Изменение функций городов Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. 

 

Под функциональными назначениями городов подразумеваются основные направления деятельности их жителей. Опираясь на разработки Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо, П. Мерлена, выделивших следующие функции городских поселений:

  1. промышленная;
  2. аграрная (сельскохозяйственная) ;
  3. торговая;
  4. транспортная;
  5. религиозная;
  6. научная;
  7. образовательная;
  8. литературно-художественная;
  9. административно-политическая;
  10. военная;
  11. рекреационная.

Б. Н. Миронов под этим углом проанализировал развитие российских городов во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. Однако данных по Сибири в монографии нет.

В заимствованной же у французских специалистов методике членения функций, на наш взгляд, имеются недостатки. Так, научное, образовательное, литературно-художественное направления следует объединить в одну функцию культуры. Тоже необходимо сделать по отношению к административно-политической и военной функциям. Несколько иную структуру распределения горожан по отраслям занятости использовали при проведении переписи 1923 г. Тогда выделили 9 групп: фабрично-заводская промышленность, горное дело, сельское хозяйство, железные дороги, прочий транспорт, кустарно-ремесленная промышленность, торговля и трактирный промысел, государственные учреждения, прочие отрасли. В западной экономической географии (Э. Отрембы, Г. Беш, Г. Александерсон) предлагается деление всех видов человеческой деятельности на три группы: первичную (производство сырья), вторичную (его переработку) и третичную (услуги). Поэтому они подразделяют все функции современного города на обрабатывающую промышленность и сферу услуг.

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие функции городских поселений России в условиях процесса ускоренной модернизации второй половины XIX — начала ХХ вв.:

  1. промышленная;
  2. сельскохозяйственная;
  3. транспортная;
  4. торговая;
  5. административно-военная;
  6. культурная;
  7. сфера услуг (третичная).

Применяя предложенную методику попытаемся определить изменения функций городов Сибири рассматриваемого времени на основе данных экономического обследования их хозяйственным департаментом МВД в конце 70-х гг. XIX в., сведений из «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции в Сибири» и публикаций по истории городов и экономики региона.

Всего к февралю 1917 г. здесь насчитывался 21 город, образование и развитие которых отображало специфику освоения территории. До начала XVII в. возникло 7 городских поселений: Березов, Нарым, Сургут, Тара, Тобольск, Туринск, Тюмень; в XVII в. — 3 (Кузнецк, Томск, Ялуторовск); в XVIII — 8 (Барнаул, Бийск, Ишим, Каинск, Колывань, Курган, Омск, Тюкалинск), в XIX — Мариинск , Новониколаевск и в 1915 г. городом становится Камень-на-Оби.

Приобретение городского статуса в местных условиях было связано с выполнением поселением административных функций и расположением на главных транспортных коммуникациях. Из 21 города — 17 являлись центрами уездов, три из них губернскими и областной столицами, а Барнаул —штаб-квартирой Алтайского горного округа. Изменение направления Сибирского тракта в середине XIX в. на Тюмень — Омск, минуя Тобольск, Тару, обусловили развитие Ишима, Тюкалинска, Ялуторовска. Сооружение Трансиба и Алтайской ж.д. привело к возникновению Новониколаевска, Камня-на-Оби, быстрому росту численности населения Кургана, Омска, Тюмени, Барнаула. Одновременно замедляется развитие городов, оказавшихся вне железных дорог: Березов, Кузнецк, Нарым, Сургут, Тара, Туринск, Каинск. Последние в течение всего рассматриваемого времени выполняли административные и торговые функции. Их региональной спецификой являлось наличие значительных колоний ссыльнопоселенцев.

Помимо Березова, Каинска, Кузнецка, Нарыма, Сургута, Тары, Туринска административно-торгововую направленность занятий жителей имели Мариинск, Тюкалинск, Ялуторовск, Ишим. Но, в отличие от первой группы, проведение железной дороги привело к наращиванию торгово-посреднических операций. Аграрно-торговые функции определяли облик заштатной Колывани, для трети населения которой сельское хозяйство было основным источником существования. Крупным торгово-промышленным центром становится Камень-на-Оби, через который ежегодно вывозилось до 3 млн. пудов зерна и 200 тыс. пудов сливочного масла.

Следующая группа городов — Барнаул, Бийск, Курган, Тюмень, Тобольск имела промышленно-торгово-административные функции. Доля населения занятого в промышленности по данным переписи 1897 г. составила в Тюмени 38 %, Барнауле — 32 %. Одновременно все они являлись крупными центрами оптово-розничной торговли для окружающей территории. Оказавшийся вдали от железной дороги Тобольск держался «наплаву» за счет своего губернского статуса и одновременно выступал как крупный торгово-транспортный центр Обь-Иртышского бассейна.

Принципиально новым явлением в анализируемой среде становится быстрорастущий Новониколаевск,- город с преобладанием третичных видов деятельности, предоставляемой им в трех сферах: транспорт и связь, торговля, финансы и кредит. Экономическую основу поселения составляли 1,5 тыс. торговых заведений и 300 товарных складов. Специфической чертой торгово-распределительного комплекса города становится его превращение в кооперативную столицу Сибири. К 1917 г. здесь действовали Сибкредитсоюз, отделение Московского народного банка, центральная контора «Закупсбыта», объединявшая снабженческо-сбытовые союзы всего региона (28 районных организаций с 2 млн. пайщиков). В то же время в промышленном отношении Новониколаевск явно отставал от своих более старших собратьев.

Особняком среди городов Западной Сибири в течение всего периода стояли многофункциональные Омск и Томск, перешагнувшие в начале ХХ в. стотысячные рубежи. Второй из них, уступив Новониколаевску функции транспортно-посреднического центра, превратился на рубеже веков в крупнейший научно-образовательный и культурный центр Сибири. Здесь действовало 70 начальных, 11 средних, 12 профессиональных , 3 высших учебных заведения, около 80 культурно-просветительных, научных и общественных организаций, выходило несколько больших ежедневных газет. В целом город являлся крупным промышленно-торговым и культурно-административным центром.

Обогнавший в начале века Томск по численности населения, Омск являлся крупнейшим промышленно-торговым и военно-административным центром региона. Хотя в течение второй половины XIX в. шло неуклонное сокращение доли военных и их семей в городском социуме, тем не менее здесь в конце XIX — начале ХХ вв. они вместе с чиновниками составляли 13,7 % от общей численности горожан. Омск был центром уезда, Акмолинской области, Степного генерал-губернаторства, военного округа, Сибирского казачьего войска, здесь находились управление железной дороги, судебная палата и т.д. Совсем не случайно в годы гражданской войны город стал столицей «белого» движения на востоке страны. Одновременно Омск являлся крупнейшим в регионе центром скупки сельскохозяйственной продукции, место дислокации отделений, филиалов и магазинов примерно 30 крупных российских и зарубежных фирм и акционерных обществ.

Таким образом, к 1917 г. из 21 города Западной Сибири большинство, а именно 13 имели по два определяющих направления деятельности или специализации. Среди них выделялись городские поселения (Камень-на-Оби, Новониколаевск) порожденные первым витком российской индустриализации. Барнаул, Бийск, Курган, Тобольск, Тюмень совмещали промышленно-торгово-административные функции, а два многофункциональных стотысячника Томск и Омск являлись соответственно промышленно-торгово-культурно-административными промышленно-торгово-военно-административным центрами Западной Сибири.

 

, , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко