Нематериальное культурное наследие Республики Тыва: практики сохранения и популяризации

 

Самушкина Е. В. Нематериальное культурное наследие Республики Тыва: практики сохранения и популяризации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2022. Т. 28. С. 927–932.

Исследование проведено в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0001 «Этнокультурное многообразие и социальные процессы Сибири и Дальнего Востока XVII–XXI в.».

В данном исследовании проанализированы практики сохранения и воспроизводства элементов нематериального культурного наследия тувинцев. На основе рассмотрения законов, программ, документов, представляющих деятельность республиканских органов управления, учреждений культуры, общественных организаций, представлены инструменты в области сбережения и трансляции неосязаемого культурного наследия. Выявлено, что актуализация живого творческого процесса традиционной культуры, защита передачи знаний и умений, принятие законов по охране, восстановлению и популяризации знаний и навыков в области неосязаемого достояния, фиксация практик, находящихся под угрозой уничтожения, представляется гарантией устойчивого развития местного сообщества. Показано, что оригинальной формой трансляции нематериального культурного наследия тувинцев становятся современные фестивали (Республиканский фестиваль «Монгункержек» / «Серебряное тесло»), на которых демонстрируют как традиционные практики и умения, так и современное состояние развития неосязаемого наследия, таким образом подтверждая тезис о динамичном характере наследия. Сохранение практик традиционной культуры соотносится с российскими и международными стандартами. Можно констатировать, что в Туве реализована модель наследования, популярная в Восточной Азии. В центре внимания таких патримониальных режимов — сбережение в первую очередь навыков и знаний индивидов как носителей технологий, а не материальных объектов и уникальных образцов архитектуры. Одним из эффективных способов приобретения информации о нематериальных ценностях в Туве обозначено постоянное совершенствование навыков и умений носителей наследия, а также их передача последующим поколениям. Показано, что нормативные документы ЮНЕСКО оказали влияние на форму перечней неосязаемого достояния. Несмотря на декларацию в республиканских документах намерений следовать нормам международного и российского права в области поощрения культурного многообразия, все охранительные законы, программы, перечни посвящены охране нематериальных ценностей титульной этнической группы. 

Понятие «культурное наследие» было сформулировано в первой половине XX в., однако широко стало использоваться начиная с 1950-х гг. Если ранее термин был связан с экономикой, с правом, в т. ч. семейным, то в середине XX в. в научных и общественных дискурсах его стали применять в сфере культуры. Параллельно шел процесс расширения области его использования: оно меняет форму от материального к нематериальному, меняет символическое значение, отсылает к различным эпохам и к постоянно обновляемым символам [11]. 

В настоящий момент делается акцент на динамическую составляющую культурного наследия и идентичностей. Наследие можно определить как то, что считается достойным сохранения, познания, даже прославления и передачи другому поколению. Некоторые исследователи предлагают рассматривать не объект наследия, а совокупность действий по наделению объектов патримониальным статусом, вводят понятие «патримонизация». Выбранные элементы культуры должны быть сохранены и переданы своим преемникам в этом же качестве [10]. 

Обсуждение проблемы сохранения и передачи традиционной/народной культуры, определения «нематериального культурного наследия» явилось реакцией на европоцентристский подход, зафиксированный во Всемирной конвенции 1972 г. На становление концепта «нематериальное наследие» большое влияние оказали режимы наследования, существующие в Японии и Корее [9]. 

В Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. в контексте Рекомендации о сохранении фольклора (1989), Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001), Стамбульской декларации (2000), акцент был сделан на важности сохранения культурного многообразия, в т.ч. как гарантии устойчивого развития сообществ. С одной стороны, проводилась идея о том, что процессы глобализации содействуют диалогу между представителями различных социальных групп, с другой — была обозначена проблема нетерпимости, исчезновения, разрушения и забвения объектов нематериального наследия, традиционной культуры. В качестве объектов неосязаемого достояния был выделен достаточно широкий круг культурных практик, а также связанные с ними материальные объекты и культурные ландшафты: устные традиции и формы выражения, включая язык, исполнительское искусство; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Целями конвенции формулировались достаточно стандартные для законодательных актов, посвященных наследию мероприятия: сохранение, уважение, привлечение внимания, организация международного сотрудничества касательно элементов нематериального культурного наследия [5, с. 3–6]. 

Важным нововведениям явилось признание за самими группами, а также в редких случаях за индивидами права формировать реестры. Государствам-участникам вменялось поощрять низовую инициативу по включению в перечень объектов нематериального наследия, активно привлекать членов сообществ в программы по популяризации и сохранению, препятствие отрыву наследия от его контекста или естественной среды, гарантировать должную защиту прав сообществ, групп и отдельных лиц, которые являются создателями, носителями этого наследия и обеспечивают его [5, с. 3–6, 81–82]. В руководстве по управлению была сформулирована мысль о трансформационном характере наследия в городской и сельской среде, о взаимосвязи с исторической памятью сообществ.

ЮНЕСКО было рекомендовано составлять списки культурных практик, в т. ч. выраженных в материальной форме, на национальном и международном уровнях. В различных странах принципы наделения статусом объекта не совпадали с международной практикой [5, с. 10]. Отдельный раздел руководства по управлению нематериальным культурным наследием был посвящен туризму. Государственные органы, общественные организации, частные лица должны демонстрировать уважение к охране нематериального культурного наследия, находящегося на территории отдельных групп и лиц. Группы, за которыми закреплено обладание культурной практикой, объявляются бенефициарами, имеющими в т.ч. голос в управлении туристическими объектами в местах расположения нематериального наследия. Нематериальное культурное наследие должно быть сохранено от влияния со стороны въездного туризма, замены смыслов, вырывания из контекста в угоду зрелищности и в расчете на экзотизацию культурной практики [5, с. 90–91]. 

«Тыванын ус-шеверлер оваазын дагыыры» (Освящение "Оваа мастеров Тувы”) (22 июня 2019). Фото предоставлено автором.
«Тыванын ус-шеверлер оваазын дагыыры» (Освящение Оваа мастеров Тувы”) (22 июня 2019).
Фото предоставлено автором.

В 2016 г. на Х сессии Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия были приняты этические принципы его охраны. За группами было закреплено право сохранять и передавать обычаи, технологии. Сообществам была отведена главная роль в обозначении угроз, к которым прежде всего отнесли деконтекстуализацию и коммодификацию, искажение информации об объектах. При этом отмечалось, что необходимо уделять особое внимание уважению этнической самобытности. [5, с. 139–140]. Доступ к памятным местам, документам, природным и культурным пространствам не должен быть ограничен. Каждая группа определяет степень значимости практик, относящихся к неосязаемому достоянию вне зависимости от внешних ценностных суждений. Создатели нематериального наследия должны находиться под защитой. 

Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. в РФ не ратифицирована. На национальном уровне были приняты следующие документы: Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009–2015 гг. 2022 г. был объявлен Годом культурного наследия России. В РФ функцию составления реестра выполняет Государственный Дом народного творчества имени В. Д. Поленова. 

Объекты неосязаемого достояния, представляющие Республику Тыва, распределены по четырем категориям: мифологические представления и верования, этнографические комплексы; конфессиональные практики в народной культуре; народное исполнительство и традиционные технологии. Описание объектов нематериального наследия приводится в свободной форме, представлено описание культурных практик, прилагаются тексты, звуковые записи и видеофайлы с места сбора источников, зафиксированы как элементы неосязаемого наследия этнической группы (тувинцев), представителей коренных малочисленных групп (тувинцы-тоджинцы), так и отдельные носители наследия. 

Главным республиканским законодательным документом, определяющим положение в области культуры и охраны исторического, культурного и духовного наследия, стала Конституция Республики Тыва.

«Тыванын ус-шеверлер оваазын дагыыры» (Освящение Оваа мастеров Тувы”) (22 июня 2019). Фото предоставлено автором.
«Тыванын ус-шеверлер оваазын дагыыры» (Освящение Оваа мастеров Тувы”) (22 июня 2019).
Фото предоставлено автором.

«Республика Тыва, — говорится в документе, — обеспечивает возрождение национальной культуры, художественного наследия, поддерживает национальные традиции и обычаи, гарантирует право на сохранение языков населяющих ее народов, создает условия для развития их национальной и культурной самобытности» [4].

В субъекте РФ гарантируют сохранность памятников истории, культуры и религии, принимают меры к «возвращению в установленном порядке исторических, культурных и духовных ценностей из-за ее пределов». 

На региональном уровне закон, посвященный нематериальному культурному наследию Республики Тыва, вступил в силу 25 декабря 2012 г., с дальнейшей редакцией в 2016 г. В нем дается следующее определение нематериального культурного наследия: это

«обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» [3]. 

В обозначении охраны нематериального культурного наследия Республики Тыва использовано словосочетание «обеспечение жизнеспособности», под которым подразумевается его идентификация, документирование, исследование, сохранение, защита, популяризация, повышение его роли, передача институтами образования. Так же, как и в законодательстве международного уровня, описаны представления о носителях материального наследия, к которым относят индивидов или группы, вносящие решающий вклад в воплощение, сохранение и передачу нематериального культурного наследия Тувы. Как и в Конвенции по сохранению нематериального наследия, разработанной ЮНЕСКО, в законе выделяют пять областей его бытования. Критериями для отнесения объекта к списку является историческая и культурная значимость для населения, проживающего на территории субъекта; уникальность, художественная ценность; востребованность элемента культуры с точки зрения репрезентации сообщества; взаимосвязь через объект нематериальной культуры с предками, демонстрация культурного разнообразия региона и уважение к культурной самобытности групп, проживающих в Туве. Передача нематериального культурного наследия возлагается на учреждения образования, культуры и науки. 

В Туве сформулирован свой список объектов нематериального культурного наследия. В перечень были выбраны знания, связанные с астрологией, экологией, воспитательные практики, кулинарные традиции, технологии, связанные с обработкой различных материалов, приемы изготовления предметов обихода и хозяйства, ювелирное искусство и т. д. Cоставлен список объектов нематериального культурного наследия, нуждающихся в первоочередной охране. Тувинское камнерезное искусство планируется представить в ЮНЕСКО. 

В 2010 г. в республиканском правительстве обсуждался проект закона об охране сакральных объектов (священных мест), который должен был стать логичным дополнением к законодательству о нематериальном культурном наследии. Закон должен был регулировать использование значимых для населения республики территорий, способствовать восстановлению традиций и верований, содействовать охране сакральных мест. Под сакральными объектами в настоящем законе предлагалось понимать элементы природного и историко-культурного ландшафта, используемые для отправления обрядов и являющиеся значимыми в смысле взаимодействия с природой. Однако по причине несоответствия с федеральным законодательством, закон не был одобрен и не вошел в силу. 

В 2015 г., в год народных традиций в Туве, Глава РТ предложил проект по созданию этнокультурных заповедников в целях сохранения кочевого скотоводства, а значит и традиций коренного тюркоязычного населения региона. По мысли Главы, только таким образом можно сохранить «древнее занятие народа», оградить кочевников от надвигающихся изменений. Это необходимо сделать для того, чтобы потомки изучали историю и обычаи не по данным архивов, а сами были частью этого мира, передавали живую традицию от поколения к поколению. 

Важной частью нематериального культурного наследия для субъекта федерации являются народные художественные промыслы. В 1999 г. был принят Закон Республики Тыва «О народных художественных промыслах» [1999]. На базе этого документа в 2013 г. был разработан новый Закон Республики Тыва «О народных художественных промыслах в Республике Тыва», с последующей редакцией в 2016 г. Его целью является кодификация процессов, связанных с «сохранением, возрождением и развитием народных художественных промыслов в Республике Тыва». Соответствие изделий категории народных художественных промыслов, как типовых образцов, так и уникальных предметов, осуществляется членами художественно-экспертного совета. Согласно девятой статье документа, было введено такое определение как «места традиционного бытования народных художественных промыслов» [2]. В 2019 г. эти локусы были установлены, и вышло соответствующее постановление с их перечнем [6]. 

Конкурс-выставка и ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республика Тыва (21 июня 2019). Фото предоставлено автором.
Конкурс-выставка и ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республика Тыва
(21 июня 2019). Фото предоставлено автором.

По данным, переданным Министерством культуры и информационной политики РТ, в Туве сохраняются традиционные центры художественных промыслов, особенно на локальном уровне. Согласно мнению сотрудников профильного министерства, в перечень традиционных промыслов, имеющих высокую степень сохранности и широкий круг мастеров, обладающих знаниями и умениями в области технологий, были отнесены: кузнечное ремесло (ковка, литье, чеканка, в основном при изготовлении предметов конской упряжи), ювелирное ремесло (женские серебряные украшения гравировкой и инкрустацией из полудрагоценных камней), обработка кожи (аппликация и тиснение, сосуды для кумыса, седельные чепраки и т.д.), резьба по дереву и камню.Отмечалось, что техники производства передаются молодому поколению, в т.ч. через сеть профессионально-технических училищ и художественных школ. Сотрудниками Министерства было отмечен высокий художественный уровень ремесленных изделий, востребованность на рынке. Несмотря на наличие высокого спроса, изделия в основном изготавливают не на продажу. В рамках деятельности по восстановлению и популяризации технологий народных промыслов стали открывать предприятия, на которых производят юрты и их внутреннее убранство, традиционные музыкальные инструменты, конскую упряжь, этническую одежду и украшения, сувениры. 

Конкурс-выставка и ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республика Тыва (21 июня 2019). Фото предоставлено автором.
Конкурс-выставка и ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республика Тыва
(21 июня 2019). Фото предоставлено автором.

В 2008 г. Правительством РТ был учрежден «Центр развития традиционной культуры и ремесел». В рамках деятельности данной организации большое внимание было уделено работе с носителями нематериального культурного наследия, сохранению и восстановлению знаний и технологий традиционного производства. Знаковым мероприятием в сфере сохранения и популяризации нематериального культурного наследия стал Республиканский фестиваль «Монгункержек» / «Серебряное тесло», учрежденный сотрудниками центра в 2018 г. Местом проведения фестиваля было выбрано с. Кызыл-Даг, рассматриваемое в качестве родины тувинского камнерезного искусства и включенное в список мест традиционного бытования народных художественных промыслов. По мысли его организаторов, проведение мероприятия в Кызыл-Даге должно было содействовать закреплению его статуса ведущего центра тувинского декоративно-прикладного искусства, способствовать включению изделий местных мастеров в ассортимент туристического рынка Республики Тыва, а самого мероприятия в пространство событийного этнотуризма. 

Программа фестиваля состоит из персональной экспозиции уже титулованного мастера или мастерицы, конкурса-выставки промыслов и образцов декоративно-прикладного искусства, где зрителей знакомят с современными ремесленными технологиями, мастер-класса по изготовлению традиционной утвари, проведения обрядов «дагылда» по освящению священных мест (целебного источника «Бел» и «Оваа мастеров Тувы»), концертов с презентацией традиционных концертных жанров и музыкальных инструментов, ярмарки изделий народных промыслов. 

Конкурс-выставка и ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республика Тыва (21 июня 2019). Фото предоставлено автором.
Конкурс-выставка и ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Республика Тыва (21 июня 2019). Фото предоставлено автором.

В тесном сотрудничестве с «Центром развития традиционной культуры и ремесел» работает учрежденная в 2020 г. Региональная общественная организация «Культурное наследие», ставящая перед собой цель изучение, сбережение, восстановление, популяризацию достояния тувинцев. Ее члены призваны разрабатывать «методики интеграции традиционной культуры в современную жизнь», проводить мероприятия, популяризирующие традиционные культурные практики, принимать участие в национальных и региональных проектах по сбережению достояния; изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, осуществлять консультации по проведению семейных обрядов и праздников, налаживать связи с международными неправительственными организациями, исследовательскими институтами и фольклорными центрами по профилю своей деятельности. 

Понятие наследия в Республике Тыва на уровне административных практик, деятельности общественных организаций трактуется широко. Оно охватывает нематериальные ценности (язык, праздники, традиции, произведения фольклора, ремесленные умения и навыки и проч.), связанные с памятниками и объектами, которые вписываются в социальный и культурный контекст, в котором они были созданы. Вокруг объектов нематериального достояния формируется современная идентичность тувинцев. Культурные практики представляются в качестве ресурса экономического развития, прежде всего туристического бизнеса. Списки, подготовленные специалистами федерального учреждения, отличаются от реестра, сформированного в регионе. В Туве стала популярна модель наследования, распространенная в странах Юго-Восточной Азии, где неосязаемое наследие, сохранение и передача знаний и умений, мастерства являются одними из центральных патримониальных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Республики Тыва «О народных художественных промыслах». 1999. URL: https://docs.cntd.ru/document/802048839 (дата обращения: 19.10.2020). 
  2. Закон Республики Тыва «О народных художественных промыслах в Республике Тыва». 2013, ред. 2016. URL: https://docs.cntd.ru/document/460122404 (дата обращения: 19.10.2020). 
  3. Закон Республики Тыва «Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва». 2012, ред. 2016. URL: https://docs.cntd.ru/document/453363273 (дата обращения: 07.10.2020). 
  4. Конституция Российской Федерации. Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_28600271.htm (дата обращения: 03.04.09). 
  5. Основные тексты Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2016. URL: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2016_version-RU.pdf (дата обращения: 22.10.2020). 
  6. Постановление «О местах традиционного бытования народных художественных промыслов в Республике Тыва. URL: https://docs.cntd.ru/document/561696104 (дата обращения: 12.09.2022). 
  7. Рекомендация о сохранении фольклора от 15 ноября 1989 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/902084650 (дата обращения: 27.07.2021). 
  8. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 27.08.2021). 
  9. Bortolotto Ch. L’Unesco comme arène de traduction La fabrique globale du patrimoine immatériel // Gradhiva. 2013. № 18. URL: http://journals.openedition.org/gradhiva/2708 (дата обращения: 19.01.2018). 
  10. Davallon J. À propos des régimes de patrimonialisation : enjeux et questions. Patrimonialização e sustentabilidade do património: refl exão e prospectiva. Lisboa, 2014. URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01123906 (дата обращения: 18.04.2021) 
  11. Le Hégarat T. Un historique de la notion de patrimoine. URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01232019/ document (дата обращения 14.09.2013).

, , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко