Новый подход к изучению выбитых наскальных изображений — анализ приемов построения петроглифов

 

Зоткина Л. В. Новый подход к изучению выбитых наскальных изображений – анализ приемов построения петроглифов // В сборнике: Знаки и образы в искусстве каменного века. Материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 300-летию Российской академии наук,. Новосибирск, 2024. С. 150–154.

Работа реализована в рамках проекта РНФ № 22-18-00070 «Древнейший изобразительный пласт в хронологии наскального искусства Минусинской котловины: междисциплинарное исследование по материалам минусинского стиля», https://rscf.ru/ project/22-18-00070/. Автор выражает глубокую благодарность И. В. Веремеенко и Е. Л. Красновой за их участие в экспериментах по построению выбитых изображений.

Предлагается новый подход к изучению наскальных изображений, выполненных в технике выбивки, который позволяет реконструировать приемы выполнения отдельных деталей и в некоторых случаях даже последовательность создания контуров изображений. Наблюдения показывают, что во многих случаях могут быть определены границы отдельных элементов, составляющих линии абриса как контурных, так и силуэтных изображений. Эти элементы, условно названные штрихами, формируют линии пикетажа, при этом перерывы или перекрывания между ними выполнялись как намеренно, так и непроизвольно, что доказывается экспериментально. Определение способов построения петроглифов открывает принципиально новые возможности в области изучения технологического и стилистического аспектов в наскальном искусстве. На основе данных о приемах построения как отдельных деталей, так и целых образов выделяются стратегии создания изображений в разных стилях, благодаря тому что рассматриваемый подход позволяет абстрагироваться от исключительно визуальных суждений и выйти на качественно новый уровень стилистического анализа.

В ходе трасологических исследований выбитых петроглифов на памятниках наскального искусства Минусинской котловины было сделано следующее наблюдение. Цельных непрерывных линий, выполненных в технике пикетажа, практически не встречается, все они состоят из элементов — небольших отдельных фрагментов линий пикетажа, которые условно названы штрихами {1} (рис. 1).

Рис. 1. Изображение медведя. Тепсей I, плоскость 25. 1 – фото; 2 – выделенные в результате анализа приемов построения отдельные штрихи, составляющие изображение.
Рис. 1. Изображение медведя. Тепсей I, плоскость 25.
1 – фото; 2 – выделенные в результате анализа приемов построения отдельные штрихи, составляющие изображение.

Эти штрихи могут быть различной длины, но, как правило, не более 4 см. Они формируют линии, иногда не до конца соединяясь между собой, образуя заметный перерыв, либо наоборот, перекрывая друг друга (рис. 2). Это связано с тем, что при выполнении контуров изображений в технике пикетажа физически невозможно выполнить цельную длинную глубокую линию, совсем не прерываясь.

Рис. 2. Изображение оленя. Суханиха I, плоскость 7. 1 – фото; а – перерыв между линиями пикетажа; б – последовательность перекрывания линии грудины началом линии внешнего контура передней ноги.
Рис. 2. Изображение оленя. Суханиха I, плоскость 7. 1 – фото; а – перерыв между линиями пикетажа; б – последовательность перекрывания линии грудины началом линии внешнего контура передней ноги.
Рис. 3. Эксперименты по воспроизведению изображений древнейшего пласта на плитах песчаника. 1, 2 – ход эксперимента по выполнению изображения без заданных приемов исполнения и результат эксперимента; 3, 4 – ход эксперимен- та по выполнению изображения непрерывными линиями и результат эксперимента; 5 – изменение направления выбоин, маркирующее от- дельные штрихи (3D-модель эталона), линиями показано разное направление выбоин; 6 – отдельные штрихи в линии пикетажа, экспери- ментальный эталон (3D-модель эталона), стрелками показаны перерывы между штрихами.
Рис. 3. Эксперименты по воспроизведению изображений древнейшего пласта на плитах песчаника. 1, 2 – ход эксперимента по выполнению изображения без заданных приемов исполнения и результат эксперимента; 3, 4 – ход эксперимен- та по выполнению изображения непрерывными линиями и результат эксперимента; 5 – изменение направления выбоин, маркирующее от- дельные штрихи (3D-модель эталона), линиями показано разное направление выбоин; 6 – отдельные штрихи в линии пикетажа, экспери- ментальный эталон (3D-модель эталона), стрелками показаны перерывы между штрихами.

Была проведена серия экспериментов (рис. 3), показавших, что исполнитель делает перерывы при нанесении выбивки по разным причинам, но основными являются следующие: 

  1. усталость руки и необходимость небольшого перерыва; 
  2. смена траектории линии и необходимость изменить положение руки; 
  3. отсутствие обзора из-за большого количества образовавшейся в ходе пикетажа суспензии и необходимость ее удалить; 
  4. модификация (скалывание, выкрашивание, затупливание) рабочей части в процессе пикетажа и необходимость изменения положения орудия в руке или даже его подновления. 

Из-за всех этих факторов исполнитель вынужден делать перерывы, в результате которых и образуются границы между отдельными штрихами (рис. 3, 6). Причем перерывы неизбежны и фиксировались даже в тех случаях, когда перед исполнителем ставилась задача выполнить изображение непрерывными линиями по эскизу. Таким образом, можно констатировать, что появление штрихов в линиях пикетажа — необходимость, обусловленная прежде всего эргономичностью технологического процесса, а также его спецификой (износ орудия, образование побочного продукта выбивки в виде суспензии). 

Наблюдения за разновременными петроглифами и экспериментальными эталонами выбитых изображений позволяют выделить несколько признаков, по которым можно определить границы между штрихами. Кроме очевидных визуально фиксируемых перерывов (см. рис. 2, 1, а) встречаются участки перекрывания одной линии другой, по которым устанавливается последовательность их нанесения. Это возможно, если пересечение не полное: часть первой линии сохранилась, и перекрывающая линия начинается прямо из середины уже существовавшего выбитого контура (см. рис. 2, 1, б). В таком случае хорошо прослеживается начало перекрывающей линии. 

Другой признак, позволяющий идентифицировать отдельный штрих, — это определение направления выбоин относительно направления линии в целом, что особенно хорошо читается по продолговатым следам или другим специфической формы. Если фиксируется изменение этой характеристики, значит, был начат новый штрих (см. рис. 3, 4, 5). Как показывают эксперименты, часто изменение формы выбоин может быть обусловлено даже не модификацией рабочей части, а простым изменением положения орудия в руке или незначительным изменением его наклона в ходе пикетажа. Часто в одной линии можно встретить разной формы выбоины, причем это касается не только случаев использования каменных орудий. Изменение не только формы, но и направления выбоин позволяет выделить отдельные штрихи в линиях. 

Еще одним признаком, который в большинстве случаев позволяет выделить целую серию штрихов, являются участки изменения угла между фрагментами одной линии (см. рис. 1, 2; 3, 6). Изменение направления участка линии пикетажа, особенно если это не едва заметный изгиб, а сложная траектория, практически невозможно выполнить без перерыва. Как было упомянуто выше, это связано как минимум с необходимостью изменить положение руки и орудия для большей эргономичности. 

Выше приведены лишь некоторые основные характеристики, которые позволяют выделить отдельные элементы, составляющие каждую линию или деталь контура изображения. Однако в результате двух «слепых тестов», проведенных в экспериментальной серии 2024 г. удалось верно определить большую часть (не менее 95 %) границ штрихов в линиях пикетажа и установить основные приемы построения экспериментальных эталонов изображений. Это доказывает, что критерии определения способов построения изображений выделены верно.

Кратко остановимся на том, какую принципиально значимую информацию можно получить, применяя описанный подход к изучению выбитых петроглифов. Во-первых, рассматривая изображение на уровне штрихов, можно выделить условно «типичный штрих». Например, некоторые изображения состоят из довольно длинных штрихов (более 4 см), или напротив, очень коротких, которые скорее можно назвать не штрихом, а точкой пикетажа {2}. Штрихи также бывают прямыми или слегка изогнутыми, встречаются штрихи своеобразной формы, нетипичное соотношение длины к ширине. 

Известны изображения небольших размеров, штрихи которых оказались слишком крупными для поставленной задачи, из чего можно сделать вывод о том, что художник привык создавать более крупные изображения. Например, к таким можно отнести некоторые миниатюрные петроглифы в правой части пл. 7 Суханихи I. 

Во-вторых, важно, каким образом происходило соединение штрихов. Иногда фиксируются очень резкие переходы между короткими штрихами, и тогда линия выглядит сильно искривленной. Даже если визуально она воспринимается как относительно прямая, именно из-за соединения штрихов под разными углами создается эффект ломаной линии, что часто можно встретить среди примеров позднего наскального искусства или в поздних подражаниях древнейшим изображениям. При этом более длинные штрихи, последовательно соединенные с незначительным изменением угла, позволяют создавать плавные слегка изогнутые контуры. Этот вариант наиболее характерен для изображений древнейшего пласта в наскальном искусстве Минусинской котловины [Zotkina et al., 2023] (см. рис. 1, 2). 

Именно специфические приемы построения линий отдельными штрихами создают визуальные характеристики, которые можно назвать стилеобразующими. Ведь незнание тех приемов построения изображений, которые сформировались в каждом отдельном стиле, не позволяет с точностью воспроизвести и визуальные характеристики. Именно по приемам построения довольно легко распознать подражания. Этот подход открывает новые возможности для определения специфического набора не только приемов, типичных для конкретного стиля, но и индивидуальных особенностей авторского исполнения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой толковый словарь русских существительных. / отв. ред. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-Пресс, 2008. 862 с. (Фундаментальные словари). 
  2. Zotkina L. V., Kolobova K. A., Sutugin S. V., Olsen J. W. What defines the “Minusinsk Style” in the earliest rock art of the Minusinsk Basin, southern Siberia? // J. of Archaeol. Sci.

ПРИМЕЧАНИЯ
(даны в фигурных скобках)

  1. Штрих — линия, тонкая короткая черта (элемент рисунка, чертежа и т. п.) [Большой толковый словарь…, 2008]. В данном контексте штрих — это фрагмент линии пикетажа, который выполнен непрерывно и является отдельным элементом в построении контуров выбитых изображений.
  2. Очень короткий штрих, выполнение которого обычно связано с ударами прямого пикетажа в одну точку.

, , , , , ,

No comments yet.

Добавить комментарий

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко