Кравцова Е. С. Большевистская власть в поисках исторической легитимации: создание советской концепции эпохи Возрождения // Исторический курьер. 2021. № 6 (20). С. 41–58.
В статье рассматриваются этапы становления советской концепции эпохи Возрождения в первой половине XX в. в контексте взаимодействия большевиков-идеологов и историков, сформировавшихся в научных школах, не связанных с марксизмом. На материале научных и научно-популярных работ, изданных в период второй половины 1920-х — первой половине 1930-х гг., показывается, как ученые из академической среды адаптируют марксистский метод к своим исследованиям и встраивают в идеологию социалистического строительства концепцию Я. Буркхардта о Возрождении как переходной эпохе и времени «открытия человека и мира». Во второй половине 1920-х гг. А. В. Луначарский, идеолог пролетарской культуры, и А. К. Дживелегов, историк-позитивист, независимо друг от друга приходят к выводу, что в период Ренессанса впервые появляется социальная группа интеллигенции. Ее профессиональная обязанность оставалась неизменна: создавать идеологию, оформленную в памятники культуры, в интересах класса-гегемона. В первой половине 1930-х гг. в издательстве Academia выходит ряд совместных публикаций Луначарского и Дживелегова, в которых выстраивается параллель между культурой Ренессанса и культурой Советского Союза. Эпоха социалистического строительства рассматривается как следующий после эпохи Возрождения качественный этап появления человека нового типа. В это время М. А. Гуковский, историк из плеяды учеников И. М. Гревса, при поддержке Н. И. Бухарина совмещает концепцию Я. Буркхардта, тезис Ф. Энгельса об эпохе Возрождения как важнейшем этапе в истории науки и учение К. Маркса о социально-экономических формациях. Он приходит к выводу, что социально-экономические процессы, обусловившие переходный характер эпохи Возрождения, инициировали фундаментальный переворот в научном знании к концу исторического периода. Он объявляет научно-техническую интеллигенцию СССР, стоящую на пороге новой революции в науке, идеологической наследницей «техников» эпохи Возрождения. В результате сотрудничества академических историков, с одной стороны, и большевистских идеологов, с другой стороны, были созданы концепции эпохи Возрождения, служившие целям исторической легитимации культурной политики коммунистической партии. Этот подход подвергся ревизии только во второй половине 1950-х гг.
Само собой разумеется, что называя Итальянское Возрождение первой репетицией промышленного переворота, мы отнюдь не предполагаем впадать в свойственную многим буржуазным историкам грубую модернизацию изучаемой нами эпохи, — наоборот, мы постоянно имеем в виду все историческое своеобразие этого первого переломного момента между феодализмом и капитализмом.
М. А. Гуковский
После прихода партии большевиков к власти в 1917 г. новый политический режим остро нуждался в идеологическом обосновании его права на власть. Идеологическая система нового советского государства основывалась на учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм воспринимался не только как научный метод, который можно применить к любой науке, но как инструмент раскрытия объективной истины [22]. Такое восприятие марксизма сформировало предпосылки для утверждения идеократического характера власти правящей партии. Поскольку новый политический режим объявлялся вершиной развития человеческого общества, неотъемлемой частью возводимой в 1920–1930-е гг. системы представлений была концепция прошлого. Историки-марксисты из Коммунистической академии, основанной в 1918 г., занимались преимущественно вопросами истории капиталистической формации. Однако в 1920–1930-е гг. партийные идеологи привлекали к сотрудничеству так называемых «старых специалистов» — ученых, сформировавшихся в академической среде, специалистов по древней, античной и средневековой истории.
Историография взаимоотношений научного сообщества и советской власти обширна [статьи С. А. Красильникова, Е. Ф. Синельниковой, Н. В. Гришиной и др.; 31], как и историография проблемы отношений советской власти и историков (1) и в частности историков-медиевистов (2). Кроме исследований биографического характера, исследований проблематики отношений ученых и власти, в последнее десятилетие сама историография советского периода стала рассматриваться как исторический источник [см., например: 29]. Исследования восприятия истории средневековья в социокультурном пространстве последующих веков сегодня развились в отдельное направление современной историографии — медиевализм [51]. В настоящем исследовании выявляются предпосылки к взаимодействию академических ученых и марксистских идеологов в процессе создания советской концепции эпохи Возрождения, прослеживаются принципы совместной работы различных по генезису авторов, а также реконструируются особенности встраивания концепции в систему представлений о легитимности власти.
Первым эпоху Возрождения как отдельный исторический период между Средневековьем и Новым временем выявил Я. Буркхардт (1818–1897), швейцарский историк и философ культуры. Его работа «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860) положила начало историографической традиции рассматривать Возрождение как время «открытия мира и человека», освобождения человеческой индивидуальности [1, с. 541–546]. Понять эпоху Возрождения означало понять основы современного мира.
Концепция Я. Буркхардта, дополненная исследованиями Ж. Мишле и Г. Фойгта, легла в основу исследований почти всех историков-медиевистов, писавших об эпохе Возрождения: как дореволюционных российских, так и советских, в том числе создателей советской концепции эпохи Возрождения, А. К. Дживелегова (1875–1952) и М. А. Гуковского (1898–1971) [1, с. 549–554].
Историография эпохи Возрождения первой половины XX в. обширна [от 15 до 37]. Однако следует уточнить стратегии адаптации исследователей эпохи Возрождения, сформировавшихся в академической среде, к науке, методологические и идеологические принципы которой определялись партией. Идеократическая система отрицала любой другой метод научного исследования, кроме марксизма, и вытесняла из ученой среды несогласных по мере установления контроля над производством научного знания в СССР.
В 1920-е гг. самым ранним событием, привлекавшим внимание историков-марксистов, была Великая французская революция [10]. «Историю докапиталистических формаций», исследованиями которой продолжали заниматься академические историки в Москве и в Петрограде, столичные историки-марксисты игнорировали [7, с. 41]. Однако богатый материал, который давала культура «докапиталистических формаций», внимательно изучал А. В. Луначарский (1875–1933). Опираясь, кроме прочего, на идеи А. А. Богданова (Малиновского) (1873–1928), он считал, что революция должна начаться с радикальных перемен в культуре пролетариата, а затем уже распространиться на области экономики и политики. Несмотря на то, что, по мнению Луначарского, пролетариат призван со временем сформировать собственные ценности, он должен рассмотреть во всей полноте буржуазную культуру и взять из нее самое ценное [39, с. 26–28].
С 1923 по 1924 гг. Луначарский читал курс истории зарубежный литературы в Коммунистическом университете бывшим красноармейцам, молодым партработникам. Целью курса было научить слушателей применять «марксистский анализ» к литературным произведениям, чтобы литературный нарратив «в конечном счете свести к классовой борьбе и разложить на составные элементы реактивами классового марксистского анализа» [33, с. 113]. У слушателя курсов должен был сформироваться навык выявления социальной сущности эпохи в литературном памятнике, чтобы он мог самостоятельно исследовать законы развития общества и сопоставлять прошлое с настоящим.
Четвертая и пятая лекции курса были посвящены литературе эпохи Возрождения. Применяя «марксистский анализ», Луначарский показывал, как вначале в Италии, в средневековых городах, благодаря развитию ремесла и торговли сформировался и укрепился класс буржуазии. Юная, открытая всему новому буржуазия только готовилась к созданию полноценного капиталистического общества. При буржуазии появилась особая «группа специалистов идеологии» [33, с. 87] — интеллигенция. Луначарский был убежден, что интеллигенция всегда примыкала к какому-либо классу и вне классов существовать не могла. Интеллигенция создавала для буржуазии памятники искусства и литературы — культуру эпохи Возрождения.
Спустя столетия интеллигенция должна была примкнуть к победившему пролетариату:
«…общественной гармонии буржуазия дать не может. Кто же может ее дать? Только пролетариат, когда он разовьется, когда он победит. Страдающие интеллигенты [эпохи Возрождения. — Е. К.] являются в этом смысле нашими предвозвестниками. Они все стоят лицом на восток, ждут, часто сами не понимая этого, восхода социалистического солнца, они скорбят, потому что их сердце стремится к добру» [33, с. 112].
В 1925 г. вышло второе издание «Начал итальянского Возрождения» А. К. Дживелегова, историка-позитивиста, медиевиста, общественного деятеля, публициста, издателя и преподавателя [19, с. 71–119]. Исследование сохранило академическое ядро первого издания (вышло в 1908 г.): опираясь на концепцию Я. Буркхардта [20, с. 6–7], Дживелегов продолжал утверждать, что в переходную эпоху Возрождения средневековое «аскетичное» миросозерцание уступило место свободной, не знающей крепостного права личности, характерной для городской торговой культуры. Но Дживелегов и модернизировал книгу. В экономическую составляющую исследования он встроил концепцию «торгового капитала» М. Н. Покровского [20, с. 28, 123, 135]. В социальную — концепцию «интеллигента эпохи Возрождения» (3). В следующем труде, «Очерки итальянского Возрождения» (1929), Дживелегов поставил целью исследовать начала «современной интеллигенции» с помощью «социального анализа»:
«…только при таком методе изучения Чинквеченто [XVI век — Е. К.] факты и идеи того времени могут быть связаны с нашей современностью» [21, с. 5].
Связь эпохи Возрождения и советской современности, созданная А. В. Луначарским и подтвержденная А. К. Дживелеговым, вызвала интерес в марксистском историческом обществе при Комакадемии. В 1929 г. В. Н. Максимовский (1887–1941), идеолог-марксист, занимавший в разные годы руководящие посты в наркомате просвещения, применил марксистский метод к трактату Н. Макиавелли «Государь». Он обнаружил, что Макиавелли первым сформулировал концепцию диктатуры буржуазии, предшественницы концепции диктатуры пролетариата. Эта концепция долгие годы была скрыта позднейшими искажениями буржуазных деятелей [36, с. 55, 93–94]. Максимовский утверждал, что исследование трактата марксистским методом позволило открыть концепцию во всей первозданности и объективности.
После 1929 г. советская концепция эпохи Возрождения создавалась как в Москве, в книжном издательстве Academia, так и в Ленинграде, в Институте истории науки и техники (ИИНиТ).
Издательство Academia было основано в 1921 г. членами философского общества при Петроградском университете [30, с. 348] и до 1929 г. издавало преимущественно новейшие работы по искусству. В 1927 г. в редакционный совет Academia вошел А. М. Горький, «основоположник социалистического реализма», друг и сподвижник А. В. Луначарского. Он привел с собой бывших сотрудников издательства «Всемирной литературы» (закрыто в 1924 г.), в том числе А. К. Дживелегова, и инициировал новую серию «Сокровища мировой литературы» [30, с. 349].
В 1929 г. Academia перешла под контроль Наркомпроса РСФСР, Института истории искусств и Государственного акционерного общества «Земля и фабрика»; издательство переехало в Москву. Редакционную политику теперь определяли А. М. Горький и большевики-марксисты, последовательно возглавляющие издательство с 1929 до 1937 гг. [30, с. 349–356]. Издательство выпускало переводы избранных шедевров мировой литературы. Изменился дизайн книг: он стал изысканным, роскошным, в духе «респектабельного викторианства» [38]. Издания снабжались вступительными статьями и комментариями профессиональных историков, филологов, искусствоведов (А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса, А. А. Губера и др.), а также большевиков-идеологов (А. В. Луначарского, В. Н. Максимовского, Л. Б. Каменева и др.). Издательство прекратило свое существование в 1937 г., слившись с Гослитиздатом [47].
Если до 1930 г. нет свидетельств прямого взаимодействия А. К. Дживелегова и А. В. Луначарского, то после их пути сходятся в издательстве Academia. С 1930 по 1932 гг. Луначарский, лишившийся поста наркома просвещения, занимал пост главного редактора издательства Academia [34, с. 503–507]. Он инициировал две книжные серии и написал более десятка вступительных статей. Две из них открывают сочинения авторов эпохи Возрождения: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Д. Вазари [5] и «Фацетии» П. Браччолини [2]. Оба издания вышли под редакцией А. К. Дживелегова.
В предисловии к «Фацетиям» [2, с. 7–17] Луначарский, обратившись к авторитету К. Маркса, утверждал, что эпохи обновления общества («возрождения») похожи. Когда молодая культура ищет общие черты между такими эпохами, повторяет их в игровой форме «маскарада», то она лучше осознает себя. Буржуазия эпохи Возрождения, только победившая феодалов и больше похожая «на молодой пролетариат, завоевательно выступающий теперь на историческую сцену, чем на саму себя в дряхлом виде» [2, с. 11], в поисках исторического оправдания себя обратилась к гуманистам, знатокам античного мира. Последние, будучи «впервые в то время появившейся в новом европейском обществе специфической интеллигенцией нового буржуазного мира» [2, с. 12], стали идеологами буржуазии.
Созданное гуманистами искусство эпохи Возрождения, согласно Луначарскому, состояло из двух направлений: одно реалистическое, которое отражало действительность окружающего мира, второе — стилизованное под античность, применялось в торжественных случаях. Реалистическое искусство появилось потому, что буржуазию, заказчика художественных произведений, интересовал реальный, а не небесный, воображаемый мир. Благодаря жанру реализма, возникшему в эпоху Возрождения, читатель или зритель, убеждал Луначарский, мог увидеть, «как в действительности текла тогда жизнь» [2, с. 14].
Дживелегов в вводной статье к «Фацетиям» развивал тезисы Луначарского, подводил под них научное объяснение. Поджо Браччолини, «типичный представитель крупной буржуазии» и интеллигент [2, с. 48], писал новеллы в жанре реализма. Эти новеллы были совсем не похожи на «фантастическую» рыцарскую литературу («романы Круглого стола»). Дживелегов доказывал, что реализм родился в городской культуре, потому что новелл в реалистической манере требовал практик-горожанин, живущий полной реалистичной жизнью здесь и сейчас [2, с. 52].
В 1935 г. в Academia вышло собрание сочинений Леонардо да Винчи [32], над изданием которого под началом А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса работала группа историков и искусствоведов. Хорошо знакомый интеллигенции эпохи Серебряного века как художник, в 1930-е гг. Леонардо да Винчи рассматривался преимущественно как ученый. Научная деятельность Леонардо да Винчи доказывала тезис о переломном характере эпохи, но не в русле концепции Я. Буркхардта, а в русле сочинений Ф. Энгельса.
В предисловии к «Диалектике природы», русский перевод которой появился в 1925 г., Ф. Энгельс кратко охарактеризовал эпоху Возрождения как первый этап истории естествознания:
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» [49, с. 5–6].
Среди «титанов» числились Никколо Макиавелли и Леонардо да Винчи.
В том же 1925 г. Луначарский, набрасывая широкими мазками историю философии от Б. Спинозы до К. Маркса, обозначил, что в Западной Европе переход от религиозных систем к философским был связан с переменами в экономике. Земледельческая экономика феодализма, связанная с неподвижным миром светил, давала инертное развитие религии, философии. Но городская экономика, динамичная, постоянно требовала новых решений. Во времена Леонардо да Винчи теоретические законы небес проверялись экспериментом в мире земном. «Социальная жизнь оставалась мукой и загадкой, природа же сияла новой красотою» [35]. Вслед за Энгельсом Луначарский утверждал, что эпоха Возрождения открыла человеку законы природы. На следующем (и последнем) этапе развития человеческой мысли, с появлением марксизма, открывались социальные законы.
В 1920-е гг. Луначарского, как и большевиков в целом, интересовали законы развития общества. В литературе и культуре эпохи Возрождения Луначарский искал идеологемы, подтверждающие легитимность нового общества, возникшего в переходный период между обществом феодальным и капиталистическим, исследовал его особенности и находил параллели с новым советским обществом. Вероятно, поэтому первым из «титанов», выделенных Ф. Энгельсом, в советскую историографию был введен Макиавелли, специалист по вопросам «социологии и политики» [32, с. XXXVII]. Но на рубеже 1920–1930-х гг. начинается «Великий перелом», и, в соответствии с задачами эпохи индустриализации, на первый план вышли проблемы истории технической науки.
«Марксистское» переосмысление образа Леонардо да Винчи, теперь не только великого художника, но и выдающегося ученого-экспериментатора, позволило Дживелегову методологически обозначить возможность перехода от «недиалектичной» формулы «открытия мира и человека» [32, с. XI], провозглашенной в XIX в. Я. Буркхардтом, к новой концепции: эпоха Возрождения рассматривалась отныне как этап истории науки. Обоснованием стал тезис Ф. Энгельса из «Диалектики природы» [32, с. XXXII], поданный как аксиома.
Почему Леонардо заинтересовался наукой? Дживелегов объяснял, что «таков был момент, выдвигавший науку и технику на положение существеннейших элементов культуры» [32, с. XX]. Поэтому Леонардо, один из самых чутких к моментам (4), взялся за научные исследования, особенно в области техники, ведь родом он был из Флоренции, центра текстильной индустрии [32, с. XXVII–XXX]. В итоге как ученый он достиг вершин в экспериментальной науке, а как художник — развил до высших пределов направление реализма.
Таким образом, в первой половине 1930-х гг. предисловия А. В. Луначарского и А. К. Дживелегова к литературным памятникам эпохи Возрождения, изданным в Academia, формировали представление об эпохе Возрождения как переходном периоде, в который гуманистическая интеллигенция (предшественница пролетарской интеллигенции) создала для буржуазии (предшественницы современного пролетариата) идеологическую систему, преданную забвению, но открытую заново с помощью марксистского метода. Эта система «реалистического» описания мира и «экспериментальной» проверки его законов, созданная гуманистами на основе открытого заново культурного наследия античности, предвосхищала марксизм как метод раскрытия истинного смысла вещей и социалистический реализм как направление в искусстве, отражающее жизнь в ее истинном свете. Эта концепция эпохи Возрождения, разработанная Дживелеговым, должна была, вероятно, стать полноценной «марксистской» заменой концепции «буржуазного» историка Буркхардта.
Однако в первой половине 1930-х гг. в Ленинграде М. А. Гуковский требовал соединить концепцию Я. Буркхардта с марксистским учением.
Если в 1920-е гг. М. А. Гуковский, ученик И. М. Гревса, публиковал исследования в русле культурно-исторической парадигмы, то в начале 1930-х гг. и его научный язык, и метод работы совершенно изменились [40, с. 187–190]. Переход совпал с его совместной с Н. И. Бухариным (1888–1938) и А. М. Дебориным (1881–1963) работой по переорганизации Комиссии по истории знаний (КИЗ) при Академии наук в Институт истории науки и техники АН СССР (ИИНиТ) (5).
После 1929 г. Бухарин, отстраненный Сталиным от активной политической деятельности, сконцентрировался на вопросах организации науки в условиях индустриализации и плановой экономики. Он стремился к научной революции, в результате которой должна была исчезнуть пропасть между наукой и обществом и появиться новая прикладная наука, создающая продукт-инструмент для строительства новой социалистической формации [3, с. 50–52]. В 1929 г. он был избран академиком по Отделению гуманитарных наук (экономика), в 1930 г. — председателем КИЗ. Сохранив профессиональную суть КИЗ — исследования истории науки, Бухарин инициировал кардинальные перемены в структуре и методологии: институт должен был специализироваться на изучении «истории науки всех времен и народов на базе марксо-ленинской методологии», особое внимание обратив на вопросы, актуальные «в общей системе научной работы Советского Союза» [27, с. 6]. Продукция нового института была предназначена научно-технической интеллигенции, объявленной Сталиным главной союзницей партии в эпоху Индустриализации [50, с. 63–64].
Поскольку Бухарин постоянно жил в Москве, а сотрудники ИИНиТ находились в Ленинграде, фактически институтом руководил М. А. Гуковский [27, с. 7], избранный в том же 1930 г. ученым секретарем КИЗ. В сформированный Гуковским коллектив входили ученые из разных областей науки, из разных поколений и школ, в том числе медиевисты из школы М. И. Гревса. Сотрудники ИИНиТ числились среди привилегированной научно-технической интеллигенции. Работа внештатных сотрудников ИИНиТ финансировалась по договору из штатной сметы Академии наук, а также из наркомата тяжелой промышленности и наркомата земледелия. По договору работали и штатные сотрудники [23, с. 4–9]. Гуковский занимался подготовкой изданий института. Снабженные подробными аннотациями на основных европейских языках, английском, немецком и французском, издания предназначались и аудитории Советского Союза, и всему миру [28, с. 74–75].
В 1934 г. вышла статья-манифест М. А. Гуковского «Цели и задачи истории науки» [17, стлб. 33–44]. Критикуя сложившуюся в истории науки традицию рассматривать историю идей отдельно от исторического контекста, он требовал каждую научную идею помещать в «социальную среду» и «конкретную историческую обстановку» [17, стлб. 35–36]: руководствуясь исходными установками Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина [17, стлб. 38], изучая оригинальные источники методом материалистической диалектики [17, стлб. 40–41], восстанавливая сложные связи между экономикой, обществом и политикой в отдельные исторические периоды. Подобная работа не под силу отдельному человеку, но она возможна при плановой коллективной работе «с одной стороны — специалистов той науки, история которой изучается, с другой — историков, специалистов по разным историческим эпохам» [17, стлб. 40–41], т.е. в ИИНиТ. Уже проведенные сотрудниками ИИНиТ исследования, писал Гуковский, позволили установить связи между «интегральной частью базы исторической формации и, казалось бы, наиболее абстрактными надстроечными явлениями» [17, стлб. 41].
Именно такую связь установил М. А. Гуковский, совместив концепцию Я. Буркхардта с «марксовым учением об исторических формациях» [12, с. 736]. В 1933 г. он опубликовал программную статью, в которой показал, что выводы Энгельса и Маркса о раннем генезисе капитализма в XIV–XV вв. в Италии хронологически и локально совпадают с периодом «Итальянского Возрождения», выявленного Я. Буркхардтом. Обнулив достижения всей предшествующей историографии, Гуковский объявил, что
«наука о Возрождении станет действительно наукой только тогда, когда она полностью станет на пути, указанном Марксом, и величественные построения марксистской теории получат ряд новых подтверждений своей правильности, использовав полностью богатый и разнообразный материал «Итальянского Возрождения” [Я. Буркхарда]» [12, с. 733–735].
Обогащение «образа Возрождения» социальным и экономическим материалом, по мнению Гуковского, должно было придать исторической картине необходимую динамику, в отличие от статического подхода «культурной, религиозной и отчасти политической истории» [12, с. 740–741].
Гуковский продемонстрировал возможности нового подхода на хронологическом отрезке от середины XIII до середины XVI вв. в Италии. Он сопоставил исторические процессы в технике, социальных отношениях, экономике, политических структурах, искусстве, науке и философии и пришел к выводу, что глубокие и качественные изменения в базисе отражались в надстройке, но с опозданием [12, с. 744–755]. Именно поэтому в период конца XV — середины XVI вв., когда базис «раннего капитализма» в Италии находится в стадии разрушения, трансформационный импульс, сформированный в базисе в период середины XIII — начала XV вв., достиг, наконец, наиболее инертной части надстройки: философии и науки. На этот период пришлось научное творчество Леонардо да Винчи с его «стремлением к универсальному механистическому объяснению всего сущего», создание революционных философских системы «Бруно, Помпонацци, Кампанеллы» [12, с. 755]. «Ранняя вспышка капиталистических элементов в рамках феодальной формации» в Италии затухла, но перед тем как погаснуть, обозначила путь «общего наступления капитализма» в Европе с середины XVI в., но не в Италии [12, с. 756].
В полемической статье 1934 г., посвященной советской историографии Возрождения, почти все работы советского периода, заявленные авторами как марксистские, Гуковский подверг жесткой критике. Особенно агрессивной была критика работ Дживелегова, которого Гуковский уличал в незнании «марксистско-ленинского учения о формациях» [16, с. 311] и фактически объявлял публицистом-любителем. Единственной статьей, одобренной Гуковским, была статья самого Гуковского от 1933 г., выводы которой «с исключительной проницательностью» были предсказаны К. Марксом [16, с. 321–322].
Статья Гуковского, вышедшая в том же 1934 г., посвященная Леонардо да Винчи-ученому, открывалась цитатой из «Диалектики природы» Ф. Энгельса («Это был величайший прогрессивный переворот…» [13, с. 52]) и завершалась утверждением, что экспериментальный подход, разработанный Леонардо, не только заложил основу для развития науки и техники в Советском Союзе, но и доказал, что «техника без науки несерьезна, а наука без техники никому не нужна» [13, с. 57].
Как и Дживелегов, Гуковский актуализировал образ Леонардо да Винчи, связав его с эпохой индустриализации; точно так же он опирался на тезис Энгельса, определяя деятельность винчианца как этап в истории науки, усиливая его «технократическое» звучание в контексте «научной революции», в авангарде которой находился ИИНиТ. Однако, противопоставляя себя Дживелегову, Гуковский не отвергал, а наоборот, стремился интегрировать концепцию Буркхардта, «проникнутую чисто буржуазным культом индивидуализма» [6, с. 221–222], в новую советскую науку. Он объяснял, что концепция, выведенная Буркхардтом из впервые введенного им в научный оборот материала, «была обусловлена создавшей ее эпохой», временем «сильных надэтических индивидуальностей» 1860–1870-х гг., искавших себе героев в прошлом и нашедших их в Цезаре Борджиа и пр. [12, с. 735–736]. Исследованный марксистским методом материал должен был дать полностью переосмысленную картину эпохи Возрождения — соотнесенную с социалистическим строительством в Советском Союзе.
3 апреля 1936 г. Бухарин, читая доклад «Основные проблемы современной культуры» в Париже на заседании Ассоциации по изучению советской культуры, противопоставил советскую культуру фашистской. Если фашизм возвращался в средневековые иерархию и догматику, «обратно к земле» [4, с. 289], то в Советском Союзе успешно решалась задача создания совершенного человека: освобождая человека от власти природы, гуманизировались машины [4, с. 293], расцветала личность в осознании разнообразного единства. Развитие индивидуальности, но не индивидуализма — вот что означал социалистический гуманизм (6).
Весной того же года в ленинградских институтах началась волна чисток; в августе началось следствие по делу Бухарина, в Академии наук была обнаружена террористическая группа, в которой «состояли» сотрудники ИИНиТ в Ленинграде [3, с. 35]. В 1937 г. ИИНиТ был переведен в Москву. Штатные сотрудники ИИНиТ в Ленинграде были или уволены (в том числе Гуковский), или арестованы по обвинению в террористической и контрреволюционной деятельности. Спустя всего год, в 1938 г., институт был закрыт и возрожден только в 1944 г. [28, с. 62–66]. Годом ранее, в 1937 г., прекратило свое существование издательство Academia. Исследования эпохи Возрождения были заморожены на долгие годы.
В 1947 г. М. А. Гуковский, профессор ЛГУ, выпустил две монографии. В основе «Механики Леонардо да Винчи» лежало исследование, подготовленное к выходу в 1936 г. [14, с. 9]. Объясняя выбор темы, Гуковский акцентировал внимание на том, что живопись и архитектура, явления «в области идеологических надстроек», отвлекают от действительно важных социально-экономических процессов [14, с. 192–193]. Реконструкция истории механики, но не истории искусства, позволяет перейти к исследованию глубинной эволюции социально-экономических отношений и смен формаций. При анализе эпохи Возрождения необходимо в первую очередь обращать внимание на «новых людей, техников-практиков, впервые появляющихся на исторической арене и начинающих играть на ней значительную роль» [14, с. 804–805]. Монография развернуто доказывала тезис Энгельса о том, что в эпоху Возрождения произошел фундаментальный научный переворот.
Вторая монография, «История эпохи Возрождения», открывалась «весьма часто цитируемым местом старого введения к «Диалектике природы» Энгельса» [11, с. 3]. Но вслед за ним приводилась «к сожалению, редко используемая» другая цитата из «Диалектики природы», которая позволяла рассмотреть эпоху Возрождения как полноценный исторический период, который необходимо было исследовать «как переворот в сфере социальной, экономической, политической и культурной, [то есть] как поворот универсальный» [11, с. 4–5]. Это была заявка на пересмотр всех существующих на данный момент подходов к эпохе Возрождения, в том числе и подхода, сформулированного Гуковским в первой половине 1930-х гг. Так же как и предыдущая концепция, эта основывалась лишь на одной цитате из Ф. Энгельса.
В 1949 г., в ходе кампании «против безродных космополитов», новая концепция Гуковского была осуждена С. Д. Сказкиным, одним из ведущих на тот момент советских медиевистов. «Скверная книжка» содержала «лишь собственный метод с точки зрения осмысления того, что является гуманизмом»; при декларации маркистско-ленинских позиций — «попробуйте найти эти позиции, ни за что их не найдешь» [45, с. 326].
Осенью того же года Гуковский был арестован и осужден на 10 лет лагерей по статье 58, пункт 10 (судимость снята в 1954 г.) [8]. Жертвой кампании стал и А. К. Дживелегов, профессор Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). Несмотря на то, что, в отличие от Гуковского, его не арестовали и не сослали в систему лагерей, он так и не оправился и скончался от сердечного приступа в 1952 г. [19, с. 116–119].
Только в период «оттепели» появились нормы и подходы, которые помогли окончательно разорвать излишне крепкую связь эпохи Возрождения с эпохой социалистического строительства, сформировавшуюся в конце 1920–1930-х гг. В 1958 г. вышла программная статья официального главы советской медиевистики С. Д. Сказкина (7). Первый подход Сказкина к эпохе Возрождения был совершен в русле естественнонаучной концепции [44, с. 60–63], которую разрабатывали в 1930–1940-х гг. Дживелегов и Гуковский. Однако советскую историографию эпохи Возрождения Сказкин ограничивал исследованиями московских историков искусства (В. Н. Лазарева, Г. А. Недошивина, М. В. Алпатова) [43, с. 130]. Статья формировала представление, что все предшествующие исследования проводились только в области истории культуры, полноценных же исторических доселе не существовало.
Признавая ценность некоторых выводов предшественников-искусствоведов (эмпиризм в науке, реализм в искусстве и т.д. [43, с. 141–142]), оспаривая утверждение, что Возрождение детище исключительно буржуазии [43, с. 134], признавая как аксиому, что начала естественно-научного мировоззрения Нового и Новейшего времени заложены в эпоху Возрождения [43, 141–142], Сказкин призвал и историков исследовать особенности «возрожденческого миросозерцания», включить в исследования эпохи не только понятия базиса, но и выйти к явлениям надстройки (8), и, в конечном итоге, выявить особенности, присущие эпохе, отделив ее от прочих исторических периодов.
Статья значительно расширила экзегетическую опору для советских исследователей эпохи Возрождения. Выводы Сказкина опирались на многочисленные цитаты и сноски на «Капитал» К. Маркса, Манифест Коммунистической партии, на сочинения Ф. Энгельса: «О разложении феодализма и возникновении национальных государств», «Крестьянская война в Германии», «Диалектика природы».
В 1980 г. Е. В. Гутнова писала о статье Сказкина 1958 г.: «В то время разработка этой проблемы [истории эпохи Возрождения — Е. К.] в советской медиевистике только начиналась, и потребность в такой теоретико-методологической статье была очень велика» [18, с. 124]. Это утверждение, казалось бы, перечеркивает труды А. К. Дживелегова и М. А. Гуковского. Но, поставив задачу изучать культуру эпохи через элементы, ее составляющие, а не через «базис», полностью в рамках марксистской схемы, Сказкин методологически обосновал проблему самодостаточности культурных явлений в истории [37, с. 118]. Сформированная предыдущей историографией идеологическая связь Ренессанса как эпохи, предшествующей социалистическому строительству, была преодолена.
Подведем итоги. Оба историка — и А. К. Дживелегов, исследующий исторические процессы как позитивист, и М. А. Гуковский, сформировавшийся как историк в культурноисторической школе И. М. Гревса — восприняли марксизм как метод научного исследования от большевистских идеологов: А. В. Луначарского, Н. И. Бухарина и др. Последние пропагандировали марксизм как позитивную науку, которая должна освободить пролетариат, дать новому классу-гегемону инструмент для раскрытия законов общественного развития, чтобы построить новое бесклассовое общество. Черпая строительный материал, в том числе в прошлом, строители нового мира были убеждены, что живут в переходную эпоху и создают новые культуру и науку, которые должны породить нового человека, жителя новой социалистической формации. Дарвинистский посыл этой трактовки марксизма не противоречил академической концепции Я. Буркхардта об эпохе Возрождения как переходной между Средними веками и Новым временем, временем появления личности нового типа. Более того, исследования, созданные в русле концепции, убедительно доказывали, что эволюционный переход между социально-экономическими формациями и появление нового человека исторически возможны.
В первой половине 1930-х гг., с одной стороны, в издательстве Academia были созданы условия для апроприации культуры Возрождения новой советской культурой. Литературное наследие эпохи переосмыслялось марксистским методом. Благодаря особенности марксизма в этот период — одновременно и метода, и идеологии — создавался идеологический конструкт, который легитимизировал политику партии в области культуры, встраивал ее деятельность в мировой исторический процесс. С другой стороны, в ИИНиТ, в Ленинграде, М. А. Гуковский доказывал, что революция в социально-экономическом базисе с некоторой задержкой приводит к революции в науке. Доказательством служили события рубежа XV–XVI вв., когда гением Леонардо да Винчи появилась экспериментальная наука. Наука в Советском Союзе усилиями научно-технической интеллигенции, наследников «техников» эпохи Возрождения, находилась на пороге нового фундаментального научного прорыва. Это представление легитимизировало политику партии в области науки.
И Дживелегов, и Гуковский, прямо или косвенно полемизирующие друг с другом, создавали свои концепции, отталкиваясь от опыта и знаний, полученных в академической среде Дживелегов, убежденный позитивист, выявлял законы развития общества, отраженные в культуре. Гуковский требовал отталкиваться в любых теоретических построениях от исторического источника. Он реконструировал механику Леонардо да Винчи на материале всех доступных ему изданий рукописей винчианца [14, с. 8]. Но, воспользовавшись покровительством правящей партии для продолжения научной работы, оба проводили исследования эпохи Возрождения в идеологическом поле, сформированном представлениями большевистских идеологов. Новый советский человек представал в их исследованиях полноправным наследником человека эпохи Возрождения. Венец исторической эволюции, советский человек противопоставлялся человеку буржуазного общества, хоть и отталкивающегося от того же фундамента эпохи Возрождения, но зашедшего в исторический тупик.
Только во второй половине 1950-х гг., когда ожила научная дискуссия, была проведена ревизия концепций в рамках марксистско-ленинского учения. Следствием ревизии стал всплеск новых исследований истории итальянского Возрождения в самых разных направлениях, отталкивающихся, в первую очередь, от исторического источника [7, с. 287–298].
Так, в период 1920–1930-х гг. совместными усилиями большевистских идеологов и академических ученых складывалось представление об одном из ключевых периодов европейской истории. События эпохи Возрождения, с одной стороны, вписывались в европейскую историю, с другой стороны, деятели этого времени представали важными персонажами русского исторического процесса. В период «оттепели» эта концепция, важная для исторической легитимации класса-гегемона и его партии в первые десятилетия большевистской власти, оказалась не востребована и была предана забвению.
ЛИТЕРАТУРА
- Брагина Л. М. «Культура Возрождения в Италии» Якоба Буркхардта. Традиции восприятия // Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1996. С. 541–557.
- Браччолини П. Фацетии / пер. с лат., вступ. ст. и коммент. А. К. Дживелегова, предисл. А. В. Луначарского. М.; Л.: Academia, 1934. 354 с.
- Бухарин Н. И. Методология и планирование науки и техники. М.: Наука, 1989. 344 с.
- Бухарин Н. И. Революция и культура: статьи и выступления 1923–1936 гг. М.: Фонд имени Н. И. Бухарина, 1993. 350 с.
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / предисл. А. В. Луначарского; ред. и вступ. ст. А. К. Дживелегова, А. Эфроса. М.; Л.: Academia, 1933. 444 с.
- Вайнштейн О. Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней. М.; Л.: Соцэкгиз, 1940. 376 с.
- Вайнштейн О. Л. История советской медиевистики. 1917–1966. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1968. 424 с.
- Вольфцун Л. Б. Гуковский Матвей Александрович // Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 1–4 [Электронный ресурс]. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=70 (дата обращения: 20.09.2021).
- Вольфцун Л. Б. От Корбийского скриптория до века Просвещения: из истории изучения западноевропейской культуры в России. СПб.: Феникс, 2008. 244 с.
- Всесоюзная конференция историков-марксистов. IV. Секция истории Запада // Историк-марксист. 1929. № 11. С. 246–258.
- Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. М.: Изд-во Ленингр. гос. Ордена Ленина ун-та, 1947. Т. 1. 340 с.
- Гуковский М. А. К вопросу о сущности так называемого «Итальянского Возрождения» // Памяти Карла Маркса. Сборник статей к пятидесятилетию со дня смерти (1883–1933). Л.: Изд-во АН СССР, 1933. С. 732–756.
- Гуковский М. А. Леонардо да Винчи как ученый // Природа. 1934. № 7. С. 52–57.
- Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 816 с.
- Гуковский М. А. Резьба у Леонардо да Винчи // Архив истории науки и техники. 1935. № 5. С. 287–317.
- Гуковский М. А. Советская литература по Итальянскому Возрождению // Исторический сборник. 1934. № 1. С. 310–326.
- Гуковский М. А. Цели и задачи истории науки (к работе Института истории науки и техники) // Вестник АН СССР. 1934. № 1. Стлб. 33–44.
- Гутнова Е. В. Памяти Академика С. Д. Сказкина // Вопросы истории. 1980. № 10. С. 121–128.
- Девятова Ю. Н. Алексей Карпович Дживелегов: общественно-политический деятель, историк и педагог: дис. … канд. ист. наук. Тверь, 1999. 224 с.
- Дживелегов А. К. Начало итальянского Возрождения. Изд. 2-е, перераб. М.: Государственное издательство, 1925. 240 с.
- Дживелегов А. К. Очерки итальянского Возрождения. М.: Федерация, 1929. 235 с.
- Дмитриев А. Н. «Академический марксизм» 1920–1930-х годов: западный контекст и советские обстоятельства // Новое литературное обозрение. 2007. № 6. С. 10–38.
- Дмитриев А. Н. Институт истории науки и техники в 1932–1936 гг. (ленинградский период) // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4. С. 3–41.
- Дубровский А. М. Власть и историческая мысль в СССР (1930–1950 гг.). М.: Политическая энциклопедия, 2017. 622 с.
- Каганович Б. С. Евгений Викторович Тарле. Историк и время. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2014. 357 с.
- Каганович Б. С. Русские медиевисты первой половины XX века. СПб.: Гиперион, 2007. 241, [2] с.
- Кирсанов В. С. Возвратиться к истокам? (Заметки об институте истории науки и техники АН СССР, 1932–1938 гг.) // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 1. С. 3–19.
- Кривоносов Ю. И. Институт истории науки и техники: тридцатые — громовые, роковые… // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4. С. 42–75.
- Крих С. Б. Язык советской историографии: основные характеристики // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. Кн. 3. С. 214–222.
- Крылов В. В. Издательство Academia — бесценный вклад в духовную культуру // Вестник Российской академии наук. 1993. Т. 63, № 4. С. 348–357.
- Культура и власть в СССР 1920–1950-е годы: мат-лы IX Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 24–26 октября 2016 г.). М.: Политическая энциклопедия; Ельцин центр, 2017. 741 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные сочинения: в 2 т. / пер., статьи и коммент. А. А. Губер, А. К. Дживелегов, В. П. Зубов, В. К. Шилейко, А. М. Эфрос; ред. А. К. Дживелегов., А. М. Эфрос. М.; Л.: Academia, 1935. Т. 1. 364 с.
- Луначарский А. В. История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах // Собрание сочинений в 8 т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 4. С. 7–366.
- Луначарский А. В. Неизданные материалы. М.: Наука, 1970. 672 c.
- Луначарский А. В. От Спинозы до Маркса. Очерки по истории философии как миросозерцания. [М.]: Новая Москва, 1925 [Электронный ресурс]. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ot-spinozy-do-marksa/novejsaa-filosofia/ (дата обращения: 15.09.2021).
- Максимовский В. Н. Идеи диктатуры у Макиавелли // Историк-марксист. 1929. № 13. С. 55–94.
- Матюков А. К. Отечественная историография итальянского гуманизма, 1830-е гг. — конец XX в.: дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2002. 269 с.
- Милашевский В. Моя работа в издательстве Academia / публ. Л. Юниверг [Электронный ресурс]. URL: http://www.opojaz.ru/varia/milashevsk.html (дата обращения: 13.09.2021).
- О’Коннор Т. Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М.: Прогресс. 1992. 223 с.
- Свешников А. В. Иван Михайлович Гревс и петербургская школа медиевистов начала XX в. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 415 с.
- Свешников А. В. Советская медиевистика в идеологической борьбе конца 1930 — 1940-х годов // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 86–112.
- Сидорова Л. А. Оттепель в исторической науке: советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники ист. мысли, 1997. 288 с.
- Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Средние века. 1958. Вып. 11. С. 123–142.
- Сказкин С. Д. Коперник и Возрождение // Исторический журнал. 1943. № 10. С. 60–63.
- Стенограмма объединенного заседания сектора истории средних веков Института истории АН СССР и кафедры истории средних веков Московского государственного университета // Одиссей: человек в истории. 2007. М.: Наука, 2007. С. 250–349.
- Тихонов В. В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х — 1953 г.). М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 424 с.
- Топография террора. Издательство Academia / публ. О. Лебедева [Электронный ресурс]. URL: https://topos.memo.ru/en/node/482 (дата обращения: 15.09.2021).
- Эльфонд И. Я. Изучение проблем культуры Возрождения в отечественной науке 60–80-х гг. XX в. // Средневековый город: Межвузовский научный сборник. Вып. 17. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2006. С. 143–158.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Огиз, Политиздат, 1941. 338 с.
- XV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б): Стенографический отчет. М.; Л.: Государственное издательство, 1928. 1416 с.
- Rethinking the new medievalism / eds. R. Howard Bloch, A. Calhoun, J. Cerquiglini-Toulet, J. Küpper, J. Patterson. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014. VIII, 280 p.
- Ziolkowski J. M. The Juggler of Notre Dame and the Medievalizing of Modernity. Vol. 5–6. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2018. 397; 324 p.
ПРИМЕЧАНИЯ
(сноски даны в круглых скобках)
- Так, в монографии А. М. Дубровского рассматривается становление концепции отечественного феодализма (Дубровский А. М. Власть и историческая мысль в СССР (1930–1950 гг.). М., 2017). В. В. Тихонов рассматривает деятельность историков в условиях советской идеологической политики (Тихонов В. В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х — 1953 г.). М.; СПб., 2016). Л. А. Сидорова ставит вопрос о взаимоотношениях историков и власти в «период оттепели» (Сидорова Л. А. Оттепель в исторической науке: советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997). Монография Б. С. Кагановича посвящена жизни и деятельности выдающегося историка Е. В. Тарле (Каганович Б. С. Евгений Викторович Тарле. Историк и время. СПб., 2014). Взаимоотношениям историков и советской власти были посвящены многие статьи в серии сборников «История и историки. Историографический ежегодник».
- Исследования Б. С. Каганович и Л. Б. Вольфцун посвящены, преимущественно, исследованию судеб медиевистов, подвергшихся репрессиям или ушедшим во «внутреннюю эмиграцию» (Каганович Б. С. Русские медиевисты первой половины XX века. СПб., 2007; Вольфцун Л. Б. От Корбийского скриптория до века Просвещения: из истории изучения западноевропейской культуры в России. СПб., 2008). Влияние власти в конце 1930 — 1940-х гг. на работу медиевистов, интегрировавшихся в советскую систему, рассматривал А. В. Свешников (Свешников А. В. Советская медиевистика в идеологической борьбе конца 1930 — 1940-х годов // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 86–112).
- «Гуманист — типичный интеллигент-разночинец. … Он был лишен прав, и ему нельзя было в общем порядке записаться в цех, потому что он не знал ремесла» (Дживелегов А. К. Начало итальянского Возрождения… С. 206).
- Дживелегов подчеркивает «чуткость» Леонардо, это, несомненно, его virtù (Леонардо да Винчи. Избранные сочинения… С. XXVII, XXXVIII, XLIX).
- КИЗ создана по инициативе академика В. И. Вернадского (1863–1943) в 1921 г., под руководством Бухарина переорганизована в ИИНиТ в 1930–1932 гг. (Кирсанов В. С. Возвратиться к истокам? (Заметки об институте истории науки и техники АН СССР, 1932–1938 гг.) // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 1. С. 5–7).
- «Социализм не только противостоит расцвету личности, но, напротив, утверждает это как обязательную посылку… Развитие личности, развитие индивидуальности не есть развитие индивидуализма — в этом понятии мы различаем нечто такое, что разделяет людей и противопоставляет их друг другу. Мы хотим одного: социалистического гуманизма» (Бухарин Н. И. Революция и культура: Статьи и выступления 1923–1936 гг. М., 1993. С. 302).
- Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Средние века. 1958. Вып. 11. С. 123–142. Статья завершила публичную дискуссию о феномене раннего капитализма, которая развернулась во второй половине 1950-х гг. между Сказкиным и учеником И. М. Гревса и М. А. Гуковского В. И. Рутенбургом. О дискуссии см.: Эльфонд И. Я. Изучение проблем культуры Возрождения в отечественной науке 60–80-х гг. XX в. // Средневековый город. Вып. 17. Саратов, 2006. С. 143–144).
- «…Нашей ближайшей задачей является выяснение тех потребностей реальной жизни, того базиса, на котором вырастала культура Возрождения, чтобы в дальнейшем объяснить вытекающие из них основные характерные черты культуры Ренессанса. Для этого последнего этапа исследования необходимо установление методологии изучения надстроечных явлений, к которым принадлежат явления культуры, в частности, явления культуры возрожденческой» (Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории… С. 124).