадрат, где сумма этих чисел по горизонтали, по вертикали и по диагонали везде равна 15.

Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что в системе хакасских (тюркских) числительных заложен принцип понимания мира, который определил организацию всех сфер традиционного уклада жизни хакасов.

БИБДИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Винограй Э. Г. Основы общей теории систем. Кемерово, 1993.
  2. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.,1986.
  3. Евсюков В. В. Мифы о мироздании. М.,1986.
  4. Лукьянов Ю. Дао «книги перемен». М., 1993.
  5. Мифология народов мира (энциклопедия). М., 1991. т. 1,2.
  6. Радлов В. В. Из Сибири (страницы дневника). М., 1989.
  7. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.
  8. Энциклопедия для детей. «Религии мира» М., 1997. Т. 6. Ч.1.

, , , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко