Система жизнеобеспечения у населения средней Катуни в скифское время

 

При реконструкции основных направлений хозяйственной деятельности населения пазырыкской культуры Горного Алтая специалисты опираются, преимущественно на археологические материалы из погребальных памятников. С. И. Руденко реконструированы особенности скотоводческого хозяйства кочевого населения Алтая в скифское время. По его мнению, скотоводство у пазырыкских кочевников было яйлажным, отгонным с сезонной сменой летних высокогорных и зимних долинных пастбищ. В составе стада были высокопородные быстроаллюрные лошади, низкорослые кони монгольской породы, грубошерстные и тонкорунные овцы, малорослый крупный рогатый скот и яки.

С. И. Руденко предполагал у пазырыкских кочевников стойловое содержание скота в зимний период. Само население зимой жило в поселках из рубленых жилищ с конусовидными крышами из жердей и коры.

Важным направлением хозяйственной деятельности кочевников Горного Алтая в скифское время была охота на диких копытных и пушных зверей. С. И. Руденко допускает распространение у отдельных групп населения в низинных речных долинах ограниченного земледелия. Он пишет о находках зерен проса и о возможности его посевов в долинах. Оценивая погребальный инвентарь, керамическую, кожаную и деревянную посуду, он склоняется к характеристике образа жизни и быта населения Горного Алтая в скифское время, как полукочевого со значительными чертами оседлости. Покультурно-хозяйственному типу пазырыкское население имело черты сходства с алтайцами, скотоводами и охотниками.

Свои соображения об особенностях хозяйственной деятельности кочевников скифского времени в Горном Алтае высказывали М. П. Грязнов и С. В. Киселев. Новые материалы из раскопок памятников пазырыкской культуры, проводившихся в последние десятилетия в Горном Алтае Д. Г. Савиновым, В. Д. Кубаревым, В. А. Могильниковым, А. С. Суразаковым позволили существенным образом дополнить имевшиеся данные о хозяйственных занятиях населения скифского времени. Важное значение для разработки данной темы имеют результаты раскопок пазырыкских курганов В. И. Молодиным и Н. В. Полосьмак на полскогорье Укок и изучение П. И. Шульгой поселений скифского времени.

В настоящее время очевидно, что население пазырыкской культуры было не однородным по этническому составу. Разные по происхождению роды и племена были включены в сложную иерархическую этносоциальную систему. Группы, обитавшие в разных климатических и ландшафтных зонах, могли иметь существенные особенности в хозяйственной деятельности.

В этой связи определенный интерес представляют результаты анализа материалов раскопок памятников пазырыкской культуры, исследованных в среднем течении долины р. Катунь. Этот район существенно отличается от районов Центрального и Восточного Алтая, в которых распространены классические памятники пазырыкской культуры, т.к. он являлся контактной зоной с племенами северных предгорий и Верхнего Приобья.

Скифское население долины Средней Катуни, входившей в ареал распространения северного варианта пазырыкской культуры, в хозяйственно-экономическом плане было близко к своим более южным соседям. Основным его занятием было полукочевое (отгонное) скотоводство в сочетании с охотой и зачатками земледелия. Необходимо сразу отметить, что такой тип хозяйства занимал долину Катуни преимущественно к югу от сел Эликманар и Чемал, т.е. остепненную зону. К северу начиналась так называемая «увлажненная» зона, более пригодная для земледелия и стойлового скотоводства.

Свидетельства того, что население остепненной зоны Средней Катуни занималось скотоводством и охотой, можно найти в погребальных комплексах (находки остатков луков и костяных наконечников стрел, изделий из рогов и клыков маралов и кабанов, конские сопроводительные захоронения и кости овец — остатки заупокойной пищи). Но наиболее исчерпывающие сведения о хозяйственной деятельности могут предоставить материалы поселенческих комплексов.

Так, данные, полученные в результате сравнительного анализа остеологического материала поселений Тыткескень-6 и Куротинский Лог-1, позволяют сделать вывод о том, что на Средней Катуни доля в стаде крупного рогатого скота и лошадей была в 1,5 раза меньше, чем у населения бассейна р. Урсул. Зато доля диких животных в рационе кочевников Средней Катуни превышала аналогичный показатель из Куротинского Лога-1 почти в 4 раза. Это свидетельствует о несколько меньшей роли скотоводства (что, видимо, компенсировалось большим значением охоты) в хозяйстве местного населения в сравнении с районами распространения пазырыкских памятников классического типа, что является, скорее всего, результатомприродно-климатической ситуации в долине.

Возможно, в системе жизнеобеспечения местных кочевников также была более значительна доля продуктов земледелия, которые попадали сюда из «увлажненной» зоны в результате обмена или захвата, а, может быть, в небольших количествах производились и здесь.

Это, а также не типичное для высокогорья соотношение пород скота в стаде в сочетании с более значительной ролью охоты сближает по типу хозяйства скифское полукочевое население Средней Катуни с его северными соседями. Поэтому на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в скифское время долина Средней Катуни в природно-климатическом и хозяйственно-культурном плане яалялась зоной перехода от кочевого (яйлажного) скотоводства к оседлому земледелию и стойловому скотоводству.

, , , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко