СОДЕРЖАНИЕ
Запорожченко Г. М. Повседневная жизнь новосибирского Академгородка в эго-документах «сибирских академин» (1958 − конец 1960-х гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2022. Т. 29. № 3. С. 92−102.
Благодарю Н. П. Матханову и А. А. Озонову за помощь в подготовке настоящего исследования.
Повседневная жизнь Академгородка Новосибирского научного центра СО РАН рассмотрена на основе писем и воспоминаний первых «сибирских академин» — П. Я. Кочиной, Т. И. Заславской, Н. А. Притвиц, Р. Л. Берг, О. Н. Марчук. Впервые в научный оборот введены мемуары М. И. Черемисиной. Социальная, бытовая и природная среда нового научного центра оценивалась женщинами-учеными в высшей степени позитивно, вплоть до утверждений о том, что Академгородок — лучшее место для жизни. Замысел создания конкурентных преимуществ нового города науки по рецепту использования «матричных» рычагов советской командно-распределительной системы для первого десятилетия оказался успешным.
Введение
В мае 1957 г. было образовано крупнейшее региональное отделение Российской академии наук — Сибирское. Построенный к 1963 г. новосибирский Академгородок стал локусом Новосибирского научного центра (ННЦ). До этого к востоку от Урала, где создавалось около 10 % промышленной продукции страны, находилось едва ли 1–2 % научного потенциала, докторов и кандидатов наук [17, с. 11]. С конца 1950-х гг. когорта блестящих отечественных ученых из Москвы, Ленинграда, Киева, Львова, Тбилиси продвигала великий сибирский научно-организационный эксперимент XX в. и его новационные принципы в сфере развития фундаментальных исследований. Присутствие ярких имен женщин-ученых в кадровом составе ННЦ и социокультурном пространстве Академгородка актуализирует изучение женского опыта инкорпорации в сферу науки в прорывных точках ее роста.
Историография
Научно-организационные аспекты «восточного вектора» академической науки и общая концепция истории ННЦ СО РАН нашли целостное отражение в трудах Е. Т. Артемова, Е. Г. Водичева, Н. А. Куперштох, И. С. Кузнецова, П. Джозефсона, М. Поповского и других, а также в коллективных обобщающих изданиях. Общественную жизнь и социально-бытовую среду исследовали И. С. Кузнецов, М. В. Шиловский, А. Г. Борзенков, А. И. Бурштейн, Н. Н. Савенко, Н. Н. Покровский-мл. Апологетическая тенденция акцентирования успешности проекта дополнялась критическими указаниями на неоднозначность опыта создания ННЦ, утрату к концу 1960-х гг. позитивных факторов и результатов развития научного центра, которые доминировали в начальный период его истории, поверхностный характер академгородковского «демократизма» в научной и социально-бытовой сферах. Отмечена необходимость, во-первых, более четкого вычленения тематики Академгородка как уникального для страны и мира феномена из предметного поля истории СО АН СССР/РАН, во-вторых, углубления исследования социально-бытовой сферы Академгородка и его повседневной жизни.
Проблема профессионально-адаптационных практик женщин-ученых в СО РАН была поставлена нами ранее совместно с О. Н. Шелегиной в научноисследовательском проекте «Сибирские академины», нацеленном на форми рование представлений об «академине» как о цельном образе женщины с ведущей интеллектуальной составляющей [9]. Интерес к теме был поддержан публикациями Е. А. Ерохиной [8], О. А. Савеловой и И. А. Крайневой [29] о Т. И. Заславской, М. И. Черемисиной, Н. А. Притвиц. А. О. Степанов обосновал исследовательский интерес к женщинам-ученым Томского университета «волей к социальному сопротив лению, которой подчас выделялись изучаемые персоналии» [31]. К. Варга-Харрис рассмотрела советский опыт демонстрации на мировой арене в хрущевский период достижений модернизации в области гендерного равенства [3]. Н. Л. Пушкарева и А. В. Жидченко обобщили оценки англо-американскими коллегами женской городской повседневности в годы «хрущевской оттепели» [27].
Тема женской обыденности в Академгородке ННЦ впервые попала в фокус внимания Н. Л. Пушкаревой и заслуживает дальнейшего изучения в связи с наличием корпуса эго-документов, принадлежащих женщинам и содержащих повседневную рефлексию и переживания, относящиеся к бытовым практикам. Как полагает Н. Л. Пушкарева, «эвристически ценно обратиться к женской социальной памяти об истории создания того уникального локуса междисциплинарного общения, каким был Академгородок» [25, с. 118].
Настоящая статья посвящена выявлению особенностей включения женщин в институциональное поле науки в социально-бытовом отношении. Объект исследования — социокультурная среда, мир повседневности новосибирского Академгородка, предмет — отражение повседневных бытовых практик в письмах и мемуарах женщин-ученых. Хронологические рамки охватывают первое десятилетие истории Академгородка до того, как в результате событий 1967–1968 гг. был положен конец «острову культурной свободы», почти прекратился приток в Академгородок талантливых ученых, и начался их отток в другие научные центры Сибирского отделения и столичные институты [33, с. 224]. Научная новизна работы определяется введением в научный оборот новых источников, решением на конкретно-историческом материале вопросов о гендерных особенностях функционирования института науки, актуальных для детализации истории Академгородка ННЦ.
Методология
Избранная тема изучается нами с опорой на методологию исследования проблем, актуальных со второй половины XX в., когда произошел культурный поворот к гендерной истории, истории повседневности, истории памяти, знаменовавших сдвиг от позитивистской эпистемологии в сторону постижения смысла. В XXI в. для историков особое значение приобрел личный опыт, дающий возможность слышать другую, по сравнению с официальными метанарративами, историю.
Гендерные исследования, в формулировке Н. Л. Пушкаревой, — это междисциплинарное направление современного социального знания, изучающее «бескрайнее поле» взаимовлияний фактора пола и социальных процессов. Гендерная проблематика «встроена» в изучение социального прошлого в целом, выяснение роли женщин в процессах модернизации, профессиональной дифференциации, в том числе участия в производстве научных знаний, что нашло от ражение в работах Л. Н. Пушкаревой, Е. З. Мирской, Е. А. Мартыновой, Н. С. Агамовой, А. Г. Аллахвердяна, О. В. Метель, И. Ф. Богдановой, Е. К. Ведерниковой и др. Женская история эпохи «оттепели» детерминировалась этакратическим характером советского гендерного порядка, патримониальным контрактом «работающая мать». Государство проводило пронатальную социальную политику, сопрягая «правильную женственность» с материнством. Работающие женщины, составлявшие к 1970-м гг. половину всех трудящихся, несли тройную нагрузку (мать, хозяйка, работница) [2, с. 138].
Реализация женщины в науке была результатом взаимодействий локальных условий повседневной жизни, постоянно меняющихся институциональных правил, включая вариативность гендерных идеологий конкретного общества [30, с. 112]. Вхождение женщин в науку ознаменовалось появлением терминов «женская обслуживающая наука», «стеклянный потолок», «эффект Матильды» (работа женщин на вторых ролях, обслуживание интересов мужчин-начальников, «прозрачные», но основательные барьеры, препятствующие продвижению по служебной иерархии). Не обладая субъектностью в профессиональной жизни, женщины не создавали науку, а как бы «вовлекались» в нее [24, с. 99]. Конкретизация данных выводов актуализирует тему повседневности.
История повседневности, базирующаяся на фундаментальных трудах основателей изучения микроистории, социологии, психологии повседневности — Ф. Броделя, М. Блока, М. де Серто, А. Щюца, А. Людтке, Н. Элиаса, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана и других, понимается как история «снизу», в человеческом измерении, в рамках которой любые источники осмысляются в антропологической перспективе [32, с. 107]. Как исследовательский конструкт (по Н. Элиасу) термин предполагает изучение сферы будничных событий, рутины, быта, частной жизни, естественного, спонтанного переживания и мышления, обыденного сознания, представляющих собой совокупность повседневного бытия данной социальной общности [13, с. 10]. Принципиальное отличие изучения повседневности от этнографических исследований быта состоит в стремлении показать обыденную жизнь в контексте событийной истории.
В изучении советской повседневности консенсусным статусом обладают положения о том, что в этакратической политической системе гражданами вырабатывались и реализовывались адаптивные стратегии подчинения государству, которое скупилось на ассигнования в сферу социальной защиты, здравоохранения, бытовых услуг, рынка товаров [36, с. 84]. В повседневной культуре советского общества «недопотребления» преобладала ориентация на борьбу за выживание, бытовая непритязательность, скромность, бережливость [34, с. 334–335]. На эпоху Хрущева пришелся пик антимещанской пропаганды и критика вещизма. Вместе с тем, 1960-е гг. стали началом реабилитации повседневности, личной жизни и приватной сферы: быт появляется в литературе и кино, открыто звучат мотивы заботы о здоровье, спорте, отдыхе, покупке предметов обихода. Этому способствовало активное жилищное строительство и появление отдельной квартиры как массового типа жилья [21, с. 60].
В советской повседневности формировался человек, с одной стороны пребывающий в согласии с традиционным холистским миропониманием, с другой — становящийся атомизированной индивидуальностью [32, с. 108–109]. При анализе этого феномена различают тип «простого советского человека» и представителя культурной элиты в зависимости от социокультурных ценностных оснований. Ведущими признаками интересующего нас «человека элиты» являются (по Ортега-и-Гассету) компетентность, высокий профессиональный и культурный потенциал, ценности творчества, образования, саморазвития, служения общенациональным и общечеловеческим задачам [34, с. 334–335].
Гендерная история и история повседневности да ли историкам иной ракурс понимания прошлого благодаря новой парадигме исторической науки — «истории памяти», обоснованной в трудах Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, П. Нора, Ж. Бодрийяра. П. Бурдье. Я. Ассмана, Ю. Лотмана, Л. С. Вы готского, А. Р. Лурии, М. М. Бахтина, Л. П. Репиной и др. Исследовательскую базу мемориально-исторических исследований, которые (по Л. П. Репиной) позволяют предметно раскрыть диалектику формирования и деконструкции образов прошлого в индивидуальной памяти [28, с. 9,12], состав ляют эго-документы — источники личного происхождения: письма, дневники, воспоминания, документы пограничных жанров, представляющие (согласно Ю. Л. Троицкому) «тип текста, в котором доминирует авторская (субъектная) составляющая линия» [11, с. 14]. В. В. Нуркова обосновала, что презентация социально-исторического прошлого в индивидуальных воспоминаниях носителями исторической памяти «осуществляется с позиций Участника, Очевидца, Современника, Наследника события», отличающихся соотношением составляющих опыта прошлого (чувственной ткани образа, значения и смысла) [20].
Взгляд изнутри на формирование научного сообщества на основе методологии вышеописанных научных направлений дополнен логикой системно-функционального подхода к рассмотрению макросоциальной политики государства, позволившей привнести в новый научный центр инновационное содержание, которое коррелировало с глобальными трендами научно-технического развития, что в конечном итоге вывело Сибирское отделение АН СССР на лидирующие позиции в стране [Водичев, 2021, с. 142].
Источники
Для настоящей статьи источниками послужили письма и воспоминания первых сибирских «академин» — женщин-ученых, стоявших у основания Сибирского отделения и внесших значительный вклад в его историю — П. Я. Кочиной (1974 г.), Т.И. Заславской (2007 г.), Н. А. Притвиц (2007 г.), Р. Л. Берг (2003 г.). Ценные сведения приводит осведомленная мемуаристка О.Н. Марчук (1997 г.). Впервые в научный оборот введены мемуары М. И. Черемисиной (2020 г.). Свойственные «сибирским академинам» дневниковая культура, интенсивное эпистолярное общение {1}, мемуарное творчество, «основанные на методическом самоконтроле, требовании ясности, самоотчета о своем положении и действиях», оцениваются в истории как примета «формирования современного человека — активного, ответственного, рефлективного, практически ориентированного, включенного в многообразные социальные отношения» [7, с. 29]. Эго-документам сибирских «академин» присуще сочетание рациональной и эмоциональной рефлексивности в описании субъективного повседневного опыта с манифестацией личностно окрашен ных инновационных научных наблюдений и воззрений, намечавших как перспективы научного поиска, так и подведение итогов развития науки [11, с. 51].
Переезд женщин-ученых в Сибирь
В начале 1960-х гг. научные столицы оказались «в тылу», а «фронтир» академической науки передвинулся за Урал. Когда Н. С. Хрущев спросил М. А. Лаврентьева: «И кто же туда поедет? Это же Сибирь-матушка, пока еще она — пугало», академик ответил: «Есть такие люди» и показал длинный список (17). М. А. Лаврентьев вспоминал, что внешний вид построенных в быстром темпе по типовым проектам зданий нового научного городка не особенно его волновал:
«Мы делали ставку не на уникальные здания, а на уникальных людей» [17, с. 23].
В Сибирь поехали лидеры, олицетворявшие лучшие традиции мирового научного сообщества, в том числе женщины. Лично от М. А. Лаврентьева получила приглашение на работу в ННЦ 60-летняя П. Я. Кочина, целенаправленно проведенная в 1958 г. в члены Большой академии, где до этого были только две женщины — Л. С. Штерн и А. М. Панкратова [12, с. 163]. П. Я. Кочина участвовала в первых выездах членов СО АН в Новосибирск с 1958 г., когда научного городка еще не было, а ученых размещали на дачах в пригороде Мочищи, заседания проходили в зале Института горного дела [12, с. 165]. В 1959 г. в Академгородок приехала 28-летняя Н. А. Притвиц, в 1963 г. по приглашению А. Аганбегяна — 36-летняя Т. И. Заславская с семьей, 50-летняя Р. Л. Берг с двумя детьми, приглашенная Д. К. Беляевым, в 1965 г. и М. И. Черемисина (41 год) с тремя детьми.
В идее создания Сибирского отделения слились воедино два популярных тезиса: о «покорении науки» и «покорении Сибири». Приехавшие в Сибирь женщины-ученые принадлежали к «мобилизационному поколению» — так характеризуются рожденные до 1938 г., период взросления которых с 17 до 25 лет («впечатлительные годы») пришелся на 1941–1956 гг. «В контексте общей истории страны и истории российской науки, − отмечала Н. Л. Пушкарева, − не удивительно, что в годы политической “оттепели”, когда началось создание новых научных центров на Востоке страны и в Сибири, женщины отправились за тысячи километров от столиц “поднимать науку” за Уралом. Этот отъезд женщин-ученых совпал со второй волной феминизации российской науки, которая крепла на фоне организованного расширения советской науки» [24, c. 98].
В Сибири в силу сложившейся здесь структуры институтов доля женщин-ученых по сравнению с другими научными центрами была относительно небольшой. Если в СССР доля женщин в науке с 1960 до 1970 г. увеличилась с 42 до 47 % [23, с. 24], то в Сибирском отделении, по данным Н. А. Куперштох, к 1988 г. удельный вес женщин в общей численности научных кадров институтов составлял 30 % (от 15 % в физико-математических до 47 % в общественных) [16, с. 97], а в 1960-е гг., следовательно, был еще меньше.
Чтобы решиться бросить Москву ради Сибири, как отмечал М. А. Лаврентьев, «требовалась определенная психологическая ломка» [17, с. 24]. Приехавших сюда, безусловно, роднили такие социоментальные черты, как храбрость и готовность к преодолению трудностей. М. И. Черемисина писала:
«У меня был врожденный недостаток — я не умела бояться… Мне недодано чувство страха» [35, с. 415, 309].
Энтузиазм и бесстрашие Р. Л. Берг и Н. А. Притвиц также хорошо известны. Овдовевшая П. Я. Кочина раздумывала, стоит ли расставаться с дочерьми и внуками ради избрания в академики и проживания одной в Сибири. Дочь даже спрятала документы, но подруга сказала:
«Так вы что же, всю жизнь собираетесь быть бабушкой? Поезжайте в Сибирь!» [12, с. 164].
Так Пелагея Яковлевна обеспечила себе большой сибирский период плодотворной жизни из прожитых 100 лет. Лишь у О. Н. Марчук не было выбора, она приехала вместе с мужем, но тоже была «не робкого десятка» — именно ей М. А. Лаврентьев доверил однажды свой портфель, в котором оказались детонаторы для взрыва [19, с. 65]. Т. И. Заславскую как «локомотива» семейной миграции, кроме собственно переезда (контейнеры с вещами, временное жилье, ремонт и прочие хлопоты), тревожили «мучительные сомнения супруга — сумеет ли он добиться для себя положения и имени, какие имел до этого» (6, л. 1–2).
Участницы первого призыва ученых, метко названного «научным десантом», происходили из культурной среды и в Академгородке влились в научную элиту {2}. Так, сестры Карповы — Майя Черемисина и Татьяна Заславская — вынесли из киевского детства в семье деда, профессора физики Г. Г. Де-Метца, «систему моральных ценностей, а также внутренней интеллигентности» [10, с. 68]. А в Сибири столичных жительниц Москвы и Ленинграда ждали, по выражению одного быстро уехавшего товарища, «дыра, грязь, изотопы в воздухе, ужасный климат, чудовищные условия, бездорожье, бескультурье» [22, с. 29]. Многие жены приглашенных Лаврентьевым сотрудников с опаской смотрели на переселение. Несмотря на то, что П. Я. Кочина их убеждала в том, что жизнь в Новосибирске с его большим аэропортом, театрами, картинной галереей, консерваторией, филармонией, книжными магазинами и т. п. у них будет интересная, не все приехавшие женщины смогли найти себе на новом месте подходящие занятия, но для большинства эти предсказания сбылись [12, с. 164].
Город-спутник, новосибирский Академгородок, был спланирован как единый комплекс научных институтов, университета, жилых домов и социально-бытовой инфраструктуры, представленной гостиницей, Домом ученых, клубом, кинотеатрами, торговым центром, школами, стадионами, водной станцией, имелись велосипедные дорожки, фасады зданий радовали цветовым разнообразием, огромные витрины и окна были удачной находкой проектировщиков.
«Это было благоустроенное поселение примерно на 35 тысяч жителей, прекрасное место для работы и жизни» [17, с. 32].
Уникальная атмосфера демократичности, свободомыслия и творческого поиска в раннем Академгородке способствовала колоссальной концентрации ученых высшей квалификации. В конце 1960-х гг. под влиянием ряда обстоятельств, вызванных как общими изменениями в стране (эволюцией относительно либеральной хрущевской «оттепели» к неоконсервативному брежневскому режиму, утратой Сибирским отделением приоритетной государственной поддержки после отстранения от власти Н. С. Хрущева), так и специфическими процессами, протекавшими в самом Академгородке (реакцией власти на «письмо 46» и бардовский фестиваль 1968 г.), из общественной жизни исчезла атмосфера свободы, открытости и взаимного доверия. Тем не менее первое десятилетие было временем больших достижений [15, с. 190].
Квартирный вопрос
П. Я. Кочина, Н. А. Притвиц, О. Н. Марчук с ностальгией описывают в воспоминаниях период аборигенной жизни 1958–1959 гг., полный барачного неустройства и веселого соседства «золотодолинцев», когда бытовые трудности с лихвой компенсировались радостью совместного времяпрепровождения в атмосферообразующем домике Лаврентьевых. Вскоре П. Я. Кочина переселилась в благоустроенную квартиру в кирпичных домах первой очереди, Н. А. Притвиц же уступила свое право семейным с детьми: «А жертва была немалая. Зимой барак было очень трудно натопить». Придя после работы, Наташа часто ложилась спать в холодных стенах, а утром бежала 3 км на лыжах в институт, чтобы согреться, гордо отказываясь подсесть в газик нагонявшего ее Лаврентьева [12, с. 170].
Во времена Хрущева строительство и распределение жилья олицетворяло политику «заботы о человеке». «Переезд в комфортное, достойное, а главное, эгалитарное жилье позволял “потрогать руками” самое главное обещание нового общества — коммунистическую утопию» [4, с. 160–161]. В первое десятилетие, пока в Академгородке не начала ощущаться жилищная «теснота», получение квартиры являлось реальным стимулом для переезда сюда ученых.
«Абел Аганбегян был красив, умен, обаятелен», — писала М. И. Черемисина о том, как быстро он «сманил» Таню Заславскую на переезд в Новосибирск. Сманить ее было не так трудно: детей у нее было уже двое, … а жить им по сути было негде. Дети спали в два этажа в четырехметровке… И перспектив никаких. А в Академгородке ей сулили без промедлений трехкомнатную квартиру и гарантировали сохранение московского жилья и права прописки» [35, с. 402].
Для самой М. И. Черемисиной вопрос о переезде решился, когда осенью 1965 г. закончился ее 13-летний брак с П. Г. Черемисиным. Она переживала острый душевный кризис не только из-за развода, но и отсутствия условий для творческой реализации [35, с. 397, 406–407]. Еще в 1963 г. Татьяна Заславская, «счастливая, обновленная и окрыленная той жизнью, в которую она окунулась в Академгородке» [35, с. 411], позвала сестру «посмотреть на это чудо — Академгородок» (4, л. 1). М. И. Черемисина увидела «юный Академгородок, утопающий в белом пушистом снегу, в ярком солнечном блеске», завтракала с сестрой в кафе «Улыбка», где «было чисто, уютно, вкусно и как-то по-молодому весело». Не удивительно, что она сразу оценила потенциал этого места для жизни и реализации своих исследовательских планов:
«Я страстно всей душой захотела сюда» [35, с. 403].
В Академгородке приехавшие женщины как перспективные ученые получили хорошие квартиры. Новосел Т. И. Заславская писала: «Все, что относится к быту, здесь у нас находится на высшем уровне» (5, л. 1). Имелась в виду просторная квартира: «у каждого своя комната, поэтому не чувствовалось то тягостное давление друг на друга, которое ощущалось в Москве», есть холодильник, стиральная машина, «рядом — лес, под боком — море». Правда, скоро она поняла, как ей повезло с жильем, так как полнометражной квартиры уже не могли найти для заместителя директора института (6, л. 1–2).
М. И. Черемисина любила свою квартиру на первом этаже по ул. Академическая — «ближе к земле»: выходя из дома, она сразу «оказывалась в лесу, ощущала красоту мира, природы, слышала, как пахнут нагретые солнцем сосны, кукует кукушка, стучит дятел…» [35, с. 388]. Телевизора поначалу не было, дети бегали смотреть «заславский телевизор» (15, л. 4). Р. Л. Берг жила в трехкомнатной квартире на Морском проспекте [1, с. 238]. Семья О. Н. Марчук поселилась в коттедже. Важно отметить, что «квартирный» стимул при переезде в Сибирь для женщин, «хранительниц очага», был значимым лишь при возможности сохранения прописки и жилья в оставленных ими ради Сибири столицах.
Спецснабжение и быт
При постоянном дефиците потребительских товаров все заботы, связанные с «накармливанием» семей, традиционно продолжали оставаться женскими, выступая «прямой необходимостью» в череде многих других домашних дел [26, с. 260–261].
М. И. Черемисина писала: «Я оставалась и женой, и матерью трех детей, и хозяйкой дома, и доцентом пединститута, и каждое из этих обстоятельств накладывало свои обязательства» [35, с. 403].
Списки каждодневных дел повергали ее в ужас (3, л. 5). . Она и Р. Л. Берг в сибирский период их жизни воспитывали детей самостоятельно, не имея рядом мужчины в качестве заботливого отца и второго кормильца, что повышало значимость организованного быта.
Базовая часть питания в Академгородке обеспечивалась приобретением продуктов в специальных «столах заказов», поскольку ННЦ централизованно обеспечивался через Главное управление рабочего снабжения могущественного Министерства среднего машиностроения СССР [14, с. 185]. Заславские, кроме того, брали обеды в столовой Дома ученых, до которой было 5–7 минут хода (10, л. 4).
На изначально заложенные в структуру Академгородка элементы бытовой дифференциации относительно жилья, снабжения, медицинского обслуживания в зависимости «от чинов» ученых не раз указывалось в литературе. Лишь принципиальная Р. Л. Берг порицала подобное бытовое неравенство как «воспомоществование богатым» [1, с. 208]. И. С. Кузнецов писал: «Из числа самих обладателей привилегий, видимо, мало кто задумывался над их обоснованностью. Среди немногих инакомыслящих была Р. Л. Берг, которая демонстративно отказалась от пользования докторским “столом заказов”» [15, с. 179]. В связи с иллюзорностью академгородковского эгалитаризма и демократизма Раиса Львовна упоминала в мемуарах художника М. А. Кулакова, который изобразил «призрачное творение Никиты» в серии картин «Город-театр» [1, с. 267].
В этом смысле заслуживает внимания фрагмент из переписки сестер Карповых в 1963 г. Готовясь к переезду в Новосибирск, Майя Ивановна писала, что в принципе могла бы быстро сделать докторскую диссертацию, хотя сама по себе степень ей не нужна. «И это верно, действительно, что с нее?» — соглашалась Татьяна Ивановна, но объясняла, что
«докторская степень — это верный пропуск в академгородок, причем на привилегированных началах… А городок — это в каком-то смысле решение многих жизненно важных вопросов» (2, л. 3).
Докторская степень занимала критически важное место в философии жизни интеллектуально одаренных женщин. В институтах, как отмечала Т. И. Заславская, на каждом шагу слышалось слово «докторская» — ключевое для мужчин из-за соображений престижа (2, л. 4). Но какова значимость докторской степени на весах жизненной стратегии у женщин, когда время старта и подъема карьеры неумолимо совпадало с возрастом реализации репродуктивной функции? Для женщины это экзистенциальная проблема расстановки приоритетов, выбора между семьей и карьерой. Распространенные идеи о том, что «ученый пост с великой ученостью ничего общего не имеет» [1, с. 196], что «ученая степень и порядок их присвоения — тормоз науки» [1, с. 252], «рыцарские» идеи о презренном характере степеней и званий (13, л. 5). не вписывались в реальность, властно сопрягавшую достаток, удовлетворительную бытовую среду, социально-благоприятное окружение с продвижением по карьерной лестнице.
«Докторский» стол заказов, положенный Т. И. Заславской после защиты в 1965 г. докторской диссертации, она восторженно именовала «генеральским» — настолько он изменил жизнь: «почти отпала необходимость ходить за чем-либо в магазины». Все, что нужно, приносили прямо на четвертый этаж: свежую рыбу, мясо разных сортов, печень, язык, сосиски, куры, фрукты (13, л. 7). Можно было заказывать и на сестру, в том числе папиросы, которых, как сетовала М. И. Черемисина, «в городке не было в природе» (16, л. 5).. Среди удобств Академгородка следует отметить его планировку, шаговую доступность ежедневных целей — институтов, магазинов, обилие деревьев (8, л. 1), широкую магистраль, не заполненную транспортом. Все это, по мнению Т. И. Заславской, «создавало комплекс жизненных условий, вряд ли повторимых где-то в другом месте». Она уверяла, что «все-все с точки зрения организации быта в Академгородке ее устраивает» (13, л. 7). Но и в научном городке ощущался невысокий уровень жизни, в целом характерный для советского общества, и самыми обычными здесь были разговоры об отсутствии денег. Т. И. Заславская-экономист подсчитала, что при среднедушевом доходе в стране 60 руб. на человека в месяц (11, л. 6). они на семью из четверых имели 500 руб. (она получала 300 и муж — 200), которых хватало «едва-едва, только от получки до получки» (12, л. 3). После отпуска Заславские, как и все советские семьи, «сидели без денег» (13, л. 8). На фоне обострения в стране продовольственного положения, отсутствия белого хлеба и круп активно обсуждалось, чем же будет торговать строившийся «фантастически красивый и огромный торговый центр с рестораном» (1). Однако известен парадокс: в праздники на столе советских людей откуда-то появлялись дефицитные закуски, особенно это подтверждалось жизнью элиты. На новоселье у М. И. Черемисиной для 16 гостей наготовлено «было много всего, и все говорили, что вкусно»: яйца с гусиной печенкой под майонезом, форшмак с мускатным орехом, два салата оливье — мясной и рыбный, 10 тарелок «казенных» закусок — колбаса, сыр, крабы и лососина консервированные, запеченные свинина и гусь, компот, чай, пирожные, печенье, грецкие орехи, конфеты «мишки» и трюфели, вино «Улыбка», коньяк «отборный» (14, л. 1–2).
Общение, досуг и отдых
Т. И. Заславская писала об Академгородке: «Быт здесь строится по последнему слову науки и техники, но дело даже не в этом, а в людях» (3, л. 3). В письме «День безграничного счастья» о путешествии по р. Бердь она выделяла два элемента счастья: первый — это люди, «от соприкосновения с которыми душа расцветает», второй — «поразительной красоты сибирская природа» (7, л. 6). Именно люди заставляли ее душу
«петь, наполняясь счастьем, как парус ветром от того, что она, наконец-то, приобрела опору не только в муже, но и в друзьях» (7, л. 3–4).
Приехавшая сюда М. И. Черемисина также «впервые в жизни попала в такой мир», где общение с людьми очаровывало:
«Все по-домашнему. Все знают друг друга. Профессор Румер рассказывает о том, как он учился в Германии, как общался с Бором, Эйнштейном… Городок был очень молодой. Людей старше 50 нигде не было видно. К. А. Тимофееву 49, Аганбегяну 34 или 35. Академик Александров после вечернего заседания с 3-го этажа съезжал по перилам университетской лестницы… И все были внутренне свободны… Я была влюблена в Городок» [35, с. 414].
Компании интеллектуалов «собирались часто, горячо обсуждали живые проблемы сегодняшнего дня», свободно говорили и о темах запретных, игра ли в модные тогда экономические игры, слушали музыку, особенно Окуджаву, который «был в те годы так популярен, что летом редко из какого только окна эта музыка не доносилась» [35, с. 405]. Накануне больших праздников, как правило, устраивали вечера по институтам, где много пили, на следующий день собирались компанией, как, например, накануне Первомая у Заславских, когда «веселье было великое, и вообще было хорошо — задушевно как-то, тепло», а потом «всем шалманом (с детьми 20 человек)» при чудесной погоде ходили на море (5, л. 2).
По примеру М. М. Громыко в быт многих ученых-гуманитариев Академгородка вошли «домашние» встречи с научной молодежью [18, c. 25]. Так, в доме М. И. Черемисиной собирались аспиранты и сотрудники, задействованные в теме:
«Посылали кого-то в магазин, делали салат из морковки, Майя Ивановна пекла вкуснейшие лепешки, заваривался чай, и все научное собрание получало дополнительный импульс — возникало чувство команды и коллектива», − вспоминала Л. М. Горелова [6, c. 16].
Тон культурной жизни в Академгородке с первых лет задали ученые старшего поколения, которые благодаря личным связям приглашали сюда виднейших мастеров искусств. В доме культуры «Москва» каждые два дня показывали новый фильм, давали абонементные симфонические и камерные концерты, изредка бывали вечера поэзии, читались интересные лекции в университете и т. п.», но первое время ощущалась оторванность от цивилизации (10, л. 4). С открытием весной 1966 г. Дома ученых культурная жизнь стала более насыщенной и разнообразной, что явствует из коллекции билетов, программ, афиш, самодельных юмористических объявлений о культурно-праздничных мероприятиях Дома ученых и институтских коллективов в 1960–1970-е гг., собранной Н. А. Притвиц {3}.
Близость леса и моря (Обского водохранилища с живописными островами) превращала Академгородок в своеобразный дачный пригород Новосибирска, где «хорошо зимою, но летом просто земной рай». Воспоминания рисуют лыжные, пешие, лодочные походы и пикники:
«Тепло. Море, Песок. Дети загорелые, веселые. На пляже — волейбол, бадминтон. Моторка “Дуняша” уносит в недалекое путешествие. Можно ловить рыбу. Учимся кататься на велосипедах» (6, л. 3).
География путешествий семей ученых, приехавших из европейской части страны, в период отпусков охватывала обширную зауральскую часть — Алтай, Байкал, Иссык-куль, Енисей до о. Диксон, города Томск, Красноярск, Алма-Ата и другие города Средней Азии.
Уникальная по советским меркам открытость Академгородка для мира, начало которой положил российско-американский симпозиум 1963 г. [37], породила волну повсеместного изучения иностранных языков, интереса к западной научной литературе. Многие ученые дружили семьями с коллегами из Европы и США и во время симпозиумов «наперебой приглашали к себе в гости то одного ученого, то другого, а то сразу большую кампанию» [19, с. 43–44]. Гостей ННЦ, в том числе иностранных, часто принимали с рыбалкой и ухой. Роли распределялись традиционным образом: мужчины отвечали за транспорт и техническую сторону дела, женщины — за обед. Сама В. Е. Лаврентьева, как известно, в первую золотодолинскую зиму организовала столовую, всегда стряпала пироги для бесконечных гостей лаврентьевского дома. Но привычное понимание обслуживающей роли женщин уже «оспаривалось» представлением о равноправном с мужчинами статусе.
«Когда зав. отделом снабжения попыталась заставить дочь Лаврентьева Веру и жену сына Инну выйти навстречу Хрущеву с хлебом-солью на махровом китайском полотенце, они сказали: “Пусть нас режут на куски, не пойдем”. И не пошли», — вспоминала Н. Притвиц [22, с. 27].
Первые «академины» перенесли в Академгородок высокие стандарты культуры и быта: в отношении к досугу (П. Я. Кочина за неделю до спектаклей начинала изучать либретто), природе (Н. А. Притвиц боролась с развешиванием на деревьях бельевых веревок), животным (давали приют бездомным собакам и кошкам), вещам (П. Я. Кочина привезла из Москвы чешский гарнитур «Аллон» [22, С. 25], Т. И. Заславская — обои латвийского производства (4, л. 2)). Но даже статусные женщины мобилизационного поколения не были избалованы красивым имуществом. М. И. Черемисина писала, что по жизни «была бедна как церковная мышь», равнодушна к вещам и любила лишь бабушкины вещи, «проникнутые чем-то духовным» [35, с. 476, 478]. Бабушкины вещи, связанные с личностями любимых предков, обожаемым детством, дальними странами, семейными или историческими событиями, ценились М. И. Черемисиной как культурные артефакты, наполняя ее «культурный космос».
Такое искреннее отречение от вещизма выявляло в мемуаристке истинный аристократизм духа. В 2019 г. на выставке «Сестры Карповы: Майя Черемисина и Татьяна Заславская» {4} впервые экспонировались дорогие им предметы: шелковые платья и туфельки, в которых сестры гуляли по Академгородку, швейная машинка, семейные фотокарточки с дореволюционных времен, переводные картинки, дневники, самый старый из которых — восемнадцатилетнего Георгия де Метца — датировался 1879 г.
Оборотной стороной концентрации в Академгородке «большого количества деятельных, умных, культурных людей» [19, с. 147] и их ежедневного близкого, интенсивного, яркого, демократичного общения в процессе работы и отдыха являлась «повышенная нагрузка» на брачные связи, провоцирующая их распад, возникновение «служебных романов» и т. п. В довольно узком и изолированном пространстве человеческих контактов городка это оборачивалось личными трагедиями — болезненно переживалось женщинами, мужчин обрекало на официальные взыскания, грозило распадом дружеских компаний, расстройством работы научных коллективов (7, л. 3–4).
В целом в раннем Академгородке жилось «хорошо и вольно, во всех отношениях» (9, л. 1). Никто из мемуаристок не вспоминал оставленные Москву и Ленинград, Т. И. Заславская прямо говорила, что ее место — здесь:
«Я влюблена в Городок и в его образ жизни. Я глубоко убеждена, что современный разносторонне развитый человек должен жить только так!» (6, л. 3).
Заключение
Эго-документы сибирских «академин» позволяют рассмотреть историю первого десятилетия Академгородка в микромасштабе повседневной жизни женщин — работающих матерей и хозяек. Как продукт модерного проекта «советской цивилизации» и яркие личности женщины-ученые были одержимы наукой, ценили культуру, жаждали комфортной, цивилизованной, активной, нескучной жизни. Мотивами переезда в Академгородок являлись перспективы научно-исследовательской карьеры в совокупности с благоприятными бытовыми условиями, что было важно с учетом остро стоявших в стране в начале 1960-х гг. как продовольственного вопроса, так и жилищного, поскольку спрос на отдельные квартиры превышал предложение. Государство считало ученых стратегически важным ресурсом, особенно в областях, связанных с оборонным и энергетическим секторами экономики, и патронировало в соответствии с принципами менталитета партийных функционеров — в зависимости от места в иерархии государственного социализма. Конвертацией карьерного роста являлось не только повышение зарплаты, но и переселение в более «статусное» жилье, прикрепление к «докторскому» или «академическому» столу заказов и медицинскому обслуживанию. Благоустроенные квартиры с сохранением столичной прописки и жилья, спецснабжение продуктами, возможности современного образования для детей, удачные природно-экологические условия для полноценной рекреации, отдыха и спорта, наличие тесного сообщества интеллектуалов, свобода и демократизм в общении и культурной жизни являлись важными факторами укоренения в ННЦ. Условия жизни в Академгородке в целом были оценены женщинами-учеными в высшей степени позитивно, в том числе по сравнению со столичными, вплоть до утверждений о том, что это лучшее место для жизни. Замысел создания конкурентных преимуществ нового города науки по рецепту использования «матричных» рычагов советской командно-распределительной системы для первого десятилетия оказался успешным. Перспектива дальнейших эго-документальных исследований жизнедеятельности сибирских «академин» связана с определением влияния академгородковского модуса повседневной жизни на их научную карьеру, динамику и креативность научной работы.
ЛИТЕРАТУРА
- Берг Р. Л. Суховей. Воспоминания генетика. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 527 с.
- Бобровская Е. В. «Государственный феминизм» в СССР: особенности гендерного (не)равенства в советской России // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и политические науки. 2020. № 4. С. 133–140.
- Варга-Харрис К. Между национальной традицией и западной модерниза цией: Советская женщина и Представления о социалистическом гендерном равенстве как «третьем пути» развития страны, 1956–1964 годы // Slavic review. 2019. Vol. 78, N 1, pp . 578–782.
- Варга-Харрис К. Хрущевка, коммуналка: социализм и повседневность во время «оттепели» // Новейшая история России / Modern history of Russia. 2011. № 1. С. 160–166.
- Водичев Е. Г. Траектории экономических реформ: наука и научная политика в годы «хрущевского десятилетия» // Уральский исторический вестник. 2021. № 4(73). С. 135–144.
- Горелова Л. М. Майя Ивановна Черемисина // Предложение как единица языка и речи. Новосибирск: Академиздат, 2019. 208 с.
- Гудков Л. Иллюзии выбора: 30 лет постсоветской России. Рига, 2021. 228 с.
- Ерохина Е. А. Дневник женщины-ученой как летопись новосибирского Академгородка: наследие Н. А. Притвиц // Женская история сегодня: источ никоведение, историография, новые методологические подходы: материалы XIV Междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭА РАН. М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 1. 318. С. 56–60.
- Запорожченко Г. М., Шелегина О. Н. «Сибирские Академины»: женщины-ученые, вошедшие в историю Сибирского отделения Российской Академии наук // Исторический курьер. 2019. № 3(5). Статья 19. URL: http:/ istkurier.ru/data2019/ISTKURIER2019-3-19.pdf; DOI: 10.31518/2618-9100-2019-3-19.
- Заславская Т. И. Избранное. М.: Экономика, 2007. Т. 3: Моя жизнь: воспоминания и размыш ления. 764 с.
- История в эго-документах: Исследования и источники / гл. ред. Н. В. Суржикова. Екатеринбург: Изд-во АсПУр, 2014. 368 с.
- Кочина П. Я. Воспоминания. М.: Наука, 1974. 299 с.
- Кром М. М. Повседневность как предмет исторического исследования // История повседневности: сб. науч. работ / отв. ред. М. М. Кром. СПб., 2003. С. 7–14.
- Кузнецов И. С. Социальные проблемы новосибирского Академгородка в официальных документах рубежа 1960–1970-х годов // Вестн. НГУ. 2015. Т. 14. Вып. 1: История. С. 181–188.
- Кузнецов И. С. Новосибирский Академгородок: «оазис свободы» или «реликт сталинизма»? // ЭКО. 2019. № 11. С. 172−192.
- Куперштох Н. А. Демографическая структура научных кадров Сибирского отделения РАН (конец 80-х−начало 90-х годов) // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. № 1. С. 97−101.
- Лаврентьев М. А. …Прирастать будет Сибирью. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. 175 с.
- Логос: историко-литературный альманах. Новосибирск, 1997. Вып. 1: Хроника гуманитарного факультете Новосибирского государственного университета. 79 с.
- Марчук О. Н. Сибирский феномен: Академгородок в первые 20 лет. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 236 с.
- Нуркова В. В. Социальное прошлое в индивидуальной памяти: история как личный опыт // Историческая психология и социология истории. 2009. № 1. С. 5−27.
- Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 317 с.
- Притвиц Н. А. Как молоды мы были // И забыть по-прежнему нельзя… Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. 336 с.
- Пушкарева Н. Л. Женщины в российской науке конца XX — начала XXI века: обобщение количественных характеристик // Женщина в российском обществе. 2010. № 3(56). С. 24–35.
- Пушкарева Н. Л. Женщины в советской науке. 1917–1980-е гг. // Вопр. истории 2011. № 11. C. 92–102.
- Пушкарева Н. Л. Повседневный быт конца 1950–1960 гг. в социальной памяти женщин-ученых новосибирского Академгородка // Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание: материалы XIII Междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИАЭ РАН. М.: ИЭА РАН, 2020. С. 118–121.
- Пушкарева Л. Н., Богдашина И. В. «Вкусная и здоровая пища» в повсе дневных женских практиках нестоличного советского города 1950–1960-х гг. // Вестн. антропологии, 2021 № 1(53). С. 260–274.
- Пушкарева Н. Л., Жидченко А. В. Женская городская повседневность пе риода «оттепели» в англо-американской историографии // Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические под ходы: материалы XIV Междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭА РАН. М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 2. С. 127–130.
- Репина Л. П. Память и наследие в «крестовом походе» против истории, или Рождение «мемориальной парадигмы» // Уральский исторический вестник. 2021. № 2(71). С. 6–16.
- Савелова О. А., Крайнева И. А. Электронный архив сестер Карповых: ис тория научной династии // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 25–35. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ ISTKURIER2021-2-02.pdf; DOI:10.31518/2618-9100-2021-2-2
- Секенова О. И. Женская академическая повседневность XIX — первой половины ХХ в. в современной зарубежной историографии // Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические под ходы: материалы XIV Междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭА РАН. М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 2. С. 110–112.
- Степанов А. О. Первые ученые-женщины в советской физике — профессора Томского университета В. М. Кудрявцева, Н. А. Прилежаева, М. А. Большанина: гендерные аспекты профессионально-адаптационных практик // Вестн. ТГУ. История. 2019. № 57. С. 183–192.
- Туркина В. Г. Некоторые аспекты исследования советской повседневной истории // Наука. Искусство. Культура. 2020. Вып. 2(22). С. 107–112.
- Ханин Г. И. Честный и талантливый рассказ о новосибирском Академгородке, советском народе и советском обществе (воспоминания Михаила Качана) // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 4, Ч. 1. С. 217–239.
- Человек советский: за и против = Homo soveticus: pro et contra / под ред. Ю. В. Матвеевой, Ю. А. Русиной. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 412 с.
- Черемисина М. И. Мои воспоминания / ред.-сост. А. А. Озонова, Е. В. Шиплюк. Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2020. 439 с.
- Эго-документы: Россия первой половины ХХ века в межисточниковых диалогах / под науч. ред. М. А. Литовской, Н. В. Суржиковой. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2021. 408 с.
- Tatarchenko K. A. Calculating a Showcase: Mikhail Lavrentiev, the Politics of Expertise, and the International Life of the Siberian Science-City // Historical Studies in the Natural Sciences. 2016. Vol. 46, N 5. P. 592–632.
ИСТОЧНИКИ
(даны в круглых скобках)
- Дмитриева Н. Роман с Академгородком // Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области. 21.10.2019. № 43(1716).
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 30.01.1963. Здесь и далее ссылки на письма даны по: Открытый архив СО РАН. Фонд Т. И. Заславской — М. И. Черемисиной. http://odasib.ru/openarchive/Default.cshtml (дата обращения: 02.05.2022).
- Письмо М. И. Черемисиной Т. И. Заславской 31.01.1963.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 08.04.1963.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 10.05.1963.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 22.06.1963.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 21.07.1963.
- Письмо М. И. Черемисиной Л. Я. Зориной 02.09.1963.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 29.12.1963.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 20.02.1964.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 03.12.1964.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 10.01.1965.
- Письмо Т. И. Заславской М. И. Черемисиной 28.08.1965.
- Письмо М. И. Черемисиной Л. Я. Зориной 09.04.1966.
- Письмо М. И. Черемисиной Л. Я. Зориной 24.07.1966.
- Письмо М. И. Черемисиной Л. Я. Зориной 27.09.1969.
- Хрущев Н. С. Время. Люди. Власть. Воспоминания: в 4 кн. М.: Московские новости, 1999. Кн. 1. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/elibrary/2000vek/196-199.ssi (дата обращения: 02.05.2022).
ПРИМЕЧАНИЯ
(даны в фигурных скобках)
- Объем писем достигал 20 машинописных страниц.
- Лишь П. Я. Кочина — из семьи крестьян Атраханской губ., но отец работал счетоводом в Астрахани и дал детям хорошее образование.
- Хранится в Центре хранения материалов по истории СО РАН в Институте истории СО РАН.
- Организаторы: Выставочный Центр СО РАН, Интегральный музей повседневности Академгородка (руководитель А. Безносова-Близнюк), Е. Шиплюк, Т. Черкашина.
No comments yet.