Выдающийся государственный деятель, поэт, ученый и организатор науки П. А. Ойунский (18931939 гг.) один из первых якутских коммунистов. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за торжество идей
Как видим, Платон Алексеевич ещё со студенческих лет отрицал мировоззрение демократически настроенной интеллигенции«Не желаю попасть суду всезаклеймляющей, просвещенной, но безрассудной интеллигенции. Современная интеллигенция это тоже толпа,
черно-просвещенная, ужасная сила. Интеллигенция и есть чернь. Чернь просвещенная, интеллигентная, потому что я имел дерзкую смелость назвать интеллигенцию чернью и толпой, а неиз-за каких-либо причин или задних мыслей».
Однако, об исторических деятелях такого масштаба следует судить по тому, как они реализовали свои взгляды. В документе 1917 г. П. А. Ойунский горячо благодарит за поддержку целую группу немарксистской интеллигенции: окружных комиссаров В. Н. Соловьева и А. Д. Широких, председателя городской думы Г. В. Ксенофонтова, члена Продкома Н. Е. Олейникова, врача П. Н. Сокольникова и других. Он желает всем
Возникает вопрос: почему это происходило? События февраля и октября 1917 г. вызвали не только развертывание
После Октябрьской революции П. А. Ойунский будущее якутского народа связывал «со светлой, кипучей, духовной и богатой жизнью». Он указывал, что в дореволюционный период якутам запрещали обучаться на родном языке, из молодежи вытравливалась любовь к родному народу, на сценах не ставились пьесы и не исполнялись песни на якутском языке, что отрицательно отразилось на духовной и творческой жизни народа [3]. Из этих утверждений следует, что цель П. А. Ойунского и его
В период «военного коммунизма»
В ходе борьбы непримиримая часть якутской интеллигенции вынесла постановление «Обращение к
«Большевистская банда в Якутске именем рабочих и крестьян России беспощадно расстреливала лучших представителей якутской и местной русской интеллигенции. Якутское трудовое население, издалека слышав, что в Губревкоме восседают
какие-то хамначчиты Аммосовы и Слепцовы, что они каждое лето ездят в далекую Москву на поклон красному царю Ленину. Вот что у них называется властью хамначчита и трудового населения» [5].
Но такого рода настроения не носили массовый характер, поскольку большинство интеллигенции и народа даже в отдаленных улусах догадывалось о сути разногласий и внутрипартийной розни в Якутской организации РКП(б). Позиция Платона Алексеевича по отношению к беспартийной интеллигенции столкнулась в то время с линией левацки настроенных коммунистов во главе с секретарем Якутского губбюро РКП(б) Г. И. Лебедевым и его сторонниками: А. В. Агеевым, А. Г. Козловым и другими. «Левацкие перегибы» состояли в арестах, ссылки на принудительные работы, конфискации имущества не только тойонов, кулаков, купцов, священников, шаманов, но и представителей интеллигенции, середняков, бедняков, рабочих и коммунистов.
П. А. Ойунский, находясь у власти, поддерживал интеллигенцию в сложных условиях противостояния социальных сил. В попытке сохранить интеллектуальный потенциал в целях «духовного раскрепощения» якутов проявилась его мудрость как крупного государственного деятеля. Как представитель народа саха, в совершенстве знающий народную культуру, традиции, обычаи и менталитет Платон Алексеевич гибко отстаивал эту линию, что дало повод Г. И. Лебедеву и его окружению заговорить о проявлениях его «национализма» [6].
К примеру, в августе 1920 г. ревтрибунал без санкции губревкома и губчека произвел по делу так называемого «оросинского заговора» аресты ряда видных деятелей национальной интеллигенции: В. В. Никифорова, Р. И. Оросина, В. И. Новгородова, И. Н. Прядезникова, которые были приговорены к расстрелу. П. А. Ойунский со своими соратниками, не согласившись с приговором, сумел добиться отмены приговора.
В феврале 1921 г. органы ЧК арестовали более 100 чел. по обвинению в «февральском заговоре» и 30 из них было расстреляно. На этот раз П. А. Ойунский, И. Н. Барахов и другие выехали в Омск и в Сибнаце настояли на вынесении постановления о гуманном отношении власти к повстанцам и к национальной интеллигенции. Но Якутский Губпартком 13 марта 1921 г. поддержал решение о расстреле заговорщиков и добивался от Сиббюро вынесения партийных взысканий П. А. Ойунскому и И. Н. Барахову [7].
Еще один случай произошел с председателем
П. А. Ойунскому принадлежит также инициатива привлечения к сотрудничеству В. В. Никифорова одного из видных представителей якутского народа, крупного и известного общественности Сибири политического и общественного деятеля, тойона по происхождению. 20 июня 1920 г. на заседании Президиума РКП(б) П. А. Ойунский сказал, что приглашение В. Никифорова на работу в республику будет иметь огромное агитационное значение. В результате Президиум поручил Платону Алексеевичу «пригласить В. В. Никифорова» для участия в строительстве автономной республики [9]. То есть налицо не только скрытое, но и порой открытое противостояние между частью
П. А. Ойунский в полной мере старался использовать интеллектуальный потенциал местной интеллигенции в ходе борьбы за обретение государственности в форме автономии. В 1921 г. он с пламенной речью выступил в Сиббюро, где, подчеркивал, что: «вся политика якутской советской власти обуславливается до сих пор политикой Сиббюро ЦК и Сибревкома», нацеленных на урезание прав, добытых якутским народом.
«Сиббюро ЦК и Сибревком имеют тот безумный аппарат, который расстреливает якутов автономистов в тот момент, когда центральная советская власть, Наркомнац и ВЦИК ставят вопрос о якутской автономии на очередь, когда буряты получают автономию. Телеграммы Наркомнаца и Сибнаца о якутской автономии и о привлечении широкой массы и трудовой интеллигенции к советскому строительству постановлением местной организации не публикуются и создают жгучую атмосферу национального движения на ложной почве» [10].
Губревком во главе с Платоном Алексеевичем 14 октября 1921 г. образовал комиссию для разработки проекта Конституции республики и Декларации прав и обязанностей трудящихся. В её состав вошли большевики и беспартийные деятели: П. А. Ойунский (председатель), С. М. Аржаков, С.Н.
С середины марта 1922 г. стал осуществляться поворот от «военного коммунизма» к новой, гуманной
Результаты новой политики сказались ещё до окончания военных действий. Одно из ярких свидетельств тому образование
29 апреля 1923 г. Платона Алексеевича приняли почётным членом
«Тунгусское восстание» (19241925 гг.)
На V областной партийной конференции 10 сентября 1924 г. развернулись горячие прения вокруг проблемы выдвижения беспартийных интеллигентов на ответственные государственные посты. Активный борец за установление советской власти в Якутии, член областной контрольной комиссии РКП(б) Д. Т. Браташ обвинил П. А. Ойунского в том, что он два года назад являлся красным командиром, а теперь «бросился в такую крайнюю нацполитику». Платон Алексеевич пояснял, что он проводит директивы партии по
Столь резкие слова о «красном бандитизме» были брошены Платоном Алексеевичем в полемике сгоряча. Между тем факты говорят о том, что в период нэпа, когда руководителями республики являлись П. А. Ойунский, М. К. Аммосов и И. Н. Барахов репрессии по отношению к инакомыслящим практически не производились. К примеру, в 1924 г. по политическим мотивам к ответственности было привлечено всего три человека, в 1925 г. двое, в 1926 г. ни одного [17].
Острые прения развернулись в 19241925 гг. вокруг реорганизации «Саха омук» в
П. А. Ойунский, выступая по этому вопросу, заявил о наличии в «Саха омук» как богачей, так и бедняков, как большевиков, так и бандитов, и представил её, как «организацию политиканствующих националов». Члены этого общества, по его мнению, рассматривали себя, как основную политическую силу общества, а свою организацию считали
Необоснованные обвинения национальной интеллигенции со стороны отдельных представителей руководства Якутии вызвали многочисленные нарекания со стороны общественности республики. 22 февраля 1925 г. власти созвали совместное совещание ряда партийных и беспартийных деятелей. Е. Г. Пестун заявил, что руководство республики считает ошибочной и отмежёвывается от статьи П. А. Ойунского, поскольку тот смешал вопрос о реорганизации «Саха омук» с вопросом о политической ориентации её членов. Такой подход вызвал нежелательное отклонение от хода дискуссии и обострил отношения между сторонами. Собравшиеся вынесли постановление о том, что статья П. А. Ойунского порочит советскую национальную интеллигенцию, и высказались за необходимость вскрытия в печати ошибок автора [24].
Следует отметить, что члены «Саха омук» не возражали против нововведений с самого начала дискуссии, поскольку считали предложения Е. Г. Пестуна (первый секретарь Якутского обкома) «жизненными и своевременными» и, в свою очередь, предлагали объединиться с Якутским географическим обществом. В результате дискуссии «Саха омук», как желали того деятели национальной интеллигенции, было сохранено. Одновременно открылось, как того добивались
В ходе подавления движения «конфедералистов» (19271928 гг.) многие представители национальной интеллигенции, члены «Саха омук»: В. Н. Леонтьев, А. И. Софронов, Г. В. Баишев, В. М. Оросин, Г. И. Готовцев, П. Д. Федоров, В. Н. Егоров подверглись репрессиям [27]. П. А. Ойунский и М. К. Аммосов обращались в ЦК ВКП(б) с целью прекратить в республике массовые репрессии против народа и его интеллигенции [28]. После подавления этого повстанческого выступления руководство Якутии М. К. Аммосов, П. А. Ойунский, И. Н. Барахов, С. В. Васильев и другие было обвинено в «систематическом выдвижении» на руководящие посты и должности «националистически настроенной интеллигенции». На VI областной партийной конференции (26 сентября 1928 г.), где рассматривался этот вопрос, партиец А. И. Кремнев обрушился с критикой на П. Ойунского: «Ойунский, один из представителей бывшего руководства, считает ниже своего достоинства приходить на конференцию и считает за лучшее отсиживаться дома» [29].
В период сталинского тоталитаризма П. А. Ойунский в 1935 г. в своей кандидатской диссертации обвинил представителей якутской интеллигенции А. Е. Кулаковского, С. А. Новгородова, В. Н. Леонтьева, Г. В. Баишева Алтан Сарына в «буржуазном национализме» и «контрреволюционности». Но в ту эпоху от любой научной работы требовалось обязательное разоблачение
Следует также отметить, что П. А. Ойунский в своей диссертации критиковал скончавшихся деятелей, а что касается уцелевших представителей старой интеллигенции, то он мере возможностей стремился помочь им. В частности, под его руководством в Институте языка и культуры при СНК ЯАССР работали Г. В. Ксенофонтов и Г. А. Попов, имевшие «неудачное» происхождение и «политически неблагонадежное» прошлое. Платон Алексеевич в характеристике указывал: «Ксенофонтов Г. В., б/п., работает по вопросам истории якутов и по вопросам этнографии, в прошлом юрист, один из лидеров национальной интеллигенции, выходец из тоёнатской среды. Попов Г. А., б/п., знаток истории якутского народа со дня завоевания якутов русскими до периода Октябрьской революции, выходец из чиновничьей среды, в 19171918 гг. кадет» [31].
Сегодня личность П. А. Ойунского в сознании якутского народа
Огромным достижением руководства республики в
Жизнедеятельность любого человека и общества невозможна вне духовности, даже если она серьезно деформирована. Советская власть дала очень много для формирования элементарной культуры, без развития которой в
ПРИМЕЧАНИЯ
- Гуляев В.Н. Трудная дорога к знанию // Якутия. 1993. 29 июня.
- Макаров Г.Г. П. А. Ойунский выдающийся общественный и государственный деятель // П. А. Ойунский: взгляд через годы. Сб. науч. тр. Новосибирск, 1998. С. 2223.
- Гуляев В.Н. «…Духовная мощь нашей будущности» // Советы Якутии. 1993. 13 апреля.
- Ойунская С.П. Краткие вехи большой жизни // Якутский архив. 2003. №2. С. 34.
- Калашников А.А. Из памяти народа не вычеркнут… // Якутский архив. 2003. №2. С. 28.
- П. А. Ойунский и современность // Республика Саха. 1993. 12 нояб.
- Кустуров Д. Непочтительное отношение к умершему (на як. яз.) // Саха Сирэ. 2003. 8 мая.
- Архив УФСБ РФ по РС (Я), д.
2580-р, л. 21. - Макаров Г.Г. П. А. Ойунский выдающийся общественный и государственный деятель… С. 24.
- Кустуров Д. Указ. соч.
- Макаров Г.Г. У истоков автономии и национального суверенитета // Якутия. 1993. 12 мая.
- Ойунский П.А. Новая школа и просвещение народа // Автономная Якутия. 1922. 25 авг.
- НА РС (Я), ф. 50, оп. 1, д. 29, л. 3.
- Там же, ф. 459, оп. 1, д. 4, л. 48.
- Калашников А.А. Дневник Ойунского // Советы Якутии. 1993. 1 сент.
- ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 3, д. 228, л. 1718, 3435.
- Кустуров Д. Указ. соч.
- ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 20, д. 46, л. 13.
- Пестун Е. «Саха омук» и якутская нацинтеллигенция // По заветам Ильича. 1925. март. С. 39.
- ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 3, д. 184, л. 1112.
- Красильников С.А. Политические настроения послереволюционной интеллигенции в обзоре ОГПУ (Лето 1926 г.) // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. № 2. С. 73.
- НА РС (Я), ф. 459, оп. 1, д. 140, л. 67; ФНА РС (Я), ф. 1, оп. 1, д. 89, л. 13.
- Ойунский П.А. К вопросу реорганизации
культурно-просветительного общества «Саха омук» // Автономная Якутия. 1925. 29 янв.; Он же. «Саха омук» туhунан //Кыым. 1925. Олунньу 11 к. - ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 3, д. 362, л. 13.
- НА РС (Я), д. 137, л. 6об.; Софронов А. И., Николаев В. Г., Сивцев Г. Ф. и др. Нужно ли
культурно-просветительное общество «Саха омук»//Автономная Якутия. 1925. 15 янв. - Аргунов И. А. У истоков социалистической культуры народов Якутии. Якутск, 1971. С. 176.
- НА РС (Я), ф. 459, оп. 1, д. 2, л. 11, 13; д. 211, л. 1; Дьячковский И. Ещё раз о «ксенофонтовщине» (список осужденных) // Илин. 1992. С. 32, 34; Алексеев Е.Е. О так называемой «ксенофонтовщине» // Илин. 1991. №2. С. 28.
- Кустуров Д. Указ. соч. ыам ыйын 15 к.
- НА РС (Я), ф. 605, оп. 2, д. 12, л. 169.
- Слепцов П.А. Предисловие // Ойунский П. А. Сочинения. Т. 3. Научные труды. Якутск, 1993. С. 1115.
- Тобуроков Н.Н. Завещание Ойунского // Республика Саха. 1995. 24 авг.