Рок-опера в Иркутске

 

Как говорил Ираклий Луарсабович Андроников: «Я хочу рассказать Вам…» Так вот, я и хочу рассказать вам о рок-операх, которые ставились и ставятся в Иркутске.

«Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки» определяет рок-оперу как «музыкально-драматический жанр, созданный на основе выразительных средств рок-музыки», при этом подчеркивается, что «музыкальное решение рок-оперы во многом отталкивается от мюзикла». А ее сценическое воплощение «связано с эксцентрическими приемами и чисто эстрадными эффектами (звуковыми, светотехническими), порой — с атрибутами мюзик-холла, шоу-обозрения, ревю, введением разговорных диалогов, танцевальных эпизодов со специфической пластикой». Первыми рок-операми были: «Волосы» (1967) Г. Макдермота; «Спасение» (1969) Т. Лина; «Томми» (1970) и «Квадрофония» (1972) П. Таушенда; «Годспел» (1971) С. Шуорца; «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) и «Эвита» (1978) Э. Л. Уэббера [1].

В Иркутске первой постановкой рок-оперы можно считать рок-оперу «Князь Игорь» (которую зрители быстро переименовали сначала в «Куликовскую битву», а затем и просто в «Куликово поле»). Эту рок-оперу создали и поставили музыканты рок-группы «Постскриптум» в 1976 году. «Создал группу иркутский рок-музыкант Игорь Воронин. „Князь Игорь“ — серьезная и масштабная вещь собственного сочинения, на час и 15 минут, с элементами видеошоу». Недолгой оказалась «сценическая жизнь рок-оперы, так как ее представление всегда было делом хлопотным и трудоемким». В 1978 году рок-группа «Постскриптум» получила городскую «Золотую лиру». «Исполненный отрывок из рок-оперы произвел настолько сильное впечатление, что на следующем конкурсе, памятуя о прошлогодней сенсации, жюри приняло решение — первого места не давать никому» [2]…

А через десять лет в Иркутске появилась рок-группа Владимира Соколова «Театр пилигримов». Было это в 1987 году. В 1991 году рок-группа стала театром. «Театр Пилигримов» можно назвать «театром музыкальных образов». Владимир Соколов — автор музыки почти ко всем спектаклям. На сцене Музыкального театра «Театр Пилигримов» поставил рок-оперы «Юнона и Авось» (премьера состоялась 29 февраля 1996 года), «Иисус Христос — суперзвезда» (премьера состоялась 3 августа 1997 года) и «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (премьера состоялась 27 июня 1998 года). Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» поставлена «по драматической кантате П. Неруды» [3]. А о постановках «Юнона и Авось» и «Иисус Христос — суперзвезда» хочется рассказать больше.

«Юнона и Авось»

Рок-оперу «Юнона и Авось» написал Алексей Рыбников на основе поэмы Андрея Вознесенского «Авось». В 1981 году «Юнону и Авось» поставил Марк Захаров на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. Причем для постановки А. Вознесенский почти заново переписал либретто. Он вставил в либретто «отрывки из других своих стихотворений («Сага», «Тоска») и даже включил собственный перевод стихотворения Микеланджело «Создатель». Как пишет Сергей Курий, «либретто потеряло всю ироничность, свойственную поэме, и в результате стало излишне возвышенным и помпезным». По мнению С. Курия, в новом варианте «Резанов и Кончита окончательно превратились в „Ромео и Джульетту“…», а в тексте появились религиозные мотивы. Вместо стихов о том, как

Когда бессильна «Аве Мария»,
сквозь нас выдыхивает до звезд
атеистическая Россия
сверхъестественное «авось»!

появились такие строки:

Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось,
Чтобы смелее жилось,
Под Российским крестовым флагом
И девизом «Авось»!

Сергей Курий считает, что в новом виде «Юнона и Авось» превратилась «в настоящее воплощение чаяний интеллигенции 1970-х — начала 1980-х годов». А нужно было людям в те годы «восстановить утерянную историческую пространственно-временную связь в стране, где история расколота на время «до революции» и «после революции», а мировоззрение — на «религиозное» и «атеистическое». Это подтверждали и строки:

«Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам и скучен дом,
Расформированное поколение,
Мы в одиночку к истине бредем» [4].

Но для многих, особенно для юношества, «Юнона и Авось» — это гимн всепоглощающей любви.

Мимо истории о любви Николая Петровича Резанова и дочери коменданта крепости Сан-Франциско, шестнадцатилетней испанки Кончиты, а вернее, беззаветной любви юной Кончиты, не могли пройти и артисты иркутского музыкального театра. Николай Мальцев и Вячеслав Варлашов предложили режиссеру Наталье Печерской поставить «Юнону и Авось». Но Наталья Владимировна Печерская не сразу сочла возможной такую постановку. Дело в том, что в Иркутске (в профессиональных театрах) никто еще не ставил рок-оперы, да и рок-музыкантов в театре не было. Но, «кто ищет, тот всегда найдет». И тогда Н. Печерская обратилась «в театр-студию Пилигримов к ее руководителю Владимиру Соколову». Владимир Соколов написал оригинальную аранжировку на музыку Алексея Рыбникова. Для артистов музыкального театра одним из сложных моментов этой постановки стала необходимость петь с микрофоном (и не запутаться в шнурах). Можно было сказать, что «весь театр Пилигримов в прямом смысле переехал» в музыкальный «театр со всей аппаратурой». Да и роль Богоматери оказалась довольно трудной для исполнения. Алексей «Рыбников писал ее для очень высоких голосов, не рассчитывая до конца на исполнительниц. Он предусматривал, что исполнительница будет лишь брать определенную ноту, а продолжать ее, выводить „наверх“ будет синтезатор». Но в иркутской «Юноне» не было спецэффектов и фонограммы… И 29 февраля 1996 года состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось» в Иркутске. Аншлаг был на премьере, и с аншлагом «Юнона и Авось» идет до сих пор. Артистка Александра Гаращук, играющая Кончиту, называет этот спектакль «символом наивысшей чистоты». Молодежь по нескольку раз ходит на спектакль, каждый раз заново переживая.

К тому же, эта история прямо касается и истории Иркутска. Ведь именно в Иркутске Николай Петрович Резанов познакомился с Григорием Ивановичем Шелиховым и женился на дочери его, Анне. Отсюда же начиналось и освоение «русской Америки» [5] [6].

«Иисус Христос — суперзвезда»

Не меньшей популярностью пользуется у иркутской публики рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, либретто Тима Райса. В свое время, эта рок-опера «произвела в мире шоу-бизнеса эффект разорвавшейся бомбы. Уж слишком смелой была трактовка священного библейского сюжета». Действие рок-оперы охватывает последние семь дней жизни Иисуса Христа (от появления в Иерусалиме и до казни). В мелодии Э. Л. Уэббера соединились «жесткие ритмы рока, короткие мощные аккорды и раздирающие сердце баллады». Премьера состоялась 1 марта 1970 года в «Альберт-холле». Масштабы постановки просто поражают: «около полусотни певцов и музыкантов, а диапазон инструментов был почти необъятен — от Лондонского струнного оркестра до Лондонского симфонического. Главную партию исполнил один из лучших голосов мирового рока — Йан Гиллан… Свою партию Гиллан выучил за день, а записал за три часа». На роль Иисуса Христа авторы приглашали Джона Леннона. Но Леннон соглашался петь эту роль только при условии, что Йоко Оно будет петь Марию Магдалину. Но из-за того, что Йоко Оно отказалась, из всей этой затеи ничего не вышло. А жаль! Кстати, церковь одобрила постановку, «из Ватикана поступило высочайшее благословение». Но после бродвейской постановки, в 1971 году, начался скандал. Недовольство вызвало то, что «Христос был показан в ней как человек, а не сын Бога. Так же критике подверглась персона Иуды за мягкость изображения и смазанность факта предательства« [7]. Нечто подобное произошло и в нашей стране. 5 мая 2009 года в Пскове должна была состояться постановка «Иисус Христос — суперзвезда». Но псковская епархия запретила спектакль. «Со 2 по 24 апреля распространяли билеты на этот спектакль, а затем в Госкомитете Псковской области по культуре потребовала произвести замену» [8].

В иркутской постановке имя главного героя звучит так, как оно и звучало при жизни Христа — Иешуа. А о самом спектакле директор и художественный руководитель иркутского музыкального театра Владимир Шагин скал, что «постановку заканчивали в июле. В начале августа — День железнодорожника». И было решено «устроить премьерный показ в качестве подарка к этому профессиональному празднику. Уже обо всем договорились с руководством дороги. Я же вдруг осознал, что на спектакль придет не молодежь, а, прежде всего, заслуженные железнодорожники, люди пожилые. Очень переживал, что они не поймут». Но «из зала после спектакля выходили люди преклонного возраста со слезами восторга на глазах» [9]…

Артист иркутского музыкального театра Александр Айдаров, который выступает в роли Иешуа все эти годы (с 1997 года!) говорит, что роль Иисуса Христа оказала большое влияние на всю его жизнь: «Иешуа научил меня жить по-другому… Работая над своей неординарной ролью, я начал ходить в церковь, пел в церковном хоре. До сих пор каждое утро читаю по 10-15 молитв. Это стало необходимостью. Молитвы помогают мне сбросить груз тяжких проблем с души, настроиться на благоприятный день. Несколько раз перечитывал Библию и вдумывался в извечный смысл, заложенный в ее содержании» [10].

История продолжается

В планах музыкального театра была постановка еще одной рок-оперы — «Монарх, блудница и монах» по новелле Томаса Манна. Композитор Александр Журбин, «в музыкальной редакции Павла Степанова. Это история из времен Ренессанса конца 16 века, когда во Флоренции царит Лоренцо Великолепный Медичи, покровительствуя великим художникам« [11]… «Композитор был не против, а вот автор либретто запросил огромные деньги» [12].

А вот «Театру Пилигримов» удается ставить все новые и новые рок-оперы. Уже после удачных постановок, совместных с музыкальным театром, «Театр Пилигримов» поставил рок-оперы «Эдит Пиаф» и «Ave Maria». Причем, рок-опера «Ave Maria» была написана по заказу, для открытия костела в Иркутске. Эту рок-оперу высоко оценил Папа Римский Иоанн Павел II, и наградил ее создателей медалью. «В 2001 году, на открытии Кафедрального собора в Иркутске, после исполнения «Аве Марии» помощник Папы Римского произнес потрясающую фразу: «Талант у русских неистребим» [13]. По мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Театр Пилигримов» поставил рок-оперу «Явь». Музыку написал Владимир Соколов. «В соавторстве с Натальей Тугариной он написал новое либретто, используя в нем стихи Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Высоцкого и режиссера охлопковского театра Бориса Деркача». Лейтмотивом Владимир Соколов «выбрал путь художника, который идет к сочинению молитвы «Отче наш»… Мучительный, полный искушений и терзаний путь. Спектакль начинается с 5-й симфонии Чайковского. Тема валторны задает тональность предстоящему действию, в котором творчество и любовь становятся единым целым, поиском предназначения в жизни и ее смысла« [14]. А в 2007 году «Театр Пилигримов» поставил рок-оперу «Небо на земле»…

В Иркутской области много любительских театров. Так, в селе Коршуновское Нижнеилимского района, Евгений Маслобоев создал детский музыкальный коллектив «Маленькое крыло» — «в честь песни Джимми Хендрикса». В 1998 году юные музыканты ездили в Данию. «С собой коршуновцы привезли за границу две рок-оперы» [15].

«…Есть произведения, спектакли и роли в них, духовное воздействие которых на читателей, зрителей, как и самих создателей их — писателей, драматургов, режиссеров, актеров» продолжается и после того, как «перелистнется последняя страница, или закроется занавес, пройдет перед глазами полная внутреннего напряжения и страстей жизнь героев…, но магическая и притягательная сила настоящего искусства… уже надолго, если не навсегда… не утратит своей неотразимой власти, не изгладится из сердца»… Эти слова Николая Сличенко можно отнести и к спектаклям, о которых я рассказала (а ведь таких книг и спектаклей всегда не так много, но встречу с ними запоминаешь действительно на всю жизнь) [16].

В заключение хочется процитировать писателя Уильяма Сарояна. Он сказал, что «если писатель одарил людей радостью, значит, он выполнил свой долг, значит, он изменил мир, потому что радостный человек — это изменившийся мир»  [17]. То же самое можно сказать ведь и о композиторах и об актерах.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. М., Музыка, 2006. Цитируется с сайта: http://slovari.yandex.ru/dict/popdict.
  2. Мигалев П. Битлы иркутские // Копейка, 22.07.2005.
  3. Сайт иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского: http://imt.irkutsk.ru.
  4. Курий С. Три рок-оперы. Часть 3. «Юнона и Авось» // Журнал для интеллектуальной элиты общества «ВРЕМЯ Z». 2005, №№ 1-2. Цитируется с сайта: http://ytime.com.ua/ru/26/197/7.
  5. Абдуллина М. Рок-оперный Иркутск начался на «Авось!» // «Черновик». http://www.ismi.ru/draft/index.php?IDE=8293.
  6. Алексеева И. Таланты ждут поклонников. Иркутский музыкальный театр открывает 65-й юбилейный сезон// Копейка, 16.09.2005.
  7. Jesus Christ Superstar: Основные факты о рок-опере. Цитируется с сайта: http://bagiron.narod.ru/jcs_fakt.htm.
  8. Неклюдова Д. Псковская епархия запретила всемирно известную рок-оперу. Цитируется с сайта: http://www.briefnews.ru/120.htm.
  9. Сабирова А. Владимир Шагин: директор, революционер и кулинар // Аргументы и Факты в Восточной Сибири, 4.06.2008.
  10. Балашов Т. Роль Иешуа в корне изменила мою жизнь // Комсомольская правда, 13.03.2006.
  11. В иркутском театре готовится постановка рок-оперы о Боттичелли // Новости Иркутска (архив), Город, № 265 (342), 28.01.2005.
  12. Мустафина Н. Оперетта — это красивая и смешная сказка для взрослых. Цитируется с сайта: http://news.babr.ru/?IDE=27015.
  13. Андреева О. Владимир Соколов: «Сначала должна прийти тема, а потом, желательно, мотив» // Восточно-Сибирская правда, 17.12.2005.
  14. Навеяно «Мастером». Цитируется с сайта: http://kultura.irkutsk.ru/ru/forums/s/p/?checkforums=7&check.
  15. Слепнев Б. Музыку бывшего ковбоя оценили в Москве и Европе, но не услышали дома // Копейка, 25.12.2005.
  16. Сличенко Н. А. Родился я в таборе. М, Молодая гвардия, 1987. С. 80.
  17. Сароян У. Случайные встречи. М., Известия, 1986. С. 6.

, , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко