Выход в свет рецензируемой книги представляет собой событие, неординарное во многих отношениях. Трудно вспомнить, когда у нас вообще осуществлялось издание русского перевода монографии, написанной зарубежным этнологом и посвященной животрепещущим вопросам этносоциологии малочисленных народов Севера. Кроме этого, сами по себе исследования в области традиционного общества народов Севера в наши дни во всем многообразии хозяйственных, социальных, культурных и языковых проблем. которые были бы злободневно актуальными и одновременно лишенными односторонней социально-политической конъюнктуры, которая не раз меняла свое лицо — от восхваления современности 50-70-х годов официальной этнографией до очернительства ситуации на Российском Севере представителями самих этнических меньшинств в конце 80-90-х годов. В отечественной этнографии сейчас почти утрачен тип популярного изложения дневниковых записей и частных наблюдений исследователя, не относящихся напрямую к теме, но создающих целостную картину быта этноса и очень важных для тех, кто будет заниматься теми же народами и теми же проблемами в дальнейшем (признанным мастером такой формы представления этнографического материала был Ю. Б. Симченко), и новая книга как бы возвращает читателей к этой увлекательной форме повествования. Книга «Тундровики» написана канадским этнологом, который провел длительное время в таймырской тундре среди эвенков и долган, и тем самым она интересна еще в одном отношении — как видит зарубежный этнолог-профессионал наши малочисленные этносы в их современном существовании и какие аспекты их хозяйства и культуры привлекают его внимание. Наконец, знаковым событием надо признать то, что издание русского перевода книги Д.Андерсона материально поддержано администрацией Таймырского автономного округа.
Книга, написанная прежде всего на основе полевых дневников автора, шире своего содержания и содержит множество деталей относящихся к повседневному быту эвенков и долган, а также (что не менее ценно для этносоциологии) к обыденной жизни северного поселка со смешанным населением, где коренные жители живут бок о бок с приезжими. Вместе с тем автор широко привлек литературные источники и архивные материалы, которые позволили ему и читателям его книги составить довольно полное представление об истории и культуре эвенков и долган на протяжении всего XX века. В том, как Д.Андерсон пользуется разнообразными архивными источниками и научной литературой, недвусмысленно можно увидеть то, что знакомство с русской этнографической школой не прошло для него даром и он в своих трудах проявляет лучшие традиции отечественной этнографии нашего века, когда ее предметом стала современность. Разбирая сложнейший вопрос об этнической определенности, актуальный для долган и многих других жителей Таймыра, автор весьма разумно обходит часто поднимаемый этнологами вопрос об «эксклюзивных правах коренного населения» в широком понимании, поскольку пространственные границы территории и социальные границы того микроколлектива, для которого она является средой обитания при ближайшем рассмотрении выглядят довольно неопределенными. Затрагивая проблемы экологии, часто поднимаемые в связи с защитой среды обитания северных народов, Д.Андерсон и здесь далек от того, чтобы драматизировать ситуацию и искусственно подогревать умонастроения коренных северян в плане требований собственности на землю, платы за ресурсы и различных госдотаций.
Проблема самосознания и отношения к среде обитания в освещении автора распадается на три аспекта — принадлежность к национальности, принадлежность к территории, и принадлежность к коллективу. Эта система понятий не только позволяет автору подробно описать этнокультурную ситуацию на Таймыре, но и имеет перспективы в приложении к другим регионам, даже если в них степень определенности этнического самосознания жителей будет более высокой.
В изложении Д.Андерсона коренные жители совсем не те, как их можно было бы представить по публицистике, географическим книжкам или описаниям традиционной культуры. Это не те оленеводы, которых фотографируют для газет и журналов и которых расспрашивают о «прошлой жизни». Это люди с образованием, с определенной системой жизненных ценностей, ориентированных не на прошлое, а на настоящее. Очень существенно, что в книге эвенки и долганы-жители поселка Хантайское озеро, где вел свои исследования автор, выглядят не усредненными «коренными жителями», а предстают перед читателями как люди со своей индивидуальной биографией, с узнаваемым портретом, а мелкие подробности, зафиксированные автором, рельефно оттеняют многообразие аспектов жизни современных представителей малочисленных народов Севера, и напоминают исследователям о многообразии проявления форм региональной и этнической культуры.
Достоинством книги является превосходный справочный аппарат, ценность которого заключена не только в исчерпывающем списке источников и литературы, но и в том, что российскому читателю впервые представляется столь объемная библиография работ зарубежных этнологов, посвященных разным регионам Российского Севера.
Рецензируемая книга, на наш взгляд, могла бы стать настольной книгой для каждого специалиста по этнологии и социологии, занимающегося проблемами Севера — настолько наглядно она демонстрирует российским коллегам автора задачи этих наук в наши дни, способы и методы их решения, а также авторскую позицию в освещении сложных вопросов. Весьма желательно также, чтобы книга Д.Андерсона была рекомендована для знакомства студентам отделений этнографии или этнологии, для которых она может стать примером в области полевых исследований, работы с литературой и архивными материалами, и синтетичности предмета этнологии и этнографии на конкретном «домашнем» отечественном материале.