Красильников С. А. Управляемый труд в раннесоветском обществе: границы и практики достижимости // Исторический курьер. 2023. № 1 (27). С. 9–20. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-1-01.pdf
Наряду со свойством универсальности труд обладает такой качественной атрибутивной характеристикой, как его социальная ценность. Включенность труда в социальные отношения приводит к восприятию его носителей с позиций значимости их деятельности для других, иерархии статусов различных видов труда, регулированию и закреплению этих статусов. В постреволюционный период ценности в данной сфере приобрели дихотомическое измерение: принципы всеобщности и обязательности труда, его общественной полезности противопоставлялись эксплуататорской, паразитической, бесполезной деятельности. Рассмотрены механизмы реализации раннесоветским государством стремления к достижению монополии на установление иерархической ценности видов труда и распоряжению трудовым потенциалом населения. Управляемость трудовыми отношениями под контролем государства достигалась сочетанием мягких и жестких практик — от найма до мобилизации и принуждения к труду с вектором нарастания двух последних с начала 1930-х гг. Установлено, что тотальную этатизацию трудового потенциала ограничивал человеческий фактор с его поведенческими практиками и мотивационными ценностями, не совпадавшими с государственными императивами.
При множестве аспектов рассмотрения феномена труда устоявшимися выступают такие его измерения, как экономическое, социальное и правовое. Наиболее разработанным является экономическое измерение, поскольку оно имеет под собой фундаментальное значение труда как основы жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. Здесь учитываются такие его свойства, как сознательность, целеполагание, рациональность и т. д. На этой основе разработана видовая классификация труда по содержанию, форме организации, степени сложности, по предмету труда, условиям его осуществления и др. Менее определены черты труда как социальной ценности. Здесь ориентирами выступают некоторые общие принципы, связанные с включенностью труда в социальные отношения, содержащие такие параметры, как идентификация работников с точки зрения значимости их деятельности для других, иерархия статусов различных видов труда, регулирование и закрепление этих статусов и т. д. При этом возникают такие ценностные понятия, как общественно-полезный труд, необходимый труд, всеобщий труд и, в противовес этому, труд бесполезный, не необходимый и т. д. Правовой аспект труда подразумевает регулирование как процесса труда, так и отношений, возникающих в ходе его осуществления. Главным образом законодательно он охватывает сферу труда по найму, т.е. несамостоятельного труда, поскольку труд самостоятельный, или самодеятельный, обладает иными механизмами выбора и его регулирования.
Для исследования заявленной нами проблематики о границах и возможностях достижения государством полного управления трудовым потенциалом населения страны в 1920-1930-е гг. следует поставить несколько вопросов. Во-первых, в отличие от средств производства и предметов труда, которые поддаются подчинению, экспроприации, национализации, работник обладает не только личными и неотчуждаемыми профессиональными способностями, собственными мотивациями и позициями при оценке и выборе действий, но и возможностями маневрирования при защите своих интересов, т. е. действует человеческий фактор, а не обезличенная рабочая сила. Во-вторых, существуют различные виды труда, не только контролируемые государством, но и сохраняющие самодеятельный характер, экономически самодостаточные (отходничество, работа на дому, единоличники в деревне, лица свободных профессий в городе и т. д.), контроль над которыми возможен был только через налогово-финансовые структуры. В-третьих, значительными факторами, осложнявшими реализацию государством политики прикрепления к определенным территориям и видам необходимой государству трудовой деятельности, выступали объективно происходившие социальные процессы — мобильность, миграции, маргинальность, полностью контролировать которые государственные институты оказались не в состоянии. В совокупности это порождало неустраняемый процесс «текучести кадров». Наконец, при реализации политики управления ресурсами труда сами государственные органы допускали возникновение непреднамеренных последствий и результатов, т. е. возникало несоответствие планировавшихся целей и фактических результатов.
При ретроспективном рассмотрении типологии труда, сложившейся в раннесоветском обществе под воздействием государственных императивов в данной сфере, воспользуемся несколько иным подходом, расположив проявления труда в зависимости от принципов его реализации: доступность, обязательность, принуждение. В первом случае речь идет о характере нормативного распределения работников: труд управляемый и подконтрольный государству; труд самодеятельный и независимый от государства, представители которого определяют процесс своего труда, регулируя свои взаимоотношения с государством (предприниматели, лица свободных профессий и др.); труд по найму (договорной между работником и работодателем в устной или закрепленной письменно форме, подразумевающий взаимные обязательства и ответственность); труд служебный (профессиональный корпоративный труд в сфере управления, прежде всего подразумевающий особые условия, нормы и регламентацию его осуществления).
Далее располагаются разновидности обязательного недобровольного труда, среди которых различаются: труд обязательный — определяемое государством требование занятия трудовой деятельностью и выполнения общественно-полезного труда; труд повинностный — как разновидности обязательного труда, установленного государством либо для всего гражданского трудоспособного населения в годы Гражданской войны, либо для определенных групп населения, в частности сельского, главным образом крестьянства (повинности крестьянства, установленные еще с дореволюционного времени, такие как трудгужевая на лесозаготовках, дорожная и др., сохранившиеся и после революции, к которым затем прибавилась отработочная в колхозном производстве с установлением необходимой выработки годового минимума трудодней); труд мобилизационный (особая разновидность обязательного нормативного труда, предусматривающая его избыточность, сверхнормативность с санкциями за неисполнение); труд милитаризованный (закрепленное институционально использование труда военнообязанных для оборонных и хозяйственных программ, например трудовые армии, тыловое ополчение, военно-строительные части, колхозный корпус в составе ОКДВА).
Принудительный труд выступает крайней формой проявления государственной монополии распоряжения трудоспособным потенциалом населения. Принудительный труд в СССР воплощался в двух номинациях. Первая из них представлена трудом при отбывании сроков наказания в местах заключения (лагеря, колонии) и судебной и внесудебной ссылки (спецпоселения), ставшего основой формирования лагерно-комендатурных производственных комплексов, созданных для реализации государственных программ и проектов; распространился в 1930-е гг. на все базовые сферы и инфраструктурные элементы экономики страны. Вторая номинация представлена определяемыми законодательно и в судебном порядке наказаниями, исполнение которых происходит с применением труда осужденных в различных формах, не связанных с лишением свободы. Принудительные работы здесь реализуются путем привлечения осужденного к оплачиваемому труду с вычетом из его заработной платы определенной суммы, как правило, не превышавшей 25 %. Делятся на два вида: а) отбываемые по месту работы осужденного; б) отбываемые в местах либо в районе жительства осужденного или в других местностях. Эта форма весьма широко применялась государством начиная с 1920-х гг., но особенно значительные масштабы приняла перед войной, в годы войны и в послевоенный период.
При рассмотрении приведенной выше типологии труда нетрудно заметить существовавшую между ними и внутри них взаимозависимость, обусловленную тем, что их связывала и отличала друг от друга та или иная степень зависимости от государственного контроля и управления. В одних случаях государство в лице его органов выступало как регулятор трудовых отношений, не обладая императивным правом на их подчинение (труд самодеятельный), в других располагало инструментами для управления и распоряжения трудовым потенциалом (труд обязательный, служебный, повинностный, милитаризированный, принудительный), нередко перемешивая в своих интересах один тип труда с другим в зависимости от своего целеполагания. В частности, трудовая повинность одновременно являлась и мобилизацией, носившей характер принуждения к труду. Если опираться на положения, объявленные в Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1936 г., то государственным приоритетом считалась обязательность труда, соответственно это ограничивало право работников на свободу распоряжения своим трудом и устанавливало монополию государства на распоряжение трудовым потенциалом работавшего населения как собственным политико-экономическим ресурсом.
Другим важнейшим принципом государственного управления трудом, в процессе реализации которого государство стремилось реализовать свою монополию, выступала дисциплинарная функция, т. е. установление и поддержание ответственности работников перед государством через систему мер стимулирования труда и наказания трудом. Здесь также обращает на себя внимание то явление, при котором происходит диффузия, взаимодействие мер противоположного действия. Так, в практике действия в системе принудительного труда существовала как позитивная мотивация труда (возможность досрочного освобождения за производительный труд), так и наказание за его некачественное исполнение или отказ от труда. Тот же принцип действовал в несколько расширенном диапазоне в «обычных» трудовых отношениях на производстве, где работник мог стимулироваться поощрениями в денежном, натуральном (жилье, формы продовольственного и потребительского назначения), побудительном (награды, звания и т. д.) выражении, и в противоположность этому вводилось дисциплинирование угрозой или страхом наказания (взыскание, выговор, возможность потери работы и т. д.).
Большевистское партийное государство уже в первые месяцы и годы своего утверждения продекларировало, а затем и ввело ряд базовых принципов, ставивших целью достижение монопольного контроля и распоряжения потенциалом трудоспособного населения страны. В ленинской работе «Как организовать соревнование», написанной в конце 1917 г., но опубликованной лишь 20 января 1929 г. в газете «Правда», предельно четко формулировалась доктринальная установка на всеобщность и обязательность труда, которая предусматривала его дисциплинированность комбинацией мер контроля, не останавливаясь перед применением крайних мер принуждения, направленная не только против «паразитических элементов», но и в отношении недостаточно «добросовестных трудящихся» [6].
Принятый в разгар Гражданской войны в декабре 1918 г. первый Кодекс законов о труде (далее — КЗоТ) РСФСР включил в себя ряд основных требований, рожденных революцией 1917 г. (8-часовой рабочий день, минимум заработной платы, ежегодные отпуска и т.д.), но в практике остался более политической декларацией, поскольку, провозглашая право на труд, государство вводило всеобщую трудовую повинность [2].
Гражданская война дала большевистскому руководству опыт проведения всеобщей трудовой мобилизации и милитаризации сферы труда, который оценивался двояко: он признавался неизбежным и необходимым в чрезвычайных военных условиях, но оказывался тупиковым, поскольку лишал работавших мотивов и стимулов к производительному труду (рост трудового дезертирства, для предотвращения которого создавались первые лагеря; развал производства и дефицит всех видов ресурсов порождал процессы так называемого деклассирования рабочих, маргинализации средних слоев общества и т.д.). Происходило слияние трудовых повинностей с мобилизацией (военизация профессиональных групп — медиков, инженеров и др., которые приравнивались к военнообязанным и подвергались соответствующим наказаниям, вплоть до лишения свободы (лагеря принудительных работ)).
В силу данных причин большевистское руководство после окончания острой фазы Гражданской войны осуществило демонтаж структур, обеспечивавших тотальную трудовую мобилизацию, отменив и принципы милитаризации трудовой деятельности. Важнейшим показателем «трудовой демобилизации» явилось утверждение осенью 1922 г. КЗоТ РСФСР в новой редакции, отличной от принятого в 1918 г. тем, что в нем утверждалась система регулирования наемного труда независимо от различия его применения в различных хозяйственных укладах. Сторонам трудовых отношений (нанимателям и работодателям) предоставлялись права определять условия труда по взаимному соглашению. Закрепилась защитительная функция профсоюзов — представлять интересы работников по всем вопросам организации труда и быта. Для урегулирования порядка возникавших споров и конфликтов создавались специальные органы в лице Расценочно-конфликтных комиссий (РКК), Примирительных камер (ПК) и Третейских судов (ТС).
КЗоТ 1922 г. структурно состоял из 17 глав, включавших в себя в совокупности 193 статьи: общая часть; порядок найма и предоставления рабочей силы; порядок привлечения к трудповинности (в исключительных случаях); коллективные договора; трудовые договора; о правилах внутреннего распорядка; о нормах выработки; о вознаграждении за труд; гарантии и компенсации; рабочее время; время отдыха; об ученичестве; о труде женщин и несовершеннолетних; охрана труда; профсоюзы; органы по разрешению конфликтов; социальное страхование [11, ст. 903].
Ниже приведем перечень устанавливаемых КЗоТ восьми положений, которые декларировались незыблемыми, «неубиваемыми», как они определялись в передовой статье ведомственного журнала НКТ РСФСР «Вопросы труда» за 1923 г. (хотя в большинстве своем они в начале 1930-х гг. оказывались элиминированы партийно-государственными решениями):
- КЗоТ распространяет свое действие на всех лиц, работавших по найму вне зависимости от форм хозяйственной деятельности (за исключением категорий военнослужащих).
- Привлечение к труду осуществляется в порядке добровольного найма (привлечение к труду в принудительном порядке является исключительным).
- Для определения на работу безработных создаются Биржи труда.
- КЗоТ закрепляет за работниками минимум гарантий от их эксплуатации со стороны нанимателей, предоставляя работникам возможность улучшения условий труда путем заключения коллективных и трудовых договоров.
- КЗоТ значительно ограничивает права нанимателей особенно в отношении увольнения.
- При определении вознаграждения за труд госорганами устанавливаются только минимальные размеры заработной платы, конкретные ее размеры устанавливаются договорными отношениями.
- КЗоТ впервые законодательно устанавливает деятельность профсоюзов по представительству и защите интересов работников.
- КЗоТ вводит порядок государственного вмешательства в трудовые конфликты, создавая для этого специальные органы для их разрешения в судебном или договорном порядке [3, с. 2–3].
В то же время КЗоТ 1922 г. потенциально сохранил и возможность применения государством при определенных условиях мобилизационных технологий. Так, в ст. 11–14 определялся порядок привлечения граждан к трудовой повинности «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) граждане <…> могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности, согласно специальных постановлений Совета Народных Комиссаров» [12, ст. 903]. Данные статьи вплоть до конца 1920-х гг. оставались своего рода «спящими», дававшими тем не менее основания для объявления и осуществления переходных форм в виде осуществления мобилизационных кампаний на недобровольной основе с применением административного ресурса (решения правительственных органов, подкрепленные партийными директивами).
Центральное положение государственного регулятора в сфере труда и его законодательства занимал союзно-республиканский Наркомат труда (НКТ). По своей встроенности в иерархию институтов власти и управления, т.е. по административному весу, НКТ РСФСР с 1917 г., а затем и НКТ СССР с 1923 г. занимали свое неотъемлемое место среди народно-хозяйственных наркоматов, близкое к ключевым, к которым следовало отнести ВСНХ, Госплан, НКПС, НКЗемледелия. Это соответствующим образом фиксировалось в достаточно весомых статусах наркомов труда. Первый союзный нарком (1923–1928) В. В. Шмидт, будучи членом ЦК с 1918 г., даже с этой должности продвинулся выше по служебной лестнице, являлся одним из замов председателя СНК СССР (1928–1930), однако далее его карьера прервалась из-за близости взглядов с «правыми». В должности наркома его сменил Н. А. Угланов (1928–1930), напротив, занимавший до этого высокие посты в партийной иерархии будучи руководителем московской парторганизации, кандидатом в члены Политбюро (1926–1929), также обвиненный в «правом уклоне», как и В. В. Шмидт. Сменивший Н. А. Угланова на посту наркома труда А. М. Цихон проработал в этой должности с 1930 по 1933 г. вплоть до ликвидации наркомата. Впрочем, вне зависимости от своих заслуг в развитии советской трудовой политики все из названных выше руководителей были уничтожены в годы «большого террора».
Здесь же уместно упомянуть и том, что деятельность союзного и республиканских наркоматов труда оказывалась теснейшим образом координирована с профсоюзным ведомством, а руководители НКТ входили в его руководящий состав будучи членами Президиума ВЦСПС. Соответственно, смена профсоюзного руководства (М. П. Томский и его ближайшее окружение) в конце 1929 — начале 1930 г. по обвинениям также в «правом уклоне» означала радикальный разрыв в сложившейся на протяжении 1920-х гг. межведомственной связке между двумя организациями в осуществлении политики в сфере труда. Следует отметить, что для профсоюзов защитительная функция прав и интересов работников считалась базовой функцией в их деятельности, поддерживавшей их авторитетность в рабочей среде. Но именно данное обстоятельство послужило одним из главных обвинений в адрес руководства ВЦСПС, с конца 1920-х гг. которому ставилось в вину «скатывание в тред-юнионизм», вместо того чтобы выполнять мобилизационную функцию в сфере труда, которая объявлялась теперь приоритетом для профсоюзов. Вновь пришедший к руководству ВЦСПС в 1930 г. Н. М. Шверник оказался удобной фигурой, осуществивший в 1933 г. функциональное поглощение НКТ, превратив профсоюзы в фактический придаток к госорганам, решавшим теперь проблемы труда и рабочей силы в зависимости от их административного веса в системе власти. Исчезновение профильного наркомата труда из государственных структур практически на шесть десятилетий (Министерство труда было воссоздано в структуре российского правительства только в 1992 г.) следует расценивать как сокрушительный удар по всей сфере социально-трудовых отношений, лишившейся своего органичного регулятора.
Между тем нельзя не отметить действительно уникальное место НКТ в структуре государственных органов 1917 — начала 1930-х гг. Выступая в роли регулятора на рынке труда, наркомат благодаря этому функционально оказывался необходим и востребован практически всеми организациями, поскольку труд по найму носил всеобъемлющий характер. Соответственно, регулятивные функции НКТ ставили его в центр социально-трудовых отношений, связывая воедино и координируя в сфере труда государственные сектора занятости с негосударственными. «Густота» связей НКТ с многочисленными структурами ставила проблему субординации с ними, что предусматривало и взаимную ответственность, и контроль в ходе регулирования сферы труда.
Так, функция контроля над реализацией политики в сфере труда другой своей частью предусматривала наличие органов надзорного характера, решения которых носили директивный характер. В частности, уже с первых лет после окончания Гражданской войны в силу того, что в сфере труда возникали дела правового характера, учреждается специальный орган прокуратуры по трудовым делам в составе Верховного Суда с ее функцией надзорного характера в сферах судебной юрисдикции. Известный революционер, затем государственный деятель, инициатор и руководитель прокуратуры по трудовым делам РСФСР (1924–1929) А. М. Стопани длительное время фактически совмещал работу в НКТ, входя в его коллегию, с членством в Верховном Суде РСФСР.
Наряду с этим правами контроля над исполнением трудового законодательства обладал и Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ), проверявший условия труда и его рационализацию на предприятиях и в учреждениях, выявление должностных нарушений, контроль над ставками заработной платы, штатами работников, организацию и осуществление разнообразных аппаратных «чисток» и т.д. Добавим также, что особыми охранительными полномочиями вмешиваться в трудовые отношения и кадровые процессы располагали органы ОГПУ.
Охранительные органы играли либо «теневую» роль, давая свои рекомендации по поводу приема и увольнения на работу конкретных работников, либо прямо входили в состав комиссий, которые осуществляли всевозможные кадровые «чистки» в 1920–1930-е гг. Еще более значимой роль спецслужб в сфере труда стала с момента формирования и форсированного роста системы лагерей с конца 1929 г., а с 1931 г. и системы крестьянских спецпоселений. Фактически именно охранительное ведомство заложило основы возникновения и дальнейшего существования феномена режимного труда, закрытого для общегосударственного законодательного регулирования. Отметим, что в ходе работы межведомственной комиссии Политбюро, созданной летом 1929 г. для рассмотрения вопроса о возможностях и перспективах создания лагерной системы, куда входил и нарком труда Н. А. Угланов, последний занимал критическую позицию в вопросе о придании особых полномочий ОГПУ в сфере массового применения труда заключенных в экономике [5, с. 145].
Центральными и фактически надведомственными директивными полномочиями в решении принципиальных вопросов труда обладали высшие партийные органы. Именно Политбюро, аппарат ЦК и его отделы формировали вектор приоритетов трудовой политики и их изменений, либо наделяя НКТ в ходе кампаний трудовых мобилизаций периода первой пятилетки широкими полномочиями в сфере оргнабора (вербовки) рабочей силы, либо упраздняя сам наркомат в 1933 г. В частности, важнейшие решения о смене вектора в сфере труда с его переориентацией на мобилизацию трудоспособного населения страны принимались высшими партийными органами и только затем оформлялись «в советском порядке» как правительственные решения.
Отмеченные выше факторы создавали своего рода альтернативную ситуацию в сфере труда и границ возможностей государственной управляемости в данной сфере. Наличие рынка труда и законодательных принципов, увязывавших между собой в трудовых отношениях права и обязанности работников и нанимателей, создавало пространство выбора для работника между работой не только в государственном, но и негосударственных секторах и хозяйственных укладах. Мобильность в сфере труда определялась социально-экономическими интересами работников. Трудовые миграции носили не только планово-организованный и подконтрольный государству характер приоритетов и целей переселенческой политики, но и вольные, а также стихийные миграции, не связанные с государственными интересами и потребностями.
Следует иметь в виду значительное несоответствие и «разрывы», связанные с реальными процессами, происходившими в структуре занятости трудоспособного населения страны, и целью государства в краткие сроки (годы первых пятилеток) изменить ее в ходе создания современного типа экономики путем форсированного формирования индустриально-транспортного сектора. Показатель структуры занятости по секторам экономики, где учитывается труд, реализуемый в трех секторах (традиционный сектор — сельское хозяйство, лесозаготовки, промыслы и т.д.; индустриальный — промышленность, транспорт, строительство; услуги — ремесло, работа на дому, торговля, общественное питание и т. д.) дает важную картину происшедшей здесь динамики за период первых пятилеток. Так, доля занятых в традиционных отраслях с 1928 по 1940 г. уменьшилась с 71 до 54 %, доля занятых в современных отраслях увеличилась с 18 до 28 %, а в сфере услуг — с 11 до 18 %. Безусловно, здесь отражены значительные сдвиги в отраслевом размещении трудовых ресурсов, предпринятые усилиями государства в 1930-е гг. В то же время следует критически расценивать происшедшую структурную динамику: вопреки утверждениям пропаганды о том, что к началу Отечественной войны страна из аграрно-индустриальной превратилась в индустриально-аграрную, более половины занятого населения продолжало заниматься в традиционных отраслях тяжелым ручным, почти немеханизированным трудом, а структура занятости работавших в 1940 г. даже после индустриального «скачка» в целом соответствовала структуре занятости населения США в 1870 г., т.е. времени первой промышленной революции [8, с. 35, 38; 4, с. 11–12].
В литературе существуют различные цифры, отражавшие структуру занятости групп трудоспособного населения в народно-хозяйственной сфере. Традиционно для этого применяют данные переписей 1926 и 1939 гг., чтобы выяснить динамику сдвигов среди занятого населения страны в межпереписной период. Так, А. К. Соколов приводит данные, согласно которым в 1926 г., пользуясь сведениями о доле разных социально-учетных групп, дает следующие цифры: доля рабочих города и села составляла 18,8 %, служащих — 9,2 %, крестьян всех категорий — 53,3 %, кустарей и ремесленников — 5,3 %, торговцев и предпринимателей — 2,4 %, безработных — 2,6 %, прочих (куда включались иждивенцы, прислуга, лица свободных профессий и т. д.) — 8,4 % [13, с. 154]. Автор справедливо указывает, что такого рода деление групп занятого населения не «схватывало» ряд важных процессов социальной мобильности между ними, отмечая значительную величину крестьян-отходников, достигавшую в 1929 г. величину в 4 млн чел., т. е. около 10 % занятого населения на тот момент [13, с. 157], которую государство стремилось подчинить и контролировать путем создания системы организованного набора (вербовки).
Более точно А. К. Соколов вычленяет из переписи 1939 г. распределение занятого населения по отраслям народного хозяйства: в сельском и лесном хозяйстве было занято 53 % работавших, в промышленности, на транспорте и в связи — 23,3 %, в торговле, снабжении и общественном питании — 6 %, в строительстве — 4 %, в науке, культуре, образовании и здравоохранении — 6 %, в сфере управления — 3 % [13, с. 258]. При некоторой несопоставимости данных переписей 1926 и 1939 гг. в отношении того, что в первом случае указана структура занятых социально-учетных групп, а во втором – распределение работавших по отраслевой занятости, очевидны значительные сдвиги, ставшие результатом высокой социально-трудовой мобильности трудоспособного населения за период первых пятилеток, но в то же время этого оказывалось недостаточно для того, чтобы совершить «перелом» в структуре занятости в пользу более передовых сфер труда в сравнении с традиционными сферами экономики, где сохранились доиндустриальные типы труда. Об этом свидетельствуют произведенные по разным основаниям подсчеты экономистов (Б. П. Орлов) и историков (А. К. Соколов), но они в целом зафиксировали сходные тенденции, свидетельствовавшие о том, что государство проводило целенаправленную и длительную политику в сфере управления трудом и трудовым потенциалом, однако за межпереписной период и в основном мобилизационными мерами добилось того, что возник феномен «очаговой индустриализации», принципиально сохранивший и даже усиливший различия и разрывы между городом и деревней как в сфере труда, так и в социально-культурной сфере.
Приведем также характерный факт, указывавший на то, какое место в 1920-е гг. занимало самозанятое население, наличие которого ограничивало стремление государства к монополии в сфере труда. Рассмотренные в разрезе структуры занятости в секторах экономики, роль и значение тех, кого политический режим относил к «эксплуататорам» или «паразитическим элементам», окажется даже более существенным, чем их номинальная численность. По данным налогообложения в 1927 г. их доля (если сюда отнести не только зажиточную часть крестьянства, городских торговцев и предпринимателей, работавших на дому, но и лиц свободных профессий, кустарей и ремесленников) составляла не менее 15 %, т. е. примерно шестую часть всего занятого населения страны во второй половине 1920-х гг. [13, с.154]
Выше отмечалось одно из основных противоречий управления в сфере труда и трудовых отношений, заключавшееся в недостижимости полного превращения, требуемой трансформации трудового потенциала населения в учтенный и подконтрольный трудовой ресурс, «рабочую силу» в силу взаимосвязи труда с социальными отношениями, где цели государства сталкивались с интересами и потребностями самих работников, с их поведенческими практиками, трудовой мотивацией, мировоззренческими стереотипами и т. д. Рассогласования государственных интересов с индивидуальными, групповыми, корпоративными потребностями работников не могли быть устранены внеэкономическими мерами, поскольку имел место феномен всеобщего дефицита: дефицита легитимности власти (доверия к ней со стороны работников); дефицита всех видов ресурсов, особенно потребительского характера, которые могли удовлетворить потребности работников; дефицита квалифицированных работников, которые могли повернуть, использовать их востребованность и необходимость в свою пользу и т. д.
Ниже обозначим ряд направлений, где сами трудовые процессы в своем протекании оказывались лишь отчасти управляемыми государственной политикой. Прежде всего, речь идет о недостижимости полного трудового закрепления работавших на производстве и в управленческих структурах экономическим интересам государства. Текучесть кадров, являвшаяся масштабной, достигая в отдельных отраслях, особенно в строительстве, размеров, когда в течение года приток и отток рабочих и специалистов уравновешивали друг друга. Расширение спектра мер, связанных с различного рода наказаниями за нарушения дисциплины труда, наталкивалось на стремление работников к поиску лучших условий труда, быта удовлетворения своих жизненных потребностей.
Несмотря на значительные усилия по упорядочению трудовых миграций путем введения организованного набора, органам в лучшем случае удавалось лишь добиваться снижения текучести до (вербовки) рабочей силы, в том числе управляемости процессами отходничества из деревни, предотвратить приток на производство стихийной рабочей силы, в том числе беженцев из деревни, прежде всего «кулачества», а также от голода и эпидемий в города и на стройки, что также не могло быть подконтрольно, а только минимизировано.
В переселенческой политике, направленной на укрепление трудоспособным населением регионов, где в силу различного рода причин возникала трудонедостаточность, также проявляли себя разнонаправленные процессы. В одних случаях действовали ординарные традиционные переселенческие программы, направленные на перемещение крестьянства с семьями из центральных районов страны в восточные. В других случаях имели место специфические красноармейские переселения, выполнявшие не столько экономические, сколько геополитические функции — перемещение демобилизованных красноармейцев с семьями в приграничные западные и дальневосточные территории. Обе из них, даже в случае первоначальных успехов, теневой стороной имели недостаточную закрепляемость, приживаемость на местах нового вселения и сопровождались частичным оттоком, «обратничеством», сравнимым с эпохой столыпинских переселений. Так, по данным Н. И. Платунова, среди семей, охваченных программой сельскохозяйственных переселений в 1930-е гг., доля выбывших из мест вселения, прежде всего из-за хозяйственной неустроенности, достигала 20,9 % [9, с. 240]. Еще более неудавшейся оказалась амбициозная кампания создания красноармейских колхозов. Убыль из них на западных границах в первой половине 1930-х гг. составила от 30 до 50 %, а на Дальнем Востоке в 1930–1933 гг. — 80 %. По мнению исследовавшего данную кампанию Д. Д. Миненкова, она ни в экономическом, ни в военно-стратегическом плане поставленных целей не достигла [7].
Особое значение государство уделяло кадровым мобилизациям, которые были призваны демонстрировать особую сознательность и приверженность ее участников большевистскому режиму. Как правило, они носили характер мобилизационных кампаний по перемещению на определенные сроки или без их указания самих агентов власти, должностных лиц, членов партии, а также их сторонников из числа комсомольского, профсоюзного, рабочего актива. Здесь возникала возможность достижения максимальной управляемости их функциональной деятельностью. Перечислим наиболее значимые мобилизации: для этатизации деревни это 25-тысячники, уполномоченные и др.; мобилизации специалистов с перемещением и прикреплением для работ по специальности и их разновидность — обязательное распределение для работы на производстве молодых специалистов на трех-, затем пятилетний период после окончания вузов и техникумов; партийно-комсомольские в индустрию на «ударные стройки»; выдвиженчество; «парттысячники» в вузы и научные учреждения и т. д. Все они несли в себе типичные черты мобилизационных кампаний: агрессивность, идеократическое сопровождение, конфронтационность, ресурсозатратность, которые либо снижали достижение провозглашенных целей, либо сопровождались масштабными практиками пассивного неповиновения, «дезертирства с трудового фронта» и иными протестными формами.
В частности, исследовав процесс адаптации 25-тысячников к условиям их экстремальной деятельности в Западной Сибири, Н. Д. Страбыкина пришла к выводу, что уже через год, к весне 1931 г., в регионе осталось не более двух третей от прибывших, а к 1933 г. их насчитывалось менее половины, что свидетельствует об экстенсивном использовании мобилизованных рабочих в качестве расходного кадрового ресурса [14, с. 252, 260] Проведенное исследование осуществления мобилизационной кампании по перемещению («переброске») групп специалистов из различных регионов для восполнения нехватки инженерно-технических кадров в районы «ударных строек», а также по перераспределению кадров для их работы по полученной специальности с использованием широких мер наказания, вплоть до уголовных для «отказников», показало, что в среднем их результативность не превышала 50 % (соотношение между контрольными и фактическими цифрами мобилизации). Тем самым основная задача — восполнить нехватку специалистов в регионах форсированного индустриального освоения и рационально использовать труд ИТР в соответствии с полученной специальностью — оказывалась малореализованной. Даже в случае состоявшихся «перебросок» специалистов их закрепление в новых местах работы представляло собой еще менее успешную задачу. Так, по оценке сектора кадров НКТ СССР, за период с ноября 1930 по ноябрь 1932 г. 90 % из них «дезертировали». Следует признать справедливость оценочного вывода, сделанного авторами:
«Несмотря на низкую эффективность, мобилизационные кампании стали неотъемлемой частью системы административного регулирования трудовой деятельности <…> Вопрос о неэффективности системы трудовых мобилизаций по самой своей сути не ставился. Мобилизации играли важную политическую роль, являясь одним из средств давления в данном случае на интеллигенцию. Для власти это было делом не менее важным, чем экономический эффект кадровых перебросок» [10, с. 132–133].
С данной оценкой солидарен и исследователь проблем трудовых отношений в СССР изучаемого периода Е. А. Андрюшин:
«Процесс мобилизации не столько отражает хозяйственную необходимость, результат планирования, сколько служит цели приучить человека к его подчиненному статусу, элиминировать какую бы то ни было самостоятельность <…> так что человеком оказывается уже совокупность определенных документов» [1, с. 181].
Тем не менее, как отмечалось выше, взаимоотношения в системе «государство — труженик» не принимали однолинейного характера: на государственный диктат подчинения находился ответ работника в практиках возможного в существовавших условиях ему неповиновения.
ЛИТЕРАТУРА
- Андрюшин Е. А. Из истории трудового законодательства СССР и политики советского правительства в области трудовых ресурсов. М., 2012. 464 с.
- Бахутов А. М. Советское трудовое законодательство за десятилетие существования советской власти // Вопросы труда. 1927. № 10. С. 91–100.
- Вопросы Труда. 1923. № 1.
- Зоркальцев В. А. Экономика СССР и Великая Отечественная война (с использованием материалов лекций Б. П. Орлова). Иркутск, 2009. 42 c.
- Красильников С. А. Рождение ГУЛАГа: дискуссии в верхних эшелонах власти. Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1929–1930 гг. // Исторический архив. 1997. № 4. С. 145–156.
- Ленин В. И. Как организовать соревнование? // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1965. С. 195–205.
- Миненков Д. Д. Красная Армия как мобилизационный инструмент «социалистического переустройства» // Социальная мобилизация в сталинском обществе (конец 1920-х — 1930-е гг.). М., 2018. С. 265–338.
- Орлов Б. П. Цели среднесрочных планов и их осуществление // ЭКО. 1987. № 11. С. 34–53.
- Платунов Н. И. Переселенческая политика советского государства и ее осуществление в СССР (1917 — июнь 1941 гг.). Томск, 1976. 283 с.
- Пыстина Л. И., Шер О. В. Мобилизация специалистов (конец 1920-х — начало 1930-х гг.) // Социальная мобилизация в сталинском обществе (конец 1920-х — 1930-е гг.). М., 2018. С. 96–168.
- Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 90.
- Собрание Узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 70.
- Соколов А. К. Курс советской истории. 1917–1940. М.: Высшая школа, 1999. 272 с.
- Страбыкина Н. Д. Двадцатипятитысячники в Сибири (1929–1933 гг.) // Социальная мобилизация в сталинском обществе (конец 1920-х — 1930-е гг.). М., 2018. С. 168–264.