СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Положение элит в разные периоды российской истории
- 2 Сравнение контрастных случаев
- 3 Государственная служба, престижное потребление и грузинская знать
- 4 Остзейские немцы и международный рынок бюрократического труда
- 5 Внешняя коммерция, польские магнатства и шляхетский габитус
- 6 Государственный протекционизм и лояльность: от «державы» Строгановых до советской Белоруссии
- 7 Силовое предпринимательство вольных казаков (3)
- 8 «Нестяжательство» — характерная черта казацкого габитуса
- 9 Лояльность государству как защитнику от местных угроз
- 10 Метаморфоза в сфере безопасности и конец вольной шляхты
- 11 Этническая сплоченность, приверженность сильному лидеру — неоднозначность эффектов для лояльности
- 12 Неформальные сети доверия как альтернатива лояльности официозу
- 13 Три типа обеспечения элитарных забот
Розов Н. С., Филиппов С. И. Лояльность местных элит центральной власти в России: общие условия и особенности социально-исторического контекста // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 81. С. 140–151. doi: 10.17223/1998863Х/81/13
Статья посвящена исследованию факторов и институциональных механизмов складывания разных уровней лояльности национальных / местных элит по отношению к центральной власти в России на основании сопоставления случаев высокой и низкой лояльности из истории Российской империи и СССР.
Положение элит в разные периоды российской истории
Российское государство со времен Московского царства создавалось и существовало в форме поликонфессионального и полиэтнического общества, внутренняя политика которого во многом определялась разнообразным и исторически менявшимся характером взаимодействия центральной власти с местными (1) элитами.
В царской России местные элиты инкорпорировались в состав господствующего класса империи, как например, остзейское рыцарство, грузинское дворянство, казацкая верхушка, но могли подвергнуться депривации, как часть польской шляхты. В советский период формировались новые национально-территориальные элиты и институты, поддерживающие их воспроизводство: национальные республики и автономии разного уровня с собственными системами образования и науки, средствами массовой информации и национальными литературами.
Характер взаимодействия центральной власти с местными элитами представим в виде переменной с верхним полюсом инкорпорации, сотрудничества, лояльности и нижним полюсом депривации, отчуждения, враждебности. Лояльность выступает в качестве желательного для правящего центра базового отношения между политическими акторами разного уровня в обществах с такого рода «непрямым» управлением. Несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов в области политической лояльности (О. В. Гаман-Голутвина, Г. М. Дерлугьян, А. И. Миллер, С. В. Нефедов, Л. Ф. Писарькова, В. А. Тишков, С. В. Чешко, М. Гарселон, А. Каппелер, Т. Мартина, Д. Пономарева, Г. Симон и др.), проблема условий, определяющих лояльность или нелояльность индивидов и групп по отношению к государственным и властным институтам, а также к этническим, конфессиональным и другим сообществам, остается нерешенной.
Исходное предположение состоит в том, что лояльность подчиненных (индивидов, организаций, сообществ или социальных слоев со сходными установками) к начальству (вождю, монарху, правящей группе, центральному правительству) тем выше, чем более они видят в нем инстанцию или обеспечивающее сообщество, которое удовлетворяет их базовые социальные стремления или заботы — надежно предоставляет им социальный статус с соответствующими гарантиями безопасности, символическим престижем и достойным благосостоянием, доступом к экономическим ресурсам [3, p. 22–28]. Заботы выполняются благодаря и при активности обеспечивающих структур, в том числе социальных практик, установок сознания и поведения, ассоциирующихся с теми или иными социальными группами (габитусов), и институтов с правилами взаимодействия [16, с. 33–34].
Сравнение контрастных случаев
В целях уточнения причин динамики лояльности рассмотрим случаи относительно высокого и низкого уровня лояльности местных элит. Объединенные в пары случаи сходны друг с другом по существенным признакам: исторический период и / или регион проживания, доля элит в общем населении и др. При этом они резко отличаются друг от друга по уровню лояльности в отношении центральной власти (табл. 1).
Таблица 1. Пары контрастных случаев
Случаи с относительно низким уровнем лояльности | Случаи с относительно высоким уровнем лояльности |
Польская шляхта (XIX — начало XX в.) | Остзейское рыцарство (XVIII — начало XX в.) |
Донское казачество (XVII в.) | Донское казачество (XIX — начало XX в.). Сибирское казачество (XVII — начало XX в.) |
Яицкое казачество (XVI — первая половина XVIII в.) | «Держава» Строгановых (XVI–XVII вв.) |
Грузинская элита (первая треть XIX в. (до наместничества М.С. Воронцова на Кавказе) | Грузинская элита (середина XIX — начало XX в.) |
Литовская позднесоветская элита (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) | Белорусская позднесоветская элита (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) |
Латвийская позднесоветская элита (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) | Казахская позднесоветская элита (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) |
Результаты анализа представлены в ряде публикаций [17, с. 276–308; 19–25]. Рассмотрим различные институциональные контексты, а также проиллюстрируем их описанием ярких контрастных случаев (не)лояльности.
Государственная служба, престижное потребление и грузинская знать
Структурами, обеспечивающими социальный статус, символический престиж элит и приемлемый для них уровень доходов, являются государственная служба, а также казенные и частные кредитно-финансовые институты, сети поставок предметов престижного потребления для представителей элиты.
Ярким примером лояльных национальных элит, благополучие и достойный уровень потребления которых обеспечивались прежде всего государственной службой, является грузинское дворянство с середины XIX по начало XX в. Ранее весьма своевольные представители «туземной» аристократии были инкорпорированы в институты государственной службы. Кроме того, в период наместничества М. С. Воронцова на Кавказе (1844–1854 гг.) они были успешно вовлечены в образ жизни имперского дворянства с практиками престижного потребления в этой среде. Были созданы привлекательные для грузинской знати позиции в системе местного государственного управления и армии. Эти позиции, по крайней мере частично (наряду с кредитом), обеспечивали им приемлемый уровень благосостояния, что укрепило их зависимость от империи.
Потребность грузинской знати в денежных средствах для оплаты престижного образа жизни стала стимулом для усиления эксплуатации крестьянства, а это снизило опасность солидарных действий элит и низовых слоев против центральной власти [8, с. 90–105].
Остзейские немцы и международный рынок бюрократического труда
В условиях слабости государственных институтов как структур, обеспечивающих благосостояние и приемлемый уровень потребления, доступной альтернативой для элит является поступление на гражданскую или военную государственную службу за пределами своего отечества. Так поступали многие остзейские немцы, переходившие на русскую, шведскую, польскую и даже турецкую службу и нередко занимавшие весьма высокие должности (2) [11, с. 29–33].
Условиями успешности такой стратегии были документально подтвержденный и не вызывающий сомнений формальный статус, необходимый для занятия престижных позиций на гражданской службе, а также особый остзейский габитус: мировоззренчески-ценностные нормы, ментальные установки, поведенческие практики: дисциплинированность, аккуратность, исполнительность и, конечно, лояльность. Все эти качества очень высоко ценились на тогдашнем международном бюрократическом рынке.
Внешняя коммерция, польские магнатства и шляхетский габитус
Производство продукции, пользующейся спросом на внешних рынках, а также включенность элит в посреднические сети, позволяющие организовать поставку и продажу данной продукции за границу, обусловливают относительно низкую лояльность по отношению к центральной власти, снижая зависимость благосостояния элит от государства.
Примером здесь выступают польско-литовские магнаты. Их благосостояние обеспечивало включенность в сети поставок зерна, производимого на периферии мировой системы и продаваемого в ее ядро. С начала XVI в. — после выхода из демографической и экономической стагнации и благодаря росту городов — в Западной Европе растет спрос на зерно, а колонизация Украины с ее черноземами и победа на Орденом, обеспечившая выход к портам Балтийского моря, позволяет магнатам организовать производство зерна и его экспорт [1, p. 291; 4. с. 260–278].
Доходы от внешней торговли инвестировались в силовые ресурсы, сопоставимые по своей мощи с государственной армией. Частные армии магнатов состояли из беднейшей элитной страты Польско-Литовской «Республики» — безземельной (чиншевой) шляхты. Кроме того, «чиншевики» обеспечивали престиж и политическое влияние «своему» магнату в сеймах и сеймиках — органах управления Речи Посполитой — в обмен на возможность практически даром арендовать у него землю, что было едва ли не единственным способом обеспечения достойного уровня жизни безземельной шляхты.
Таким образом, в условиях слабости и неразвитости государственных институтов и престиж магнатов, и благополучие безземельной шляхты утверждались своеобразным симбиозом взаимной поддержки в форме патрон-клиентских сетей.
Поскольку шляхта не обладала формальным статусом, ей приходилось его постоянно отстаивать и демонстрировать, в том числе агрессивным поведением, готовностью защитить собственную честь или утвердить ее оружием, демонстрируя бесстрашие, удаль и мужество. Так формировался особый габитус дерзкой и вольнолюбивой польской элиты, к которой никак не прививались чиновничьи добродетели послушания и почитания начальства, тем более этнически чуждого.
Государственный протекционизм и лояльность: от «державы» Строгановых до советской Белоруссии
Если государство обеспечивает конкурентные преимущества в процессе производства и / или реализации продукции, то зависимость успеха коммерции от государства растет, и это повышает лояльность местных элит по отношению к центральной власти.
Примером является династия промышленников Строгановых, благосостояние которой основывалось на добыче соли и соляной торговле. Строгановы были ориентированы на внутренний рынок, поскольку цены на соль в России были выше, чем в Европе [7, с. 300; 26, с. 146]. В силу того, что соль была жизненно необходимым продуктом, было выгодно и естественно включить в ее цену налог, что делали многие государства, в том числе и Россия. Приходилось пресекать производство и продажу соли помимо подконтрольных государству каналов. Политика подавления конкуренции была весьма выгодна Строгановым как монополистам на этом рынке.
Ориентированными на внутренний рынок и зависимыми от государственной поддержки были также позднесоветские белорусские партийно-хозяйственные элиты и население республики. На территории Белоруссии были размещены крупные промышленные предприятия, как правило, значительно удаленные как от конечных потребителей, так и от источников сырья и энергоносителей. Они были интегрированы в экономическую систему СССР в целом и шире — в зону Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) [18, с. 148]. Сети получения ресурсов и сбыта продукции через поддержку союзного центра стали структурами, обеспечивающими благосостояние и высокую лояльность местных элит.
Силовое предпринимательство вольных казаков (3)
Если институты и сети, связанные с государственной службой или протекцией, не обеспечивают благосостояние и приемлемый уровень потребления, то элиты склонны ориентироваться на другие доступные им обеспечивающие структуры. Их предпочтение может быть вынужденным, обусловленным депривацией низших и средних элитных страт. Такие слои, особенно обладающие средствами и навыками применения насилия, например, после завершения войн и увольнения военнослужащих / сокращения численности военно-служилого сословия, страдали от падения своих доходов и соответствующей утраты престижного социального статуса. Примером депривированных элит такого рода является волжское казачество, которое частично сложилось в XVI в. из представителей военно-служилого класса Казанского и Астраханского ханств [28, с. 223–224].
Особым случаем являются неформальные военизированные сообщества, члены которых извлекают доход путем угрозы применения насилия, навязывания своей защиты через принуждение. Такими силовыми практиками, позже получившими название «рэкет», занимались донские и запорожские казаки в XVII в. (4) Если структуры такого рода по каким-либо причинам уже не обеспечивали желаемый уровень благосостояния, то их участники вступали в своеобразный «торг» с государством за жалованье, в том числе в форме казачьих бунтов, восстаний.
«Нестяжательство» — характерная черта казацкого габитуса
Следует отметить, что участие в эгалитарных военизированных сообществах как обеспечивающих структурах сопряжено с существенными издержками для их верхушки, поскольку распространенные там нормы и практики препятствуют накоплению и передаче по наследству богатства. Известно пренебрежительное отношение казаков к богатству — они не чурались дорогих нарядов, но очень легко расставались с добытыми материальными ценностями. Так, например, вели себя «разинцы» в 1669 г., продавая астраханцам дешево дорогие ткани и просто раздавая народу деньги [15, с. 110].
Процедура заключения брака и его расторжения не была формализована и носила весьма упрощенный характер, что ставило под вопрос легитимность подобного рода браков и, как следствие, правовой статус потомков, возможность наследования символического и материального капитала [9, с. 217–234].
Полновластие коллективных органов управления, например казачьего круга, серьезно ограничивает влияние атаманов, старшин и сохранение их властных позиций. Казачья верхушка обычно стремится к преодолению издержек, связанных с участием в подобного рода эгалитарных структурах, — сохранению и приумножению материального благосостояния, административно-политического влияния и конвертации всего этого в более-менее признаваемые за пределами неформальных военизированных сообществ символические статусы. Поэтому атаманы вступают в союз с правительственной администрацией, оказывая ей содействие в ликвидации самоуправления [14, с. 23].
Лояльность государству как защитнику от местных угроз
Если безопасность элит эффективно обеспечивается государством, то степень их лояльности относительно высока.
Потенциальная угроза безопасности может исходить от подвластного населения, если между населением и элитами существует относительно высокая культурная, социальная, лингвистическая дистанция (например, немецкоязычное остзейское дворянство и подвластное, неполноправное коренное население Остзейского края, состоящее из латышей и эстонцев (XVIII–XIX вв.), партийно-советская русскоязычная элита и местное чисто казахское население), в особенности, если те или иные этносоциальные группы выполняют репрессивные функции и / или осуществляют принуждение, что обусловливает взаимное отчуждение.
Примерами этносоциальных групп такого рода являются казаки XIX — начала XX в., активно используемые царским правительством для подавления внутренних протестов, а также остзейские немцы (недворяне), служащие в имениях русских помещиков. Они рационализировали организацию помещичьих хозяйств в том числе за счет усиления эксплуатации крестьян, вызывая горячую ненависть в свой адрес именно как к «немцам». Расправу над одним таким управляющим — Христианом Христианычем — описывает Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Метаморфоза в сфере безопасности и конец вольной шляхты
Если безопасность элит обеспечивается ими самими, то лояльность их государственной власти относительно низка. Обеспечивающими структурами в данном случае являются патрон-клиентские сети, в состав которых входят лица, обладающие средствами и навыками применения насилия, подчиняющиеся патрону, например частные армии польских магнатов. Составлявшие эти армии безземельные шляхтичи были исключены из состава дворянства в 1830–40-е гг. (5), они платили чисто символическую плату за аренду земли, с которой кормились.
После инкорпорации части польских земель в Российскую империю и распространения на территорию Царства Польского имперских законов и системы управления, а также в связи с ростом стоимости аренды земли в 1860–70-е гг. воинственная шляхта оказалась просто не нужна польским помещикам. Безземельные шляхтичи превратились в реликтовую социальную группу, функции которой (обеспечение безопасности и престижа патронов) в новых социально-политических условиях стала ненужной. «Шляхетская республика» была ликвидирована, автономия Царства Польского была существенно ограничена при вхождении в состав Российской империи. Вооруженные силы шляхты показали низкую эффективность по сравнению с регулярной царской армией, что проявилось в поражении польских восстаний 1830 и 1864 гг. Эти силы перестали быть востребованными, и чиншевая шляхта с помощью русской армии и казаков была изгнана с арендуемой земли [6, с. 933–934].
Этническая сплоченность, приверженность сильному лидеру — неоднозначность эффектов для лояльности
Участие в принятии решений для элит обеспечивается карьерой в формальных институтах государственной службы (в зависимости от позиции в иерархии), что обусловливает высокий уровень лояльности по отношению к охватывающему институту. Условия успешной служебной карьеры уже упоминались выше – это происхождение, исполнительность, дисциплинированность, а также «связи» — степень вовлеченности в неформальные сети взаимодействий с сильным и авторитетным лидером. При этом возможность принимать решения зависит от степени близости к лидеру.
Примером такого рода сообществ являются остзейские дворяне, продвижение по служебной лестнице которых было обусловлено также взаимной поддержкой по национально-сословному принципу — активной протекцией по отношению к землякам отличался, например, знаменитый мореплаватель И. Ф. Крузенштерн [12, с. 266–280].
Высокая степень влияния глав таких сообществ, вокруг которых складывается своя клиентела, в том числе из числа государственных служащих, может обусловливать и низкий уровень лояльности по отношению к государству, примером чего выступает позднесоветская литовская партийно-государственная во главе с несменяемым первым секретарем ЦК КПЛ А. Снечкусом. Корпоративная солидарность и лояльность по отношению к лидеру имеет в такого рода структурах большее значение, чем приверженность формальным нормам. Она обеспечивается участием в противоречащих официальным идеологиям и системам ценностей ритуалах.
А. Бразаускас, первый секретарь ЦК КПЛ в 1988–1989 гг., а также первый президент независимой Литвы подчеркивает, что в советское время государственные служащие, как и он сам, праздновали Рождество в домашней обстановке, не опасаясь при этом доноса со стороны своих литовских коллег (цит. по: [2, p. 96]).
Неформальные сети доверия как альтернатива лояльности официозу
Примером привилегированной социальной группы, для представителей которой участие в неформальных сетях доверия единомышленников было важнее формальной карьеры, является позднесоветская научно-академическая интеллигенция из научных городков. В этой среде распространялись критические настроения по отношению к советскому строю и официальной идеологии, а также практики, явно противоречившие официальным ритуалом: чтение и распространение «самиздата», организация концертов исполнителей со «спорным репертуаром», а также художественные выставки, не соответствовавшие канонам социалистического реализма.
Партийная карьера для ученых таких центров выглядела малоперспективной и ведущей в тупик. Зарплата секретаря горкома была значительно ниже, чем научного сотрудника статусного учреждения. В местном обкоме партфункционеров из академгородков и «почтовых ящиков» воспринимали как чужаков, в Москве же все места были уже заняты [27].
Коллегиально-дружеские сети доверия не обеспечивали четко определенного, устойчивого статуса и влияния их участников. Авторитет в сообществах такого рода требовал постоянного подтверждения и предполагал непрерывную проверку. Перечисленные выше практики были ритуалами внутригрупповой солидарности, воспроизводившими доверие между участниками неформальных групп и сетей взаимодействия.
Три типа обеспечения элитарных забот
Сравнительный анализ национальных и местных элит показал, что их базовые социальные заботы обеспечиваются структурами трех основных типов:
- иерархические военно- и гражданско-бюрократические институты, присваивающие формальные статусы с соответствующим материальным вознаграждением и символическим престижем;
- патрон-клиентские сети;
- самоуправляющиеся эгалитарные сообщества.
Карьера в государственных структурах доступна, прежде всего, для претендентов, уже обладающих подтвержденным формально престижным статусом и / или демонстрирующих качества, востребованные в иерархических военно- и гражданско-бюрократических институтах, таких как исполнительность, дисциплинированность и аккуратность, контроль аффектов и подавление агрессии.
Условием образования сетей патрон-клиентского типа является наличие акторов, обладающих значительными ресурсами (экономическими, властно-организационными, символическими), которые обеспечивают им определенную независимость от местной, а подчас и от центральной власти. Служба патрону может быть привлекательной, особенно для представителей средних и низших элитных страт. От них ожидается демонстрация безусловной личной преданности, в том числе действиями и участием в ритуалах, противоречащих официальным нормам.
Самоуправляющиеся эгалитарные сообщества как обеспечивающие структуры являются предпочтительными для депривированных представителей средних и низших элитных страт либо для претендентов в элиту. Успешная карьера последних в госструктурах невозможна в силу отсутствия формального статуса, а также из-за специфических черт габитуса, характерных для неформальных эгалитарных сообществ, но неприемлемых для иерархических военно- и гражданско-бюрократических институтов. Сюда относится
обостренное чувство собственного достоинства, в том числе нежелание подчиняться, демонстративная агрессивность как средство подтверждения собственного статуса, презрение к символическим атрибутам социального престижа.
ЛИТЕРАТУРА
- Frost R. The Oxford History of Poland-Lithuania. Vol. I: The Making of the Polish- Lithuanian Union, 1385–1569. Oxford University Press, 2015. 564 p.
- Lieven A. The Baltic Revolution. Estonia, Latvia, Lithuania and the Path to Independence. Yale University Press, 1993. 454 p.
- Mann M. The Sources of Social Power. Vol. 1: A History of Power from the Beginning to AD 1760. Cambridge University Press, 1986. 578 p.
- Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2010. 512 с.
- Беккер С. Миф о русском дворянстве. М.: Новое лит. обозрение. 2004. 352 с.
- Бовуа Д. Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793–1914). М.: Новое лит. обозрение, 2011. 1008 с.
- Введенский А. А. Дом Строгановых. М.: Соцэкгиз, 1962. 306 с.
- Дерлугьян Г. М. Как устроен этот мир. Наброски на макросоциологические темы. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. 384 с.
- История казачества азиатской России: в 3 т. Т. 1: XVI — первая половина XIX века / ред. Н. А. Миненко и др. Екатеринбург: НИСО Уро РАН, 1995. 316 с.
- Каппелер А. Россия — многонациональная империя. М.: Традиция, 2000. 344 с.
- Катин-Ярцев М. Ю. Балтийско-немецкое дворянство на российской службе. XVII — конец XVIII в. // Вестник МГУ. История. 2000. № 2. С. 25–50.
- Копелев Д. Н. На службе империи. Немцы и Российский флот в первой половине XIX века. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в СПб., 2010. 338 с.
- Куц О. Ю. Донское казачество в период взятия Азова до выступления Разина (1637– 1667). СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 392 с.
- Мальцев Д. Как готовили «поход на индус» // Родина. 2011. № 7. C. 22–24.
- Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та,1996. 512 с.
- Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали когнитивные и речевые способности. Новосибирск: Манускрипт, 2022. 355 с.
- Розов Н. С., Пустовойт Ю. А., Филиппов С. И., Цыганков В. В. Революционные волны в ритмах глобальной модернизации / под науч. ред. Н.С. Розова. М.: Красанд, 2019. 408 с.
- СССР после распада / под общ. ред. О.Л. Маргания, Д.Я. Травина. СПб.: Экономическая школа, 2007. 544 с.
- Филиппов С. И. Критические настроения позднесоветской научно-академической интеллигенции в историческом и социокультурном контексте // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 2, ч. 1. С. 68–85.
- Филиппов С. И. Условия лояльности «национальных» элит в имперский период российской истории // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19–21 октября 2016 года): материалы V Всерос. социол. конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров [Электронный ресурс]. М.: Рос. о-во социологов, 2016. (DVD ROM). С. 5406– 5414.
- Филиппов С. И. Условия лояльности военно-служилой и торгово-промышленной администрации по отношению к центральной власти // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15, № 2, ч. 2. С. 391–408.
- Филиппов С. И. Условия лояльности национальных элит к центральной власти в советский период российской истории // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч. 1. С. 230–248.
- Филиппов С. И. Условия ответственности военно-гражданской администрации России (XVII — начало XX в.) // Вестник Омского государственного университета. 2019. Т. 24, № 1. С. 111–117.
- Филиппов С. И. Условия солидарности элит и внеэлитных групп населения // Идеи и идеалы. 2018. Т. 1, № 1. С. 57–66.
- Филиппов С. И. Феномен «бегства» советских элит в ряды оппозиции в конце 1980-х — начале 1990-х гг: макросоциологический анализ // Идеи и идеалы. 2021. Т. 1, № 2, ч. 1. С. 92– 109.
- Флоря Б. Н. Торговля России со странами Западной Европы в Архангельске (конец XVI — начало XVII в. // Средние века. 1973. № 36. С. 129–151.
- Хандожко Р. И. Территория политической аномалии: партийная жизнь в советском атомном городе 1950–1960-х годов // Шаги–Steps. 2016. Т. 1, № 2. С. 167–169.
- Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М.: НПО «Инсар», 1991. 318 с.
ПРИМЕЧАНИЯ
(даны в круглых скобках)
- Под местными элитами здесь понимаются представители элит, которые идентифицируются как по этнонациональному принципу (польская шляхта, немецко-балтийское рыцарство, грузинское дворянство, позднесоветская литовская партийно-советская элита и др.), так и по территориальному (промышленники Строгановы и их клиентела, казачьи войска и др.).
- Во время правления Николая I выходцы из прибалтийских немцев составляли 19 из 134 членов Государственного совета, восьмую часть из 350 высших государственных постов, 12 из 113 членов Сената, 9 из 48 губернаторов [11. С. 100] (при этом их доля в населении была 1,4% [12. С. 295]).
- Под вольными казаками понимаются те казачьи сообщества, которые пользовались существенной автономией, граничащей с независимостью, в частности, правом экстерриториальности (территория проживания казаков фактически не являлась территорией под государственной юрисдикцией), правом собственного внутреннего управления и суда, правом внешних сношений и самостоятельного ведения боевых действий, правом убежища (невыдачи беглых) [19. С. 356]. Вольных казаков не следует путать с представителями военизированного земледельческого сословия — членов различных казацких войск, лишенных своей автономии и встроенных в бюрократическую систему Российской империи во второй половине XVIII — начале XIX в.
- Именно во второй половине XVII в. в результате укрепления государственного контроля над приграничными территориями и торговыми путями постепенно оскудевают традиционные источники благосостояния вольных казаков — прекращаются «походы за зипунами», взятие полона в расчете на последующий выкуп, работорговля. В этих условиях потребность в государевом жалованьи становится особенно острой. Казацкие восстания были не только способом «выбить» жалованье, но и формой демонстрации собственной удали и доблести — качеств, высоко ценимых на международных «силовых» рынках [21. С. 14].
- Согласно российскому законодательству, к дворянскому сословию могли быть причислены только землевладельцы, безземельная (чиншевая) шляхта, которая составляла большинство польского благородного сословия, из состава имперского дворянства исключалась.
No comments yet.