В результате исследования погребальных памятников пазырыкской культуры в долине Средней Катуни за последние полтора десятилетия было получено достаточное количество сведений, касающихся материальной культуры древних кочевников Алтая. Найденный погребальный инвентарь позволяет судить о состоянии и уровне развития конской упряжи, вооружения, орудий труда, искусства и керамического производства. Для более успешного изучения последнего необходимо, прежде всего, составить подробную классификацию керамического комплекса.
На данный момент среднекатунская коллекция керамических сосудов насчитывает около 80 экземпляров. Приблизительность подсчетов обусловлена отсутствием точных данных о количестве сосудов в некоторых погребениях. Из-за плохой сохранности керамики тип удалось определить только у 67 экземпляров. Они распределились следующим образом:кувшины-32 шт., горшки-26 шт. и тип, промежуточный между ними (кувшино-горшки),-9 шт. Подобная типология содержит в основе функциональный принцип: кувшины использовались для хранения и употребления жидкостей, а горшки — для приготовления и употребления пищи. Промежуточный тип мог сочетать функции как кувшина, так и горшка.
Создать более сложную и подробную классификацию, на мой взгляд, не представляется возможным. По крайней мере, подобная классификация не будет работать в условиях Средней Катуни, керамический комплекс которой включает в себя множество сосудов, сочетающих самые разнообразные типологические признаки. Подобными недостатками страдают к сожалению и некоторые другие классификации керамического комплекса. В частности, из-за достаточно условного разделения на типы нельзя конкретно отнести многие сосуды к тому или иному типу (см.напр. Кубарев,1992,с.37–43), а некоторые из них имеют признаки сразу двух или даже трех типов. Если же на каждый признак выделять самостоятельный тип, то в итоге только по формам сосудов классификация среднекатунской керамики будет состоять из примерно двадцати типов кувшинов и полукувшинов и более чем десяти типов горшков.
Поэтому в данном случае я ограничился составлением типологической (классификационной) схемы перехода форм сосудов от кувшина к горшку. За классическую форму кувшина мною был выбран сосуд из кургана 2 могильника Солдин-эке. Достаточно близки к абсолюту экземпляры из кургана 60 могильника Усть-Эдиган, 10 Кок-Эдиган и 7 Айрыдаш-3.Здесьнаблюдается выделение нескольких направлений на пути изменения от форм кувшинов к формам горшков через промежуточные формы. Такая схема вовсе не означает, что существующие типы горшков произошли напрямую от соответствующих типов кувшинов. Она только позволяет выявить близкие формы сосудов, а также показать все многообразие керамического комплекса Средней Катуни.
Достаточно разнообразна и орнаментация сосудов, которую также представляется возможным классифицировать:
Первая группа — орнамент нанесен черной краской.
Вторая группа — орнамент состоит из налепов.
Третья группа — орнамент прочерчен или выдавлен по свежей глине на стенках сосуда.
Особо следует рассматривать и такую характерную черту керамики, как ее функциональные элементы, то есть детали, выполняющие определенные функции. Разумеется, каждая группа распадается еще на несколько подгрупп в зависимости от многообразия особенностей керамической посуды.
Что касается состава и качества материала, использовавшегося для изготовления сосудов, то тут можно сказать только то, что кувшины и большая часть полукувшинов сделаны изкрасно-коричневой глины, а практически все горшки — из грубой серо-черной глины с различными включениями, к тому же, плохого обжига.
Разнообразные формы среднекатунской керамики имеют массу аналогий не только на Алтае, но и в соседних культурах древних кочевников Азии. Поэтому о культурных связях пазырыкцев более убедительно может сказать именно орнаментация сосудов.
После сравнительного анализа форм и декора керамики можно придти к выводу, что традиции, зафиксированные в среднекатунском керамическом комплексе, по отдельности присущи большинству скифойдных культур азиатских степей. Но это не решает проблему происхождения различных видов орнамента и форм керамики: имеющиеся в настоящий момент данные пока не позволяют с уверенностью определить конкретные центры возникновения тех или иных традиций в керамическом комплексе.