Архив рубрики «Религия и люди»

 

Туманик Е. Н.
«Бунт» архиепископа Иринея: причины и тайные пружины.

Мы попытались раскрыть истинные причины, подтолкнувшие архиепископа к знаменитому «бунту». Конечно, охарактеризовать в краткой работе личность такого масштаба как Ириней достаточно сложно. Впрочем, верная расстановка акцентов при раскрытии данной интересной темы поможет ее дальнейшей разработке для органического вплетения в контекст истории не только церковной, но и местного управления России николаевской эпохи…

Журавель O. Д.
К изучению топики старообрядческой литературы: ситуация «отшествие на безмолвие»

Предмет настоящей статьи — исследование одной из составляющих топики старообрядческой письменности, ситуации «отшествия на безмолвие», типичной для монашествующего старообрядчества. Практика «безмолвия» как части аскетического подвига монахов-отшельников,уединившихся не только от «мира», но и от членов того же монастыря (скита), имеет древнее происхождение. Ее корни восходят ко временам сирийского и египетского монашества. В России этот крайний вид монашеской аскезы известен уже с XI века.

Бадмаев А. А.
Некоторые новые данные о христианизации предбайкальских бурят.

История насильственной христианизации бурят охватывает период с начала проникновения первых казачьих отрядов в район Предбайкалья (середина XVII века) и длится вплоть до начала XX века. В основе политики христианизации, проводимой Российским государством и Московской патриархией, лежало стремление укрепить свои позиции среди бурят, приобщая их к православному образу жизни, формируя слой православных инородцев, лояльных к власти…

Пенович С. В.
Взаимодействие хакасской и русской национальных религиозных традиций с начала XVIII в. по 1917 год.

Как известно, традиции и обычаи формируются из множества составляющих. Многовековая история хакасской культуры — это также плод развития многих цивилизаций, взаимовлияния других народов. Это касается и религиозных представлений…

Бурыкин А. А., Шарина С. И.
Материалы по шаманству эвенов Якутии в записях А.Сотавалта

Шаманство эвенов почти не изучено, и поэтому любые материалы, связанные с описанием шаманских обрядов эвенов, и в особенности тексты таких ритуалов, представляют значительный интерес для этнографов и лингвистов. К большому сожалению современных исследователей, ныне почти невозможно фиксировать обрядовые тексты при наблюдении обрядовой практики, поэтому любая запись описания обряда или воспроизведение обрядовых текстов по памяти обладают большой ценностью для собирателей и исследователей…

Бурыкин А. А.
Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века.

Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам среди прочего сведения по шаманству народов Сибири, еще не исчерпаны и не изучены полностью. При внимательном изучении, а при необходимости и при лингвистической обработке, такие материалы могут стать источником поистине уникальных сведений. Примером здесь могут служить материалы по шаманству эвенков и эвенов, собранные в 40-х годах XVIII века Я. И. Линденау на Охотском побережье…

Лар Л. А. 
Ненецкие шаманы.

…Ненецкие шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько посвящений, каждый раз поднимаясь на новую ступень шаманской иерархии, повышая свой статус в обществе. Акт посвящения в шаманский сан имел общественное значение и был большим событием в жизни ненецкого рода…

Скобелев С. Г. 
Проблемы религиозного развития у коренных народов Сибири: историческое наследие и современность.

Последнее десятилетие для коренных народов Сибири, как и для большинства населения бывшего СССР, стало периодом серьезных трансформаций в мировоззрении. Наиболее характерным явлением был стремительный рост национального самосознания, что проявилось в желании людей лучше узнать свою историю, культуру, язык, традиции и обычаи. Одновременно, ясно обрисовались тенденции возврата к традиционным культурным ценностям, и в первую очередь, в сфере религиозных воззрений…

Скобелев С. Г. 
Умай и Дзерасса — богини-сестры.

Явное скифское наследие, вернее, наследие скифо-сибирской культурной общности, у двух родственных, но уже достаточно разных народов помогает изучать их мировоззрение путем поиска сходств друг у друга…

 

Зольникова Н. Д. 
«Свои» и «чужие» по нормативным актам сибирских староверов-часовенных.

Осознание себя, своей общности в противопоставлении чуждому миру, попавшему во власть дьявола, было изначально присуще старообрядчеству и связано с некоторыми традициями средневековой, в том числе и русской, культуры…

Зольникова Н. Д. 
Советская социальная защита в оценках енисейских староверов (1960-е — 1980-е гг).

Проблемы контактов старообрядческой культуры, ориентированной на традиции прошлого, с цивилизацией нового и новейшего времени не раз уже попадали в центр внимания филологов, историков, этнографов и культурологов. Понятно, насколько ученый зависит здесь от характера своих источников. В нашем распоряжении оказались материалы чрезвычайно редкие: подборка писем…

Новиков А. В. 
Канисовые в изобразительном искусстве древнего населения таежной зоны Западной Сибири.

…Можно предположить, что литые изображения волков (собак) в мифологической картине мира их изготовителей являлись персонифицированными образами сил зла и тьмы, которые, вступая в противоборство с силами добра и света, терпят в нем поражение…

Акишин М. О. 
Побратался поп с шайтаном… Православные идолопоклонники в Сибири XVIII века.

…Нелегкая участь выпадала на долю православного священника и двух-трех церковнослужителей в ясачной волости, удаленной от ближайших русских поселений на сотни верст. Обращенные в православие «иноверцы», как доносил в Синод митрополит Антоний, были «некрепки» новой вере, и священник вполне резонно мог опасаться насильственной смерти от беспокойной паствы. Но даже если новокрещены были «мирными», русских «церковных людей» отнюдь не вдохновляло прозябание в приполярной тундре и тайге на скудном «государеве жалованье».

Алексеев Н. А. 
Якутская мифология и шаманы.

…Анализ имеющихся записей якутских мифов показывает, что одним из основных постулатов шаманизма являлась вера в существование духов абаасы верхнего и нижнего миров. Эта вера не была оформлена в виде самостоятельных мифов, так как считалось, что о происхождении и жизни этих грозных существ знали лишь шаманы. Рядовые верующие считали, что даже простое упоминание о духах абаасы чревато опасностью…

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко