Новая публикация петербургского издательства, специализирующегося на выпуске литературы по разным аспектам востоковедения, посвящена религиозным воззрениям орочей. Численность этого тунгусоязычного народа в настоящее время составляет 883 человека, проживают орочи в основном в Хабаровском крае. Этнография, фольклор и язык орочей неоднократно были предметом изучения, однако рецензируемая работа — это первое монографическое исследование нескольких аспектов духовной культуры орочей.
Состав книги в целом традиционен для исследований по религиозным верованиям народов Сибири. Книга включает обзор исследований и источников, куда входят архивные материалы, а также популярная и художественная литература (глава 1), представления об устройстве мира, душе человека и духах (глава 2), культ природных объектов, животных-предков (медведя, тигра, касатки), культ близнецов (глава 3), шаманство (глава 4). Однако рассматриваемая книга заметно отличается от многих других монографий и статей по воззрениям, обрядности и шаманству народов Севера, Сибири и Дальнего Востока , появившихся в последние 15–20 лет. Ее основная отличительная черта — это своеобразный энциклопедизм описания предмета, выраженный в изложении посредством соединения описываемых мировоззренческих понятий с этнокультурным воплощением — обрядностью, и реализованный в подходе к материалу в виде обобщения всех возможных источников — этнографических описаний, показаний письменных источников, фольклорных и лингвистических материалов, а также собственных полевых наблюдений и записей автора.
Основная задача книги С. В. Березницкого — это характерологическое описание религиозных воззрений орочей. Тем не менее, автор уделяет достаточно внимания сравнению орочского этнографического материала с религиозными верованиями и фольклорными текстами удэгейцев (народа, наиболее близкого орочам по языку и культуре), а также других народов Приамурья и Сахалина — ульчей, нанайцев, ороков, нивхов. В том, что специфические черты верований и мифологии орочей показываются на фоне религиозных воззрений и фольклора других народов Приамурья, также можно видеть тот энциклопедизм, который уже отмечен выше и который, надо полагать, станет в дальнейшем фундаментом концепции новых монографических изданий по традиционным верованиям народов Сибири.
Проблематика и материал рецензируемой книги намного шире того географического ареала — конкретно Приамурья и Приморья, — на котором сосредоточивает свое внимание автор. Очень многие черты религиозных воззрений орочей проявляются в сходном виде у других тунгусо-маньчжурских народов, прежде всего у эвенков и эвенов. Однако с некоторым сожалением можно отметить, что материалы по религиозным верованиям этих народов в книге не представлены. В приложенной к книге библиографии среди трудов самого С. В. Березницкого отсутствует даже книга «История и культура эвенов» (СПб., 1997), где он принимал участие в написании раздела о религиозных верованиях эвенов.
Еще одна отличительная особенность новой книги, являющаяся ее большим достоинством — колоссальное количество вводимого в научный оборот архивного материала. Это касается множества рисунков, копии с которых в изобилии представлены в книге, а также фольклорных текстов, которые не публиковались ранее. Другое достоинство рецензируемой монографии — это широкое использование поздних этнографических источников, в частности, научно-популярной и художественной литературы, а также полевых наблюдений, имеющих непрямое отношение к сюжету книги (например, описание современных орочских кладбищ в сравнении с описанными и зарисованными захоронениями XIX-начала XX веков).
Значительный интерес представляют материалы по фольклору орочей, включенные в книгу. В основном ее корпусе помещено 35 образцов орочского фольклора разных жанров, в том числе заклинания и тексты шаманских камланий, и 24 текста — сказки и предания орочей, негидальцев и ороков, составляют приложение к книге. Публикуемые тексты, большая часть которых была записана автором в конце 80-х-фольклорные начале 90-х годов, существенно расширяют наши представления о фольклоре орочей и свидетельствуют о том, что В. А. Аврорин и Е. П. Лебедева, изучавшие орочский фольклор во второй половине 50-х годов, записали лишь небольшую часть самобытных образцов устного творчества орочей, которое продолжало бытовать еще по крайней мере 30 лет.
Надо сказать, что рецензируемая монография выпущена издательством «Петербургское востоковедение» весьма своевременно. В минувшем году были изданы две книги с образцами фольклора удэгейцев — книга И. В. Кормушина «Удыхейский (удэгейский) язык» (М., 1998), и «Фольклор удэгейцев. Нииманку, тэлунгу, ехэ» (Новосибирск, 1998). В обоих изданиях представлены мифологические тексты удэгейцев, не публиковавшиеся или мало известные ранее. Исследователи, занимающиеся фольклором и этнографией тунгусо-маньчжурских народов, вместе с выходом книги С. В. Березницкого «Мифология и верования орочей» получили редкую возможность анализировать и сравнивать объемный корпус новых текстов, над которым авторы названных трудов ранее работали независимо друг от друга и не могли в полной мере учесть материалы по фольклору близкородственных этносов. Эта счастливая возможность предоставлена ныне не только авторам, но и читателям всех трех вышеназванных изданий.
Очень содержательная и богатая по фактическому материалу, и вместе с тем популярная и доступная по изложению книга С. В. Березницкого, безусловно, будет интересной и полезной для специалистов по этнографии, фольклору и языку тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири и Дальнего Востока, а также и для широкого круга читателей — в особенности для тех, кто интересуется модными ныне темами нетрадиционных религиозных воззрений и шаманства. Для последнего контингента читателей данная книга будет весьма полезной, поскольку сочетает привлекательность материала и доступность изложения с высоким научным уровнем освещения всех затронутых в ней проблем.