В начале XVII в. дауры населяли обширную территорию от Еравнинских озер и верховьев Витима на западе до притока Амура в среднем течении – р. Буреи на востоке (ныне Бурейский район Амурской области); на севере доходили до устья притока Алдана – р. Амга (совр. Республика Саха-Якутия), на юге граница проходила по правому берегу Амура, в районе притоков – Кун и Букур (северная часть провинции Хэйлунцзян КНР).
В Восточном Забайкалье, помимо эвенкийского окружения, с юго-запада, с даурами, возможно, поддерживали связи племена и объединения монгольского происхождения (табангуты, хори). Амур в верхнем течении на всем протяжении (около 900 км.) был естественной границей между даурами и этнотерриториальным объединением монголов – хорчинов, в состав которых входили кереиты, солонгуты и ряд других монгольских племен [21, c. 23]. Отдельные группы дауров, проживавшие на правом берегу Амура, находились с ними в непосредственных контактах. На юге и востоке даурские земли соприкасались с территорией маньчжурских племен, а северными соседями были эвенки-орочоны. Отметим, что дауры различали эвенков по хозяйственно-культурному типу: хонкор (онкор) – скотоводы и земледельцы и орчен – оленеводы. Первые проживали в соседстве с даурами, в некоторых местах наблюдается чересполосное расселение.
В целом, тунгусо-маньчжурские элементы приняли немалое участие в формировании даурской народности. Об этом свидетельствуют данные материальной и духовной культуры, заимствования в языке. К тотемным культам, по всей вероятности, тунгусо-маньчжурских народов, относится почитание даурами медведя, как первопредка [ПМА, инф. И Сун]. Имеются сведения об эвенкийских родах, связанных с даурами кровными узами. Их называют «таараалеэ», производное от корня «таар», имеющего следующие значения: 1) «дети братьев матери»; 2) «дети сестер отца» [ПМА, инф. Э Жуйфу].
У дауров сохранилась четкая родовая организация, по которой экзогамные роды (хала) состояли из ветвей (бирги), подразделявшихся на патронимические группы (мокон) [15, с. 136]. Насчитывается более 30 родов, из которых, по одним данным, 18 родов, а по другим – 15-16 родов считаются исконно даурскими. Их называют «каучин хала» (с даур яз. «старые роды»), остальные именуются «шинкэн хала» (новые роды) [ПМА, Лэ Чжи Дэ; И Сун]. Японские исследователи приводят следующий список 18 родов:
- аола;
- говол;
- мэрдэн;
- вонон (онон);
- дээдул;
- судур;
- воэр;
- жинкэр;
- дулар;
- вулис (вулан);
- хэсур (хэсуру);
- содор;
- алдун;
- варэн;
- дэйгуун (дойин);
- хурттэ;
- тугудон;
- самагер (самайер) [18, c. 268-269].
Причины, по которым именно эти роды были выделены, остаются невыясненными, весьма спорным является причисление к числу родов таких групп, как дэйгун (дойин), тугудон, хурттэ.
Отечественные исследователи также собирали данные об этническом составе дауров, в 30-х гг. XX в. ими записаны следующие этнонимы: 1) дагур; 2) оно; 3) гобол; 4) аола; 5) мэрди; 6) хэсур; 7) дэдул; 8) биргаа; 9) содор; 10) судур; 11) уорэ; 12) цинкир; 13) дулар; 14) самагир [15, с. 136]. По полевым материалам советских этнографов в 60-х гг. XX в. дауры местности Бутха состояли из родов аула, баягир, булдагир, бутаму, вэрэ, гапка (габка), гобут, дадул, дакуту, данкир, калтагир, мэрдэн, надэй, накта, ниргир, онон, содор, судур, тогдот, урат. [5, с. 669]. Эта информация с незначительными изменениями в названии некоторых родов, вероятно, представлена в этнографическом обзоре монголоязычных народов [12, с. 177].
В доступных нам работах китайских исследователей имеются названия большинства родов и патронимических групп. Считаем нужным представить эти данные в настоящей публикации, с включением материалов полевых материалов автора (табл. 1.).
В рассматриваемый период маньчжуры делили население Приамурья на два крупных объединения: солоны (др. назв. солонбуу) и сахарча. В состав первых входили даурские роды верхнего течения Амура до впадения в него Зеи. Даурское население среднего и нижнего течения Зеи, а также среднего Амура, включая роды ардан и судур, именовалось сахарча [19, с.42-44]. На наш взгляд, в I-й половине XVII в. можно выделить три этнотерриториальные группы. Первая группа, возглавляемая Лавкаем, располагалась по Амуру от устья р. Урки до устья р. Ульмин и состояла из родов уорэ, улис, онон и, по всей вероятности, сюда входил род аола. Форпостом этой группы на западе было даурское население, компактно проживавшее в районе Еравнинских озер и в верховьях р. Витим [11, с.123-124]. В русских донесениях они отмечены как «многие конные люди», что свидетельствует об их многочисленности и развитом коневодстве. Возможно, территория от верховьев Амура на запад до Витимского плоскогорья также была населена группами дауров, занятых в основном разведением лошадей. Родовая принадлежность их невыяснена, но ясно, что они имеют отношение к вышеотмеченным родам. Ко второй этнотерриториальной группе относились роды бирьян, мэрдэн, даур (дагур), эртэ, проживавшие от устья р. Берея до впадения в Амур Зеи. Предводителем группы и даурской народности в целом был Бомбогор из рода даур (дагур), поднявший их в1639 г. на антиманьчжурскую борьбу и казненный в1641 г. после поражения [19, с. 274]. Третья группа даурского населения, населявшая среднее и нижнее течение р. Зея, среднее течение Амура, находилась под руководством Балдачи (род жинкэр), состояла из родов урэн, том, говол, жинкир, дэдул, букур, хэсур, бухту. Сюда же можно отнести вероятных выходцев с Зеи — роды ардан (алдан) и судур, проживавшие к тому времени на значительном удалении от основной массы в верховьях рек Алдан и Бурея.
Ознакомление с даурскими родами группы Лавкая уместнее всего начать с аола, во всех источниках неизменно упоминающегося первым при перечислении, что свидетельствует о его месте в родовой иерархии. Сведения о проживании рода аола на территории между Амуром и Зеей, на данный момент не позволяют нам уверенно отнести его к какой-либо конкретной группе. Этот род был многочислен, территория расселения рода, вероятно, также была обширна. Исходя из этого, предположим, что различные патронимические группы данного рода могли обитать и на Амуре и по Зее и, соответственно, входить в группу Лавкая и зейское объединение дауров.
Название рода имеет территориальное значение, слово «аола» в переводе с даурского языка означает «гора». Относительно местонахождения горы существуют две версии: 1) в верховьях Амура, 2) в верховьях р. Зея [ПМА, инф. Лэ Чжидэ, Аруун-Баяр]. У современных монгольских народов подобный этноним не фиксируется, но не исключено, что подобные термины имели или имеют место в этнонимии монгольского мира. Более известны гипотезы отдельных ученых, в которых этнонимы восходят к названиям конкретных гор, в качестве примеров можно привести следующие этнооронимы: сартул (от названия горы Сарт-уул), монгол (от горы Мон-уул), древнемонгольский этноним ухуань (в иероглифической записи uo-үuan-san, переводится как «гора черной ивы, тальника») [13, с.56]. В случае с названием аола мы видим забвение первоначального оронима, его обобществление. Поводом для дальнейших исследований является также наличие рода под аналогичным этнонимом — аола у солонов Хулунбуира и у орочонов в провинции Хэйлунцзян [15, с. 137].
Род аола имеет пять патронимических групп: яарс, доогин, аола, дээкун и кэржээ. Некоторые включают сюда и содор, который, считается ответвлением рода аола [20, c.147]. В городе Якса (впоследствии знаменитый казачий Албазинский острог; ныне село Албазино Сковородинского района Амурской области) и в его окрестностях проживала группа яарс [19, с.38]. К ней и соответственно, роду аола имеет отношение Албаза, племянник Лавкая [3, с. 566]. Основателем родового ответвления доогин был младший из девяти сыновей [ПМА, инф. Ау Лиму]. Прежним местом обитания доогин была долина р. Тугдэн – левого притока Амура в верхнем течении [ПМА, инф. Аруун-Баяр]. Однако подобный гидроним отсутствует на карте Амурской области, безрезультатными выглядят попытки увязать его с названиями имеющихся в предполагаемом районе рек. Наиболее вероятным местом обитания группы доогин может быть верхнее течение р. Тывда – правого притока Зеи. Это согласуется с картой расселения даурских родов в Приамурье, где территория проживания аола отмечена по правому берегу р. Зея [19, с. 42].
Из истории переселения рода аола на юг, в долину р. Нонни по одним источникам, известно, что их предок Кулиркэн получил от маньчжуров звание чиновника третьей степени и вместе с сородичами перебрался в местность, находившуюся на среднем течении р. Нонни, где было основано селение под названием Доогин [19, c. 74]. По другим данным, переселение аола во главе с Кулиркэном явилось начальным этапом в миграции дауров и проходило в 30-х гг. XVII в., т.е. до прихода русских и начала вооруженного противостояния, а два селения, основанных Кулиркэном, назывались Искан и Дэнтэкэ [22, с. 11-12]. Эти названия упоминаются в перечислении семи больших айлов, входящих в группу доогин: күрээчеэн, дэнткэ, искаан, күийлчеэн (долоон күийлчеэн), дүилгээн, лаарчеэн, якса [ПМА, инф. Аруун-Баяр]. Столь ранний уход рода аола вполне объясним начавшимся к тому времени тяготением тунгусо-маньчжурских и монгольских этнических групп, принявших маньчжурское подданство, к центру маньчжурского государства – г. Мукдэн (Шеньян). По всей видимости, аола относился к одному из ведущих даурских родов, необходимость в сокращении расстояния до столицы маньчжуров, куда стали часто ездить даурские предводители, сыграла решающую роль в данном решении.
В группу Лавкая также входили роды уэр (вэрэ), улис и онон. Род уэр располагался на крайнем западе даурских земель, лежащих по Амуру, в устье р. Ур (современная р. Урка). В начале XVII в. дауры называли реку Уэр, название, вероятно, имеет эвенкийское происхождение. Название патронимической группы в составе рода — хоты (хооти) означает сосуд для воды, сделанный из тыквы [ПМА, инф. Тумуртэй]. Наиболее близким к нему оказывается маньчжурский этноним кудай со значением мешок, сосуд [Өлзий, с. 68]. В монгольском языке слово мешок в собирательном значении звучит как хүүдий сав [9, с. 340]. Весьма возможной представляется связь отмеченных этнонимов с аналогичным названием одного из родов хори-бурят – худай. Патронимическая группа жам, по данным информаторов, получила свое название от неопределенного нами вида ягоды, имеющей шипы [ПМА, инф. Тумуртэй].
От устья р. Уры в одном дне пути находились земли Лавкая [1, с. 13], на территории проживания рода улис, название которого имеет созвучие с эвенкийским этнонимом улят. По данным информаторов, термин улис восходит к притоку Амура – р. Улис, даурское название современной р. Уруша [ПМА, инф. Билид]. Один из подродов улис носит название куркан (куркэн). Отметим его несомненную близость к тюрко-монгольским этнонимам курыкан, куркин, куркан, хорхон, хурхат и их возможную генетическую связь. Об этнониме курыкан есть мнение, что в переводе с древнетюркского языка он означает «стан, военный лагерь» и имеет аналоги в старописьменном монгольском языке [10, с. 18]. С другой стороны, название куркан вполне сопоставимо с маньчжурским этнонимом курха, известным еще в период Минской династии и названием рода куркагир у ангарских эвенков [4, с. 261]. Территория рода улис примечательна тем, что именно здесь располагался пятибашенный городок Лавкая. Русские первопроходцы отмечали наличие сухопутной дороги, ведущей к р. Зея [1, с. 13-14], что косвенно подтверждает версию о широком расселении патронимических групп рода аола. К нему мог относиться Лавкай, хотя имеется вероятность его принадлежности к родам улис и уэр.
Самым нижним из группировки Лавкая был род онон, предполагаемое место обитания которого находилось на левом притоке Амура – р. Онон (ниже села Кузнецово Амурской области), в верховьях разветвляющегося на Большой Онон и Малый Онон. В среде информаторов бытуют следующие версии о происхождении названия рода. Согласно первой, этноним отождествляется с одноименной рекой — притоком Амура, берущей свое начало в Восточной Монголии [ПМА, инф. Ау Лиму], по другим сообщениям, название связано с неким провалом (на даур. яз. «оноху» — падать, проваливаться) в верхнем течении Амура. Раньше река называлась Гунан, но после того, как в месте впадения реки в Амур часть берега была затоплена, реку стали именовать Онон [ПМА, И Сун]. Согласно генеалогическим спискам рода онон, предком считается Эмдигай, первым пришедший на р. Онон. Его правнуком был Чипа [22, c. 23]. В середине XVII в. под его руководством проходило переселение на р. Нонни и основание селения Кайкохэ на ее левом берегу [19, c. 76]. Род онон во время «амурского» периода находился в соседстве со второй этнотерриториальной группой дауров, а именно с родом бирьян, населявшим устье одноименной реки, ныне р. Берея. Название, вероятно, происходит от «бира» (с эвенк. яз. река), есть данные, что в XIX в. она называлась Бирея [8, с. 74]. Близким по звучанию к данному имени является название бирар у эвенков, обитавших в непосредственном соседстве с даурами.
Основным интеграционным и руководящим центром группы и в целом народности являлся род даур (дагур). В XVII в. этот этноним был общим для всех даурских групп, даурами называли их и соседние народы (эвенки, монголы). Семантика этнонима даур до сих пор остается невыясненной, несмотря на многие предположения. По сей день популярной остается гипотеза о происхождении «даур» (дагур, дахур) от этнонима дахэ, где дахэ – название одного из правящих киданьских родов, а –р – окончание мн.ч. Некоторые ученые, развивая эту версию, полагают, что, в свою очередь, дахэ происходит от гидронима Таоэрхэ на северо-востоке Китая, в бассейне которой, по данным китайских летописей, проживали киданьские роды. Другие предположения связаны: 1) со значением слова даур в солонском диалекте эвенкийского языка, что переводится как пашущий, пахарь, обрабатывающий землю [11, с. 208]; 2) с происхождением названия от словосочетания Да Ур, означающего «родина, бывшее государство» [ПМА, инф. Билид]; 3) с версией бурятского ученого Бодонгууд Абиды о происхождении этнонима от маньчжурского слова «дагара», имеющего значения — 1) следовать за кем-либо: 2) подчиняться, покоряться. Согласно последнему мнению, монголы называли дауров «дагаар орсон дагуур» (принявшие [маньчжурское] (авт.) подданство дагуры) [ПМА, инф. Б. Абида].
Правящей верхушке этого рода, вероятно, подчинялось все даурское население Амура и Зеи, и других отдаленных местностей а также некоторые группы одаурившихся эвенков. Ставка Бомбогора – укрепленный городок под названием Улиясмэрдэн располагался к востоку от единственной широкой излучины Амура [19, c. 48, 59]. На карте Амурской области это место известно как Корсаковский кривун и связано с одноименным поселком, расположенным неподалеку. Однако еще в конце XIX в. название излучины звучало как Улусу-Модонский или Улус-Модонский кривун [8, с. 450-451], что подтверждает правильность предположения китайских этнографов. Что касается рода даур, то он был почти полностью уничтожен маньчжурами в 1639-1641 гг.
В соседстве с родом даур находился один из самых многочисленных ныне родов – мэрдэн, чье имя в переводе с даур. яз. означает «излучина реки» и имеет прямое отношение к Корсаковскому кривуну. Есть мнение, что слово мэрдэн в других языках отсутствует и встречается лишь в языке киданей [23, с. 56; 24, с. 25]. Соответствие, однако, имеет место в эвенкийском языке, где слово мэрдэн переводится как наклон, нагибание, в нашем случае, может означать изгиб [реки], т.е. то же самое, что и излучина. Территория рода мэрдэн находилась к северо-западу от городка Улиясмэрдэн, там же имелось селение Мэрдэн [19, c. 35]. Род состоял из пяти патронимических групп: сангэл, чонлоо, шандаачи, жургээ и хэлэг, в настоящее время известны лишь сангэл и чонлоо. Конкретные места расселения, как и их происхождение, остаются неизученными, мы располагаем лишь данными информаторов. Жургээ и хэлэг, переводимые как сердце и печень, названы по именам предводителей этих групп. Чонлоо называют один из видов берестяных туесов [ПМА, инф. Бөх], по другой версии, посуду, изготовленную из белого тополя. Сангэл (сангал) означает нежилой дом, амбар, где хранились продукты, орудия труда и утварь [ПМА, инф. Дуу Жинбяо]. Род мэрдэн уходит на юг одним из последних, в1667 г., после окончания военных действий. Исход возглавил некий Лобошоди (Лобшоодии), основавший на правом берегу р. Нонни селение Хиг Мэрдэн (Большой Мэрдэн) [19, с. 76]. В его имени можно увидеть некоторую схожесть с Лотодием казачьих донесений, одним из даурских вождей, сражавшихся бок о бок с Гойгударом летом1651 г.[1, с. 17]. Еще один род из этой группы — эртэ располагался ниже по Амуру, до впадения в него р. Зея, в этом районе находилось селение Хайлан, населенное представителями одноименной патронимической группы [19, с. 38]. Местоположение указанного рода позволяет отнести его и к солонам и к сахарча, поэтому наше отнесение его к группе во главе с родом даур можно считать довольно условным.
Зейскую этнотерриториальную группу дауров возглавлял род жинкэр, известен его глава – Балдачи, в1634 г. явившийся к маньчжурскому двору и поднесший дань пушниной [15, с. 133]. Вероятно, эта группа не принимала участия в борьбе под руководством Бомбогора, в целом, ее характерной особенностью является тяготение к маньчжурскому миру, ряд этнонимов обнаруживает аналоги у маньчжуров: говол (у маньчжуров — ховол), дэдул (маньчж. этноним дэдули), хэсур (у маньчжуров — эсур), жинкэр (маньчж. этноним жинчир) [16, с. 65-67].
Род жинкэр располагался на берегу р. Зея в нижнем течении. Название происходит от гидронима Жинкэр – современная р. Зея. О патронимических группах известно лишь, что происхождение группы сэбэхэ (сээвкэ, сайбка) имеет отношение к известной в междуречье Амура и Зеи горе Шапка. У ее подножия проживали представители сэбэхэ, там же имелось одноименное селение [ПМА, инф. Тумуртэй]. Этноним сэбэхэ не находит удовлетворительного объяснения в монгольских языках, однако в эвенкийском языке слово «сэвэки» имеет несколько значений: 1) бог; 2) дух-хозяин верхнего мира; 3) идол, изображение божества. [2, с. 79].
Междуречье Амура и Зеи являлось местом обитания рода хэсур (эсур), там располагалось одноименное селение, к приходу русских первопроходцев, имевшее вид укрепленного городка с крепостными башнями. Этноним хэсур восходит к маньчжурскому гидрониму Эсур (Эсэр), т.е. названию современной р. Уссури [ПМА, инф. Э Жуйфу]. Начальное –х в данном слове объясняется особенностями даурского языка, в частности, диалекта дауров р. Нонни, где многие слова употребляются с добавлением начального заднеязычного спиранта –х, например, харба (десять), халага (ладонь), хэки (голова) [15, с. 138-139]. Слово хэсур в даурском языке имеет также значение метла, веник Происхождение названий патронимических групп рода хэсур остается за завесой тайны, за исключением олинкор (олинкур, элэнкул), получившего свое название от вида рыболовной сети [ПМА, инф. Э Жуйфу].
На притоке р. Зея ранее проживал род говол, в русских источниках река отмечена как Гобол-хуарг, по-дагурски значит – речка Гобол [15, с. 135]. По-другому ее называют Говол-аяан, в переводе «маленькая речка Говол» [ПМА, инф. Лэ Чжидэ]. Есть и другие мнения на этот счет, так, некоторые полагают, что река, где жил род говол, называлась Будаан-гол (Бодон-гол) [ПМА, инф. Тумуртэй], другие настаивают на гидрониме Гобылэ [ПМА, инф. И Сун]. Последний имеет близкое звучание с названием Горбыль – река бассейна Зеи, находится в предполагаемом районе. Согласно генеалогическому списку, первым в устье реки Будан – левом притоке р. Зея в нижнем течении поселился Сажидаки. Его потомком в четвертом поколении был Умэдэй [22, с. 22], отмеченный в русских донесениях как Омутей [1, с. 19]. В 1649-1650 гг. он возглавил переселение рода на р. Нэмэр – приток р. Нонни и основал там селение Манна [19, с. 76]. О патронимических группах известно лишь то, что группа говол проживала в селении Говол, представители эргинчен, вероятно, селились вдоль реки, поскольку этноним переводится как «живущие по берегу» или «береговые». Название группы варгэ (варка) встречалось у средневековых маньчжуров (род варка). По одним данным, этноним варгэ происходит от речки Варга – притока р. Зея, по другим, приток именовался Улаага [ПМА, инф. И Сун], согласно третьим, варгэ называли людей, населявших оба берега Зеи [ПМА, инф. Тумуртэй].
По имеющимся данным, названиям родов том, хэйин, судур, алдан соответствуют аналогичные гидронимы, а этноним дэдул происходит от названия местности в нижнем течении р. Зея [ПМА, инф. Лэ Чжидэ]. Из вышеперечисленных топонимов на современной карте Дальнего Востока России известны р. Томь – крупный приток р. Зея, р. Алдан (южная часть Республики Саха, названия остальных не сохранились. Происхождение имени том остается невыясненным, этноним дэдул, как мы уже отмечали, имеется у маньчжуров, где относится к числу старых маньчжурских родов. Слово хэйин с даурского языка переводится как ветер, воздушный поток, и ввиду отсутствия явных этнонимических параллелей, невольно возникает гипотеза о связи хэйин с древнемонгольским киян (кият), чье значение «большой водный поток». Есть версия о полном совпадении термина кият с семантикой названия мангол [7, с. 99]. Конечно, в отсутствие других подтверждающих данных наша попытка отождествления хэйин с кият выглядит довольно слабой.
Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х годах XVII в. на Алдане, в районе устья его притока — р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [ПМА, инф. И Сун].
Роды хурлас и жаалр, по всей вероятности, являются ассимилированными частями монгольских родов куралас (хурлад, горлос) и джалаир (джалаит). О времени их вхождения в состав дауров можно предложить два варианта: 1) ранний период (XIII-XIV вв.); 2) поздний (XVII-XVIII вв.). Более правдоподобна вторая версия, по которой проникновение этих родов вполне могло проходить после переселения дауров в долину р. Нонни, в район Цицикара, где, как известно, кочевали многие монгольские племена, некоторое время в соседстве с даурами кочевали баргуты, один из основных родов которых именуется хурлад.
Таким образом, предварительное изучение местообитания дауров в XVII в. выявляет обширную территорию от восточной части современной Республики Бурятия до границы Амурской области с Хабаровским краем, от южной части Республики Саха до приамурских районов провинции Хэйлунцзян. Выяснено, что большая часть названий родов и патронимических групп напрямую связана с гидронимами, встречаются также этнооронимы. На наш взгляд, в XVII в. дауры осознавали себя народностью, с единой территорией, языком и культурой. Этноним даур, согласно русским источникам, к тому времени уже являлся общим самоназванием большинства родов, вошедших в состав народности. Этнический состав дауров в основном был сформирован. Позже, в XVIII-XIX вв. в состав дауров вошли группы китайского происхождения (современные роды лю, ван, чжан, ли).
Таблица 1.
род | патронимическая группа |
уула аол аол |
уула, доогин, яарс, декун, керчил [19, с. 41] аол, дожин, ярс, содур, кэржээ [20, c. 146] аол, ярас, дожин, содор, кэржэ [17, c. 674] |
гоболо гобол гобол |
гоболо, эргинчеэн, варкэ [19, с. 41] гобол, эргэншан, уарк [20, c. 145] гобол, эргэнчиан, варгэ [17, c. 678] |
мэрдэн мэрдэн мэрдэн |
сангэл, чонголо, шандачин, жулгэ, хэлэгэ [19, с. 41] сангаар, чонлоо, жургэ, хэлэг, сандач [20, c. 146] сангаар, сонлоо, журуг, хэлэг, сондачи [17, с. 675] |
онон онон оноон |
асиячин, кунчи [19, с. 41] ашиежин, кунжии [20, c.145] асиежин, кунжи [17, c. 677] |
хэсур эсэр эсээр |
хэсур, ганичиэн, бэкер, элэнкул, дартал [19, с. 41] хэсэр, ганшан, бакар, олинкур, дартал [20, c.147] хэсур, бакаар, олинкоор, дартаал [17, с. 675] |
том том тоом |
тучеэн, күлүн, варан [19, с. 41] уаран, гурон, тушин [20, c. 145] тучин, гуруун, варан [17, с. 678] |
бирьян билиян бириян |
бирьян [19, с. 41] билиян [20, c. 144] бириян [17, с. 675] |
вэрэ уэр вээр |
вэрэ, жамэ, хотэ, долгон [19, с. 41] уэр, хоот, жам, долгэн [20, c. 146] вээр, хооти, жаам, дуулгн [17, с. 676] |
жинкэр жинкэр жинкэр |
сэбэхэ, сочи [19, с. 42] сэбуки [20, c. 144] сэбуки, сэчиу [17, с. 678] |
улису улис улис |
улису, куркэн [19, с. 41] улис, куркан [20, c. 144] улис, куркан [17, с. 677] |
судур судур судур |
уркэ [19, с. 41] уркэ [20, c. 144] урукэ [17, с. 679] |
дедул дэдул дээдул |
дедул, гардас, дусун [19, с. 42] дэдул, гардус, дусэн [20, c. 145] дээдул, гардаас, дусиун [17, с. 676] |
бухту бухту бугуул |
буди [19, с. 42] будун [20, c. 144] буди [17, с. 678] |
хурлас хурлас хулас |
хуварт [19, с. 42] хуалтии [20, c. 144] хулас [17, с. 679] |
эртэ элэт элэт |
хайлан [19, с. 42] хайлан [20, c. 144] хайлэн [17, с. 676] |
хэйин хэйин |
хэйин [19, с. 42] хэйин [20, c. 144] |
ардан алдан алдан |
дэлгэн [19, с. 42] дэлгэн [20, c. 144] дэргэн [17, с. 674] |
дулаар дулаар |
дуртал, тагар [17, с. 679] кээгэр, таагар [ПМА, инф. Дуу Жинбяо] |
нэкэти [19, с. 42] нэди [20, c. 144] нэди [17, с. 679] |
в нижеследующих родах патронимические группы отсутствуют |
содор [19, с. 42] содур [20, c. 144] судур [17, с. 679] |
|
урэн [19, с. 42] уран [20, c. 144] |
|
букур [19, с. 42] | |
дагур [19, с. 42] давуэр [17, с. 674] |
|
жаалр [17, с. 679] | |
гукарча [17, с. 679] | |
солгоор [ПМА, инф. Суо Вэнчжэ] |
Примечание к таблице: В первом варианте дается дословный перевод этнонимов со старомонгольской письменности, существенно отличающийся от разговорного языка; названия, приведенные двумя последующими авторами, являются русскоязычным вариантом латинской транскрипции китайских иероглифов.
Информаторы
- Арун-Баяр,1944 г.р., даур, род аол, г. Нирги даурского автономного хошуна Морин-Дава Хулун-Буирского аймака АРВМ КНР.
- Ау Лиму,1928 г.р., даур, род аол, патронимическая группа доогин, с. Зуун-Хорил даурского автономного хошуна Морин-Дава Хулун-Буирского аймака АРВМ КНР.
- Билид,1924 г.р., даур, род аол, дэнткэ айл, г. Хулун-Буир АРВМ КНР.
- Бодонгууд Абида,1913 г.р., бурят, род бодонгуд, патронимическая группа оргодой, г. Хулун-Буир АРВМ КНР.
- Бөх,1943 г.р., даур, род мэрдэн, патронимическая группа чонлоо, г. Хулун-Буир АРВМ КНР.
- Дуу Жинбяо,1958 г.р., даур, род дулар, патронимическая группа кээгэр, с. Куручи даурского автономного хошуна Морин-Дава Хулун-Буирского аймака АРВМ КНР.
- И Сун,1960 г.р., даур, род онон, патронимическая группа кайкоо, г. Хухэ-хото АРВМ КНР.
- Лэ Чжидэ,1935 г.р., даур, род аол, патронимическая группа доогин, г. Нирги даурского автономного хошуна Морин-Дава Хулун-Буирского аймака АРВМ КНР.
- Суо Вэнчжэ,1928 г.р., даур, род солгоор, с. Фуланэрцзи, округ Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян КНР.
- Тумуртэй,1936 г.р., даур, род говол, уршиг айл, г. Нантун эвенкийского автономного хошуна Хулун-Буирского аймака АРВМ КНР.
- Э Жуйфу,1939 г.р., даур, род хэсур, патронимическая группа бакэр, г. Нантун эвенкийского автономного хошуна Хулун-Буирского аймака АРВМ КНР.
Литература
- Артемьев А.Р. Открытие и начало присоединения Забайкалья и Приамурья к Российскому государству в середине XVII в. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования). Т.3. Владивосток, 1998. С. 6-43.
- Болдырев Б.В. Эвенкийско-русский словарь. Новосибирск, 2000. Ч.2. 484 с.
- Болотин Д.П. Этногенез дауров // Cultural exchange in East-sea and the Primorye region of Russia. — Busan, 2008. С. 565-571.
- Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- начало XX в.). — Лен.: Наука, 1969. 304 с.
- Дауры (Дахуры) // Народы Восточной Азии / Под ред. Н.Н. Чебоксарова, С. И. Брука, Р.Ф. Итса, Г.Г. Стратановича. М.-Л.: Наука, 1965. С. 666-671.
- Долгих Б.О. Этнический состав и расселение народов Амура в XVII в. по русским источникам // Сборник статей по истории Дальнего Востока. М., 1958. С. 125-142.
- Зориктуев Б.Р. Происхождение древнемонгольских терминов киян и кият // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010/8. Востоковедение. С. 96-101.
- Кириллов А. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей со включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран. Благовещенск: типография т-ва Д.О. Мокин и Ко. Зейская-148, 1894. 541 с.
- Монгольско-русский словарь / под общ. ред. А. Лувсандэндэва. Москва: гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1957. 714 с.
- Нанзатов Б.З. Этногенез западных бурят (VI-XIX вв.). Иркутск: типография ЗАО «Рекламно-Полиграфический Центр «Радиан», 2005. 159 с.
- Нимаев Д.Д. Дауры и баргуты: проблемы этнической истории // Археология, этнография и антропология Евразии. 2 (42) 2010. С. 122-127.
- Нямбуу Х. Монголын угсаатны зүйн удиртгал (Угсаатны бүрэлдэхүүн, гарвал зүй). Улаанбаатар: Сурах бичиг хүүхдийн номын хэвлэлийн газар, 1992. 197 с.
- Шавкунов Э.В. Опыт реконструкции древних этнонимов в иероглифической записи // Новейшие археологические исследования на Дальнем Востоке. Владивосток, 1976. С. 52-71.
- Хао Цинюнь Китайские ученые о происхождении дауров // Традиционная культура востока Азии. Благовещенск, 1999. С. 207-210.
- Яхонтов К.С. Дагурский язык. Введение // Страны и народы Востока. Вып. XXIX. Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. С. 132-149.
- Өлзий Ж. Өвөр Монголын өөртөө засах орны зарим үндэстэн, ястны гарал үүсэл, зан заншил. — Улаанбаатар, 1990. – 143 с.
- Bu Lin Dawuer zu de “Hale” he “Moni” // Dawuer ziliao ji. Di erji. Beijing: minzu chubanshe, 1998. 7. С. 671-681.
- Chi Kao Deng. Dawuer zu // Dawuer ziliao ji. Di erji. -Beijing: minzu chubanshe, 1998. 7. С. 240-336.
- Daүur ündüsüten-ü tobči teüke / naiyraүulan bičikü duүuyilang naiyraүulaba; Men Di Dun, Üljeyitü, Bayar. Kökeqota: Öbör Mongүol-un arad-un keblel-ün qoriү-a , 1989. 300 с.
- Ding Shiqing. Yuyan yu shihui wenhua. Dawoer. Beijing: zhongyan minzu daxue chubanshe, 1998. 327 с.
- Horčin büge mörgöl-ün sudulul / Kürülši, Bai Jui In, Način, Buyančuqla jokiyaba. — Begejing; ündüsüten-ü keblel-ün qoriy-a, 1998. 645 c.
- Morindabaүa daүur ündüsüten-ü öbertegen jasaqu qošiүun-u toyimu bayidal / Jamsu, Bürinsayin orčiүulaba. Erdenijab orčiүulүa-yi qinaba. Kökeqota: Öbör Mongүol-un arad-un keblel-ün qoriү-a, 1988. 269 c.
- Yui Shan (Has-Uul). Daүur ündüsüten-ü eki egüsül-i tobci ügülekü ni // Hülün-Buyir yeke surүaүuli-yin erdem shinjilgen-ü setgül. Hülün Buyir, 1996, № 3. С. 55-57.
- Yui Shan (Has-Uul). Daүur ündüsüten-ü eki egüsül-ün tuqai // Hülün-Buir degedü surүaүuli. Erdem shinjilgen-ü setgül. Hülün Buyir, 2004-1, № 11. C.23-27.