Традиционно история городов рассматривалась через призму приобретения или изменения их функций, сопровождавшихся изменением численности населения и развитием инфраструктуры (жилье, соцкультбыт, коммуникации). Однако этот основополагающий принцип игнорировался применительно к советскому времени, когда развитие городских поселений искусственно привязывалось к политической истории с выделением таких этапов как гражданская война, восстановительный период, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и т.д. При этом игнорировались как раз качественные параметры и достижения западной экономической географии и истории в изучении урбанизации и городов. Не избежала подобного подхода и история Новосибирска.
Попытку исправить сложившееся положение представляет предлагаемая нами периодизация история Новониколаевска — Новосибирска с позиций изменения его функций. С этой точки зрения можно выделить следующие этапы:
- 1893 — февраль 1917 г.;
- 1917 — июнь 1941 г.;
- 1941 — конец 50-х гг.;
- конец 50-х — конец 80-х гг.;
- последнее десятилетие (1989-1999).
Несмотря на разнообразие функций, выполняемых городом в разное время, две константы составляли стержень его жизнедеятельности. Прежде всего постоянно возрастающее значение Новосибирска как транспортного узла. В рамках первого этапа — сооружение Трансиба, Алтайской железной дороги, судоходство по крупнейшей водной магистрали Западной Сибири — Оби, на втором — реконструкция Трансиба, сооружение железной дороги Инская — Проектная (на Кузбасс); в послевоенный период — электрификация Трансиба, организация авиационного сообщения; конец 50-х — конец 80-х гг. характеризуется превращением города в центр авиационных перевозок Западной Сибири (открытие в 1963 г. Толмачевского аэропорта), сооружением автодорог с твердым покрытием до Барнаула, Кемерово, Томска, Ленинск-Кузнецкого, наращиванием перевозок в Обь-Иртышском бассейне в связи с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса; в истекшем десятилетии завершилось строительство автотрассы на Омск, начались работы по сооружению обходной с севера автомагистрали. Кроме того история города целиком укладывается в процесс становления в России индустриального общества. Причем его начало и завершение (1-й и 5-й этапы) осуществлялось в рамках рыночных (капиталистических) отношений, вернее, в обстановке перехода к ним.
Теперь попытаемся кратко охарактеризовать качественные параметры каждого из этапов.
Быстрому росту численности населения в 1893 — февр.1917 г. (1894 г. — 1093 чел., 1903 г. — 27,7 тыс. чел., 1912 г. — 63,5 тыс. чел, 1917 г.— 69,8 тыс. чел) способствовало железнодорожное строительство и специализация города как торгово-распорядительного центра юго-восточной части Западной Сибири. Появление и развитие поселения совпало и ускорялось начавшейся в России индустриализацией как стадии экстенсивного роста механизированного производства, а после промышленного переворота оформлением рынков товаров, капиталов и рабочей силы. Новониколаевск до революции представлял, по терминологии западной экономической географии, город с преобладанием третичных видов деятельности, не связанных с первичной добычей сырья или его обработкой (1). Он предлагал разнообразные услуги в трех сферах: транспорт и связь, торговля, прочие (финансово-кредитные и страховые учреждения, гостиницы и наем жилья, зрелища и развлечения, медицина, образование, прочие виды профессионального обслуживания). В то же время до 1917 г. здесь практически отсутствовали органы государственного управления (безуездный статус), хотя уже в 1910 г., в связи с обсуждением в 3-й Государственной думе закона о введении в Сибири земства, городское самоуправление ходатайствовало о выделении Новониколаевска в особую земскую единицу (2).
Доминирование перечисленных функций отразилось и на облике Новониколаевска, более высоком уровне комфортного проживания в нем по сравнению с другими городами региона. Проехавший через Сибирь в 1904 г. и двое суток проведший в нем священник М.В.Сребрянский охарактеризовал Новониколаевск как «большой город с сорока тысячами жителей, чудным собором, еще тремя церквями, прекрасными школами, магазинами… прямо по-американски»(3).
Экономическую основу поселения составляли 1,5 тыс. торговых заведений, 300 товарных складов. Грузооборот по железной дороге увеличился с 1,8 млн. пудов (28,8 тыс. т.) в 1900 г. до 35 млн. пудов (560 тыс. т.) в 1913 г. Перевозки по Оби обслуживали 12 частных пароходств, а грузооборот местной пристани (20 млн. пудов или 320 тыс. т. в 1913 г.) уступал в бассейне только Омску (4). Развитию торгово-транспортной функции способствовало открытие товарной биржи (1909), городского торгового корпуса, отделений 6 крупных российских банков. В 1909 г. казначейством выдается 2325 промысловых свидетельств на право заниматься торгово-промышленной деятельностью, в 1910 г. — 2828 (5).
Специфической чертой функционирования торгово-распределительного комплекса во время первой мировой войны становится превращение Новониколаевска в кооперативную столицу Сибири. К 1917 г. здесь действовали крупные кооперативные центры: Сибкредитсоюз, отделение Московского народного банка, центральная контора «Закупсбыта», объединившего в 1916 г. снабженческо-сбытовые союзы всего региона (28 районных организаций с 2 млн. пайщиков). Объединение начало работу с капиталом в 10 млн. руб., а к концу 1917 г. оно имело собственный капитал в 22,5 млн. руб. из них паевой — 19,9 млн.(6). В то же время в промышленном отношении город явно отставал от своих более старших собратьев. Так, в 1907-1910 гг. по численности промышленных рабочих (2,3 тыс.) он уступал Тюмени (3,6 тыс.), Омску (4,8 тыс.), Томску (4,7 тыс.), Барнаулу (4,3 тыс.), Красноярску (6,7 тыс.), Иркутску (2,8 тыс.), Чите (3,2 тыс.) (7).
Еще один уникальный (не повторявшийся в последующем) штрих дореволюционного этапа развития Новосибирска относится к повседневной деятельности городского самоуправления (думы и управы). Обобщенно его можно свести к следующему принципу: эффективно действующим общественное управление может быть только при наличии прочного экономического фундамента. Так, доходная часть городского бюджета на 1913 год исчислялась в 1140 тыс. руб. и ни копейки из государственной казны. Город на свои нужды зарабатывал средства самостоятельно. Наиболее существенной статьей доходов (523,5 тыс. руб.) являлся сбор с домовладельцев, 243,5 тыс. давал доход от эксплуатации городского имущества (земля, торговый корпус, выгоны, карьеры и т.д.), 194,1 тыс. приносили городские сооружения (перевоз через Обь, кирпичный завод, электростанция, две аптеки и т.д.) (8).
Второй этап (1917 — июнь 1941 г.) укладывается в рамки второго витка модернизации страны в государственно-регулируемом виде (сталинская индустриализация). Продолжается быстрый рост численности населения (67,2 тыс. чел. в 1921 г.; 120,1 тыс. в 1926 г.; 180,1 тыс. в 1931 г.; 404 тыс. в 1939 г.). Сохраняя и развивая функции транспортного узла, Новосибирск оказался во втором эшелоне решения проблемы Урало-Кузбасса. В структуре основных отраслей промышленности в 1937 г. на долю текстильной, кожевенной и пищевой приходилось 50,7 % объемов производства (9). Новой функцией города становится административно-управленческая (центр уезда, губернии, Сибирского, Западно-Сибирского краев, области, включающей современные Томскую и Кемеровскую). Приобретение статуса региональной столицы сопровождалось появлением различного рода управленческих структур (штаб СибВО, управления железной дороги, пароходства, гражданской авиации и СибЛАГА, различного рода трестов и контор) и резким ростом численности чиновничества. В 1938 г. рабочие составляли 16 % (68,6 тыс. чел.) от общей численности жителей Новосибирска, а служащие — 9 % (38,7 тыс., а с членами семей более 100 тыс.) (10). Наконец, в 30-е гг. начинается развитие научно-образовательного комплекса. До войны в городе открывается 6 вузов и 19 научно-исследовательских учреждений в основном прикладного характера (Угольный институт Кузбассугля, областные станции зернового хозяйства, защиты растений, лекарственных растений, музей, геологический трест и т.д.).
В рамках третьего этапа ( июнь 1941 г. — конец 50-х гг.) продолжился динамичный рост численности населения (606 тыс. чел. в 1945 г.; 885 тыс. в 1959 г.). В 1944 г. стабилизировались границы управляемой из Новосибирска области, хотя в городе продолжали действовать многочисленные органы регионального управления. Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. произошло превращение Новосибирска в крупнейший индустриальный центр страны за Уралом. Доля машиностроения в валовой продукции промышленности достигла здесь в 1945 г. 80 % (в 1940 г. — 22,9 %). В конце войны в городе выпускалось значительно больше промышленной продукции, чем Омской области и Алтайском крае, вместе взятых (11).
В течение указанного этапа произошло приобщение Новосибирска к военно-промышленному комплексу СССР. Во время войны был осуществлен первый виток милитаризации его экономического потенциала. После запуска предприятий, строительство которых началось в 30-е гг. («Сибкомбайн» и горного оборудования) и размещения, в том числе на их площадях, оборудования эвакуированных заводов город дал фронту 16500 боевых истребителей 11 типов (из 59 тыс. собранных в СССР), 125 млн. артиллерийских снарядов ( в два раза больше чем было изготовлено в России за первую мировую войну), наладил выпуск оптических приборов, радиоламп, радиоприборов, радиостанций (заводы №№ 69, 188, 208, 211, 590, 617, 644 и т.д.) (12).
Второй виток милитаризации охватывает конец 40-х — конец 50-х гг. и связан со строительством в Новосибирске предприятий по производству компонентов атомного оружия, электронного и радиотехнического профиля (в 1948 г. начинается строительство завода химконцентратов, в 1950 г.- завода полупроводниковых приборов, в 1951 г.- завода «Экран», в 1952 г.- вводится в строй завод радиодеталей, в 1956 г. начинается строительство приборостроительного завода, а в 1957 г.- завода конденсаторов). Параллельно с этим сформировалась сеть НИИ оборонного профиля, первенцем среди них стал эвакуированный в 1941 г. ЦАГИ (СибНИА им.С.А.Чаплыгина). После 1945 г. к нему добавились НИИ — 19, 48, 208, 617. «Весовая» характеристика ВПК в экономике в 1948 г. определялась 21 предприятием (42,5 тыс. рабочих и 7,2 тыс. ИТР), которые давали 54,4 % всего промышленного производства города (13).
В рассматриваемое время продолжилось развитие гражданской составляющей науки и высшей школы. В 1944 г. создается Западно-Сибирский филиал АН СССР. К этому времени здесь функционировало 25 научно-исследовательских учреждений. В 1951 г. открывается Институт инженеров водного транспорта, в 1953 г. — НЭТИ и электротехнический институт связи, в 1956 г. — консерватория и институт кооперативной торговли. Всего в 1958 г. в городе имелось 12 вузов с 26,8 тыс. студентов (14). Но большая часть их выпускников распределялась на оборонные предприятия, а гражданские научные учреждения, по оценке председателя филиала АН СССР Т.Ф.Горбачева «только в небольшой степени удовлетворяли непрерывно растущие запросы экономики региона»(15).
Самый продолжительный по времени четвертый этап (конец 50-х — конец 80-х гг.) характеризуется дальнейшим ростом численности населения. К январю 1963 г. в Новосибирске проживало 990 тыс. чел., а через год 1013 тыс., в 1976 — 1285,7 тыс., 1979 г. — 1312,4 тыс., 1984 г. — 1436,4 тыс. чел. В целом город жил в едином ритме со всей страной. В это время в промышленности завершилась вторая модернизация (индустриализация) и в начале 80-х гг. число промышленных предприятий стабилизировалось на цифре 167 ( в 1980 г. в промышленном секторе поселения было занято 270,3 тыс. чел., в 1981 г. — 269,0 тыс., в 1982 г. — 268,3 тыс.). Тогда же в основном исчерпывается основной источник экстенсивного роста — дешевые рабочие руки из села (16). Начинается научно-техническая революция, результатом которой стало образование отделений трех союзных академий (СО АН в 1957 г., СО ВАСХНИЛ в 1969 г. и СО АМН в 1970 г.).
Экономика Новосибирска сохраняла милитаризированную направленность, как впрочем и всего региона. По данным В.А.Ламина к середине 80-х гг. от 80 до 90 % производственных мощностей Сибири употреблялось на наращивание потенциала вооружения (17). О значении ВПК можно судить по суммарным данным на 1992 год (существенно не менявшихся с середины 80-х гг.) по области в целом (подавляющая часть комплекса сосредотачивалась в Новосибирске). Тогда на оборону работало 26 предприятий и 14 НИИ, их смежниками являлось более сотни заводов и НИИ. Основные производственные фонды комплекса превышали 3 млрд. руб. (42 % фондов всей промышленности). В «оборонке» трудилось 55 % всех занятых в промышленности, в общем объеме ее производства доля ВПК составляла 60 % (18).
В 60-80-е гг. в СССР и Новосибирске, соответственно, происходит революция массового потребления, как резкий скачок в обеспечении населения товарами промышленного производства, смены стандартов и условий жизни, которые приобретают современные очертания. Признаками качественного изменения в массовом потреблении можно считать рост реальных доходов (зарплаты, пенсий) населения, массовое жилищное строительство ( в 1960 г. обеспеченность жилой площадью одного жителя города составляла 5,5 кв. метров, в 1980 г.- 13,1, в 1985 г.- 14,6 кв.м.(19), распространение предметов длительного пользования (ежегодно в 80-е гг. в Новосибирске продавалось по 17 — 22 тыс. холодильников, 42 — 45 тыс. телевизоров, 15 — 20 тыс. стиральных машин, 32 — 38 тыс. радиоприемников), средств индивидуального транспорта (5 — 8 тыс. автомобилей ежегодно (20), массовое строительство загородных дач и приобретение садовых участков, улучшение структуры питания и рост его калорийности. Вместе с тем особенности индустриального общества в нашей стране заключались в более поздних сроках его образования по сравнению с Западной Европой, неразвитости производства средств потребления, высокой долей импорта потребительских товаров, дефицитом их и жилья, высокой долей централизованных услуг и общественных фондов потребления.
Таким образом в 60-80-е годы Новосибирск, сохраняя функции транспортного и управленческого центра региона (штабы СибВО, армии ПВО, округа внутренних войск, Западно-Сибирское управление ГВФ, управление Западно-Сибирской железной дороги и т.д.), а также имея оборонную направленность экономического потенциапа, приобрел еще одно качество — научного центра Сибири. В результате открытия отделений трех академий число научных учреждений в городе выросло с 29 в 1956 г. до 54 в 1960 г. и 85 в 1980 г. Если в 1975 г. в них трудилось 15746 научных сотрудников, в том числе 471 доктор и 4314 кандидатов наук; то в 1980 г. соответственно 17045, 560, 5580 . К ним необходимо добавить 5282 преподователя вузов, в том числе 154 доктора и 2044 кандидата наук (по состоянию на 1986 г.). Численность студентов в них в 80-е гг. составила приблизительно 80 тыс. чел. (21).
Заключительный 5-й этап начался в конце 80-х гг. и отмечен стабилизацией, а затем медленным снижением численности населения, прежде всего за счет падения естественного прироста (1436,4 тыс. чел. в 1989 г., 1397,3 тыс. в 1996 г., 1396,0 твс. в 1997 г.). В то же время резко возрастает миграционная активность. С 1970 по 1998 гг. в Новосибирск приехало на жительство 1,5 млн. чел., а убыло 1,3 млн. (22). Происходит обвальное падение объемов промышленного производства, которое продолжается и в настоящее время (его объемы по отношению к предшествующему году в 1996 г. составили 81,2 %, в 1997 г. — 85 %). Практически рухнул военно-промышленный комплекс (в 1992 г. общий объем выпуска продукции сократился на 29,6 %, а оборонной — на 70 %). Следствием этого стал рост числа безработных (за 1990-1992 гг. на предприятиях ВПК высвободилось более 50 тыс. чел., в основном высококвалифицированных рабочих) (23). Развал экономики ударил по науке, прежде всего отраслевой. Общее число организаций, выполняющих НИР в области за 1990-1995 гг. сократилось со 175 до 133, а численность специалистов в них с 37,6 тыс до 17,4 тыс. чел.(24).
В пламени перестройки устояла высшая школа. В 1995 г. в Новосибирске числилось 16 вузов, 3 филиала, 3 военных училища (ныне военные институты), в которых трудилось 5684 научно-педагогических работника, в том числе 373 доктора и 2494 кандидата наук. Численность студентов выросла с 256 на 10 тыс. жителей области в 1985 г. до 304 в 1995 г. Для сравнения этот показатель в 1995 г. по Томской области составил 459, а по Кемеровской — 144 (25). Повысился квалификационный уровень преподавателей, поскольку количество докторов наук за истекшее десятилетие увеличилось в два раза. В то же время вузы переживают сложный и противоречивый процесс поиска источников дополнительного финансирования, что в основном делается за счет постепенного увеличения платного обучения. Продолжается структурная перестройка высшей школы, поскольку в 1985 г. 61,9 % профессорско-преподовательского состава была занята подготовкой специалистов в области промышленности, строительства, транспорта, связи, связи. На остальные, прежде всего гуманитарные специальности, приходилось 38,1 %, в том числе: экономика — 11,8 %, право — 0,5 %, здравоохранение — 10,4 %, просвещение — 13,1 %, культура — 2,3 %(26). Дефицит специалистов востребуемых сейчас (юристов, экономистов, менеджеров, переводчиков и т.п.) разрешается за счет открытия частных вузов (около 10 в настоящее время) и соответствующих специализаций в технических академиях и университетах. При этом общее количество преподавателей, прежде всего высшей квалификации (докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов), необходимых для подготовки специалистов по этим направлениям не увеличилось ( в городе налицо 2 доктора юридических наук) (27), что говорит о более низком уровне подготовки по вновь открытым гуманитарным специальностям. В целом же происходит коммерциализация образования и, если в 1996 г. в Новосибирске действовало 21 негосударственное учреждение в этой сфере, то в 1997 г. — 28 (28).
На другом полюсе Новосибирск в рассматриваемое время восстанавливает статус торгово-распорядительного центра Сибири, осуществляя эту функцию на пространстве от Тюмени до Иркутска. Авиаторы города осваивают международные маршруты. Значительная часть высвободившихся с государственных предприятий занялась «челночным» бизнесом и розничной торговлей. За очень короткий срок формируется система оптовой и мелкооптовой торговли (более 1 тыс. предприятий), транспортных услуг, операций с недвижимостью (купля — продажа жилья), ремонта, рекламы, телекоммуникаций, связи, развлечений и т.д. Вообщем то выжила и наращивает производство пищевая промышленность. Все в большей степени коммерческо-посреднические структуры ориентировались на импорт продовольствия, ширпотреба и товаров длительного пользования (мебель, автомобили, холодильники, радиоэлектроника и бытовая аппаратура), дающих большую прибыль в сравнении с отечественной продукцией. Кризис 17 августа 1998 г. ударил по Новосибирску гораздо в большей степени, чем по прилегающим к нему территориям, где доля импортных товаров, прежде всего продовольствия, в товарообороте была ниже и где пытались поддерживать своих товаропроизводителей, прежде всего в аграрной сфере.
Произошли определенные изменения в функциях города как региональной столицы. На восток, в Читу перебрался штаб СибВО. Зато Кемеровская железная дорога вернулась обратно в Западно-Сибирскую. Новосибирск стал штаб-квартирой «Сибирской ярмарки», здесь же обосновались исполнительные дирекции Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение», Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Сибирское отделение Международной Ассоциации руководителей предприятий. В системе финансово-кредитных отношений России Новосибирск является по величине шестым банковским центром (29).
В заключении следует сказать об организационном потенциале Новосибирска как основе территориальной организации управления, включающей совокупность функций (снабжение предметами потребления, услугами, информационными каналами, интеллектуальными организациями т .д.).
Количественный анализ организационного потенциала, выполненный в начале 90-х гг. для 32 крупнейших городов Сибири, дал следующие результаты. По 6-ти бальной шкале (от 0 до 5) оценивались шесть групп показателей (30).
- Численность населения (как индикатор высокой диверсифицированности структуры города и связанного с ею «интеллектуального климата». В Сибири два города миллионера — Новосибирск и Омск (5 баллов); население от 500 тыс. до 1 млн. чел. (4 балла) имеют Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новокузнецк и Кемерово.
- Уровень развития функций управления (число сфер жизни, управление которыми на уровне следующем за федеральным сосредоточено в данном городе). 5 баллов — Иркутск, Новосибирск и Красноярск и 4 балла — Кемерово и Чита.
- Уровень развития науки (количество НИИ и число занятых в них, прежде всего кандидатов и докторов наук). 5 баллов — Новосибирск и 4 балла — Красноярск, Иркутск и Томск.
- Уровень развития специального образования (роль городов как распространителей знаний на территории). 5 баллов — Новосибирск, 4 балла — Красноярск, Иркутск, Томск и Омск.
- Уровень развития культурных функций (издательская деятельность, количество учреждений культуры). 5 баллов — Новосибирск, Красноярск и Улан-Удэ, 4 балла — Омск.
- Расстояние до ближайшего крупного или однопорядкового центра.
Суммарные подсчеты позволяют назвать Новосибирск столицей сибирского региона (интегральная сумма — 30 баллов). Остальные города объединяются в несколько групп: 22-25 баллов — Иркутск, Красноярск и Омск; 14-18 баллов — Кемерово, Барнаул, Улан-Удэ, Тюмень, Томск и Чита; 8-11 баллов — Новокузнецк, Кызыл, Абакан, Норильск, Братск; все остальные менее 8 баллов.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Беш Г. География мирового хозяйства (1964). М., 1966, с.252.
- ГАНО, ф.Д-97, оп.1, д.199 «а», л.1.
- Цитир. по: Гефнер О.Н. Сибирские города в описании Митрофана Сребрянского // Культура городов России. Материалы третьего всероссийского научно-практического семинара. Ишим — Омск, 1997, с.47.
- Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. т.3, кн.2. Новосибирск, 1996, с.46, 48-49.
- Справочник по городу Ново-Николаевску. Репринтное переиздание издания 1912 г. Новосибирск, 1992, с.59.
- Барсуков В.Л. У истоков потребительской кооперации в Сибири. Новосибирск, 1996, с.15.
- Скубневский В.А. Промышленность городов Сибири в конце XIX — начале XX века // Вопросы экономической истории России XVIII — ХХ вв. Томск, 1996, с.71.
- ГАНО, ф.Д-97, оп.1, д.136, лл.77-98.
- Новосибирская область. Экономико-географическое описание. Новосибирск, 1939, с.106.
- Там же. с.105.
- Экономические проблемы развития Сибири. Методологические проблемы развития и размещения производительных сил. Новосибирск, 1974, с.26.
- Савицкий И.М. Оборонная промышленность Новосибирской области в 1941-1945 гг. // 50 лет победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Материалы научной конференции. Новосибирск, 1995, с.80-82; Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,1970, с.57.
- Новосибирск. 100 лет. События. Люди. Новосибирск, 1993, с.234; Савицкий И.М. Развитие оборонной промышленности в Сибири (1941-й — 1960-е гг.) // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Материалы всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1998, с.105-106.
- Новосибирск. 100 лет. с.270.
- Цитир. по: Артемов Е.Т., Водичев Е.Г. Экспансия науки в Сибирь: политологический аспект // Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990, с.211.
- Экономическое развитие в 11-й пятилетке (материалы делегату ХХУ111 городск. парт конф.). Новосибирск, 1983, с.8.
- Сибирское измерение российской геополитики: история и перспективы. Новосибирск, 1995, с.46.
- Новосибирск. 100 лет. с.441.
- Куксанова Н.В. Социально-бытовое развитие городов Сибири в 196–1970-е годы. Новосибирск, 1994, с.48; Экономическое развитие в 11-й пятилетке… с.27; Регионы России. Информационно-статистический сборник. т.1, М.,1997, с.580, 582.
- Социально-культурное развитие. материалы делегату ХХУ111 городской партийной конференции. Новосибирск, 1983, с.10-11.
- Новосибирск. 100 лет. с.279; Образование и наука (материалы делегату ХХУ111 городской партийной конференции). Новосибирск, 1983, с.12-13.
- Вечерний Новосибирск, 1997, 15 дек.; 1999, 22 марта.
- Новосибирск. 100 лет. с.442.
- Куперштох Н.А. Научный потенциал Новосибирской области: особенности развития в 1985-1995 гг. // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Материалы всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1998, с.222-223.
- Куперштох Н.А. Региональные особенности развития высшей школы в 1985-1995 годах (на примере Новосибирска) // Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в ХХ веке. Новосибирск, 1997, с.202, 204; Регионы России. т.1, с.536, 538.
- Куперштох Н.А. Указ. соч., с.205.
- Вечерний Новосибирск, 1999, 26 марта.
- Вечерний Новосибирск, 1997, 15 дек.
- Политический альманах России. т.2. кн.2. М.,1998, с.721.
- Сибирь: проблемы комплексного развития. Спб., 1993, с.83-84.