СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Луки енисейских кыргызов и зависимых от них этнических групп
- 2 Иллюстрации
- 2.1 Рис. 1. Погребение с остатками лука могилы № 2 могильника Монашка.
- 2.2 Рис. 2. Погребение с остатками лука могилы № 8 могильника Монашка.
- 2.3 Рис. 3. Погребение с остатками лука кургана № 1 могильника Высокое.
- 2.4 Рис. 4. Погребение с остатками лука кургана № 2 могильника Высокое.
- 2.5 Рис. 5. Центральная часть остатков лука в погребении кургана № 2 могильника Высокое.
- 2.6 Рис. 6. Погребение с остатками лука кургана № 3 могильника Высокое.
- 2.7 Рис. 7. Погребение с остатками лука у с. Солонцы.
- 2.8 Рис. 8. Детали верхнего плеча лука с остатками берестяной обмотки-обклейки из могилы № 2 могильника Монашка.
- 2.9 Рис. 9. Детали центральной части и нижнего плеча лука с остатками берестяной обмотки-обклейки из могилы № 2 могильника Монашка.
- 2.10 Рис. 10. Фрагмент плеча лука из погребения могилы № 8 могильника Монашка.
- 2.11 Рис. 11. Детали лука из погребения кургана № 1 могильника Высокое.
- 2.12 Рис. 12. Детали луков из погребений курганов № 2 и № 3 могильника Высокое, кургана № 6 могильника Чегерак I и из состава культурного слоя Саянского острога.
- 2.13 Рис. 13. Детали лука из погребения у с. Солонцы.
Работа выполнена по гранту РГНФ № 010100289а.
Луки енисейских кыргызов и зависимых от них этнических групп
Позднее средневековье (начиная с конца XIII в. и до прихода русских людей в начале XVII в.) до недавнего времени представлялось полностью неизученным, «темным периодом» в истории народов, населявших территорию бассейна среднего Енисея и прилегавших к ней. В изучении материальной и духовной культуры населения этого региона, издавна являвшегося центром развития ярких археологических культур, зачастую широко распространявшихся на просторах Сибири и Центральной Азии, существовал значительный пробел между достаточно полно изученной культурой енисейских кыргызов и зависимых от них, в основном, иноэтничных групп («кыштымов») VI XIII вв. и известной по данным письменных источников культурой предков современных хакасов периода этнографической современности. Для VI XIII вв. хорошие результаты изучения истории и культуры местных этнических образований объясняются большим количеством исследованных археологических памятников (в первую очередь, погребального характера) как енисейских кыргызов, так и некыргызского населения, а также наличием некоторых данных письменных источников. Для последних десятилетий периода позднего средневековья и начала нового времени (особенно, со второй четверти XVII в.) характерно наличие достаточно большого количества письменных источников как русских, так и зарубежных (в частности, западноевропейских и
Однако период XIV начала XVII в., даже в сравнении с указанным временем, выглядит еще более неизученным этапом в истории региона. Несомненное существенное сокращение численности населения в ходе установления здесь монгольского господства в XIII в., которое повлекло за собой и соответственное уменьшение числа археологических памятников, практически полное отсутствие этнографических данных и сведений письменных источников, а также определенное игнорирование
Проводящиеся в последние годы целенаправленные археологические исследования культуры предков одного из крупнейших коренных народов Южной Сибири хакасского, в том числе и силами научных коллективов из г. Новосибирска, позволили накопить к настоящему времени некоторый интересный материал по истории населения
К настоящему времени уже проведена первичная типология луков, известных в памятниках коренного населения региона II тысячелетия н. э. (Худяков Ю. С., Ким С. А., 2001, с. 5354). Однако в данной работе, где основная масса использованного материала относится к первой половине II тысячелетия н. э., не учтены некоторые из обнаруженных в последнее время поздних луков и их деталей. Кроме того, до сих пор не выделены особенности, присущие изделиям конца эпохи позднего средневековья начала нового времени. Требуется также уточнить и некоторые детали проведенной типологии данного вида стрелкового оружия дальнего боя.
Цель настоящей работы изучение одного из заметных явлений материальной культуры непосредственных предков современных хакасов (енисейских кыргызов и их бывших кыштымов) в конце эпохи позднего средневековья и в начале нового времени, а именно, развития единственного вида собственных стрелковых орудий дальнего боя того времени луков. Такое изучение на основе сравнений полученных результатов с данными предмонгольского времени позволит уточнить типологию поздних луков, а также наметить пути развития конструкции луков в предшествующий «темный период», к которому
Основной базой для написания работы стали материалы полевых археологических иссследований последних лет позднесредневековых и еще более поздних памятников, в первую очередь, проводившихся археологическим отрядом Новосибирского государственного университета (могильники Монашка и Высокое, одиночное погребение Солонцы в Красноярском лесостепном районе, могильник Чегерак I на севере Минусинской котловины, Саянский острог на юге Минусинской котловины). Кроме того, использовались материалы из раскопок поздних памятников, проведенных на юге Хакасии в разные годы А. Н. Липским (представлены в коллекции краеведческого музея г. Абакан).
Подавляющее большинство источников археологического характера происходит из полноизученных комплексов, имеет неоспоримую датировку и достаточно часто определенную этническую принадлежность. Нами уже проводились определения этнокультурной и хронологической принадлежности могильников Монашка и Высокое, а также одиночного погребения Солонцы (Скобелев С. Г., 1991, с. 138158). Установлено, что по ряду признаков, в том числе наличию предметов русского происхождения (включая и серебряную
Могильники Монашка и Высокое, а также одиночное погребение Солонцы, находятся на левом берегу р. Кача (Кача левый приток Енисея), в 159 км от места ее впадения в Енисей, на территории Емельяновского района Красноярского края. Поздние объекты могильника Монашка (8 погребений по обряду трупоположения), размещены довольно плотно на небольшой площади (могильное поле 7х25 м), на пологом склоне седловины между двумя вершинами горы Монашка, возвышающейся над северной окраиной с. Дрокино. Гора Монашка один из наиболее заметных объектов ландшафта в данной местности. Площадь могильника задернована и покрыта невысокой травой, отдельными кустиками полыни и заячьей капустой. Большинство объектов могильника Высокое (11 из 12), находящегося в нескольких километрах ниже по течению, расположены довольно свободно на уплощенной вершине г. Высокая, возвышающейся над широкой поймой р. Кача
Погребения указанных могильников, как правило, представляли собой сильно задернованные, пологие сплошные
Остатки луков или их деталей были обнаружены в могилах № 2 и № 8 могильника Монашка (рис. 12), в могилах № 13 (рис. 36) могильника Высокое, а также в одиночном погребении Солонцы (рис. 7).
Под насыпью могилы № 2 могильника Монашка находилось погребальное сооружение в виде перекрытия ямы из уложенных в ряд коротких неошкуренных обрубков стволов сосны толщиной 0,10,15 м, видимо, опиравшихся
Интересующий нас лук лежал на дне ямы вдоль костяка, почти повторяя своей формой линию левого бока погребенного (рис. 1).
Восстанавливая его конструкцию можно отметить, что основой лука были деревянные детали, на которые почти по всей их площади крепились, видимо, при помощи клея мощные роговые накладки. Судя по тому, что лук лежал вырезами для фиксации тетивы, направленными в противоположную от погребенного сторону, внутренней можно считать обращенную к костяку часть. Таким образом, боковые накладки должны были находиться на внутренней стороне плечевых частей изделия (в ходе его зачистки было хорошо видно, что все они в линии остатков берестяной
Необычная,
Еще одним из подтверждений предположения о своеобразной форме этого изделия может служить другая особенность центральной веслообразной накладки. Уверенно можно говорить о том, что лук имел и вторую
На территории бассейна среднего Енисея подобных луков не известно.
Под насыпью могилы № 8 могильника Монашка, которая внешне на поверхности почти не выделялась и была обнаружена лишь в результате продолжения сплошного раскопа, находилось погребальное сооружение в виде деревянного гробовища, имевшего все четыре стенки, деревянное дно из нескольких плашмя уложенных плах и перекрытие из полотнищ бересты, частично сшитых между собой. Берестяное перекрытие опиралось на три тонкие продольные
Имеющиеся фрагменты лука не несут на себе признаков, характерных для концов изделий подобного рода в первую очередь, вырезов для крепления тетивы. Вероятно, они относятся к средней части лука. По этой причине не представляется возможным установить общую длину изделия. Лишь по аналогии с луком из могилы № 2 можно полагать, что он мог иметь максимальную длину около 1,5 м. Минимальная длина, которую можно установить по имеющимся деталям, полагая, что в районе таза погребенного находится средняя часть лука, составляет не менее 0,9 м. Сохранившиеся остатки лука представляют собой полуразложившиеся деревянные плашки переменной ширины. Напротив тазовых костей их ширина минимальна и достигает 33,5 см. Максимальной ширины (44,5 см.) остатки лука достигают на конце нижнего фрагмента, напротив колена погребенного. Расширение плеча лука фиксируется и на сохранившемся конце верхнего фрагмента, однако не в такой степени, поскольку верхний фрагмент значительно короче нижнего. Степень кривизны линии перехода к расширению здесь аналогична подобному участку нижнего фрагмента. Толщина сохранившихся фрагментов лука также переменна. Максимальная толщина (несколько более 2 см.) зафиксирована там, где отмечена минимальная ширина остатков лука, т. е., напротив тазовых костей. В сечении изделие здесь имеет вид трапеции со скругленными углами. Более узкая из двух параллельных сторон такой трапеции (сегмента) фиксировалась вверху; вероятно, это и есть лицевая, внешняя сторона лука. В случае же, если нами здесь обнаружена лишь деталь составного изделия, то это, по аналогии с деревянными луками из Западной Сибири нижняя плашка, которая обычно отличалась выпуклой формой своей внешней поверхности (Соловьев А. В., 1987, с. 26). По направлению к обоим плечам лука толщина плавно уменьшается и на конце нижнего фрагмента достигает менее 1,5 см. Сечение концов этого изделия также имеет вид трапеции (сегмента) со скругленными углами, но уже сильно вытянутой (рис. 10). Облик и размеры обнаруженных остатков, в целом, соответствуют деталям составных деревянных луков из поздних погребений коренного населения на территории Западной Сибири (Соловьев А. И., 1987, с. 26), а также русских луков из Мангазеи (Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф., 1981, с. 74). Данное обстоятельство позволяет говорить, что у тазовых костей нами были зафиксированы остатки именно центральной части лука. Таким образом, данный лук (или накладка составного деревянного изделия) представлял собой, видимо, вырезанное из одного куска дерева простое изделие в виде прямой линии (при взгляде со стороны стрелка), с суженной, но утолщенной средней частью и широкими, но более тонкими плечами. Видимо, в отличие от подобных луков с территории Западной Сибири, он не имел даже обклейки берестой. Вся сумма сделанных наблюдений, учитывая факт отсутствия нарушения погребального сооружения, обеспечившего расположение всех предметов погребального инвентаря на своих первоначальных местах, позволяет предположить, что это мог быть простой деревянный лук, вероятно, обычной, симметричной
На территории изучаемого региона не известно находок подобных изделий, датируемых близким временем.
Под
В средней части линии остатков этого явно сложносоставного лука, у тазовых костей погребенного, обнаружена лежащей плашмя центральная веслообразная роговая накладка. Рядом с ней найден небольшой фрагмент, видимо, древка стрелы, обмотанный полосками бересты. Веслообразная накладка сохранила по значительной части своей внешней поверхности слой берестяной, сильно истлевшей,
Близко к обоим концам лука, на одинаковом расстоянии от центральной веслообразной накладки, достаточно уверенно фиксировались лежащими плашмя фрагменты роговых накладок в виде прямоугольника, одна узкая сторона которого обрезана прямо, а другая сужена и закруглена (рис. 11; 23). Кроме этого, наличия других деталей на концах лука не отмечалось. В линии остатков лука между ними и центральной веслообразной накладкой отмечались фрагменты бересты, явно происходившие от
Общая длина линии сохранившихся остатков лука достигала 1,3 м, но сам лук был явно длиннее. О том, что реально лук был длиннее, чем линия зафиксированных остатков, можно говорить на основании того факта, что оба конца сохранившихся в равной степени плеч изделия представлены закругленными краями роговых накладок, на которых не отмечено никаких вырезов для крепления тетивы. Это означает, что имелись еще
В позднесредневековых памятниках на территории бассейна среднего Енисея (в погребении кургана № 2 могильника Тунчжух) имел место факт обнаружения остатков лука с центральной веслообразной и закругленной концевой накладками (Худяков Ю. С., Ким С. А., 2001, с. 5354). Однако в данном случае концевая накладка была в единственном экземпляре и она имела сквозное отверстие, видимо, для крепления тетивы, чего на обеих накладках из погребения кургана № 1 могильника Высокое не отмечалось. Кроме того, плавный переход от суженной средней части к лопастям и сами очень короткие, слабо выраженные лопасти центральной веслообразной накладки из погребения кургана № 2 могильника Тунчжух заметно отличают этот предмет от аналогичной накладки из погребения кургана № 1 могильника Высокое. Вероятно, данный образец лука принадлежит к наиболее ранним из числа имеющих веслообразные центральные накладки и может датироваться предмонгольским или ранним монгольским временем.
Под
Центральная роговая веслообразная накладка имеет обычную симметричную форму (не считая несколько косо обрезанного одного из концов) и хорошо выделенные, удлиненные лопасти. Четко прослеживается переход от лопастей к суженной средней части. Однако, в отличие от описанных выше веслообразных накладок, суженная средняя часть данного предмета не прямая, а несколько расширяющаяся в обе стороны в середине (рис. 12; 1). Внешняя сторона изделия выпуклая и гладкая, а внутренняя плоская и шероховатая за счет пористой (губчатой) структуры внутреннего вещества рога, покрытая небрежно выполненной ромбовидной штриховкой, сделанной кончиком
К сожалению,
Остатки лука в погребении составляют собой почти прямую линию. Однако центральная веслообразная накладка была зафиксирована лежащей не плашмя, а на ребре, внешней стороной наружу, в сторону стенки могильной ямы. Данной обстоятельство позволяет говорить, что этот сложносоставной лук с погребенным был уложен на ребро со спущенной тетивой или вовсе без нее, будучи зажат между деревянной стенкой гробовища и левым боком покойника. Видимо, лук телом погребенного был сильно прижат к деревянной стенке гробовища и потому его остатки в погребении фиксировались в виде почти прямой линии, хотя при этом его изогнутая центральная веслообразная накладка и оставалась лежать на ребре (рис. 5). Удовлетворительная сохранность стенки гробовища обеспечила защиту остатков лука от воздействия оплыва стенки могильной ямы. Судя по имеющимся деталям, данное изделие имело обычную симметричную форму.
В районе левой ключицы погребенного в кургане № 2 могильника Высокое, поверх фрагментов берестяной обмотки лука, лежала русская серебряная
Под
Сама эта центральная веслообразная накладка имеет размеры и вид, характерные для подобных предметов из погребений соседних курганов № 1 и № 2 могильника Высокое. Она обладает обычной симметричной формой, хорошо выделенными, удлиненными лопастями (хотя одна из них несколько короче и уже другой, а ее край обрезан чуть наискосок). Четко прослеживается переход от лопастей к суженной средней части (рис. 12; 2). Внешняя сторона изделия выпуклая и гладкая, а внутренняя плоская и шероховатая (за счет пористой внутренней структуры рога). Наличия штриховки не отмечено. Накладка прямая, нисколько не изогнутая. Вероятно, лук, которому она принадлежала, был подобен обнаруженным в указанных курганах. Судя по находке центральной веслообразной накладки и мелких, тонких и однослойных фрагментов бересты, уверенно можно полагать, что данный лук также был сложносоставным.
Под
Центральная веслообразная накладка состоит из двух частей, плотно примыкающих друг к другу. Верхняя часть в профиль прямая, имеет длину 8,7 см. (рис. 13; 1, выноска), нижняя несколько изогнута наружу ее длина 9,3 см. В целом, данное изделие имеет обычную симметричную форму, расширенные и удлиненные лопасти, хорошо выраженный, хотя и более плавный, чем у описанных ранее накладок, переход от лопастей к суженной прямой средней части. Лицевая (внешняя) поверхность обеих половинок накладки выпуклая и гладкая, а тыльная плоская, покрытая едва заметной ромбовидной штриховкой. Место стыка двух половин
Обе накладки нижнего плеча лука в погребении лежали вплотную друг к другу, видимо, стыкуясь по прямой линии обрезов краев. Выше по линии тулова лука поврежденным концом вверх располагалась более короткая накладка. Ее намеренно закругленный конец частично обломан (рис. 13; 2). У длинной (нижней) накладки дальний конец заужен и имеет почти такую же ширину, как и ширина конца с прямым обрезом у более короткой накладки (рис. 13; 3). Однако сама эта длинная накладка в линии остатков лука в погребении неожиданно оказалась повернутой к более короткой накладке своим широким концом. Обе накладки заметно изогнуты в сторону лицевой поверхности, составляя при этом единую кривую. Лицевая (внешняя) поверхность обеих накладок выпуклая и гладкая, а тыльная плоская и шершавая (у короткой за счет естественной пористой внутренней структуры рога, а у длинной со следами обработки инструментом, похожим на рашпиль, когда движение им осуществляется под углом к линии длинных сторон). Несколько мелких фрагментов тонкой однослойной берестяной
К сожалению, общая линия остатков лука в погребении не могла быть зафиксирована (отсутствовал даже тлен его деревянной основы, покойник лежал на берестяной подстилке,
Относительно формы лука, исходя из расположения в погребении обнаруженных остатков, трудно сказать
На территории бассейна среднего Енисея до настоящего времени был известен лишь один факт обнаружения составной центральной веслообразной накладки в кургане № 3 могильника Тунчжух (Худяков Ю. С., Ким С. А., 2001, с. 5354). Автор раскопок датировал этот памятник первой половиной II тысячелетия н. э. Составная накладка из кургана № 3 могильника Тунчжух отличается слабым, едва намеченным переходом от средней части к слегка расширенным лопастям, которые имеют незначительную длину. Вероятно, такой слабо выраженный веслообразный облик накладки объясняется тем, что она относится к изделию, являющемуся одним из самых ранних образцов луков так называемого монгольского типа. В последнем полевом сезоне в одном из разграбленных погребений по обряду трупоположения могильника Койбалы I нами также была обнаружена аналогичная составная накладка со слабо выраженными лопастями и невыраженным переходом к ним от слегка зауженной средней части. Состав и характер погребального инвентаря, обнаруженного в данном погребении, не позволяют датировать памятник временем позднее середины II тысячелетия н. э. Вероятно, оно относится к началу монгольского времени, или даже предшествующему периоду. Поэтому можно предположить, что накладки со слабо расширенными концами, невыраженными, короткими лопастями и слабо отмеченным переходом к ним от суженной средней части принадлежат наиболее ранним образцам луков «монгольского типа». Накладка же из погребения Солонцы, несмотря на то, что она является составной, обладает всеми признаками изделия более позднего времени. Следует достаточно уверенно полагать, что этот образец датируется русским временем, учитывая обнаружение свинцового изделия в данном погребении (в памятниках дорусской эпохи свинцовых изделий не известно). Таким образом, факт наличия составных центральных веслообразных накладок не обязательно предполагает для луков «монгольского типа» раннюю датировку.
Остатки еще одного позднего лука были обнаружены в погребении могильника Чегерак I, находящегося на севере
Погребения могильника Чегерак I, как правило, представляют собой интенсивно задернованные пологие кольцевые выкладки из обломков плит девонского песчаника высотой около 0,1 0,15 м от уровня окружающей поверхности с уплощенной поверхностью в центре кольца (Митько О. А., 1990, с. 23; Митько О. А., 1991, с. 27). Их максимальная высота обычно прослеживается по гребню выкладки. К сожалению, лишь курганы № 4 и № 5 из состава данного могильника оказались не разграбленными. Поэтому остатки каменных конструкций, фиксировавшиеся на поверхности, а также собственно погребальные сооружения, для большинства курганов оказались значительно изменены грабительскими раскопами. Кроме того, в погребениях большинства курганов, за исключением погребения кургана № 6, обнаружен весьма скудный инвентарь, который не позволяет обоснованно проводить их датировку и связывать друг с другом. Уверенно к числу поздних памятников можно отнести лишь курганы № 5 и № 6.
Не разграбленное погребение кургана № 5, выполненное по обряду трупоположения, дает нам полное представление о его устройстве (погребение взрослого человека в простой могильной яме глубиной более 0,8 м, вытянуто на спине с руками вдоль туловища, головой на запад, с установленной вертикально каменной стелой в районе головы). Достаточно глубокая могильная яма кургана № 5 не характерна для культурной традиции предков хакасов в XVII начале XVIII в., когда погребения совершались очень неглубоко, почти на поверхности земли. Могила глубиной до колена у большинства этнических групп региона (у кызыльцев по поясницу; в данном отношении следует напомнить, что место расположения могильника Чегерак I территория пограничная между качинцами и кызыльцами), обычно, копалась уже в XIX в. (Бутанаев В. Я., 1998, с. 204). Установленная над могильной ямой каменная стела также не характерна для погребений XVII начала XVIII в., но данный обычай известен у населения среднего Енисея в предхристианскую эпоху (в конце XVIII первой половине XIX в.). Так И. Каратанов отмечал в XIX в., что могилы обкладываются плитами, над крещеными ставятся кресты, а над некрещеными простые столбики или закапываются стоймя плиты (Каратанов И., 1884, с. 630). Расположение самого кургана уже не на максимальной высоте над окружающей местностью, что было характерно для более ранних памятников, также сближает данный объект с могилами с кладбищ предков хакасов конца XVIII начала XIX в., размещенными, как правило, на средней высоте на увалах по склонам гор. Вероятно, это было связано с тем обстоятельством, что покойников в данное время стали доставлять к месту похорон на телеге или санях, на которых трудно было подняться на крутые вершины (Бутанаев В. Я., 1998, с. 206, 210). Способ помещения покойников в могилу головой на запад, куда якобы, уходят души умерших, с вытянутыми вдоль туловища руками, характерен для большинства поздних погребений; использовался он и в течение XIX в. (Бутанаев В. Я., 1998, с. 210, 208).
Курган № 6 оказался разграбленным, однако по конструкции он близок к устройству кургана № 5. Обнаруженные в нем предметы погребального инвентаря соответствуют указанной датировке. В настоящее время, исходя из имеющихся материалов, мы можем датировать могильник, или, точнее, эти два кургана, концом XVIII серединой XIX в. Деталь лука была обнаружена лишь в погребении кургана № 6.
Под
Из-за
разграбления погребения остатки лука на месте никак не фиксируются. Центральная веслообразная накладка также лежит явно не на своем месте. Поэтому длина лука и его форма уверенно не могут быть восстановлены. Судить об этом можно лишь на основании самой накладки (рис. 12; 3). Ее длина почти 18 см, ширина узкой части менее 2 см, ширина лопастей несколько более 3 см. Изделие обычной симметричной формы обладает расширенными и удлиненными лопастями, выраженным, хотя и более плавным, чем у накладок из описанных выше памятников, за исключением погребения Солонцы, переходом от суженной средней части к лопастям, но отличается от всех последних пропорционально заметно более широкими лопастями. Фиксируется легкий изгиб накладки в сторону лицевой (внешней) стороны. Предмет выполнен из рога
Могильники Оты и
В числе находок из раскопанных погребений двух этих могильников имеются железные наконечники стрел, наконечник копья, железные ножи, седельные пробои и их детали, накладки на ремни и другие предметы, характерные для населения территории бассейна среднего Енисея эпохи позднего средневековья. Предметов явно русского происхождения в их составе не имеется, однако встречаются отдельные изделия (железные наконечники стрел, черешковые ножи крупных размеров, упоры для седельных пробоев в виде четырехлепесткового цветка, цветка лотоса и другие), аналогии которым нам известны в памятниках XVIIXVIII вв., включая и культурный слой Саянского острога. Все это позволяет датировать данные материалы, видимо, периодом XIV начала XVII вв., хотя нижняя граница в данном случае и определяется весьма условно. Сам автор раскопок датировал некоторые из изученных погребений, в том числе и содержавшее остатки лука с центральной веслообразной накладкой, XVXVII вв. (Липский А. Н., 1946, с. 8485).
К деталям луков относятся две центральные веслообразные накладки обычной симметричной формы с уверенно выделенными расширенными и удлиненными лопастями, хорошо заметным переходом к ним от суженной средней части. Обе они выполнены из рога
Саянский острог, построенный в 1718 г. отрядом казаков из Красноярска, расположен на правом берегу р. Енисей, на окраине современного поселка Саянск на территории Шушенского района Красноярского края. Известно, что острог в течение столетия был русским административным центром для обширной территории юга Приенисейского края. Наряду с русскими служилыми людьми, охрану границы на данном участке до
В составе культурного слоя Саянского острога нами обнаружено большое количество предметов, свидетельствующих о широком использовании луков его жителями железные и костяные наконечники стрел различных типов, костяная свистунка на стрелу. Данные предметы имеют полные аналогии с находками из погребений и поселений коренных жителей региона (Скобелев С. Г., 1999, с. 185207; Скобелев С. Г., Мандрыка П. В., 1999, с. 208214). Найдено и несколько предметов, которые мы можем определить, как заготовки роговых деталей сложносоставных луков. Так в культурном слое сектора № 115 общего раскопа на площади двора острога обнаружен предмет из рога, видимо, являющийся заготовкой для концевого клиновидного вкладыша лука (Скобелев С. Г., 2001, рис. 32; 2). Представляет собой часть рога оленя длиной около 15 см, грубо обрезанную со всех сторон ножом. Имеет вид вытянутого прямоугольника клиновидного профиля (рис. 12; 4). Прорезь для крепления тетивы осталась не намеченной. Данный предмет, исходя из его общего вида, длины и, особенно, клиновидной формы, вполне мог служить заготовкой для изготовления концевого вкладыша сложносоставного лука, подобного концевым вкладышам лука из могилы № 2 могильника Монашка. Кроме этой заготовки, в составе культурного слоя Саянского острога было обнаружено еще несколько роговых заготовок разной степени обработки, из которых могли быть сделаны отдельные детали сложносоставных луков, аналогичные обнаруженным в описанных выше памятниках. Однако их незавершенные формы не позволяют говорить об этом достаточно определенно.
Луки, как универсальные и полифункциональные орудия, использовавшиеся на охоте важнейшей отрасли хозяйства, и в боевых действиях, были одним из главных средств производства и, одновременно, важнейшим предметом вооружения у коренного населения среднего Енисея в позднем средневековье. Все его соседи в это время также использовали лук в данных качествах. Как заявляли русские землепроходцы, местные жители охотились исключительно при помощи луков: «
Сибирские и Ленские иноземцы, стреляют из луков, а иного промыслу
не знают» (История Сибири, 1968, с. 77). И. Идес и А. Бранд во время своего посольства в Китай (16921695 гг.) специально отметили в отношение енисейских кыргызов, что «
Их оружие состоит из лука и стрел» (Идес И., Бранд А., 1967, с. 281). В первой четверти ХVIII в. Д. Г. Мессершмидт отмечал, что с аринцем, например, в могилу кладут все его вооружение, а именно, лук и стрелы (Messerschmidt D. G., 1962, S. 165). Но, к сожалению, современники не оставили нам детальных описаний луков. Сейчас, например, трудно сказать, видели ли они в ХVIIХVIII вв. и позже у коренных жителей образцы, подобные найденному в могиле № 2 могильника Монашка. Первым, кто дал описание луков, бытовавших одновременно у коренных и русских жителей региона, был енисейский губернатор А. П. Степанов, служивший в этой должности в
В археологических памятниках позднего средневековья и начала нового времени в Сибири обнаружено значительное число остатков луков различных видов от простого деревянного до сложносоставного комбинированного (или композитного). Например, найденные в поздних могилах в Барабе луки относятся к четырем типам, бытовавшим, видимо, одновременно (Молодин В. И., Соболев В. И., Соловьев А. И., 1990, с. 4349). Как можно видеть, в позднесредневековых и более поздних погребениях на Енисее нами также были обнаружены разные луки: деревянный без
Центральные (срединные) веслообразные роговые накладки традиционно относятся к лукам так называемого «монгольского типа» и считаются их важнейшим признаком. Между тем, все эти накладки, как мы могли убедиться, существенно различаются между собой по внешнему виду, главным образом, по степени выделения и длине расширенных лопастей. На территории бассейна среднего Енисея к настоящему времени обнаружено более десятка центральных накладок, имеющих веслообразную форму. Среди них имеются образцы, у которых расширение лопастей едва намечается, длина самих лопастей незначительна, а переход от суженной середины к расширенным концам сделан очень плавным (Худяков Ю. С., Ким С. А., 2001, с. 54). Данные предметы обнаружены в погребениях, где либо не имелось погребального инвентаря с датирующими признаками, либо в погребениях, датируемых предмонгольским и, возможно, монгольским временем, но явно не позднее начала XVII в. В свою очередь, в погребениях, уверенно датируемых XVII началом XIX вв., в том числе по факту наличия предметов русского происхождения, нам не известно накладок подобного вида; в данное время все накладки уже имеют четко выраженные, расширенные и удлиненные лопасти с резким переходом от средней части к расширениям на концах. Так накладка из наиболее молодого из числа известных нам погребений на Енисее (кургана № 6 могильника Чегерак I) обладает максимально широкими и выраженными лопастями. Указанное обстоятельство позволяет нам предположить, что эволюция этих накладок в предшествующий «темный период» протекала по линии расширения и удлинения лопастей, формирования резкого перехода к ним от суженной средней части. Вероятно, процесс формирования расширенных лопастей накладок на данной и соседних территориях начался еще в предмонгольское время (Кызласов Л. Р., 1969, с. 7576) и к XVII в., в основном, завершился. В таком виде, с учетом факта дальнейшего развития оформления перехода и пропорционального расширения лопастей относительно средней части, веслообразные накладки просуществовали, видимо, до середины XIX в. (исходя из максимально возможной верхней границы времени выполнения погребения в кургане № 6 могильника Чегерак I, где было обнаружено подобное изделие).
Кроме перечисленных, заметно выраженные и достаточно удлиненные лопасти вместе с хорошо намеченным переходом к ним от суженной средней части имели центральные веслообразные накладки из памятников Часовенная Гора и Кокорево на Енисее (Худяков Ю. С., Ким С. А., 2001, с. 5354). Однако данные предметы, к сожалению, не являются цельными, и потому мы не можем уверенно судить об их истинной форме и размерах. Это не позволяет также отнести их к
Как уже отмечалось, предварительная типология сложносоставных луков из позднесредневековых погребений среднего Енисея к настоящему времени проведена (Худяков Ю. С., Ким С. А., 2001, с. 53). Ее авторами выделены 4 типа таких изделий:
- с одной цельной срединной фронтальной накладкой;
- с составной срединной фронтальной накладкой;
- со срединной и концевыми фронтальными накладками;
- со срединной и плечевыми фронтальными накладками, дополненными концевыми вкладышами.
В настоящее время, исходя из полученных нами результатов, данную типологию необходимо уточнить и дополнить. Так, видимо, следует отказаться от отнесения к отдельному типу образцов луков с составной срединной накладкой, поскольку форма этих накладок в рабочем положении полностью соответствует цельным и они также могут сопровождаться дополнительными плечевыми накладками; вероятно, более объективным стало бы отнесение подобных образцов лишь к соответствующим подтипам сложносоставных луков. Учитывая обнаружение в могиле № 2 могильника Монашка оригинального образца лука, мы можем на этом основании также предложить выделить для сложносоставных изделий отдельную подгруппу луков с ассимметричным выгибом плеч и
Лук из могилы № 2 могильника Монашка, имея наибольшее количество видов роговых деталей и необычную форму, относясь к отдельным подгруппе и типу, является самым сложным из числа известных нам на Енисее.
Свидетельством достаточно высокой для своего времени квалификации местных мастеров и уровня развития этого ремесла у коренного населения Енисея являются сообщения письменных источников о том, что у красноярских «подгородных татар» были известны специалисты по изготовлению луков, к которым обращались с заказами даже русские служилые люди (Бахрушин С. В., 1959, с. 32). Вероятно, найденный в могиле № 2 могильника Монашка у г. Красноярска оригинальный образец лука также является изделием, вышедшим из рук местных мастеров. Тем не менее, не следует полагать, что только качинские или аринские умельцы экспериментировали подобным образом в Сибири. Необходимо упомянуть, что у эскимосов Канады в недавнем прошлом наряду с луками обычной симметричной формы бытовали сложносоставные композитные изделия весьма своеобразного облика, где линия тулова представляла собой хаотичную кривую линию (Damas D., 1984, P. 405). Имеется и археологическое свидетельство возможного бытования на других территориях Сибири луков ассимметричной формы. Так при изучении полуразрушенного позднесредневекового погребения воина в пещере Шида на Байкале была обнаружена костяная центральная веслообразная накладка на лук, имеющая в профиль вид сильно вытянутой буквы S и являющаяся двусоставной (Горюнова О. И., Павлуцкая В. В., 1992, с. 8797). К сожалению, форму этого лука в погребении
На основании факта обнаружения данного образца лука с оригинально оформленными завершениями концов при помощи отдельных роговых деталей, а также находки роговой заготовки аналогичного вида на площади Саянского острога, можно сделать вывод, что поздние составные луки Енисея могли иметь еще одну важную отличительную черту, а именно, концевые клиновидные вкладыши с прорезями для тетивы, которые подобно распоркам входили в деревянную основу тулова и жестко фиксировали ее концы. Вероятно, как показал опыт раскопок поздних памятников на территории Западной Сибири, кроме роговых, могли применяться и просто деревянные концевые клиновидные вкладыши (Соловьев А. И., 1987, с. 26). Эти детали
В нескольких случаях нами были обнаружены цельные и составные плечевые накладки, представлявшие собой очень короткие роговые детали. Такие накладки явно не могли играть заметной рефлексирующей роли. Вероятно, их назначение состояло, в основном, в уравновешивании плечей лука для достижения равной динамической нагрузки, придаваемой ими стреле, а также в усилении слабых мест кибити, выявляемых в ходе производственного контроля или пробной эксплуатации.
Обнаруженные нами остатки сложносоставных луков демонстрируют заметное разнообразие в способах размещения берестяных
Ряд авторов ранее высказывали мнение, что дисбаланс между количеством обнаруженных в погребениях на территории Западной Сибири остатков луков и количеством погребений, где не имелось остатков луков, но были обнаружены следы колчанов, остатки стрел и наконечники для них, свидетельствует в пользу того, что до нас просто не дошли остатки цельнодеревянных луков, количество которых могло быть значительно большим, чем нам известно по результатам раскопок (Молодин В. И., Соболев В. И., Соловьев А. И., 1990, с. 47). Такое, в целом, верное предположение, следует, однако, для нашего региона использовать с учетом того факта, что, наоборот, в погребениях на среднем Енисее вместе с остатками луков не всегда находились колчаны, стрелы и т. п. Вероятно, в реальности не существовало строгой зависимости между наличием в погребениях луков и их принадлежностей.
Проведенное нами изучение поздних луков позволяет определить характер развития производства этих орудий дальнего боя на последнем, завершающем этапе эволюции, когда начался постепенный процесс их вытеснения ручным огнестрельным оружием. Пройдя через крупные исторические этапы, такие, как луки скифского, гуннского и тюркского (уйгурского) типов, история производства и применения этих орудий войны и охоты для коренных и русских жителей изучаемого региона завершилась на сложносоставном луке монгольского типа, получившем к XVII в., в целом, незначительные изменения по сравнению с их первыми образцами. В археологическом отношении для большинства находок это выражается, главным образом, в изменении формы центральной (срединной) веслообразной накладки, которая получила более выделенные и удлиненные лопасти с четко намеченным переходом к ним от средней суженной части. Кроме того, учитывая неоднократность находок, нововведением, видимо, стало применение для отдельных образцов луков концевых клиновидных вкладышей с прорезями для тетивы, которые изготовлялись из рога и, возможно, дерева. Сложносоставные (композитные) луки среднего Енисея в конце эпохи позднего средневековья и в начале нового времени по формальным признакам, в массе своей, нельзя считать вершиной развития этих изделий. Видимо, в данном отношении, исходя, главным образом, из числа и размеров роговых деталей, они заметно не отличались по своим боевым и эксплуатационным качествам от луков, например, гуннского типа, появившихся более чем за полторы тысячи лет до этого. Наряду со сложносоставными композитными, в употреблении находились и простые деревянные луки (возможно, также, составные деревянные). Однако отдельные, можно сказать, штучные образцы поздних сложносоставных (композитных) луков, например, подобные происходящему из могилы № 2 могильника Монашка изделию ассимметричной формы, по своему облику и, соответственно, боевым качествам, видимо, выделялись из общей массы изделий, достигая предела совершенства по
Иллюстрации
Рис. 1. Погребение с остатками лука могилы № 2 могильника Монашка.
Рис. 2. Погребение с остатками лука могилы № 8 могильника Монашка.
Рис. 3. Погребение с остатками лука кургана № 1 могильника Высокое.
Рис. 4. Погребение с остатками лука кургана № 2 могильника Высокое.
Рис. 5. Центральная часть остатков лука в погребении кургана № 2 могильника Высокое.
Рис. 6. Погребение с остатками лука кургана № 3 могильника Высокое.
Рис. 7. Погребение с остатками лука у с. Солонцы.
Рис. 8. Детали верхнего плеча лука с остатками берестяной обмотки-обклейки из могилы № 2 могильника Монашка.

Детали верхнего плеча лука с остатками берестяной обмотки-обклейки из могилы № 2 могильника Монашка (рог, береста). 1 — концевой вкладыш; 2, 3 — плечевые накладки.
Рис. 9. Детали центральной части и нижнего плеча лука с остатками берестяной обмотки-обклейки из могилы № 2 могильника Монашка.

Детали центральной части и нижнего плеча лука с остатками берестяной обмотки-обклейки из могилы № 2 могильника Монашка (рог, береста). 4 — центральная веслообразная накладка; 5–7 — плечевые накладки (6 — показаны лицевая и тыльная стороны накладки); 8 — концевой вкладыш; 9 — схема взаимного расположения концов лопастей центральной веслообразной накладки.
Рис. 10. Фрагмент плеча лука из погребения могилы № 8 могильника Монашка.
Рис. 11. Детали лука из погребения кургана № 1 могильника Высокое.

Детали лука из погребения кургана № 1 могильника Высокое (рог, береста). 1 — центральная веслообразная накладка с остатками берестяной обмотки-обклейки; 2-6 — фрагменты плечевых накладок.
Рис. 12. Детали луков из погребений курганов № 2 и № 3 могильника Высокое, кургана № 6 могильника Чегерак I и из состава культурного слоя Саянского острога.

Детали луков из погребений курганов № 2 (1) и № 3 (2) могильника Высокое, кургана № 6 могильника Чегерак I (3) и из состава культурного слоя Саянского острога (4) (рог, береста). 1-3 — центральные веслообразные накладки (1 — с остатками берестяной обмотки-обклейки); 4 — заготовка концевого вкладыша.
Рис. 13. Детали лука из погребения у с. Солонцы.

1 — составная центральная веслообразная накладка с остатками берестяной обмотки-обклейки (отдельно показана верхняя половина накладки); 2-3 — накладки на нижнее плечо лука.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аткнин В. Д. , Глинский Е. А. Снаряжение корейского лучника // Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ. Л., 1987.
- Бахрушин С. В. Очерки по истории Красноярского уезда в ХVII в. // Научные труды. Т. IV. М., 1959.
- Белов М. И. , Овсянников О. В. , Старков В. Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев
XVI-XVII вв. Ч. II. М., 1981. - Бутанаев В. Я. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998.
- Горюнова О. И. , Павлуцкая В. В. Погребение воина в пещере Шида // Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии. Новосибирск, 1992.
- Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (16921695). М., 1967.
- История Сибири: В
5-ти т. Т. 2. Л., 1968. - Каратанов И. Черты внешнего быта качинских татар // Известия Императорского русского географического общества. Т. XX. СПб., 1884.
- Крашенинников С. П. в Сибири. Неопубликованные материалы.
М.-Л., 1966. - Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. М., 1969.
- Липский А. Н. Раскопки древних погребений в Хакассии в 1946 году // КСИИМК.
М.-Л. Вып. XXXV. - Митько О. А. Отчет о работе Красноярского археологического отряда в 1989 году. Новосибирск, 1990. Архив ИА РАН.
- Митько О. А. Отчет о работе Красноярского археологического отряда в 1990 г. Новосибирск, 1991. Архив ИА РАН.
- Молодин В. И. , Соболев В. И. , Соловьев А. И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск, 1990.
- Скобелев С. Г. Отчет об археологических раскопках позднесредневековых памятников в Алтайском, Бейском и Емельяновском районах Красноярского края в полевом сезоне 1984 г. Новосибирск,1985. Архив ИА РАН.
- Скобелев С. Г. Отчет об археологических раскопках и разведках позднесредневековых памятников в Бейском, Большеулуйском, Емельяновском, Минусинском, Новоселовском и Орджоникидзевском районах Красноярского края в полевом сезоне 1985 года. Новосибирск, 1985. Архив ИА РАН.
- Скобелев С. Г. Отчет об археологических раскопках в Бейском, Емельяновском, Новоселовском и Шушенском районах, об археологических разведках в Боградском и Сухобузимском районах Красноярского края в полевом сезоне 1987 года. Новосибирск, 1988. Архив ИА РАН.
- Скобелев С. Г. Отчет об археологических раскопках в Бейском, Емельяновском, Новоселовском и Шушенском районах, об археологических разведках в Боградском районе Красноярского края в полевом сезоне 1988 года. Новосибирск, 1989. Архив ИА РАН.
- Скобелев С. Г. Позднесредневековая археология и проблема этногенеза современных коренных народов Южной Сибири // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири. Новосибирск, 1991.
- Скобелев С. Г. Саянский острог памятник русской эпохи в истории Евразии // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2. Горизонты Евразии. Новосибирск, 1999.
- Скобелев С. Г. , Мандрыка П. В. Проблемы хронологии некоторых предметов из археологических памятников Евразии русского времени (на материалах Саянского острога и Айканского селища) // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2. Горизонты Евразии. Новосибирск, 1999.
- Скобелев С. Г. Позднесредневековые археологические памятники юга Средней Сибири: проблемы и результаты изучения // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. Ижевск, 2000.
- Скобелев С. Г. Отчет об археологических охранных раскопках Саянского острога в Шушенском районе, могильника Георгиевская Гора в Минусинском районе Красноярского края в полевом сезоне 2000 г. Новосибирск, 2001. Архив ИА РАН.
- Скобелев С. Г. Сложение в
XVII-XVIII вв. единого комплекса предметов материальной культуры коренного и русского населения Средней Сибири // Сибирская Заимка, 2001, № 8., http://www.zaimka.ru/archaeology/skobelev11.shtml. - Соловьев А. И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Новосибирск, 1987.
- Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997.
- Худяков Ю. С. , Ким С. А. Вооружение кыргызских кыштымов // Вопросы военного дела и демографии Сибири в эпоху средневековья. Новосибирск, 2001.
- Damas D. Copper Eskimo // Handbook of North American Indians. V. 5. Arctic. Washington, 1984. P. 397414.
- Messerschmidt D.G. Forschungsreise durch Sibirien 17201727. Teil 1. Tagebuchaufzeichnungen 17211722. Berlin, 1962.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ИА РАН институт археологии Российской Академии наук
- МАЭ музей археологии и этнографии
- КСИИМК краткие сообщения Института истории материальной культуры
No comments yet.