СОДЕРЖАНИЕ
Находки в погребении Чоба-Баш
Украшения и принадлежности женского костюма являются характерными элементами этнографического облика многих кочевых народов Центральной Азии. Они могут служить важным источником для определения этнической принадлежности, социального статуса и возраста погребенных, для характеристики торговых и культурных связей.
Большое значение имеют подобные находки, обнаруженные в недостаточно изученных к настоящему времени археологических памятниках, относящихся к эпохе позднего средневековья в Горном Алтае.
В этой связи несомненный интерес должна представлять коллекция находок украшений и принадлежностей костюма, обнаруженная в позднесредневековом погребении Чоба-Баш, исследованном в 2001 г. Южносибирским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН в долине р. Чоба, в Чемальском районе Республики Алтай. [Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С., 2001. С. 254].
Памятник расположен на правом берегу р. Чоба, правого притока р. Катунь, к востоку от дороги Чемал-Куюс, в 0,3 км выше строящегося моста, в 16,3 км от с. Куюс. Одиночная могила находилась на увале высокой террасы.
До раскопок она представляла собой пологую, интенсивно задернованную выкладку скальных обломков. Выкладка была ориентирована длинной осью по линии запад-восток. Под выкладкой находилась прямоугольная могильная яма, заполненная землей и скальными обломками и остатками тризны из обломков костей домашних животных и фрагментов сосудов. На дне могильной ямы находилось погребение взрослой женщины. Скелет погребенной лежал на спине, головой на восток, со слегка согнутыми в локтях руками. Он находился на подстилке из бересты, внутри рамы из деревянных жердей и был перекрыт полотнищем бересты. За головой погребенной находились остатки сбруйных ремней с бронзовыми накладками. По обе стороны от черепа помещались железные стремена. С погребенной обнаружены различные украшения и принадлежности костюма. С левой стороны черепа лежала бронзовая серьга с каменной подвеской. Между левой рукой и грудной клеткой находилось скопление раковин каури. На грудных позвонках обнаружены раздавленные подвески с бронзовыми сферическими шляпками и петлями. На фаланге пальца левой руки было надето три бронзовых кольца. У правой ступни лежало железное кресало в кожаном чехле с бронзовыми накладками и кожаным ремешком. [Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С., 2001. С. 255–256].
Судя по топографии расположения, конструктивным особенностям надмогильного и внутримогильного сооружения, обряду погребения, составу и облику сопроводительного инвентаря, женское захоронение на памятнике Чоба-Баш может быть отнесено к эпохе позднего средневековья. Некоторые особенности конструкции могилы и обряда позволяют отметить черты сходства с исследованным ранее в долине р. Эдиган памятником Кок-Эдиган-эке. [Худяков Ю. С., 2000а, С. 50–51].
По обряду формальных признаков, включающих конструктивные обрядовые особенности, женское погребение на памятнике Чоба-Баш может быть отнесено к первому типу из группы основных захоронений в Горном Алтае. [Худяков Ю. С., 2000б., С. 57–58].
В памятниках данного типа украшения встречались достаточно редко. [Деревянко А. П., Молодин В. И., Савинов Д. Г. и др., 1994. С. 127]. Поэтому подобные находки в комплексе Чоба-Баш позволяют существенно расширить имеющиеся данные о наборе украшений и характерных особенностях женского костюма населения долины Средней Катуни в эпоху позднего средневековья. Они имеют существенное значение и в сравнительно-историческом плане, поскольку находят аналогии в наборе украшений и принадлежностей женского костюма у разных этнических групп современных алтайцев.
Среди находок в погребении на памятнике Чоба-Баш имеется серьга. Она изготовлена из тонкой бронзовой проволоки, имеет треугольные очертания с разъемом на основной стороне и двойным стержнем, заканчивающемся петелькой снизу. На стержне укреплена в центре стеклянная шаровидная бусина. В обеих сторон от бусины стержень обмотан плотно стянутой нитью, образующей конусы вверх и вниз. На петельке укреплена дисковидная подвеска из камня непрозрачного, беловато-розоватого цвета. (Рис. I, 1).
Данная серьга существенным образом отличается от серег, бытовавших у кочевников Горного Алтая в предшествующую эпоху развитого средневековья, когда были распространены проволочные серьги с овальным проемом и украшения на изогнутом стержне с подтреугольным фигурным щитком с гнездами и вставками из цветных камней или стекла. [Гаврилова А. А., 1965. С. 47].
Серьги, которые носили алтайские женщины и девушки в середине XIX в., были изготовлены из тонкой медной или серебряной проволоки в виде «латинского S, на нижнем изгибе прикреплен пучок лебединого пуха и тяжелые нити стеклянных бус, пуговиц и раковин, соединяющие обычно, словно цепь обе серьги». [Радлов В. В., 1989. С. 133]. Подобные серьги с подвесками и цепочками из бусин бытовали у телеутов до конца XIX — начала XX вв. [The Altai culture, 1995. Tabl. 226]. По данным Е. П. Зайцевой, для разных групп алтайцев характерны различные формы серег и подвесок. У алтай-кижи были серьги с кольцевыми подвесками, шаровидными или каплевидными бусинами, дисковидными фигурными подвесками с цветными вставками. Подвесками в виде 4 низок из нескольких бусин. У теленгиток бытовали серьги с кольцевыми, дисковидными и треугольными подвесками с тремя низками бусин. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 20–22, 24, 27, 28, 31, 34, 37]. Чоба-Башская серьга отличается от этих сложных по конструкции серег, характерных для периода этнографической современности. Серьги с подвесками были характерны и для других тюркоязычных народов Саяно-Алтая и Сибири. [Бутанаев В. Я., 1996. С. 98; Вайнштейн С. И., 1991. С. 181; Саввинов А. И., 2001. С. 33–39]. Необычно, что в погребении на памятнике Чоба-Баш оказалась одна серьга, которая, вероятно, была в левом ухе погребенной женщины. Почему не оказалось второй серьги, сказать трудно. У некоторых народов Сибири известны обычаи ношения неодинакового количества серег в правом и левом ухе. [Саввинов А. И., 2001. С. 35].
В погребении на памятнике Чоба-Баш найдено компактное скопление из 38 раковин каури. Оно находилось между костями левой руки и левого бока грудной клетки погребенной. (Рис. I, 2–30). Еще две раковины каури были пришиты к полоскам сыромятной кожи.
Вероятно, раковины каури, обнаруженные в составе скопления, входили в состав накосника.
Раковины каури использовались в качестве нашивных и подвесных украшений женского костюма у кочевого населения Горного Алтая со скифского времени. [Руденко С. И., 1960. С. 213].
Однако, использование в качестве украшений большого количества раковин каури для накосников характерно для этнографической культуры разных этнических групп алтайцев. [Дьяконова В. П., 2001. С. 104]. По данным Е. П. Зайцевой, накосные украшения представляли собой шнуры или косички, сплетенные из волос, которые вплетались в косы девушкам и женщинам. [Алтайский народный костюм, 1990. С. 9]. У южных алтайцев — теленгитов девушки заплетали от 4 до 12 косичек. [Дьяконова В. П., 2001. С. 104]. Раковины вплетались как в сами косы, так и в накосники. Во время свадебного церемониала косички расплетались, и волосы заплетались в две косы. Часть украшений девичьей прически, в том числе бусины и раковины, раздавались участникам свадебной церемонии. [Дьяконова В. П., 2001. С. 105]. У алтай-кижи взрослые женщины со дня свадьбы также носили по две косы, в которые вплетали накосники с раковинами каури, нашитыми по три или четыре в ряд. Накосники богатых женщин состояли из двух или трех ярусов раковин, разделенных золотыми, серебряными и медными кольцами, подвесками из бисера и металлических пластин. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 9]. Накосные украшения телеутов состояли из двух накосников с тремя ярусами из раковин каури или нескольких косичек, заканчивающихся расплетенными нитями, к которым привязывались раковины. [The Altai culture, 1995. Tabl. 225]. Несмотря на некоторые отличия в оформлении накосников у разных этнических групп алтайцев, для них характерны и общие сходные черты, использование большого количества накосников для украшения прически девушек и двух накосников для замужних женщин.
Скопление раковин каури из погребения на памятнике Чоба-Баш было расположено в одном месте между левой рукой и левым боком умершей. Есть все основания полагать, что все раковины из этого скопления относились к одному ярусу накосника. Вероятнее всего, волосы погребенной женщины были заплетены в две или большее количество кос с накосниками, соединенными на спине в одно накосное украшение с нашитыми на него раковинами каури. Соединение накосников в одно сложное украшение было характерно для этнографической культуры разных групп алтайцев, однако раковины каури крепились к каждому из накосников, в отличие от накосника из памятника Чоба-Баш. Вероятно, этот накосник можно считать упрощенной исходной формой для сложных накосных украшений женских причесок разных групп алтайцев этнографического времени.
В погребении на памятнике Чоба-Баш найдено две раковины каури, нашитые на фрагменты выделанной сыромятной кожи. К одному из таких фрагментов прикреплено бронзовое кольцо. (Рис. II, 10, 11). Вероятно, эти раковины каури были нашиты на одежду, например, на воротник женской верхней наплечной одежды. Подобные подвески с раковинами каури, пришитые к краю отложного воротника использовались в качестве украшения верхней женской наплечной одежды у алтай-кижи. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 20]. В погребении на памятнике Чоба-Баш найдено пять продолговатых цилиндрических подвесок, изготовленных из плотно свернутой красной материи, прошитых и обернутых суровой нитью. Подвески укреплены на петлях из толстого шнура с вплетенной металлической нитью. Под петлей шнур завязан тугим декоративным узлом. Петли одевались на горизонтальный кожаный ремешок, обернутый красной суконной материей, который пришивался к одежде. (Рис. II, 1–9).
По нашему мнению, такой ремешок с подвесками пришивался к нижнему краю отложного воротника верхней наплечной одежды женщины, погребенной на памятнике Чоба-Баш. Ввиду того, что составные части подвесных украшений отложного воротника изготовлены из органических материалов, в археологических комплексах аналогий им не прослеживается. По этнографическим материалам, подобные подвески были характерны для украшения нижнего края отложного воротника женской верхней наплечной одежды у алтай-кижи и теленгитов. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 20, 27, 29, 34, 47, 44]. На женских платьях теленгиток и алтай-кижи эти подвески изображены прикрепленными к отложному воротнику спереди, на груди. В женском погребении на памятнике Чоба-Баш такие подвески были найдены среди ребер грудной клетки, под ними и в области шеи, что не исключает их расположения и вдоль нижнего края воротника сзади, на спине платья.
В области грудной клетки найдено два округлых раздавленных предмета с бронзовыми сферическими шляпками и петлями сверху и снизу. (Рис. III, 1, 2). Вероятно, это «мягкие пуговицы» или подвески — «шарики с металлическими медными или серебряными петельками сверху и снизу, которые тоже имели металлическое основание в виде розеток и назывались куйка». [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 7]. Эти подвески нашивались на «широкие отложные и узкие стоячие воротники платьев и нижних рубашек» в несколько рядов. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 7]. В погребении из памятника Чоба-Баш таких подвесок всего две. Вероятно, они должны были симметрично крепиться к углам воротника с обеих сторон на груди. На некоторых изображениях алтайских халатов подобные пуговицы изображены вдоль косого или квадратного борта верхней полы. Они могли служить в качестве застежек, соединявших верхнюю левую полу халата с нижней правой. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 30, 31, 37].
В погребении на памятнике Чоба-Баш было найдено два бронзовых сферических навершия с остатками железной петельки и отверстием, которые могли относиться к аналогичной подвеске или пуговице. (Рис. III, 21, 22). В женском захоронении найдена одна каменная пуговица, изготовленная из шаровидной бусины с многогранной, отполированной поверхностью и сквозным цилиндрическим отверстием, в котором укреплен железный проволочный стерженек со шляпкой. (Рис. III, 3). Подобное украшение могло служить застежкой или подвеской. В погребении обнаружено 11 шаровидных, слегка приплюснутых сверху и снизу стеклянных подвесок или пуговиц. (Рис. III, 4, 8–11, 15–20). В отличие от каменной, они не могли служить бусинами, поскольку не имели сквозного отверстия, а крепились вокруг железного стержня с петелькой. Подобные украшения могли служить в качестве застежек или подвесок. Вероятнее всего, они использовались в качестве окончания составных подвесок.
В погребении на памятнике Чоба-Баш найдено шесть бусин из цветного стекла. Они имеют шаровидную, приплюснутую с обеих сторон форму и сквозное отверстие. (Рис. III, 5–7, 12–14). Вряд ли эти бусины входили в состав ожерелья, поскольку их всего шесть штук, причем разного диаметра и толщины. Скорее всего, они могли входить в состав подвесок, пришивавшихся к нижнему краю отложного воротника. Поскольку бусин шесть, а подвесок двенадцать, из них одна каменная, а остальные стеклянные, можно полагать, что к нижнему краю отложного воротника с обеих сторон груди прикреплялось по шесть подвесок, три из которых с бусинами, а три без бусины. Сами подвески могли быть многочастными, состоявшими не только из стеклянных бусин и подвесных окончаний, но и других украшений, изготовленных из нитей, или других органических материалов, которые ко времени раскопок погребения на памятнике Чоба-Баш не сохранились.
Близкие по конструкции подвески, прикреплявшиеся к отворотам отложного воротника спереди, сохранились в женской одежде алтай-кижи и теленгитов до этнографического времени. На их костюмах к каждому клапану крепилось по 4-6 составных подвесок, состоявших из набора в 3-7 разноцветных бусин. [Алтайский национальных костюм, 1990. С. 20, 27, 29, 34, 37, 44].
На безымянном пальце левой руки погребенной было надето три бронзовых кольца. Кольца изготовлены из уплощенной, односторонне выпуклой пластины. Диаметр колец и их ширина различны. Первое кольцо, надевавшееся на основание безымянного пальца, имеет ширину пластины 0,5 см, диаметр — 2,5 см. Ширина пластины по все окружности одинакова. (Рис. III, 23). Второе кольцо, надевавшееся на безымянный палец, имеет ширину пластины от 0,6 до 0,8 см, диаметр — 2,2 см. Ширина пластины по окружности не одинакова. С одной стороны кольцо имеет плавное расширение и обернуто кусочком материи. (Рис. III, 24).
От третьего кольца, надевавшегося на палец следом за вторым кольцом, сохранился небольшой обломок, ширина пластины которого составляет0,4 см. (Рис. III, 25).
Традиция ношения колец и перстней по несколько штук на одном или разных пальцах обеих рук известна у кочевников Горного Алтая с древнетюркского времени. [Гаврилова А. А., 1965. С. 25, 41; Худяков Ю. С., Кочеев В. А., 1997. С. 12–13].
У алтайцев теленгитов украшения в виде перстней играли определенную роль в свадебной и похоронной обрядности. Если девушку хотели похитить для замужества, то «тайно от ее родителей подносили серебряный перстень. Принятие девушкой перстня означало согласие на брак, и тогда ей назначали день, когда за ней приедут». [Дьяконова В. П., 2001. С. 112]. При совершении погребения женщин хоронили с личными украшениями, в том числе серьгами и перстнями. [Дьяконова В. П., 1980. С. 103–104].
Металлические кольца и перстни в качестве украшений пальцев обеих рук у женщин и мужчин были широко распространены и у других тюркоязычных народов Саяно-Алтая и Сибири — хакасов, тувинцев, якутов. [Бутанаев В. Я., 1996. С. 99–100; Вайнштейн С. И., 1991. С. 181; Саввинов А. И., 2001. С. 62–64]. Этнографы отмечают обычаи ношения по несколько колец на пальцах обеих рук.
Помимо выполнения эстетической функции, кольца, как и другие виды украшений, несли охранительную, знаковую, социальную и этнодиагностирующую нагрузку.
По представлениям хакасов серебряные украшения притягивали «жизненную силу человека», поэтому женщины должны были их носить в те моменты, когда кормили грудью ребенка, доили корову и т.д. [Бутанаев В. Я., 1992. С. 235]. У тувинок замена колец перстнями соответствовала изменению социального статуса. Девушки после замужества вместо простых колец носили перстни со сложным криволинейным орнаментом, буддийскими охранительными символами и коралловыми инкрустациями. Количество перстней соответствовало имущественному и социальному статусу женщины. Богатые тувинки носили по три-пять перстней на пальцах обеих рук. [Сат Л. Ш., 1984. С. 193–194].
Обычай ношения сразу трех колец на одном пальце левой руки и обертывания одного из них куском материи в этнографических материалах не зафиксирован. Скорее всего, он может быть с вязан с представлениями об охранительной функции металлических украшений, которая усилена тремя кольцами на одном пальце.
В погребении на памятнике Чоба-Баш с внешней стороны ступни правой ноги умершей обнаружено железное огниво в кожаной сумочке на ремне с бронзовыми пластинчатыми накладками. (Рис. IV). Оно изготовлено из массивной трапециевидной железной пластины, которая вставлена в кожаную сумочку без дна, прямоугольной формы. На лицевой стороне кожаной сумочки, вдоль бортов прикреплены две бронзовых пластины, наложенные на углы кожаного покрытия и скрепленные с ним с помощью трех заклепок. В центре покрытия находится сферическая выпуклость и основание железного стержня, к которому, вероятно, крепилась бронзовая сферическая бляшка. Кожаная сумочка с помощью бронзовой пластинчатой петли крепится к кольцу, на котором укреплена накладка с обрывком кожаного ремня. (Рис. IV).
Подобные огнива были характерной принадлежностью мужского костюма алтайцев, тувинцев и других тюркских и монгольских народов в период этнографической современности. [Вайнштейн С. И., 1991. С. 179–181; Эдоков В. И., 1988. С. 271].
Огниво в сумочке подвешивалось на коротком ремешке к поясу. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 12]. Бронзовые и серебряные пластины на кожаной сумочке огнива богато орнаментировались. [Эдоков В. И., 1988. С. 271].
В захоронении на памятнике Чоба-Баш огниво в сумочке оказалось в ногах погребенной, возможно, потому, что его поместили за голенище кожаного сапога. Подобный способ ношения курительных принадлежностей был характерен для алтайцев в период этнографической современности. [Алтайский национальный костюм, 1990. С. 12].
В целом, костюм женщины, погребенной на памятнике Чоба-Баш, реконструируется в следующем виде. Погребенная была одета в верхнюю наплечную одежду, платье или халат с широким отложным воротником, к нижним краям отворотов которого крепились декоративные подвески из стеклянных бус и каменного и стеклянных окончаний. Вдоль разреза халата впереди были пришиты три «мягкие пуговицы» с бронзовыми сферическими окончаниями. Сзади, к нижнему краю воротника был пришит кожаный ремешок с матерчатыми подвесками на длинных петлях. Прическу женщины увенчивал накосник, украшенный плотно нашитыми раковинами каури. В левом ухе женщины была серьга с подвеской, на безымянном пальце левой руки было надето три кольца. И только огниво было помещено за голенище сапога, одетого на правую ногу.
Основные элементы реконструированного женского костюма и набора украшений из погребения на памятнике Чоба-Баш находят аналогии с женским костюмом современных алтайцев, теленгитов и алтай-кижи. Черты сходства носят системный характер, а различия касаются отдельных деталей, которые могут быть объяснены тем, что этнографический облик, характерный для женского костюма и аксессуаров у алтай-кижи и теленгитов ко времени совершения захоронения на памятнике Чоба-Баш еще не сформировались в полной мере.
Это дает основания для отнесения памятника Чоба-Баш к эпохе позднего средневековья или начальному этапу эпохи этнографической современности, когда происходило сложение основных элементов традиционной культуры разных этнических групп алтайцев.
Характерный облик костюма и набора личных украшений женщины, погребенной на памятнике Чоба-Баш, позволяет отнести ее к этнической группе теленгитов или к группе алтай-кижп, для которых был характерен подобный комплекс женских украшений. Некоторые элементы сходства в оформлении прически наблюдаются и с телеутами. Для уточнения принадлежности памятника к определенной этнической группе в составе алтайцев, необходимо выяснение соотношения и картографирование памятников с различными вариантами погребальной обрядности, относящихся к эпохе позднего средневековья на территории Горного Алтая.
Иллюстрации
Рис. I. Серьга и украшения накосника
Рис. II. Украшения наплечной одежды
Рис. III. Украшения одежды и рук
Рис. IV. Огниво в кожаной сумочке
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск, 1990. 96 с.
- Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Чоба-Баш — новый памятник эпохи позднего средневековья на средней Катуни // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. VII. Материалы годовой сессии института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 2001. С. 253–257.
- Бутанаев В. Я. Хакасские украшения из серебра и кораллов // Северная Евразия от древности до средневековья. Тезисы конференции к 90-летию со дня рождения М. П. Грязнова. СПб., 1992. С. 234–236.
- Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996. 224 с.
- Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. 296 с.
- Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.–Л., 1965. 111 с.
- Деревянко А. П., Молодин В. И., Савинов Д. Г. и др. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994. 224 с.
- Дьяконова В. П. Алтайцы // Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения. М., 1980. С. 100–107.
- Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001. 223 с.
- Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. 749 с.
- Руденко С. И. Культура населения центрального Алтая в скифское время. М.–Л., 1960. 359 с.
- Саввинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов XIX — начало XX века. Новосибирск, 2001. 171 с.
- Сат Л. Ш. Прически и традиционные украшения тувинских женщин (XIX — начало XX вв.) // Проблемы истории Тувы. Кызыл, 1984. С. 187–198.
- Худяков Ю. С. Археологические исследования в долине р. Эдиган в 1996 году // Обозрение результатов полевых и лабораторных исследований археологов и этнографов Сибири и Дальнего Востока в 1994-1996 годах. Новосибирск, 2000а. С. 50–51.
- Худяков Ю. С. Памятники эпохи позднего средневековья в Горном Алтае // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. Барнаул, 2000б. С. 54–60.
- Худяков Ю. С., Кочеев В. А. Древнетюркское мумифицированное захоронение в местности Чатыр у с. Жана-Аул в Горном Алтае // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: археология и этнография. 1997. № 3. С. 10–18.
- Эдоков В. И. Художественная обработка металла в Горном Алтае // Проблемы изучения культуры населения Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988. С. 260–274.
- The Altai culture. 1995. 191 p.