Храм и город: исторический опыт созидания. К столетию Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Опубликовано: Новосибирский епархиальный вестник. 2001. № 10(33). C. 4–5. Монахиня Сергия (С. В. Семенова) умерла 19 февраля 2002 г.

Лучшие и прочнейшие изменения суть те,
которые происходят от одного улучшения нравов,
без насильственных потрясений политических,
страшных для человечества
А. С. Пушкин

…существует Град Божий,
гражданами коего мы страстно желаем быть
в силу той любви, которую вдохнул в нас
Основатель его.
Блаженный Августин

История Храма

Строительство Транссиба, шагнувшего над могучей сибирской рекой, привлекло людские массы на новый перекресток путей. Но скопление домов и людей не сразу стало Ново-Николаевском. Инфраструктура духовного богатства, без которого застроенная и заселенная территория никогда не смогла бы превратиться в город, создавалась в соответствии с идеалами и нравственными ориентирами первой новониколаевской интеллигенции. И что примечательно, именно православные традиции, оберегаемые церковью, способствовали рождению на этой земле городской культуры, а храмы становились своеобразными центрами, вокруг которых формировалась деятельность подвижников. Таким ярким примером был Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, столетие со дня освящения которого мы недавно отпраздновали. Усилиям людей, вокруг него сплотившихся, роли интеллигенции в становлении города Ново-Николаевска посвящена эта статья.

Освоение нового места на перекрестке Транссиба и Оби принимало порой трагический характер. По только что отстроенному железному пути в поисках лучшей доли хлынул в Сибирь бедный люд. Но экстремальные условия жизни и работы, сопровождавшие строительство моста и железной дороги, стали причиной гибели многих рабочих. Да и инженеры, проживая в относительно более сносных условиях, но оказавшись вдали от своих семей и привычного круга общения, теряли здоровье, спивались, а порой и сходили с ума. Территория вдоль реки Оби, речки Каменки и железной дороги быстро зарастала убогими времянками переселенцев. Скученность, грязь, помойки сопровождали быт людей. Здесь царили нищета, болезни, безграмотность, пьянство, преступность. Одним из самых крупных бедствий было сиротство. Не имея возможности прокормить детей, женщины оставляли их на чужом пороге, на базаре или в храме. Что ожидало это молодое поколение в будущем, кем оно могло стать? Необходимы были усилия по преодолению социального хаоса здесь, на новой стройке, вдали от крупных сложившихся центров, при остром дефиците денежных средств и недостатке специалистов. Это осознавали люди интеллигентные, которые брали на себя ответственность и пытались решать своими силами и средствами наведение порядка на территории, где им выпало жить.

В это сложное для России время на рубеже XIX и XX веков, когда одна часть интеллигенции уходила в революционеры и звала Русь к топору, другая и лучшая ее часть занималась духовным строительством. Инженеры, приехавшие на стройку железной дороги и моста, священники, врачи делали свое дело, а недовольство сложившимся положением вещей они направляли не на разрушение, а на добрые дела во благо города.

Здесь на земле Ново-Николаевской проявили себя инженеры Николай Павлович Меженинов, Григорий Моисеевич Будагов, Владимир Александрович Линк, священники Диомид Чернявский, Василий Посельский, Николай Завадовский, Григорий Диотроптов, Александр Васильев, диакон Иоанн Златомрежев, предприниматели и меценаты Федор, Григорий и Гавриил Маштаковы, первые врачи Востоковы Мария Васильевна и Михаил Павлович, учителя, такие как Павла Алексеевна Смирнова. Все они, без сомнения, составляли духовную и культурную элиту города, их усилиями преодолевались трудности в становлении города. Город строился на грешной земле, но в своих самых высоких проявлениях созидался благодаря идеалам, которые жили в сердцах лучших людей города.

Невозможно переоценить роль, которую играла церковь в формировании Ново-Николаевска как города. Ее традиции, освященные тысячелетним опытом, создавали особую духовную атмосферу, благодаря которой возможно улучшение морали и нравов, царивших в городе, и передача молодым поколениям всего лучшего, что было накоплено человеческим опытом.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с момента ее основания была таким примером центра попечительства и общественной жизни. Она стала третьим храмом в городе и была поставлена на месте, где с ноября 1895 г. размещался молитвенный дом, на территории участков № 9–12 в квартале № 28 центральной части Новониколаевского поселка на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьская и Урицкого).

Храм был заложен 16 мая 1901 г. (29 мая по новому стилю), построен на средства местных благотворителей при пособии от церковноприходского попечительства Александро-Невской церкви [1]. Здание церкви было рублено из дерева и представляло собой прямоугольную клеть с пятигранной абсидой с восточной стороны. Двускатную крышу основного объема завершал восьмигранный барабан с шатром и маленькой главкой. Храм был украшен резными наличниками, пропильным карнизом с подзором по всему периметру крыши и крыльцом с двускатным навесом. Освящен храм был 10 декабря 1901 г. (23 декабря по новому стилю) по благословению Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского [2]. Престол в нем установлен в честь Покрова Пресвятой Богородицы  — небесной покровительницы и защитницы России.

Храм сразу был задуман как церковь-школа. Такая форма соединения начального образования детей с православным воспитанием стала реализацией политики государства в области просвещения. В этом большая заслуга видного государственного деятеля К. П. Победоносцева, обер-прокурора Синода и крупного религиозного мыслителя. Со времени правления Александра III система начального образования в России строилась на поддержке развития церковно-приходских школ. Эти школы рассматривались не только как места обучения, но прежде всего, как хранители российских традиций, религиозных устоев и нравственных норм. Обучение в Покровской школе-церкви Ново-Николаевска с самого начала проводилось именно на этих принципах, а законоучителями здесь служили священники храма.

В 1906 г. Покровский храм был значительно расширен за счет прируба с западной стороны обширного объема для классных помещений, притвора с колокольней и крытых сеней. Строительство велось по инициативе, за счет средств и под присмотром видных новониколаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых Федора Даниловича и его братьев Григория и Гавриила [3]. Такое увеличение внутренних объемов церкви с использованием раздвижных стен позволяло использовать новое пространство не только для классных занятий, но и для трансформации его в большой зал народных собраний.

Первоначально церковь была приписана к храму Александра Невского, и только в 1913 г. приобрела самостоятельный небольшой приход. Он имел строгие границы: с трех сторон окружен соседними приходами, а с четвертой — линией железной дороги, был малолюдным по сравнению с другими приходами города и самым малодоходным. Покровская церковь значительно отличалась от многих других, она не только окормляла прихожан, но прежде всего, как церковь-школа брала на себя задачи просвещения и благотворительности. Однако сделать это за счет доходов от небольшого прихода было невозможно, поэтому с самого начала церковь существовала на меценатстве. Благотворительность выражалась пожертвованием деньгами, предметами церковного обихода, книгами, личным участием и безвозмездным трудом при строительстве.

В июне 1906 г. рядом с храмом был отведен участок земли под постройку дома для приюта [4]. И в 1907 г. здесь было выстроено здание приюта «Ясли» (оно не сохранилось, на его месте сейчас медицинское училище № 3). Открытие дома для детей-сирот явилось делом в высшей степени гуманным и крайне необходимым для Ново-Николаевска, переполненного бедным пришлым людом. Так с участием граждан, священников, благотворителей в 28 квартале создавался своеобразный детский центр, где церковь-школа соседствовала с детским приютом. Позднее, в 1910 г. рядом была построена каменная двухэтажная школа по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Внутри квартала стоял небольшой домик, где жил отец Диомид Васильевич Чернявский, — основатель общества «Ясли» и главный деятель в религиозно-нравственном воспитании детей приюта. Этот домик и до сих пор можно увидеть, если зайти внутрь квартала.

Начальницей приюта была Мария Васильевна Востокова [5], медик по образованию, жена первого в городе врача Михаила Павловича Востокова. Председателем Совета приюта в 1912 г. состоял заштатный протоиерей отец Диомид Чернявский [6]. Источником содержания приюта служили пожертвования, изыскиваемые старанием лиц, которыми было выстроено и здание приюта [7].

В 1912 г. в приюте воспитывалось 100 детей [8]. Здесь содержались не только дети бедняков и подкидыши. Среди воспитанников приюта были дети овдовевшего священника Завьяловской Покровской церкви Иоанна Ландышева и других состоятельных граждан. Забота о детях и качество образования делали приют престижным заведением в Ново-Николаевске. Здесь неоднократно бывал Архиепископ Томский Макарий. Во время приездов в Ново-Николаевск посещение «Яслей» всегда было одним из его первоочередных дел в городе. Дети тоже любили архиепископа Макария, готовились к встрече и приветствовали его стихами и хоровым пением. К слову сказать, детский хор в «Яслях» был прекрасным. Владыка дарил ребятишкам книги и игрушки, материально помогал из своих личных сбережений в содержании детей священника Иоанна Ландышева.

Для трудового воспитания, обеспечения собственными продуктами и летнего пребывания детей воспитатели ходатайствовали перед Городской Думой о выделении пахотной земли за городом. Место, предложенное приюту, было расположено в живописном районе рядом с городскими дачами. Но отец Диомид понимая, какую роль играют детские впечатления во всей последующей жизни человека, не мог согласиться на соседство с праздной жизнью и отклонил это предложение. И в 1912 г. окончательно было выделено место за городом на правом берегу речки Каменки, в березовой роще, в районе, где на городском плане сходились красные линии будущих улиц Вагановской и Кирпичной (современных Фрунзе и Кошурникова). В загородной заимке с обширными участками земли для огорода, пашен и сенокоса [9] «Ясли» обзавелись прекрасно налаженным хозяйством. Здесь были построены двухэтажный деревянный дом с верандой, ферма, оранжерея, которые, как отмечали современники, содержались в образцовом порядке и чистоте. При заимке в 1912 г. был выстроен молитвенный дом [10] с престолом во имя Успения Божией Матери.

А в самом приюте «Ясли» в городе позднее, в 1914 г. была открыта собственная домовая церковь с престолом во имя Рождества Христова, где по праздникам совершались богослужения.

Для координации множества начинаний по сбору материальных средств на благотворительные нужды было создано Правление Общества «Ясли» и утвержден его устав. Председателем Правления стал священник Диомид Васильевич Чернявский. Являясь главным собирателем средств на содержание приюта, батюшка входил с просьбами к богатым людям, добивался выделения строительных материалов по низким ценам и льготным тарифам, ходил по базару с кружкой для пожертвований. Известно, что отец Диомид еще до того, как возглавил Общество и Приют, построил для города два храма: церковь в честь Воскресения Христова на первом городском кладбище и церковь во имя Казанской Божией Матери в Закаменской части города. На юбилее отца Диомида в честь его пятидесятилетнего пастырского служения городской голова Алексей Григорьевич Беседин сказал: «Мы видели Вас скромным тружеником, шествующим с посохом в руке по пыльному городу по делам и заботам обездоленных. Вы всю жизнь отдали на служение Всевышнему и с присущим Вам терпением, кротостью и любовью проводили в жизнь Его святые заветы мира, любви и справедливости». Точная дата смерти отца Диомида неизвестна, он умер, по всей видимости, в начале 1920-х гг. и был похоронен среди берез, недалеко от фермы общества «Ясли». Над его могилой в годы НЭПа соорудили часовню, которую так и называли — «Диомидовская часовня». Потом на ее месте была поставлена церковь в честь Успения Божией Матери в память о домовой церкви на заимке, где молились дети.

В сборе средств на содержание приюта «Ясли» деятельное участие принимала его начальница, рачительная и строгая хозяйка Мария Васильевна Востокова. Как вспоминает ее правнучка Лидия Алексеевна Журевич, когда дома у Востоковых собирались гости, то ее прабабушка пользовалась этим моментом для сбора пожертвований. Она брала поднос в руки и молча обходила гостей, останавливаясь перед каждым, не исключая и своего мужа Михаила Павловича. Такие нехитрые приемы создавали особую атмосферу, в которой благотворительность становилась правилом повседневной жизни и менее активных горожан. За заслуги перед городом Мария Васильевна, отец Диомид и сам доктор Востоков были представлены Городской Думой к правительственным наградам, и только революция помешала получить их. Мария Васильевна умерла в 1932 г. и нашла свой покой рядом с Диомидовской часовней.

Начиная с 1911 г. город готовился к празднованию трехсотлетия Дома Романовых. Городской Думой тщательно составлялся план строительства и мероприятий, направленных на развитие образования и культуры. К юбилею планировалось перевести из Павловска (Алтайского) учительскую семинарию, построить реальное училище, двенадцать городских школ, Городской корпус и часовню. Но для реализации всего задуманного одних только бюджетных средств молодого города могло не хватить. Понимая важность таких начинаний, общество «Ясли» взяло на себя миссию возведения часовни в память трехсотлетия Дома Романовых. Отец Диомид выбрал для нее место на центральной площади, рядом с Никольской ярмаркой. Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая была заложена 20 июля 1914 г. Сооружалась она благодаря пожертвованиям и трудам председателя Правления общества «Ясли», протоиерея Диомида Чернявского, городского головы А. Г. Беседина, Г. Д. Маштакова и начальницы приюта «Ясли» М. В. Востоковой. Проект безвозмездно составил архитектор Андрей Дмитриевич Крячков, наблюдал за постройкой инженер Ф. Ф. Рамман [11].

Занимаясь одновременно с возведением часовни также достройкой фермы, оранжереи и двухэтажного дома в загородной заимке общество «Ясли» испытывало недостаток времени, рабочих рук и денежных средств. Поэтому было решено обратиться к народу с просьбой о помощи в завершении строительства часовни. Впервые в истории города был использован метод «народной стройки», который спустя 10 лет, уже при советской власти, был повторен при строительстве Дома Ленина, а затем и Дома науки и культуры. Так одновременно с созданием новых общегородских символов формировалась атмосфера сопричастности горожан к судьбе места, где они живут, и изыскивались новые резервы. Усилиями общественности города были выхлопотаны бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов. Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая была завершена в 1915 г. [12] и стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города. Благословение на освящение часовни дал Епископ Томский и Алтайский Анатолий, он же прислал в дар старинную икону московского письма Святителя и Чудотворца Николая с частицей Мощей Великомученика Пантелеимона Целителя [13]. При часовне была организована продажа икон и книг религиозно-нравственного содержания, доходы направлялись на содержание детского приюта «Ясли».

В годы Первой мировой войны повсеместно при храмах возникали Попечительские советы, которые брали на себя заботу о солдатских семьях, инвалидах, сиротах, беженцах. Попечительским советом при Покровской церкви в 1916 г. было выдано 16 солдатским семьям пособий деньгами, мукой и мясом на 282 руб. 93 коп. [14]

Участвовала Покровская церковь и в мероприятиях, далеко выходящих за пределы не только прихода, но и города. Так, с 17 по 20 сентября 1918 г. в здании Покровской церкви проходил съезд законоучителей Западной Сибири. Временное Сибирское правительство и комендант Ново-Николаевска поручик Степанов дали на это разрешение. Епископ Анатолий приветствовал съезд телеграммой. Помещения Покровской церкви активно использовались для чтений в защиту православия и для борьбы с баптизмом. На эти чтения приезжал из Томска священник А. Бельский, а их проведение подробно освещалось в Томских епархиальных ведомостях [15].

В организации работы церкви деятельное участие принимали церковные старосты. Нам известны имена двух: до 1910 г. церковным старостой Покровской училищной церкви был Гавриил Данилович Маштаков, а в 1911 г. был утвержден надворный советник Михаил Сергеевич Федоров [16].

Много было сделано добрых дел людьми, сплотившимися вокруг Покровской церкви почти за два десятилетия со дня открытия храма. Это особенно проявлялось в организации благотворительных обществ. Искренне верующий человек просто не мог плохо работать, хозяйствовать на земле, которую считал созданием Божиим, или отказать в помощи нуждающемуся. Воцерковление начиналось с крещения младенца и продолжалось до последнего дыхания. Воцерковление означало не только восприятие православия во всех проявлениях, но активное начало в повседневной жизни людей.

Однако с революционными событиями прервались многие замечательные традиции. Отход от Бога стал причиной многих бед. Безбожие и атеистическая пропаганда, в конечном счете, привели к череде трагических последствий. Утрата религиозности давала о себе знать в братоубийственной Гражданской войне, в последующих годах политических репрессий и в современных проявлениях двойной морали.

Одним из последних настоятелей храма был отец Александр Николаевич Васильев. Он служил в Покровской церкви двадцать лет, с 1913 г. [17] На его долю выпало много трудностей и испытаний в годы советской власти. В 1933 г. батюшка был арестован и приговорен к расстрелу. Но приговор не успели привести в исполнение — отец Александр умер, находясь в заключении [18].

8 марта 1938 г. с колокольни Покровского храма были сняты колокола и сданы для нужд индустриализации, а в 1939 г. церковь была закрыта. Ее здание первоначально было передано под театральное училище [19], затем под дом народного творчества [20], позднее использовалось для размещения различных учреждений, включая реставрационные мастерские. Колокольня над притвором и барабан с шатром и главкой над восточной частью храма были разобраны.

К сожалению, советский период в жизни Покровской церкви недостаточно изучен. Можно только представить, с какими трудностями пришлось столкнуться священникам и прихожанам в годы гонений и репрессий. Очень важно продолжать искать свидетельства и восстанавливать историческую правду.

Прошло более полувека и необходимость возрождения православных традиций стала осознаваться многими людьми в нашем обществе. По ходатайству епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона в 1993 г. вышло постановление администрации Новосибирской области о передаче здания церкви в ведение Новосибирской Епархии. Храм был вновь открыт и освящен на Покровский праздник в 1994 г. Первым его настоятелем назначен священник Георгий Патрин. В настоящее время здесь служат настоятель протоиерей Владимир Маничев, иереи Владимир Ильин, Димитрий Овчинников и Виктор Демьяненко.

После повторного освящения храм причислен к воинским. Связь армии и Православной Церкви восходит к давней российской традиции. Священники Покровской церкви постоянно участвуют в торжественных мероприятиях военного института, посвященных принятию присяги, вручению погонов лейтенантам и дипломов выпускникам. Священнослужители всегда благословляли воинов перед отбытием в горячие точки.

Находят свое продолжение и традиции благотворительности. При Покровском храме работает сестричество, которое шефствует над военным госпиталем № 333. Сестры дважды в неделю навещают больных солдат и офицеров, проводят с ними беседы, готовят к таинствам Крещения, Исповеди и Причащения. Каждое воскресение в госпиталь приезжают священники для совершения таинств, чтения молитв и проповедей. Сестричество храма во главе с иереем Виктором Демьяненко шефствует над НИИ травматологии и ортопедии. Священники и сестры навещают больных, проводят индивидуальные беседы. Храм шефствует и над детским домом № 3. Для ребятишек тщанием прихожан собираются детские вещи, игрушки и книги, священники периодически выезжают в детский дом.

Покровская церковь продолжает традиции просвещения, в ее стенах работает воскресная школа для детей под руководством иерея Виктора Демьяненко. Школу посещают более 20 ребятишек, с ними проводят беседы на религиозно-нравственные темы, а также обучают их пению, рисованию и рукоделию. С участием детей воскресной школы проводятся праздничные богослужения. Воскресная школа активно участвует в областных выставках и концертах.

Недавно церковь обрела чудесным образом спасенную икону старинного московского письма. Эту святыню с образом Казанской Божией Матери обнаружил и защитил от поругания Николай Сергеевич Сарычев в январе 2000 г. в алтайской деревне Катанда, что неподалеку от горы Белухи. В доме одного из жителей икона долгое время служила доской для рубки мяса [21]. Испытавшую бремя святотатства, но спасенную и отреставрированную икону 12 апреля 2001 г. положили на аналой и отслужили молебен. Вскоре для иконы был сооружен киот и ныне чудотворная икона Казанской Божией Матери стоит в храме и является знамением ее благодатного Покрова.

23 декабря 2001 г. священнослужители и прихожане храма торжественно отметили день 100-летия Покровской церкви. Была отслужена панихида, где поименно были названы все священники, диаконы, общественные деятели, чья жизнь была связана с благородными делами Покровской церкви в Ново-Николаевске.

Добротность постройки и прочность конструкции позволили сохранить основной объем здания храма и его декор до наших дней. Здание всегда выделялось своей красотой на фоне окружающей застройки, и в 1990 г., несмотря на утраты, оно было поставлено под государственную охрану как памятник архитектуры. И действительно, для Новосибирска здание уникально, оно является единственным в городе сохранившимся деревянным храмом, уцелевшим после катастрофического городского пожара 1909 г. Его композиция представляет собой сочетание разновысоких срубов: четверика кафоликона, к которому с востока примыкает пятигранная апсида, а с запада — повышенный и более широкий четверик учебной части и притвор с сенями. Здание в западной части имеет цокольный этаж, выполненный из камня. Места перерубов стен закрыты вертикальными досками — лопатками. Карниз подшит двумя подзорами с декоративной пропильной резьбой. Поверхность стен цокольного этажа с фундаментом, лопатки и наличники, выкрашенные светлой краской, контрастно выделяются на фоне старых бревенчатых стен.

Очень красивы и гармоничны по рисунку наличники, украшенные пропильной резьбой. Богато декорированы очелья (верхние элементы наличников), значительно выступающие вперед и нависающие над плоскостью окна. Профилированные карнизики по верхнему краю завершены пропильной короной сложного растительного орнамента, по нижнему краю — двумя поясками пропильных подзоров. Фартуки (нижние элементы наличников) более лаконичны: подоконная горизонтальная планка дополнена доской, нижняя грань которой имеет сложное криволинейное очертание с луковичкой-свесом по оси симметрии, а плоскость украшена пропильным узором с церковным мотивом. Небольшие S-образные ушки в местах сочленения вертикальных и горизонтальных элементов наличников удачно дополняют общую композицию. Тонкие линии оконных переплетов гармонично сочетаются с общим достаточно сдержанным декором храма. Особенно красивы необычные оконные переплеты ромбического рисунка, расположенные в алтарной части храма.

К сожалению, сам храм к настоящему времени обветшал, поражены гнилью конструкции крыши и стен, зафиксированы смещения некоторых узлов. В стенах подвала видны наклонные и горизонтальные трещины, имеются пустоты в швах, коррозия металлических перемычек. Отдельные элементы здания находятся в аварийном состоянии. Памятник архитектуры нуждается в срочном ремонте и реставрации.

В 1998 г. по инициативе руководителя Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Л. В. Тимяшевской был выполнен проект ремонтно-реставрационных работ с восстановлением колокольни и восьмигранного барабана с шатровым завершением и главкой (авторы проекта С. Н. Богомазова, Н. И. Лыкова, А. М. Романов) [22].

Памятник истории и культуры, единственный в Новосибирске дошедший до наших дней деревянный храм, необходимо восстановить в его исторической подлинности с сохранением всех художественно-эстетических особенностей. Это очень важно, поскольку утраты деревянного зодчества начала ХХ века в нашем городе огромны и невосполнимы.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы остается важным свидетелем прошлого нашего города и славных дел, которые совершали в его стенах первые подвижники Ново-Николаевска. Намоленные стены храма хранят память о них и связывают совершенные ими дела на земле с нашими чаяниями и заботами. Их опыт в преодолении кризисов, духовная связь с ними так необходимы нам. Помолимся и мы за них.

Иллюстрации

Покровский храм, вид с юго-запада (1904)

Покровский храм, вид с юго-запада (1904)

Покровский храм, вид с юго-запада (1904)

Еще нет пристройки блока учебных помещений и колокольни над притвором, которые будут возведены братьями Маштаковыми в 1906 г. Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Фрагмент плана Ново-Николаевска (1906)

Фрагмент плана Ново-Николаевска (1906)

Фрагмент плана Ново-Николаевска (1906).

В 28 квартале Центральной части города виден участок, отведенный Покровской церкви.

Комплекс церковь-школа и приют (до 1910)

Комплекс церковь-школа и приют (до 1910)

Комплекс церковь-школа и приют (до 1910)

На фотографии видна колокольня над притвором храма, построенная в 1906 г., и здание приюта «Ясли», построенное в 1907 г., но еще не начато строительство каменной школы А.Д.Крячкова, которая будет открыта в 1911 г. Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Здание, где размещался приют «Ясли»

Здание, где размещался приют «Ясли»

Здание, где размещался приют «Ясли»

Отец Диомид Чернявский, (1897)

Отец Диомид Чернявский, (1897).

Отец Диомид Чернявский, (1897).

Фрагмент группового снимка на память после сдачи моста через р. Обь. Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Отец Диомид Чернявский, (1916)

Отец Диомид Чернявский, (1916).

Отец Диомид Чернявский, (1916).

Фрагмент группового снимка в день празднования 10-летия приюта «Ясли».Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Мария Васильевна Востокова, начальница приюта «Ясли»

Мария Васильевна Востокова, начальница приюта «Ясли»

Мария Васильевна Востокова, начальница приюта «Ясли»

Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Михаил Павлович Востоков, первый врач в г. Новониколаевске

Михаил Павлович Востоков, первый врач в г. Новониколаевске.

Михаил Павлович Востоков, первый врач в г. Новониколаевске.

Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Школа А.Д.Крячкова, приют «Ясли» и храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

1. Школа А. Д. Крячкова; 2. приют «Ясли»; 3. храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

1. Школа А. Д. Крячкова; 2. приют «Ясли»; 3 храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Съемка позднее 1911 г. Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Празднование 10-летия приюта «Ясли»

Празднование 10-летия приюта «Ясли»

Празднование 10-летия приюта «Ясли»

Городская общественность, воспитатели и дети на фоне 2-х этажного дома в пригороде. Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Снятие колоколов (1930-е годы)

Снятие колоколов (1930-е годы).

Снятие колоколов (1930-е годы).

Фото из личного архива монахини Сергии (С. В. Семеновой).

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1997)

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1997).

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1997).

Фотография Л. Демьяненко.

Окно на южном фасаде храма

Окно на южном фасаде храма.

Окно на южном фасаде храма.

Компьютерная графика архитектора Н. И. Лыковой.

Окно в алтарной части храма

Окно в алтарной части храма.

Окно в алтарной части храма.

Фото из архива Покровской церкви.

Проект восстановления храма (южный фасад)

Проект восстановления храма (южный фасад).

Проект восстановления храма (южный фасад).

Компьютерная графика архитектора Н. И. Лыковой.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. ГАНО. Ф.1206. Оп. 1. Д.35. Л.112об–113.
  2. Там же. Д.19. Л.13об.
  3. Там же. Д.35. Л.112об–113.
  4. Там же. Д.3.
  5. Там же. Д.35. Л.112об–113.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Величание // Никольский листок 1997. № 1.
  12. ГАНО. Ф. Д-97. Оп.1. Д.176. Л.7.
  13. Семенова С. Нас дарит кладами былое время // Горница. 1997. № 1. C. 78–81.
  14. ГАНО. Ф.1206. Оп.1. Д.90. Л.30.
  15. Томские епархиальные ведомости. 1913. № 21. С. 1241–1242.
  16. ГАНО. Ф.1201. Оп.1. Д.139.
  17. Справочная книга по Томской Епархии. 1914. C. 105–110.
  18. Панфилов C. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы // Голос. 2001. 21 сентября.
  19. ГАНО. Ф.1418. Оп. 2. Д.3. Л.1.
  20. Там же. Д.2. Л.3.
  21. Панфилов C. Указ. соч.
  22. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирска // Каталог. Кн. 1. / Под общей редакцией Л. В. Тимяшевской. Новосибирск, 1998. С. 108–109.

, , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко