Институты гражданского общества в постсоветской Хакасии

 

Печатный аналог: Анайбан З.В. Институты гражданского общества в постсоветской Хакасии // Власть и общество в Сибири в XX веке. Сборник научных статей. Вып. 3 / Науч. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск: Параллель, 2012. С. 256–268. (PDF, 255 Кб)

Как известно, постсоветский период ознаменован появлением и формированием во всех регионах Российской Федерации большого числа общественных организаций и объединений, отличающихся разнообразием и спецификой как по форме, так и по содержанию своей деятельности. В данной статье на основе статистического и эмпирического материала делается по­пытка показать особенности формирования современных институтов гражданского общества в отдельно взятом субъекте Российской Федерации — Республике Хакасия. При этом особое вни­мание в силу ряда причин, основным из которых является их наибольшая активность и плодотворная деятельность, будет уделено хакасским национальным и женским объединениям.

По данным министерства юстиции республики, в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций в настоящее время содержатся сведения о 636 некоммерческих организациях. Из года в год на протяжении последних лет наблюдается тенденция постепенного роста их общего числа. Так, с 2005 г. численность общественных объеди­нений увеличилась с 333 до 348, а религиозных — с 70 до 76 организаций [1].

На основе полученного в министерстве национальной и территориальной политики Республики Хакасия эмпирического материала попытаемся дать типологизацию имеющихся в республике общественных объединений [2]. С этой целью условно объединим их в несколько групп.

К первой группе отнесем те организации, которые имели те или иные политические цели. В эту группу попали все действующие в данном регионе политические партии. На сегодняшний день в числе официально зарегистрированных числятся восемь партий: региональные отделения политических партий Патриоты России, Справедливая Россия: Родина /Пенсионеры/ Жизнь, КПРФ, ЛДПР, Аграрная партия России, Правое дело, Яблоко и Единая Россия. Безусловно, все эти партии имеют собственные программы и политические лозунги. Главным лозунгом партии «Единая Россия», как известно, является политическая стабильность, поддержка курса президента в регионах, тогда как КПРФ выступает за социальное равенство, возврат к социализму и т. д.

Ко второй группе причислены национально-этнические объединения и движения, которые выделяются на общем фоне не только многообразием форм, но и численным участвующих в них граждан. Подобные объединения особенно активно стали появляться на всем постсоветском пространстве в начале 1990-х годов, в период национального возрождения. В обобщенном виде их деятельность сводится к возрождению, сохранению и развитию культуры, традиций и обычаев своего народа.

Этническая мозаика изучаемого субъекта Российской Федерации предопределила формирование на данной территории разных по национальному признаку объединений. Не имея возможности сказать о них обо всех, охарактеризуем вкратце деятельность лишь некоторых из них. Например, потомки вольнодумцев и участников национально-освободительных движений и восстаний, сосланных в Сибирь царским правительством, а также депортированных в годы Советской власти из Польши создали в 2003 г. национальную общественную организацию «Полония», основной целью которой является сохранение национального самосознания, развитие польского языка и национальных традиций.

Созданная в 1990-е годы одна из первых общественная организация российских немцев «Видергебурт» наряду с возрождением национальной культуры и традиций оказывает реальную помощь в оформлении документов российских немцев, выезжающих на историческую родину. В то же время она активно способствует тому, чтобы представители немецкой диаспоры могли реализовывать свои гражданские права, участвовать в общественной и культурной жизни республики.

Основными задачами «Ассоциации корейской диаспоры» являются «воспитание молодежи и чествование стариков, взаимопомощь, содействие в трудоустройстве и организации переездов в Хакасию, осуществление связи с исторической родиной и др.». При «Ассоциации» создана школа корейского языка, в которой изучают не только язык, но и традиции и обычаи корейского народа.

В Хакасии на территории Бискамжинского поселкового совета и Балыксинского сельского совета Аскизского района, Анчульского и Матурского сельских советов Таштыпского района компактно проживают представители одного из коренных малочисленных народов Сибири — шорцы. В целях создания условий для практического осуществления программы сохранения и возрождения традиций шорского народного творчества в 1999 г. была создана региональная общественная организация — общество «Шория». Кроме того, организация практикует такую форму работы, как акции по оказанию гуманитарной помощи жителям шорских сел и поселков. За время своего существования общество добилось заметных результатов.

В следующую группу можно отнести разного рода культурные и творческие объединения, основной целью которых является пропаганда и популяризация достижений культуры, литературы и искусства, а также организация и проведение различных культурных мероприятий (фестивалей, концертов, выставок, конкурсов). В их числе наиболее заметна деятельность таких организаций, как «Союз писателей Хакасии», «Союз композиторов Республики Хакасия», «Союз театральных деятелей Республики Хакасия», «Союз художников Республики Хакасия», региональная общественная организация последователей Рерихов «Рериховское общество» и творческая организация «Виола-квартет».

В самостоятельную группу следует выделить так называемые социальные объединения, куда вошли профсоюзные и профессиональные организации. Профсоюзное движение, как и прежде, выступает в сфере социальной защиты, отстаивает социальные гарантии, повышение уровня жизни населения и т. д. Здесь эти организации представлены как по отраслевому принципу, так и территориальному. В частности, в этом списке наряду с «Республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения» или «Профсоюзом работников народного образования и науки» значится «Боградская районная организация профсоюза работников агропромыш­ленного комплекса».

По основным целям и задачам близки к ним имеющиеся в республике многочисленные профессиональные объединения, в числе которых нужно назвать общественную организацию «Хакасско-немецкое общество юристов», региональную организацию «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса Республики Хакасия», «Хакасскую республиканскую ассоциацию врачей», общественную организацию водителей такси Республики Хакасия, «Союз ремесленников», межрегиональную организацию «Союз учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края» и многие другие.

Наблюдаемые на данном этапе проблемы, связанные со здоровьем нации, в частности, обеспокоенность ростом алкоголизма и наркомании среди населения республики, обусловили появление на данной территории различных медицинских общественных объединений. Среди них есть и организации благотворительного характера. Например, «Центр социальной реабилитации и оздоровления детей», союз «Чернобыль» и др.

В эту же группу следует включить разного рода экологические движения, ратующие за сохранение и оздоровление окружающей среды, чистоту лесов и полей. К таковым можно отнести Хакасское региональное экологическое движение «Защита природы», экологический фонд «Живая планета», региональное отделение общероссийской эколого-гуманитарной общественной организации «Миллион друзей».

Отдельную группу составляют спортивные и оборонно-массовые структуры. Членами таких организаций, как «Федерация бокса Хакасии», «Федерация мотоциклетного спорта Республики Хакасия», физкультурно-спортивное объединение «Юность России» и «Спортивное общество „Спартак“», как правило, являются молодые люди, с одной стороны, сами занимающиеся тем или иным видом спорта, с другой — тем самым пропагандирующие здоровый образ жизни.

Говоря об институтах гражданского общества в Хакасии, необходимо специально сказать о религиозных объединениях. К числу особенностей периода религиозного возрождения хакасов, начавшегося, как и у других народов Российской Федерации, с 1990-х годов, следует отнести тот факт, что, несмотря на проведенную в прошлом среди них христианизацию, сегодня значительная часть хакасов обратилась не к православию, а к своим традиционным народным верованиям — в частности, к шаманизму. Вместе с тем перечень действующих сегодня в республике конфессий весьма широк. Зарегистрированные на настоящее время в министерстве юстиции республики 76 местных религиозных организаций представляют 16 различных конфессий, деноминаций и религиозных течений [3]. Кроме того, на территории Хакасии действуют не менее 90 религиозных групп (от трех до десяти и более членов), не имеющих государственной регистрации. Однако, по мнению независимых специалистов, их численность значительно занижена и может достигать 200 и более групп.

Ведущей конфессией в Республике Хакасия является Абаканско-Кызылская епархия Московского патриархата Русской православной церкви. Данная епархия состоит из сорока приходов, составляющих 53 % всех зарегистрированных в Хакасии религиозных организаций. На долю новых религиозных движений — протестантских религиозных объединений, которые принято считать деструктивными тоталитарными сектами, приходится 39 процентов [4]. По информации министерства национальной и территориальной политики республики, в настоящее время рост подобных религиозных организаций прекратился. В целом протестанты и неопротестанты не нарушают сложившийся конфессиональный баланс, а степень их влияния на религиозную ситуацию в республике незначительна.

В начале 1990-х годов, когда началось возрождение национальных традиций и обычаев, в Хакасии появилась религиозная организация «Центр хакасского шаманизма» — общество традиционной религии хакасского народа. Ее особенностью явилось объ­единение не только практикующих шаманов, но и всех приверженцев шаманизма. Кроме того, на территории Хакасии действует буддийская община «Замбала», со­стоящая в основном из представителей бурятской, калмыцкой и тувинской диаспор, хотя ее учредителями официально являются хакасы. В числе зарегистрированных числятся также две мусульманские и одна еврейская организации, деятельность которых за последние несколько лет заметно активизировалась. Например, в 2009 г. мусульманской общиной был приобретен земельный участок под строительство мечети в столице республики [5].

Среди членов всех этих организаций довольно высок процент молодежи и наблюдается тенденция дальнейшего его роста. Благодаря политике протекционизма, проводимой правительством по отношению к имеющимся в республике конфессиям, в религиозной сфере отмечается стабильность, сохранение межконфессионального мира.

В этой связи заслуживает внимания деятельность министерства национальной и территориальной политики республики. В частности, оно осуществляет полномочия по обеспечению взаимодействия органов государственной власти с религиозными объединениями. Как сказано в отчетном докладе этого министерства, «с целью профилактики и противодействия религиозному экстремизму и использования потенциала религиозных организаций по объединению их деятельности в вопросах духовно-нравственного воспитания членов российского общества» в декабре 2009 г. в республике была создана Межконфессиональная консультативная комиссия из представителей всех конфессий и деноминаций, существующих в Хакасии [6]. Деятельность данной комиссии носит совещательный, консультативный характер, не обязательный для исполнения ее членами и регламентируется Положением о комиссии.

На состоявшихся в течение 2010 г. заседаниях названной комиссии обсуждалась практика преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательных школах Хакасии, предложения по совершенствованию механизма по поддержке благотворительной деятельности религиозных объединений, реализующих социально значимые мероприятия, в т. ч. в области работы с молодежью, информационного обмена между государственными органами и религиозными организациями и др. Реализуя функцию поддержки благотворительной деятельности религиозных организаций, министерство проводит плановые организационные мероприятия, направленные на стимулирование гражданской ответственности, воспитание нравственных традиций, формирование этнической и религиозной толерантности, профилактику ксенофобии и религиозного экстремизма у жителей Хакасии. Указанные мероприятия осуществляются посредством организации и финансирования фестивалей, форумов, концертов, в которых принимают участие представители различных религиозных организаций [7].

Только за 2010 г. министерством было оказано организационно-финансовое содействие в проводимых Абаканско-Кызылской епархией межрегионального общественно-церковного мероприятия «Свято-Иннокетьевские чтения», республиканских общественно-церковных «Свято-Кирилло-Мефодиевских чтений», а также материальная помощь еврейской, мусульманской, католической религиозным общинам Хакасии для их участия в проведении совместных с национальными общественными организациями мероприятиях.

Следует также добавить, что для поддержки имеющихся в Хакасии общественных организаций данным министерством разработан проект долгосрочной республиканской целевой программы «Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций в становлении институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011–2013 гг.)», утверждённый постановлением правительства республики в декабре 2010 г. (№ 570) [8].

И, наконец, в отдельную группу целесообразно выделить хакасские национальные и женские движения, которые, как показала практика, из всего разнообразия существующих в республике общественных организаций оказались наиболее деятельными и реально функционирующими. Следует более подробно остановиться на работе некоторых из них, наиболее заметных в республике. В частности, на хакасских национальных движениях, которые делают в настоящее время все возможное для того, чтобы помочь тем, кому особенно трудно адаптироваться в новых социально-экономических условиях.

В этом ряду прежде всего назовем «Хакасское региональное общественное движение родов хакасского народа» с его исполнительным органом — «Советом старейшин родов хакасского народа», лигу хакасских женщин «Алтынай» и «Союз женщин Хакасии». По этническому составу первые две из них чисто хакасские, третья — преимущественно хакасская.

За последнее время непосредственно хакасскими общественными объединениями республики были проведены следующие наиболее значимые мероприятия: ХII съезд хакасского народа, Дни тюркской письменности и культуры в Хакасии, семинар «Традиционные и сакральные знания коренных народов Республики Хакасия», круглые столы «Положение хакасских женщин на рынке труда» и «Роль средств массовой информации в гармонизации межнациональных отношений в Хакасии», республиканские праздники «Чыл пазы» (Новый год по хакасскому календарю), «Тун пайрам» (праздник первого молока) и «Уртун той» (праздник урожая), ярмарка сельских товаров «Мастерицы Сибири» в рамках республиканского праздника, посвящённого 20-летию образования Республики Хакасия. В августе 2011 г. впервые состоялся фестиваль культуры и творчества шорцев «Искры культуры», посвященный Международному дню коренных народов мира, в котором участвовали разные коллективы национальных объединений республики [9].

Если говорить о том, что же отстаивают политики-хакасы, то прежде всего — права хакасского народа как национальности, давшей название республике. Это включает в себя и необходимое представительство во всех уровнях власти, и развитие национальной культуры, языка и т. д. Пожалуй, в наиболее аккумулированном виде эти требования хакасских политиков представлены в программе и заявлениях выше названного «Хакасского регионального общественного движения родов хакасского народа». Так, в его уставе сказано, что «главными целями движения является борьба за повышение уровня жизни народа и защита интересов коренного этноса» [10].

Кроме того, одной из важных задач Совета старейшин является упорядочение структуры и уточнение задач в целом родового движения. В настоящее время оно делится на три уровня. Первый — это роды, т. е. объединения родственников, по признаку общего предка, второй — районные Советы старейшин и третий — республиканский Совет старейшин. Каждый уровень родового движения является самостоятельным, независимым от других объединением, имеет определённый круг задач, но цель у всех одна — это обеспечение развития нации и воспитание потомков на основе национальных обычаев и традиций. Всего на территории Хакасии насчитывается триста родов, объединяющих тысячи семей (фамилий).

В 2006 г. XI съезд хакасского народа наметил круг наиболее острых проблем хакасского народа и поставил задачу найти пути их решения. В республиканский Совет старейшин было избрано 55 человек, в том числе 13 человек вошли в состав Президиума Совета старейшин, который возглавил и осуществлял практически всю организационную работу. За этот период состоялось 14 заседаний расширенного Совета старейшин, 73 заседания Президиума, на которых было рассмотрено около 190 вопросов. В соответствии с резолюцией съезда и Уставом организации одним из главных направлений деятельности Совета старейшин стала работа по защите интересов народа и борьба за сохранение основных ценностей нации: языка, культуры, обычаев и традиций.

В свое время общественный резонанс получили решения Х съезда хакасского народа, созванного 28 февраля 2003 г. по инициативе ряда хакасских общественных объединений и республиканских творческих организаций. Главным на повестке дня был вопрос о современном состоянии хакасского народа. На съезде обсуждалась проблемы безработицы, алкоголизации, деградации, разрушении традиционного уклада жизни хакасов. Примечательно, что правительство Республики Хакасия по обращению Х съезда хакасского народа и «учитывая, что на состояние республики существенное влияние оказывает социальное самочувствие хакасского населения, которое преимущественно проживает в сельской местности и в значительной мере испытывает на себе все тяготы проводимых реформ, приняло постановление „О реализации предложений Х съезда хакасского народа“» (№ 164) [11].

В июле 2006 г. Совет старейшин провел специальное заседание, на котором было принято обращение к президенту Российской Федерации «О пренебрежительном отношении к хакасской нации в республике», в котором была выражена тревога по поводу создавшейся межэтнической ситуации в Хакасии. В начале 2007 г. делегация Совета старейшин в составе четырех человек побывала в США (г. Нью-Йорк) в Организации Объединенных Наций, где они выступили на заседании Постоянного Форума коренных народов мира и дали информацию об истории и культуре хакасского народа, о его современных проблемах.

В этом же, 2006 г., по инициативе Совета старейшин была проведена научно-практическая конференция по проблемам сохранения и развития хакасского языка. Конференция приняла ряд рекомендаций, которые стали претворяться в жизнь. Например, на данном этапе в республике снята проблема с дефицитом учебников на хакасском языке. За последние три года выпущено около 50 наименований учебников. Совет старейшин добился возобновления издания периодических журналов и выпуска художественной литературы на хакасском языке.

По предложению Совета старейшин с помощью министерства культуры республики в 2010 г. начато издание библиотечки «Золотая серия Хакасии», в которой планируется публикация лучших сочинений писателей Хакасии. Большое внимание Совет старейшин уделял вопросу издания четырехтомной энциклопедии, освещающей вопросы истории, экономики, культуры и быта как титульной национальности республики, так и других этнических групп, живущих в Хакасско-Минусинской котловине.

Заслуживает особого внимания инициатива Совета старейшин, выступившего недавно с призывом ко всем хакасам взять из детских домов в свои семьи осиротевших детей из своего рода. Результаты этого обращения таковы: если в январе 2003 г. в детских домах Хакасии проживало 346 сирот, то на начало 2011 г. в них оставалось лишь три ребёнка. Все остальные были устроены в семьях [12].

Следует отдельно сказать об упомянутом XII съезде хакасского народа, состоявшемся в марте 2011 г. В представленном на съезде отчетном докладе республиканского Совета старейшин были подведены итоги его работы практически за все время его существования и определен круг вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. При этом особое внимание в работе съезда было уделено наиболее животрепещущим проблемам титульного этноса республики. Так, в этом докладе говорилось о том, что «накануне XI съезда в республике стала складываться нездоровая ситуация по отношению к коренной нации. Причем виновницей этого стала республиканская власть. Действующее в то время руководство республики во главе с А.И. Лебедем взяло курс и стало проводить откровенную шовинистическую политику по отношению к коренному народу и, прежде всего, в сфере языка, образования, кадровой политики и по ряду других направлений. Вместо поиска путей межнационального согласия, укрепления дружбы между народами, населяющими республику, он начал использовать недопустимые силовые приёмы, которые морально давили коренное население» [13].

В беседе с нами, состоявшейся в сентябре 2011 г., председатель Совета старейшин В.М. Торосов отметил, что «только после избрания в январе 2009 г. на должность председателя правительства В.М. Зимина ситуация стала меняться, наиболее острые проблемы в этой сфере стали оперативно сниматься, некоторые буквально в течение нескольких месяцев». Вместе с тем, по его мнению, на данном этапе наибольшую озабоченность вызывают вопросы представительства титульного этноса во властных структурах. Так, по сравнению с советским периодом резко сократилась численность хакасов в органах государственной власти как на республиканском уровне, так и на уровне местного самоуправления. По его глубокому убеждению, «присутствие национальных кадров в органах управления позволяет решать проблемы своевременно, спокойно, без национальных конфликтов. К примеру, никогда бы не возникла скандальная ситуация с учебниками на хакасском языке, окажись в министерстве образования достойный представитель коренной национальности. Таким образом, в настоящее время в работе Совета большое внимание уделяется именно этому аспекту — кадровой политике, где бы учитывался этнический фактор».

У женских организаций есть свои политические лозунги: например, реализация прав женщин во всех сферах жизнедеятельности, особенно во властных структурах. И все же основная их деятельность сводится к тому, чтобы помочь обездоленным. В первую очередь это, конечно, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также малообеспеченные и многодетные семьи. С этой целью проводится сбор разных средств, начиная с книг и заканчивая одеждой и продуктами. В последние годы в связи с резким ухудшением ситуации одним из направлений их деятельности стала борьба с алкоголизмом и наркоманией в хакасских семьях. Большую работу эти организации проводят в сельской местности. Вот что сказала В.Е. Майнагашева, одна из активных членов женского движения в Хакасии: «Когда мы выезжаем в села, мы стараемся донести до жителей простую истину, что испокон веков и в более тяжелую годину нас всегда кормила земля, а она вот у вас под ногами. Так почему же вы бедствуете? Почему, живя в деревне, не работаете на земле, не пользуетесь ее плодами?».

Вместе с тем, как пояснила в нашей беседе одна из учредителей Лиги хакасских женщин «Алтынай» Е.М. Кильчичакова, с годами деятельность их объединения стал шире и многограннее. В последнее время в их работе большое внимание уделяется образовательному и нравственно-воспитательному аспекту. В этой связи они не только активно участвуют в проводимых в республике подобных акциях, но и непосредственно сами являются их организаторами. Например, в ближайшие несколько лет женщины данной Лиги будут работать над реализацией проектов «Я открываю мир» и «Ах, как звучен мой язык!», направленных на повышение образования, сохранение и развитие родного языка среди хакасского населения. При этом она отметила, что сейчас правительство республики оказывает им должную помощь. Они также активно сотрудничают с разными министерствами и даже получают гранты. Так, ежегодно с 2006 г. распоряжением Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества», предусматривается финансовая поддержка общественных организаций из федерального бюджета (распоряжения Президента РФ от 08.05.2010 № 300-рп).

В 2010 г. в числе некоммерческих организаций Хакасии, признанных победителями открытого конкурса, стала Лига хакасских женщин «Алтынай», которой на реализацию проекта «Ярмарка сельских товаров „Мастерицы Сибири“» были выделены денежные средства в сумме около 600 тыс. рублей. Всего же за период с 2006 по 2010 гг. общественные объединения Республики Хакасия получили из средств федерального бюджета президентские гранты на общую сумму 9 433,3 тыс. рублей [14].

Нельзя не сказать несколько слов об общественно-политических предпочтениях и ориентациях жителей республики. Сегодня неотъемлемой составляющей общественной жизни нашей страны стали разного рода общественно-культурные движения и объединения, а также различные политические партии. Однако, как показали результаты этносоциологического опроса, осуществленного в трех республиках Южной Сибири — Республике Алтай, Республике Тува и Республике Хакасия в рамках проекта «Проблемы адаптации народов Южной Сибири к новым реалиям жизни» (2006–2008 гг.), подавляющее большинство опрошенных как среди представителей титульной национальности, так и местных русских не принимает участие в деятельности никаких движений и объединений [15]. Как видно по ответам опрошенных, в основной массе жителей Хакасии интерес к общественно-политической жизни не очень высок. Так, из общего числа опрошенных участвуют в работе политических партий лишь 10 % хакасов и 7 % русских, состоят в движении по защите прав человека около 8% хакасов и 7 % русских. Кроме того, 22 % русских респондентов сказали, что участвуют в работе профессиональных и 7 % — социальных объединений, т. е. в этом плане русское население республики оказалось более активным и динамичным.

Доля участвующих в других движениях и объединениях ничтожно мала. Кроме того, сравнение результатов данного исследования с материалами опроса, проведенного нами в Хакасии тремя годами ранее по программе «Этнорегиональные модели адаптации к условиям трансформирующегося общества (постсоветский опыт)», показало, что ситуация за эти годы практически не изменилась [16].

Некоторое исключение среди титульной национальности составляют те, кто задействован в деятельности национально-культурных объединений. По результатам нашего исследования, среди хакасов численность таковых достигает 13 %. Добавим также, что во всех трех исследованных нами республиках представители титульной национальности в сравнении с местными русскими гораздо лучше осведомлены о работе тех объединений, которые отстаивают интересы их народа. В частности, среди хакасов положительно ответили на данный вопрос вдвое больше опрошенных, чем среди местных русских.

Вместе с тем большинство опрошенных считает необходимым участие в выборах должностных лиц. При этом среди разделяющих данную точку зрения в обеих этнических группах численность женщин (вопреки устоявшемуся мнению о политической пассивности российских женщин) заметно больше. Хотя объективности ради заметим, что, конечно же, в основном участие женщин в политической жизни республики ограничивается такими актами, как сбор подписей в период избирательной кампании, участие в санкционированных митингах и т. п.

И в заключение, говоря о действующих в республике объединениях и движениях, нельзя не сказать о недавно образовавшемся и стремительно набирающем обороты не только в Хакасии, но и во всех других регионах общественном движении «Общероссийский народный фронт». Идея создания этого движения, призванного собрать представителей не только политических партий, но также общественных организаций и активных граждан, была впервые высказана 6 мая 2011 г. премьер-министром Российской Федерации и лидером партии «Единая Россия» В.В. Путиным на межрегиональной партконференции в Волгограде. Как сказано в проекте Декларации, коалиция общественных сил создается для выработки и реализации долгосрочной программы развития нашего общества. «Мы хотим, — говорится в проекте Декларации, — чтобы создателями этой народной программы, а значит и курса, которым будет идти страна, стали миллионы наших сограждан. Задача „Общероссийского народного фронта“ — открыть дорогу новым идеям, привлечь гражданское общество — молодежные, женские, ветеранские организа­ции, деловые круги, профессиональные союзы и объединения, всех неравнодуш­ных людей к решению важнейших вопросов развития страны. Сделать так, чтобы профессиональный, творческий потенциал граждан, их общественная инициатива были востребованы» [17].

20 мая этого же года в Хакасии состоялось учредительное заседание Регионального координационного совета «Общероссийский народный фронт». Наряду с «единороссами» республики поддержали идею создания и вошли в состав Координационного совета «Общероссийский народный фронт» региональные отделения Союза пенсионеров России, Союза ветеранов войны и труда, «Деловая Россия», молодогвардейцы республики, Федерация независимых профсоюзов Хакасии, Союз женщин Хакасии, торгово-промышленная палата Республики Хакасия, организация «Боевое братство», Совет старейшин хакасского народа. Выступая на заседании совета, первый заместитель секретаря регионального политсовета партии «Единая Россия» С. Комаров подчеркнул, что предвыборная программа партии будет формироваться с учетом региональной составляющей. Участие общественников в формировании программы поможет учесть интересы всех слоев населения. Итогом первого заседания Регионального координационного совета «Общероссийский народный фронт» стало подписание проекта декларации об образовании «Общероссийского народного фронта», официально подтверждающее присоединение общественных организаций Хакасии к широкому движению по всей стране [18]. К концу лета 2011 г. вступили в Народный фронт более сорока общественных организаций и трудовых коллективов, а также целые поселения и просто жители Хакасии [19].

Хочется верить, что заявившее о себе и уже успевшее снискать среди разных слоев населения популярность движение «Общероссийский народный фронт» будет способствовать дальнейшей популяризации и активизации деятельности местных институтов гражданского общества, а также возрастанию роли самих жителей в общественно-политической жизни Республики Хакасия.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Материалы получены в министерстве юстиции Республики Хакасия.
  2. Материалы получены в секторе межнациональных, межконфессиональных отношений и взаимодействия со структурами гражданского общества Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
  3. Материалы получены в министерстве юстиции Республики Хакасия.
  4. Материалы получены в секторе межнациональных, межконфессиональных отношений и взаимодействия со структурами гражданского общества министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
  5. Там же.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Устав «Хакасского регионального общественного движения родов хакасского народа». Материалы получены в секторе межнациональных, межконфессиональных отношений и взаимодействия со структурами гражданского общества министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
  11. Материалы получены в пресс-службе правительства Республики Хакасия.
  12. Материалы получены в «Республиканском Совете старейшин».
  13. Отчетный доклад республиканского Совета старейшин XII съезду хакасского народа. С. 6–7. Материалы получены в «Республиканском Совете старейшин».
  14. Материалы получены в министерстве национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
  15. Проект выполнен по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям». Руководитель исследовательского проекта «Проблемы адаптации народов Южной Сибири к новым реалиям жизни» З.В. Анайбан. В числе важных задач проекта явилось изучение адаптационных возможностей титульной национальности данных республик. Согласно выборке, в каждой республике было опрошено 400 городских и сельских жителей, в том числе 200 представителей титульной национальности и 200 русских.
  16. Опрос был осуществлен среди населения Хакасии в 2003 г. в рамках исследовательского проекта «Этнорегиональные модели адаптации к условиям трансформирующегося общества (постсоветский опыт)» (№03–01–00042а), поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. Целью исследования был анализ адаптационного поведения основных этнических групп Республики Хакасия — хакасов и русских в новых социально-экономических условиях. Согласно выборке было опрошено 600 столичных жителей республики, в том числе 300 хакасов — представителей титульной национальности и 300 русских.
  17. Материалы получены в пресс-службе правительства Республики Хакасия.
  18. Официальный сайт ОНФ в Республике Хакасия — www.narodfront.ru/khakassia
  19. Панорама Хакасии (Абакан). 2011, 5 сентября.

, ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко