Элбек-Доржи Ринчино: у истоков национальной государственности (к 100-летию республики Бурятия)

 

Курас Л. В. Элбек-Доржи Ринчино: у истоков национальной государственности (к 100-летию республики Бурятия) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2023. Сборник статей. Иркутск, 2023. С. 459–463.

В статье рассматривается особая роль руководителя национального движения бурят Элбек-Доржи Ринчино в деле подготовки и создания национальной государственности бурят в рамках Дальневосточной республики на основе панмонголизма и постепенного перехода принципов национально-государственного строительства на советские рельсы.

30 мая 1923 г. Президиум ВЦИК принял постановление: объединить  в одну Автономную Бурят-Монгольскую Советскую Социалистическую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и дальнего Востока с центром в городе Верхнеудинск». В сентябре 1923 г. ВЦИК утвердил «Положение о государственном устройстве Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики» [7, с. 135–136]. В соответствии с принятыми документами БМАССР вошла в состав РСФСР как ее федеративная часть. Особая роль в деле образования национальной автономии принадлежит лидеру бурятского национального движения Элбек-Доржи Ринчино.

лаг Бурятской АССР. Источник ru.wikipedia.org
Флаг Бурятской АССР. Источник ru.wikipedia.org
Герб Бурятской АССР. Источник ru.wikipedia.org
Герб Бурятской АССР. Источник ru.wikipedia.org

В начале 1920 года уполномоченный трудящихся бурят-монголов Забайкальской области и сотрудник секции восточных народов Сибоблбюро Э.-Д. Ринчино подготовил «Докладную записку по бурят-монгольскому вопросу» в адрес заместителя наркома по делам национальностей РСФСР тов. Каменскому. Он предлагал осуществить ряд мероприятий для решения вопроса государственности для бурят:

«а) объединение всех бурят-монголов в одно целое и предоставление им областной автономии, присвоив высшему исполнительному органу бурят-монгольской автономной области права и функции губернских и областных исполкомов и ревкомов;

б) высший исполнительный орган Бурят-Монголии подчиняется непосредственно центральному правительству через Нацком и имеет право сношений и представительства в Монголии, Тибете и других родственных буддийских странах по делам культурно-национальным, религиозным и экономическим;

в) Совет депутатов автономной бурят-монгольской области обладает правом законодательства по культурно-национальным и местным делам и правом внесения коррективов в законодательные акты центральной власти сообразно местным особенностям быта и жизни» [10,с. 189–190].

Элбек-Доржи Ринчино. 1912 г. Источник ru.wikipedia.org
Элбек-Доржи Ринчино. 1912 г. Источник ru.wikipedia.org

Докладная записка нашла понимание у руководства у руководства Наркомата. В марте 1920 г. группа бурят-автономистов образовала Временный обще-бурятский национальный комитет. 6 апреля 1920 г. по инициативе РКП(б) Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья провозгласил на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока создание независимой демократической Дальневосточной республики (ДВР) с капиталистическим укладом в экономике: столица — г. Верхнеудинск. В мае–июне 1920 г. в Верхнеудинске состоялся съезд представителей бурятского населения Хоринского, Селенгинского и Баргузинского аймаков Забайкальской области. Делегаты, ориентируясь на решения III Общенационального съезда монголо-бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, провозгласили основой самоопределения достижение территориальной целостности всего бурятского народа в рамках национальной автономии и приняли решение о сохранении именно национальных административно-территориальных единиц. Органом исполнительной власти автономии стад Бурят-Монгольский народно-революционный комитет во главе с представителем бурятской интеллигенции Петром Дамбиновым. Тем самым, в рамках нового государственного образования была оформлена национальная государственность бурятского народа [6, c. 66].

Следующим важнейшим этапом национально-государственного строительства стало принятие в апреле 1921 г. Основного Закона (Конституция) ДВР [5]. В соответствии с его положениями территория, занятая бурятским населением (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки), выделялась в Бурят-Монгольскую АО (БМАО). Обще-бурятская автономия была наделена широкими правами в сфере судопроизводства, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. Конституция ДВР предоставила бурятам «право на широкое самоопределение»; «вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделяется в особую область», население которой объявлялось самостоятельным «в сфере организации суда, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни» [2]. В компетенцию автономного управления входило: «1) распоряжение всем земельным фондом области; 2) местное бюджетное право, установление местных налогов, сборов, пошлин и повинностей, заключение займов; 3) организация народного хозяйства; 4) законодательство по народному просвещению; 5) организация местного национального суда» [4, с. 143].

Карта Бурят-Монгольской АССР 1930 г. Источник etomesto.ru
Карта Бурят-Монгольской АССР 1930 г. Источник etomesto.ru

В мае 1921 г. по инициативе бурят — депутатов Учредительного собрания ДВР — Бурятский народно-революционный комитет был упразднен и вместо него создано Временное областное управление БМАО ДВР [3]. Тем самым на практике была реализована разработанная на принципах панмонголизма концепция национально-государственного строительства в границах только бурятского этноса в связи с образованием Бурят-Монгольской автономной области ДВР. Национальные демократы занимались строительством автономии более полутора лет — с марта 1920 по ноябрь 1921 гг. На протяжении этого срока бурятские автономисты исходили из концепции построения автономии, выработанной еще в 1917 г. в ходе проведения общенациональных бурятских съездов. Их практическая деятельность, выстроенная на принципах панмонголизма, стала прямым продолжением политики Бурнацкома — Бурнардумы (1917–1919 гг.). Наиболее четко основные положения национально-государственного строительства были сформулированы в решениях Верхнеудинского съезда представителей бурятского населения Хоринского, Селенгинского и Баргузинского аймаков (23 мая — 3 июня 1920 г.) и в Конституции ДВР. И в этом состоит особая заслуга Ринчино Э.-Д., который в своих публикациях рассмотрел и реализовал на практике актуальные вопросы бурятской автономии. Как опытный политик, Э.-Д. Ринчино к этому времени понял, что борьба за власть в России подходит к завершению и победа коммунистов в этой борьбе неизбежна. Вполне естественно, что из последовательного панмонголиста, полагая, что в лице Монголии «мы имеем народ и страну, которые сохранили все необходимые и основные элементы для образования национального государства, все предпосылки для практического осуществления принципа национального самоопределения» он превращается в последовательного сторонника Советской власти [9, c. 8]. И здесь заслуга Ринчино Э.-Д. состоит в том, что он попытался обосновать идею бурятской автономии в новых исторических условиях и на языке, понятном новой власти. Необходимость национальной автономии он связывает с интересами внешней политики Советской России и развитием мировой революции в странах Азии. «Инородческий вопрос в Сибири, — пишет он, — ввиду его специфических особенностей приобретает особо важное значение… победа революционной России над мировой реакцией и крушение капиталистического строя зависят в значительной степени от взрыва революционного пожара в мировом масштабе. С этой точки зрения особенное и чрезвычайно важное значение имеет возникновение революционной бури в Центральной Азии и на Дальнем Востоке…». Э.-Д. Ринчино подчеркивает, что для экспорта революции на Восток «немаловажное значение будет иметь то или иное разрешение инородческой проблемы в Сибири в качестве иллюстрации искренности заверений и политики Советской России … Все работы об улучшении положения инородцев… в силу общности языка, письменности и единства культуры инородческих народностей Сибири с народами Азии, будут немедленно просачиваться за границу и вызывать соответствующие результаты…» [10, c. 86].

Вполне очевидно, что в основе идеи Э.-Д. Ринчино о бурятской автономии лежали как внешнеполитическая целесообразность, так и этнокультурная самобытность бурят. В его размышлениях указывается на необходимость политической институциализации органов бурятского самоуправления. Вообще эта мысль была характерной для большинства лидеров национального движения. Так, в программе общества национального культурно-политического самоопределения — Бурнацкульта, созданного под руководством Б.Б. Барадина после образования Дальневосточной республики, ставилась задача национально-культурного возрождения бурятского народа, выражающаяся «в полном развитии творческого духа народа в области создания культурных ценностей национального и общечеловеческого значения» [1, c. 11], для реализации которой необходимо было оказывать «всемерное содействие к политическому самоопределению бурят-монгольского народа на основе завоевания единства национальной территории и полной политической независимости» [там же, c. 14] при сохранении существующих национальных организаций [8, c. 264]. Однако в это же время краевые партийные и советские органы выступали против объединения автономных областей и тем более создания республики. В отечественной историографии рассмотрены причины такого явления. Попытки создания республики по национально-территориальному принципу натолкнулись на вопросы «раздела территории, разграничения властных полномочий, изменения системы хозяйствования и управления» [4, c. 160]. Тем не менее, уже в недрах ДВР начинает формироваться будущая национальная государственность, идеологом которой стал Э.-Д. Ринчино.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Батуев Б. Б. Б. Барадин: штрихи к политической биографии / Б. Б. Батуев // Неизвестные страницы истории Бурятии (из архивов КГБ). Улан-Удэ: ВСГИК; ОНЦ «Сибирь», 1991. С. 6–22.
  2. Дальне-Восточная Республика. Конституция (1921). Основной закон (Конституция) Дальне-Восточной Республики: утвержден Учредительным собранием Дальнего Востока 27-го апреля 1921 года. [Чита: Гос. тип., 1921]. 72 с.
  3. Елаев А. А. Бурятия: путь к автономии и государственности / А. А. Елаев. Москва: «Антал», 1994. 176 с.
  4. Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение / А. А. Елаев. Москва : РАГС, 2000. 349 с.
  5. Залесская О. В. Концепция культурно-национальной автономии в Дальневосточной Республике / О. В. Залесская // Россия и АТР. 2009. № 3. С. 132–141.
  6. Курас Л. В. Панмонголизм как проявление этничности монгольского мира в первой четверти ХХ века / Л. В. Курас. Иркутск: «Оттиск», 2017. 188 с.
  7. Очерки истории Бурятской организации КПСС. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. 612 с.
  8. Шулунов Н. Д. Становление Советской национальной государственности в Бурятии (1919–1923) / Н. Д. Шулунов / под ред. П. Т. Хаптаева. Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1972. 492 c.
  9. Элбек-Доржи Ринчино о Монголии. Избранные труды / сост. Б. В. Базаров, Б. Д. Цыцбиков, С. Б. Очиров. Улан-Удэ: [б. и.], 1996. 237 с.
  10. Элбек-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма. Улан-Удэ: [б. и.], 1994.  С. 188–192.

, , , ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко