История изучения этнографии народов Западной Сибири в трудах Александра Михайловича Решетова (1932-2009)

 

Печатный аналог: Бурыкин А.А. История изучения этнографии народов Западной Сибири в трудах Александра Михайловича Решетова (1932–2009) // Вестник угроведения. 2012. № 1. С. 104–115.  PDF, 200 Кб.

Наука и история науки всегда тесно связаны. Особенно важным является знание истории науки, знание научных традиций и владение источниками, в основе которых лежат труды предшественников, в этнографии. Ведь меняющиеся, а в наше время — стремительно меняющиеся этнические культуры теряют множество таких черт, которые остаются только в самых ранних описаниях или оказываются по счастливой случайности зафиксированными одним-двумя наблюдателями, причем не всегда профессионалами — это могут быть геологи, моряки, землеустроители, первые учителя, врачи и т.д. Изучение этнографических источников, в том числе трудов ученых предыдущих поколений, это и этнография, и история этнографии одновременно. Однако в перспективе развития этнографической науки только сравнительно немногие ученые посвящают часть своей жизни тому, чтобы изучать, комментировать, публиковать труды своих предшественников и просто оставлять добрую память о старшем поколении людей науки. Один из тех, кто много и плодотворно занимался историей этнографической науки о народах Азии и Сибири одновременно с этнографией — Александр Михайлович Решетов. [1]

Александр Михайлович Решетов<br class=

(1932-2009)» width=»236″ height=»300″ class=»size-medium wp-image-2289″ /> Александр Михайлович Решетов (1932–2009) 

Александр Михайлович Решетов родился 1 августа 1932 года в пос.Глубокий Ростовской области. Этот поселок вырос на железной дороге, где и работал отец А. М. Решетова. А. М. Решетов учился в железнодорожной средней школе № 72. Окончив эту школу в 1951 году с серебряной медалью, А. М. Решетов поехал в Москву — его заветным желанием было поступить в Институт международных отношений и заниматься дипломатической историей второй мировой войны. Однако оказалось, что прием заявлений в МГИМО в том году был уже завершен 20 июля, и А. М. Решетов отправился в Ленинград, где подал документы на исторический факультет университета. На другой день в приемной комиссии университета ему сообщили, что его документами заинтересовался восточный факультет, куда А. М. Решетов и поступил, сдав на отлично как медалист один экзамен по немецкому языку. С 1951 по 1956 год А. М. Решетов был студентом восточного факультета, проходя обучение по специальности «История Китая» на кафедре истории стран Дальнего Востока. Среди учителей студента А. М. Решетова были такие ученые, как акад. В. В. Струве, проф. Н. В. Кюнер, проф. И. П. Петрушевский. После окончания восточного факультета ЛГУ. А. М.Решетов и успешно сдал экзамены в аспирантуру и с декабря 1956 года начал работать в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера), с этим учреждением, с его коллекциями, архивами, учеными разных поколений, как старшими, так и младшими, оказалась связанной вся его жизнь. Однако научная работа в этом знаменитом на весь мир учреждении была прервана — еще во время учебы в университете А. М. Решетов получил предложение продолжить учебу в Китае, куда он с группой студентов из СССР и отправился в феврале 1957 года — поездом, по знаменитой Транссибирской магистрали. Так состоялось первое знакомство будущего этнографа с Сибирью, ее природой, городами, людьми. Второй раз А. М. Решетов видел Сибирь в летнее время, возвращаясь летом 1959 года в Ленинград во время каникул. Окончательно возвратившись в Ленинград в феврале 1961 года после учебы в Пекинском университете и Центральном Институте национальностей, во время которой он имел даже возможность участвовать в экспедиции совместно с китайскими этнографами, А. М. Решетов занялся научно-исследовательской работой. В Ленинграде молодой ученый А. М. Решетов постепенно познакомился со всеми сотрудниками Кунсткамеры, освоился в коллективе и научился разбираться в хитросплетениях межперсональных отношений в научной среде своего учреждения — до конца дней он был прекрасным консультантом по таким вопросам, давая советы, но никогда не навязывая собственного мнения.

В те годы сибиреведение было в числе приоритетных направлений в Кунсткамере и по причине того, что в ней работали широко известные ученые и прекрасные специалисты Л. П. Потапов, Г. М. Василевич, С. В. Иванов, А. А. Попов, Н. Ф. Прыткова, Л. В. Хомич, В. П. Дьяконова, Е. А. Алексеенко, еще совсем молодая Г. Н. Грачева и другие, сказавшие свое слово в науке о народах Сибири. На следующий год после своего возвращения из Китая, в 1962 году А. М. Решетов отправился в научную экспедицию в Западную Сибирь совместно с Е. Д. Прокофьевой, которая в то время завершала свою монографию о селькупах (к сожалению, эта работа осталась незавершенной и не издана до сих пор), и коллеги Екатерины Дмитриевны — В. В. Антропова, Л. В. Хомич и А. Д. Грач — попросили А. М. Решетова помочь ей в сборе полевых материалов. В конце июня 1962 года Е. Д. Прокофьева и А. М. Решетов выехали в Москву, где получили инструктаж у И. С. Гурвича, возглавлявшего в ИЭ сектор социалистического строительства у народов Севера, и выехали поездом в Лабытнанги, откуда, переправившись через Обь, прибыли в Салехард. Далее им предстояло вылететь самолетом в Тазовское, и, поднявшись на небольшом суденышке типа «ОМ» вверх по реке Таз, прибыть в Красноселькуп, который и был конечным пунктом экспедиции. Е. Д. Прокофьева и А. М. Решетов пробыли в Красноселькупе почти 2 месяца — с июля до начала сентября 1962 года. Как вспоминает А.М., работа с Е. Д. Прокофьевой была для него хорошей школой. Да и ему нельзя было отказать в профессиональной наблюдательности и умении находить объекты для этнографических исследований — так, он, в частности, отметил, как смогли адаптироваться среди селькупов женщины-немки, высланные из Ленинграда во время блокады. Во время этой экспедиции А. М. Решетов по заданию Е. Д. Прокофьевой ездил на моторной лодке на Сойготинские пески, для того чтобы на месте изучать технику летнего и зимнего рыболовства и орудия рыболовного промысла селькупов. А.М.вспоминает, что на Сойготинских Песках он рыбачил и жил вместе со своими информантами в настоящем селькупском чуме. В ходе этой экспедиции А. М. Решетов смог оказать Е. Д. Прокофьевой большую помощь в сборе этнографических материалов по культуре селькупов, однако Е. Д. Прокофьева просила его не публиковать самостоятельно собранные им лично материалы — к сожалению, эти ценные сведения о селькупском рыболовном промысле, добытые в сибирской глубинке молодым исследователем, не увидели света до сих пор.  [2]

Общение А. М. Решетова с Е. Д. Прокофьевой и другими старшими коллегами из отдела Сибири, которые рассказывали ему о своих учителях — Л. Я. Штернберге, В. Г. Богоразе, Г. Д. Вербове, Г. Н. Прокофьеве, с которым Е. Д. Прокофьева вела педагогическую работу в школе и этнографические исследования в Яновом Стане у селькупов в  1920-е годы, определили еще одно направление исследовательского поиска А. М. Решетова — им стала история отечественного сибиреведения в персоналиях, о чем мы еще скажем ниже.

Полевая работа А. М. Решетова в Сибири имела свое продолжение в другом регионе — на Дальнем Востоке, на Амуре и на Сахалине, куда А. М. Решетов совершил несколько экспедиционных поездок совместно с Ч. М. Таксами. Особенно интересной для него была поездка к тазам, небольшой обособленной группе населения этого региона, говорящей на особом наречии северного диалекта китайского языка. В 1966 году А. М. Решетов первый раз побывал в Монголии, а с 1982 по 1988 год он возглавлял этнографический отряд совместной советско-монгольской историко-культурной экспедиции.

Кроме полевой экспедиционной работы, А. М. Решетов много раз бывал в Сибири на различных научных конференциях. Так, заметным событием в его жизни стала Всесоюзная этнографическая конференция по музееведению, которая проходила в 1987 году в Омске. Эти мероприятия давали ученому возможность выступать с докладами, знакомиться с коллегами, наблюдать и изучать музейную работу. Неоднократно бывал он и в Томске, Якутске, Владивостоке, Улан-Удэ, в этих городах он имел возможность встречаться со своими коллегами Н. А. Томиловым, Н. В. Лукиной, В. М. Кулемзиным, В. Б. Богомоловым, А. И. Гоголевым, П. А. Слепцовым, Т. М. Михайловым, Р. Е. Пубаевым, Д. Д. Улымжиевым и другими учеными. Поездки в Сибирь также давали А. М. Решетову возможность вести преподавательскую работу — так, в 1969 году, будучи в Новосибирске по приглашению акад. А. П. Окладникова, он прочитал курс лекций по этнографии Китая студентам Новосибирского университета, и в том же году он читал лекции во Владивостоке студентам Дальневосточного университета. А. М. Решетов неоднократно публиковал свои статьи и участвовал в таких научных форумах, как Сибирские чтения, Радловские чтения (Санкт-Петербург), Широкогоровские чтения (Владивосток), Словцовские чтения (Тюмень), Диковские чтения (Магадан), семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований». В частности, он лично участвовал в одном из семинаров по интеграции, который проводился во Владивостоке в 2000 году, совершив путешествие на поезде через всю Россию и Сибирь, а в 2001 году летал на конференцию, проводимую Сахалинским областным краеведческим музееем. Он является автором ряда статей по сибирской тематике в энциклопедиях «Югория» (Ханты-Мансийск, 2000) и «Северная энциклопедия» (М., 2004), в антологии «Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей» (Кн.1–2. М., «Северные просторы», 2002).

Многолетние добрые отношения связывали А. М. Решетова с такими выдающимися современниками, как Л. П. Потапов, Г. М. Василевич, С. В. Иванов, Н.И. Гаген-Торн, С. М. Абрамзон, И. С. Вдовин и многими другими. Он бережно хранил книгу Л. П. Потапова «Алтайский шаманизм» (Л., 1991) с дарственной надписью «Дорогому Александру Михайловичу — хранителю академических традиций».

Научные труды Александра Михайловича Решетова — это более 400 опубликованных работ, тематика которых связана с этнографией народов Восточной и  юго-Восточной Азии и других регионов, теоретическими проблемами этнографии, историей, археологией, источниковедением и историографией отечественной и мировой науки. Может быть, как он сам говорит, ему не очень повезло в том, что не удалось подготовить и опубликовать крупные монографические труды, тут ему явно мешала административная и  научно-организационная работа в должности ученого секретаря Ленинградской части ИЭ АН СССР, побуждавшая проявлять себя в других научных жанрах. Однако же ему принадлежит серия солидных статей в томе «Народы Восточной Азии» (1965), входящем в ставшую научной классикой серию книг «Народы мира», а также большое количество монографических статей в журнале «Советская этнография» и «Этнографическое обозрение», других крупных научных журналах и научных периодических изданиях, а также в энциклопедиях.

Наверное, главная область научных интересов А. М. Решетова — это все же этнография народов Китая и сопредельных стран. Но не меньшее место в его занятиях принадлежит и истории отечественной этнографической науки. Он много занимался историей Кунсткамеры, тщательно и скрупулезно собирая биографические данные о сотрудниках музея и собирателях коллекций, ему принадлежит ряд статей, посвященных тем ученым, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны, кто погиб в блокадном Ленинграде, кто стал жертвой репрессий 1930-х годов. Чтобы взять на себя такой труд, надо быть воистину подвижником, неравнодушным к науке и ее людям. Среди публикаций А. М. Решетова по истории этнографической науки более чем значительное место занимают статьи об исследователях Сибири XVIII-XX веков. В его списке трудов — статьи и заметки о таких путешественниках и ученых, как Г. И. Новицкий, И.Идес, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, В. А. Иславин, К. Д. Носилов, С. К. Патканов, Н. М. Ядринцев, М. Б. Шатилов, Г. Д. Вербов, Б. А. Куфтин, С. И. Руденко, Е. Д. Прокофьева, Г. М. Василевич, А. С. Форштейн, М. Г. Левин, В. И. Цинциус, Е. А. Крейнович, Л. П. Потапов, И. С. Вдовин и другие ученые.

А. М. Решетов искренне жалел, что не смог побывать в других регионах Сибири — на Чукотке, на Камчатке, познакомиться с жизнью и бытом народов, которые живут в тех краях.

— Сибирь — это край, где этнография жива, — говорил своим научным друзьям Александр Михайлович, — там она наблюдаема постоянно в жизни, в повседневной реальности, там этнограф — не наблюдатель, а соучастник всего того, что составляет жизнь изучаемого им народа. Так было много лет назад, это же имеет место и в наши дни.

В последние годы А. М. Решетов много и плодотворно трудился над созданием «Биобиблиографического словаря отечественных этнографов и антропологов ХХ века», в котором сибирская тематика занимает видное и достойное место. Широкие и глубокие знания и связи с  коллегами-сибиреведами и сибирскими научными центрами помогают ему в этой работе.

В последние годы, оставив административную работу и даже будучи на пенсии, А. М. Решетов продолжал много и плодотворно трудиться — он работал над созданием «Биобиблиографического словаря отечественных этнографов и антропологов ХХ века», поддерживая контакты со своими коллегами в самых разных регионах России, подготовил несколько десятков статей для новой «Большой Российской энциклопедии», публиковал статьи в сборниках и материалах различных конференций. Его уход из жизни 29 мая 2009 года оказался полной неожиданностью для коллег, которые еще несколько дней назад и даже утром рокового дня вели с ним по телефону ученые беседы о завершенных статьях…

Надо с сожалением сказать, что А. М. Решетов был прекрасным ученым-теоретиком в этнографии, несмотря на то, что его работы в этой области невелики по объему и мало известны. Он одним из первых в далеком 1968 году стал изучать взгляды и мнения К.Маркса и Ф.Энгельса по такой важнейшей для современности проблеме, как социальные проблемы эмиграции и иммиграции. [3]Небольшая статья об универсальных свойствах этноса [4] имеет исключительное значение для понимания этноса как социальной общности и поддерживает идею непрерывности процесса этногенеза и такого свойства этнической истории, как дискретность существования любого этноса во времени. А. М. Решетов ввел в оборот понятие историко-этнографической общности — понятие, которого очень недоставало и недостает и археологам, и этнографам, и филологам. [5] Ему принадлежит ряд работ по проблемам изучения семейно-родственных отношений и описания терминологии родства. [6] А. М. Решетов, весьма в тон многим, кто говорит о роли традиционной пищи для народов Севера РФ, отметил полифункциональность традиционной пищи как культурного феномена и ее роль в сохранении цельности культуры. [7] Будучи авторитетным музееведом, А. М. Решетов много говорил и писал о роди музеев в сохранении этнической культуры и ее пропаганде, а также о необходимости изучать и сохранять меняющиеся на глазах этнокультурные традиции. [8] В его наследии есть несколько работ по этнографическим аспектам ономастики  [9] и даже квалифицированная рецензия на труд по социолингвистике. [10] Его активно интересовали исследования по этногенезу, этнической истории, этнографии тунгусо-маньчжурских народов и исторической лингвистике — тунгусо-маньчжуроведению и алтаистике [11], для чего имелось свои причины — присутствие тунгусо-маньчжуров в Китае, почти трехвековой период истории Китая, связанный с маньчжурской династией, и наконец, личность и труды С. М. Широкогорова, отечественного ученого, создателя теории этногенеза тунгусо-маньчжуров, имеющей очень сложную судьбу: до начала 1970-х годов она отметалась в советской науке по причинам геополитического характера, но в конце концов была обоснована археологическими исследованиями А. П. Деревянко на Среднем Амуре и с тех про прочно вошла в научный оборот (теперь отступления от нее, в особенности при отсутствии необходимых обзоров стали выглядеть какими-то недоразумениями, но они встречаются — особенно у лингвистов, фольклористов и, увы, отдельных этнографов).

Основная масса работ А. М. Решетова, относящихся к этнографии Сибири, относится к  1980-м — 2000-м годам. Главная их часть — это персоналии, очерки научного творчества отдельных исследователей, некрологи, сохраняющие память об ушедших коллегах, подробности биографии, краткие перечни трудов, проблемные статьи историко-этнографического характера. Его публикации заставляют вспоминать о таких ученых, как Елизавета Порфирьевна, Орлова, Екатерина Дмитриевна Прокофьева, Андрей Александрович Попов [12], написанная им статья стала данью памяти трагически погибшей в экспедиции Галины Николаевны Грачевой [13], мемориальная статья о Наталии Федоровне Прытковой [14]. Есть среди его работ и комплексный анализ одного из образцов ненецкого фольклора, значимый для этнографии и археологии одновременно. [15]

В научном наследии А. М. Решетова есть две самостоятельные серии работ, в сущности, это одна или две монографии с единым замыслом, только по техническим причинам увидевшие свет на страницах журнальных изданий. Это материалы об ученых-этнографах, ставших жертвами репрессий 1930-х годов [16], и о тех, кто не вернулся с войны, погиб в блокадном Ленинграде или стал жертвой обстоятельств, вызванных войной и связанных с ней. [17]

А. М. Решетов был очень внимателен к судьбам и научному наследию ученых XIX — первой половины ХХ вв. Им написаны статьи о жизни и деятельности Н. А. Абрамова, В. С. Адрианова [18] — не случайно автор публиковал их в сибирских изданиях, он сумел показать вклад этнографа и языковеда Г. М. Корсакова, более известного как специалиста по корякам и корякскому языку, в изучение языка и этнографии кетов. [19] А. М. Решетов отметил и вклад в изучение этнографии эвенков такого ученого, как Н. П. Никульшин [20], погибший в годы войны и почти забытый ныне. Он был лично знаком с А. П. Окладниковым и увидел в этой многогранной личности талант этнографа, понимавшего роль этнографии для археологических исследований и  историко-культурной интерпретации археологических памятников. [21] А. М. Решетову принадлежит рецензия на биобиблиографический справочник профессоров Томского университета [22], в котором он видел ценный источник по истории науки в Сибири.

Особый интерес из числа имен и судеб этнографов-сибиреведов Александр Михайлович проявлял к Б. М. Житкову [23] ]и М. Б. Шатилову [24], биографии которых были почти неизвестны современным ученым, изучающим традиционную культуру ненцев и хантов — особенно это касается трагической судьбы М. Б. Шатилова.. На его глазах высветилась многими деталями биография выдающегося исследователя Западной Сибири и Урала этнографа, фольклориста, археолога В. Н. Чернецова, однако А. М. Решетов смог найти в ней малоизвестные страницы и изложить их в небольшом исследовании. [25] Как мы знаем, он опубликовал в своих статьях далеко не все, что ему довелось узнать — на то были разные причины… [26]

А. М. Решетов очень гордился тем, что ему давалось принять участие в ряде энциклопедических справочных изданий — от Советской исторической энциклопедии до новой Большой российской энциклопедии, где продолжают выходить его краткие статьи об отдельных народах мира и выдающихся этнографах (сейчас эту работу продолжают его младшие коллеги). Мало кто обращал внимание, что А. М. Решетов являлся автором целого ряда статей в энциклопедии «Югория» [27]. Им подготовлены следующие статьи: Вербов Г.Д. — С.150–151; Диаспора, Зенько А. П., Институт народов Севера,; Институт этнологии и антропологии им.  Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Иванов С.В — в первом томе, Кулемзин В.М, Лепехин И. И., Лукина Н.В, Митусова Р. П., Новицкий Г. И. [без подписи], Паллас П. С., Патканов С. К., Прокофьева Е.Д. — во втором томе, Российский этнографический музе, Русское Географическое общество, Соколова З. П., Советская этнография, Старцев Г. А., Федорова Е. Г., Шатилов М. Б., Шухов И. Н., Этнографическое обозрение, Этнография, Этнография полевая, Этнология, Ядринцев Н.М. — в третьем томе.

Не менее значителен вклад А. М. Решетова в освещение этнографии народов Сибири в «Северной энциклопедии», изданной в 2004 г.. [28] Статьи этой энциклопедии не подписаны, однако в списке работ Александра Михайловича их авторство отмечено — это статьи: Анисимов А. Ф., Антропова В. В., Анучин В. И., Бранд А., Грачева Г. Н., Иванов С. В., Идес Избрант, Иславин В. А., Крейнович Е. А., Леонтьев В. В., Ляпунова Р. Г., Меновщиков Г. А., Новицкий Г. И., Носилов К. Д., Сем Ю. А., Харузин Н. Н. Эти статьи подготовлены А. М. Решетовым в соавторстве с пишущим эти строки, у соавтором были свои собственные заделы на разные темы, и случай помог объединить усилия.

Несколько ранее, в 2002 г. в том же издательстве «Северные просторы» был издан двухтомник «Народы Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. в трудах исследователей». [29] Собственно, многие из материалов, вошедших в Северную энциклопедию, были подготовлены именно для этого двухтомника — как биографические справки об авторах публикуемых статей. А. М. Решетов участвовал — от подготовки текста до одобрительного прочтения: в работе над следующими статьями: Кн. 1. Стадухин М. В., Идес Избрандт, Новицкий Г. И., Зуев В. Ф., Иславин В. А., Дьячков А. Е., Носилов К. Д., Патканов С. К., Штернберг Л. Я., Харузин Н. Н., Анучин В.И.; кн.2 — Аврорин В. А., Анисимов А. Ф., Антропова В. В., Василевич Г. М., Вдовин И. С., Грачева Г. Н., Иванов С. В., Крейнович Е. А.,Леонтьев В. В.,Ляпунова Р. Г., Меновщиков Г. А., Сем Ю.А.

Интересы А. М. Решетова к истории этнографии народов Севера и Сибири выразились в серии статей о тех учреждениях, где изучалась этнографическая наука [30], а также в рецензиях на биобиблиографические справочники и исторические описания.. [31] Ему принадлежит и небольшая статья об известном полярнике А. И. Минееве, который в течение некоторого времени был ректором Института народов Севера в конце 1930-х годов. [32] Александр Михайлович очень внимательно относился и к трудам по сибирской этнографии. Он — соавтор рецензии на книгу Л. А. Лара о ненецких святилищах. [33]

Одним из главных достижений своей жизни А. М. Решетов считал задуманный им «Биобиблиографический словарь отечественных этнографов и антропологов. ХХ век» [34], для которого он в течение длительного времени, обирал подготовительные материалы — просил коллег и друзей ответить на анкету, лежащую в основе статьи словаря, собирал материалы о тех, кто ушел из жизни, работал в архивах, просил своих коллег готовить статьи о жизни и деятельности ученых-этнографов и представителей смежных наук. Этот труд остался незаконченным, но есть надежда, что он когда-нибудь увидит свет — настолько велика его ценность. Частью этой работы явились статьи А. М. Решетова, появившиеся на страницах Большой Российской энциклопедии. [35]

Александр Михайлович Решетов был не только выдающимся ученым, он был и замечательным человеком. Историк и  этнограф-китаевед, он вобрал в себя лучшие образцы конфуцианских добродетелей, включающих преданность науке, уважение к культуре, сбережение древностей, почитание памяти людей, служивших своему делу. Эти добродетели надолго сохранятся в его научном наследии, и они в значительной мере переданы его ученикам и младшим друзьям.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. См. Бурыкин А.А. 1) Сибиреведение в научной жизни этнографа: Александр Михайлович Решетов // Культурологические исследования в Сибири, 2007, № 2(22). С. 18–23, портр. 2) Александр Михайлович Решетов и отечественное монголоведение // Научная мысль Кавказа, 2008, № 4., ч. 2 (57). С. 5–10. Совместно с Н. Г. Очировой, Э. У. Омакаевой, Т. Г. Басанговой. 3) А. М. Решетов [некролог] // Этнографическое обозрение, 2009, № 5. С. 167–169. Совместно с В. А. Поповым, Д. А. Самсоновым, Д. В. Ивановым.
  2. См. Решетов А.М. Поездка к селькупам летом 1962 г. (страницы воспоминаний 30 лет спустя) // «Моя избранница наука, наука, без которой мне не жить…». Барнаул, 1995. С.195–206.
  3. Решетов А.М. Этнографические аспекты проблем социальной роли эмиграции в работах К.Маркса и Ф.Энгельса // Тезисы докладов годичной научной сессии. ЛО ИЭ АН СССР. Май 1968 г. Л., 1968. С. 20–22.
  4. Решетов А.М. Гетерогенность как перманентное состояние этноса (этнос и его подразделения) // Этнос и его подразделения. Часть I. Этнические и этнографические группы. М., 1992. С. 125–140.
  5. Решетов А.М. Хозяйственно-культурные типы и  историко-этнографические области: формирование и перспективы развития концепции // Российская наука о человеке. Вчера, сегодня, завтра. Материалы Международной научной конференции. 20–23 марта 2003 г. Вып. 1. СПб., 2003. С. 161–168, 298–299.
  6. Решетов А.М. 1) Некоторые вопросы изучения систем родства // Тезисы докладов годичной научной сессии [ЛО Института этнографии АН СССР]. 1969. Л., 1969. С. 28–32; 2) Об использовании данных фольклора для изучения ранних форм семейно-брачных отношений // Фольклор и этнография. Л., «Наука», 1970. С. 237–255. 3) Историческая вариативность половозрастной структуры и системы родства // Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып. 4. СПб., 1999. С. 104–121.
  7. Решетов А.М. О лечебных и эстетических функциях традиционной пищи // Питание в культуре этносов. Материалы 6  Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2007. С.18–22.
  8. Решетов А.М. О пропаганде народных традиций в современности // Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий. Тезисы и материалы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Улан-Удэ, 1990. С. 18–21.
  9. Решетов А.М. 1) Антропонимические трансформации в инонациональной среде // Этнография имен. М., 1971. С.59–65. 2) Этнонимы: проблемы формирования и эволюции // Научная конференция «Этническая история народов России (Х-ХХ вв.)» Краткое содержание докладов. СПб., 1993. С. 10–12.
  10. Решетов А.М. <рец на кн.:> М. Н. Губогло. Современные этноязыковые процессы в СССР. Основные факторы и тенденции национально-русского двуязычия. М., 1984. // Расы и народы, вып. 15. М., 1985. С. 246–248.
  11. Решетов А.М. Расселение и классификация тунгусо-маньчжурских народов (состояние и проблемы изучения) // Культура народов Сибири. Материалы Третьих Сибирских чтений. СПб., 1997. С. 47–56.
  12. Решетов А.М. 1) Памяти Е. П. Орловой // Известия Сибирского отделения АН СССР, серия общественных наук, № 1(286), 1978, вып. 1.С.163–164. Соавт.: Н. И. Гаген-Торн; 2) Памяти Е. Д. Прокофьевой // Известия Сибирского отделения АН СССР, 1979, № 11. Серия общественных наук, вып. 3. С. 188–189; 3) О прикладном значении исследований А. А. Попова // Сибирские чтения 1992 г. СПб., 1992. С.12–14.
  13. Решетов А.М. Галина Николаевна Грачева // Этнографическое обозрение, 1993, № 6. С.165–166. Соавт.: Е. В. Ревуненкова, Е. В. Иванова, Т. К. Шафрановская.
  14. Решетов А.М. Сибиревед Н. Ф. Прыткова: жизнь и научная деятельность // Словцовские чтения — 2007. Материалы докладов и сообщений 19 Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. Тюмень, 2007. С. 185–189.
  15. Решетов А.М. Опыт анализа одного ненецкого предания // Мировоззрение народов западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985. С. 121–124.
  16. Решетов А.М. 1) Репрессированная этнография: люди и судьбы. Ч.1. // Кунсткамера, Этнографические тетради. Вып. 4. СПб., 1994. С. 185–221; 2) Репрессированная этнография: люди и судьбы. Ч.2. // Кунсткамера, Этнографические тетради. Вып. 5–6. СПб., 1994. С.342–368.
  17. Решетов А.М. 1) Отдание долга. Часть первая. Памяти сотрудников Института этнографии, погибших в блокадном Ленинграде // Этнографическое обозрение, 1995, № 2. С.40–62; 2) Отдание долга. Часть II. Памяти сотрудников Института этнографии АН СССР — воинов Великой Отечественной войны // Этнографическое обозрение, 1995, № 3. С.3–20; № 4. С.3–24; 3) Отдание долга. Часть III. Институт этнографии АН СССР во время Великой Отечественной войны (некоторые вопросы истории) // Этнографическое обозрение, 1995, № 6. С.3–17; 4) Отдание долга. Часть III. Институт этнографии АН СССР во время Великой Отечественной войны (некоторые вопросы истории) // Этнографическое обозрение, 1996, № 1. См. также: Решетов А.М. Вспомним, чтобы не забывали. Ленинградские этнографы в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Лингвистика в годы войны: Люди, судьбы, свершения. Материалы Всероссийской конференции, посвященной 60-летию победы в Великой отечественной войне. СПб., «Наука», 2005. С.85–133.
  18. Решетов А.М. 1) Н. А. Абрамов — известный исследователь Западной Сибири // Словцовские чтения — 99. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Тюмень, 1999. С. 258–261. 2) Советский археолог и этнограф Василий Степанович Адрианов: жизнь, прерванная на взлете // Древности Ямала. Вып. I. Екатеринбург-Салехард, 2000. С. 238–247.
  19. Решетов А.М. 1) Г. М. Корсаков как кетолог // XXIII Дульзоновские чтения. Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур. Материалы Международной конференции 25–27 июня 2002 г. Томск, ч. I. Томск, 2002. С. 217–222; 2) Г. М. Корсаков как кетолог // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб., 2006. С. 103–108; 3) <Подготовка текста к публикации, частично комментарии> Корсаков Г.М. Кеты Подкаменной Тунгуски // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб., 2006. С. 109–130..
  20. Решетов А.М. 1) О Н. П. Никульшине (1908–1941) (к 90-летию со дня рождения) // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 5. СПб., 2004. С. 120–127. 2) <Подготовка текста к печати и примечания> Никульшин Н.П. Этнографическая экспедиция к сымским эвенкам летом 1940 г. (Предварительный отчет) // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 5. СПб., 2004. С. 127–135.
  21. Решетов А.М. Этнография в кругу научных интересов А. П. Окладникова // Этнографическое обозрение, 1998, № 4. С. 152–165. Соавт.: Е. А. Окладникова.
  22. Решетов А.М. Биографический словарь <рец на кн.: Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1. 1888–1917. Томск, изд. Томского университета, 1996. — 287 с.; Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 2. 1917–1945. Томск, изд. Томского университета, 1998. -541 с.; Профессора российского гос. педагогического универистета имени А. И. Герцена в ХХ веке. Биографический справочник. СПб., изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 391 с. > // ЯЛИК, 2001, февраль, № 44. С. 8–9.
  23. Решетов А.М. 1) Б. М. Житков как этнограф // Земля Тюменская: Ежегодник ТОКМ: 2004. Вып. 18. Тюмень, Изд-во ТюмГУ, 2005. С. 192–197. 2) Борис Михайлович Житков как этнограф // XVI Словцовские чтения. Материалы XVI Всероссийской научно-практической краеведческой конференции и заседания Сибирского филиала Научного Совета историко-краеведческих музеев при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ. Ч. I. Тюмень, изд. Тюменского университета, 2004. С. 169–172.
  24. Решетов А.М. 1) М. Б. Шатилов (1882–1937 гг.): жизнь и судьба ученого // Словцовские чтения-2005: Материалы XVII Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. С. 95–98; 2) М. Б. Шатилов (1882–1937): жизнь и судьба ученого // Музей и современные технологии. Материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 2006. С. 261–269; 3) Политика в судьбе М. Б. Шатилова // Ленинградский мартиролог, 1937–1938: книга памяти жертв политических репрессий. Январь 1938 г. СПб., 2007. т. 7. С. 688–693.
  25. Решетов А.М. В. Н. Чернецов: ленинградский период жизни и деятельности (1925–1940 гг.) // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. Материалы XIII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. К  100-летию со дня рождения В. Н. Чернецова. Томск, 2005. С.33–36.
  26. Так, А. М. Решетов знал и рассказывал автору этих строк о том, что Ирина Яковлевна Чернецова — первая жена В. Н. Чернецова и довольно известный исследователь языка манси — в годы войны оказалась на оккупированной территории в Тверской области, пережила период оккупации, но впоследствии без вести пропала и никаких сведений о ней получить не удалось. От него же мы услышали о том, что Н. К. Каргер, получивший кратковременный отпуск поранению во время войны, бесследно исчез и сведения о нем отсутствуют, однако Н. Ф. Прыткова (бывшая жена Н. К. Каргера), по ее словам из рассказа А. М. Решетову, встретила Н. К. Каргера во время одной из послевоенных экспедиций в Сибирь, но он сделал вид, что не знает ее. Ныне невозможно установить, ошиблась ли Н. Ф. Прыткова, или Н. К. Каргер на самом деле жил в Сибири под другой фамилией, но и эти факты должны стать достоянием истории науки.
  27. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000. Т.1: Вербов Г. Д. С.150–151; Диаспора — С.282; Зенько А.П. — С.349; Институт народов Севера — С.375–376 (Соавт.: О. Н. Еманова); Институт этнологии и антропологии им.  Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — С. 377; Иванов С.В. — С.358; Т.2: Кулемзин В.М. — С.94; Лепехин И.И. — С.120; Лукина Н.В. — С.154; Митусова Р.П. — С.202; Новицкий Г. И. [без подписи] — C.263; Паллас П.С. — С.336; Патканов С.К. — С. 344; Прокофьева Е.Д. — С.421–422. Т.3: Российский этнографический музей — С.42–43; Русское Географическое общество — С.50–51; Соколова З.П. — С.133; Советская этнография — С.129; Старцев Г.А. — С.150–151; Федорова Е.Г. — С.285; Шатилов М.Б. — С.325; Шухов И.Н. — С.335; Этнографическое обозрение — С.356–358; Этнография — с. 358; Этнография полевая — С.358; Этнология — С.358; Ядринцев Н.М. — С.372, 374.
  28. Северная энциклопедия. М., редакция журнала «Северные просторы», 2004. Анисимов А.Ф.(с.36), Антропова В.В.(с.37) Анучин В.И.(с.38), Бранд А. (с.107), Грачева Г.Н.(с.214), Иванов С. В. (с.310), Идес Избрант.(с.314–315), Иславин В.А.(с.326), Крейнович Е.А.(с.447), Леонтьев В.В.(с.502), Ляпунова Р. Г. (с.522), Меновщиков Г. А. (с.557), Новицкий Г. И. (с.658), Носилов К. Д. (с.664), Сем Ю. А. (с.887), Харузин Н. Н. (с.1034) — 16 статей. Соавт, А. А. Бурыкин.
  29. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. Кн.1–2. М., «Северные просторы», 2002. Соавт.: А. А. Бурыкин. Кн. 1. Стадухин М.В. — С.11; Идес Избрандт — С.31.Новицкий Г. И. С.40; Зуев В.Ф. — С.102; Иславин В.А. — С.174; Дьячков А.Е. — С.264; Носилов К.Д. — С.353; Патканов С.К. — С.394; Штернберг Л.Я. — С. 406; Харузин Н.Н. — С. 481; Анучин В.И. — С.505. Кн. 2: Аврорин В.А. — С.8; Анисимов А.Ф. — С.23; Антропова В.В. — С.35; Василевич Г. М. — С.71; Вдовин И.С. — С.83–84; Грачева Г.Н. — С.95; Иванов С.В. — С.204; Крейнович Е.А. — С.235; Леонтьев В.В. — С.248; Ляпунова Р.Г. — С.261; Меновщиков Г.А. — С.284; Сем Ю.А. — С.404.
  30. Решетов А.М. 1) Кафедра этнографии на восточном факультете (1944–1949) // Филология и история стран Азии и Африки. Тезисы научной конференции, посвященной 50-летию воссоздания восточного факультета СПбГУ. СПб., 1994. С.57–59. 2) Североведение на филологическом факультете // XXXIV Международная филологическая конференция. 14–19 марта 2005 г., Санкт-Петербург. Вып. 3. Секция истории филологического факультета. СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2005. С.38–44.
  31. Решетов А.М. 1) <рец на кн.:> Ученые-североведы. Сборник био-библиографических очерков / Сост. Н. М. Артемьев. СПб., «Образование» 2001 — 211 с.; Ученые Калмыцкого Института гуманитарных исследований. / Сост. П. Э. Алексеева, Е. Н. Бадмаева, М. Б. Баислханова, В. М. Санжиева. Элиста, 2001 — 435 с. // Этнографическое обозрение, 2002, № 5. С. 166–169. Соавт.: А. А. Бурыкин 2) Североведение в Герценовском университете [<рец на кн.:> Североведение в Герценовском университете /Под ред. Г. А. Бордовского. СПб., Астерион, 2003 — 196 с.] // ЯЛИК, 2006, ноябрь, № 69–70. С. 14–15. Соавт.: А. А. Бурыкин.
  32. Североведение в жизни и деятельности Арефа Ивановича Минеева // Североведческие науки в перспективе XXI в. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института народов Севера. Североведческие исследования, вып. 3. СПб., 2006. С. 67–71.
  33. Решетов А.М. 1) Культовые памятники Ямала [<рец. на кн.: > Лар Л. А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя я’. Тюмень, Изд. Института проблем освоения Севера, 2003 — 173 с.] // ЯЛИК, ноябрь 2004 г, № 61. С.12–13. Соавт.: А. А. Бурыкин.2) <рец. на кн.:> Лар Л. А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя я. Тюмень, 2003. // Вестник угроведения, № 2, 2006. С.147–152. Соавт.: А. А. Бурыкин.
  34. «Биобиблиографический словарь отечественных этнографов и антропологов. ХХ век» — каким ему быть? // Этнографическое обозрение, 2003, № 2. С. 151–154
  35. Решетов А.М. 1) Адлер Бруно Вильгельм Карл Адольф (Бруно Фридрихович) // Воронежская историко-культурная энциклопедия. Биографии. / Гл. ред. О. Г. Ласунский. Воронеж, 2006. С. 10. Соавт.: А. Н. Акиньшин. 2) Василевич Г. М. // Большая Российская энциклопедия. М., 2006. Т. 4. С.623; 3) Георги И. И. // Большая Российская энциклопедия. М., 2006. Т. 6. С.630.

, , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко