При раскопках Стадухинского и Алазейского острогов, проводимых экспедицией ЯГУ в 1987–1991 гг., было обнаружено 6 нательных крестов по 3 на каждом из этих поселений. [1]
Первый экземпляр имеет правильную прямоугольную форму. На рельефной поверхности изображен традиционный для православной церкви восьмиконечный крест. На окончаниях креста по слогам написано «Иисус Христос». Изделие изготовлено из меди или латуни и снабжено ушком. Размеры: 3 × 2 × 0.5 см. (Рис.1)
Второй экземпляр имеет округлую форму, его поверхность ровная, изображения выполнены путём гравировки. На закруглённых окончаниях выделены окружности, внутри которых также имеется надпись «Иисус Христос», выполненная по слогам. На поверхности изделия изображен восмиконечный крест, в нижнем окончании череп с костями. Контур креста окантован бесцветной полосой. Изделие изготовлено из серебра и снабжено ушком. Размеры: 3.5 × 2.5 × 0.3 — 0.6 см. (Рис.2)
Третий экземпляр имеет правильную прямоугольную форму. На рельефной поверхности, полностью покрытой окислами, угадывается изображение креста, более, из-за плохой сохранности разобрать ничего невозможно. Изделие изготовлено из меди и снабжено ушком. Размеры: 4 × 2.5 × 0.6 см. (Рис.3)
Четвертый экземпляр представлен фрагментарно — у него отсутствует нижняя часть. Форма изделия сложная, композиционная, поверхность рельефная. Окончания имеют овальную форму, по периметру они окантованы полосой из неразборчивой надписи. В центре верхнего окончания имеется надпись «ХРИС», в центре остальных двух окончаний надписи нечитаемые, видимо вместе они составляли «Иисус Христос». Окончания соединены между собой не под прямым углом, а под углом 45 градусов, образуя восьмиугольную среднюю часть. В её центре расположена окружность, внутри которой расходится надпись, где достоверно можно разобрать только знак 8, а также латинские буквы F и R, расположеные друг над другом. От окружности к окончаниям креста расходятся треугольники, образуют вместе с ней четырёхлучевую звезду. К окружности, в основании «лучей», подходят прямыми углами четыре полуиволистных компонента и образуют между собой крест, напоминающий крест мальтийского ордена. Он расположен таким образом, что соединяет окончания креста между собой под прямым углом. Изделие изготовлено из меди и снабжено ушком. Ширина креста -3.7 см, диаметр округлых окончаний — 1.2 см.(Рис. 4)
Пятый экземпляр также представлен фрагментарно — у него отсутствует верхняя часть. На рельефной поверхности изображен крест, а также инициалы «И.Х.»,которые размещены противоположно друг другу. Окончания креста ромбовидные. На оборотной стороне чётко видно только изображение щипцов на правой лопасти. На внешней лопасти видны три линии, справа от них нанесён ряд зубчатых чёрточек. Ширина креста — 3.1 см [1].
Шестой экземпляр имеет сложную форму.Верхнее окончание округлое, боковые и нижнее окончания ромбические. Соединения между окончаниями пологие, под углом 45 градусов, посредине соединений имеются выступы. На рельефной поверхности изделия изображён восмиконечный крест, средняя часть украшена орнаментом из четырёх перпендикулярных углов, причем нижние углы снабжены двумя точками на каждом. Боковые окончания креста украшены растительным орнаментом, в нижнем основании имеется изображение стилизованное под череп с костями. Выступы на соединениях окончаний креста снабжены точками и чёрточками. Изделие изготовлено из меди и снабжено ушком. Размеры — 4.2 × 3 × 1–0.5см. (Рис. 5)
Аналогичные находки были сделаны и на других поселениях русских XVI–XVII веков: на Мангазее [2], на берегу залива Симса и на острове Фаддея [3;4], при раскопках Илимского острога [5]. Исходя из высокого качества выработки, авторы относят кресты к привозной группе изделий. Аргументируется это тем, что в XVII–XVIII веках Сибирь жила привозными товарами, например, только в 1639 — 1640 годах через Тобольск в Сибирь было вывезено 9802 кольца, перстня, серьги [6]. Исследователи Илимского острога считают, что в XVII–XVIII веках, в изучаемом ими поселении, было широко развито ремесло, в том числе и ювелирное, поэтому кресты изготавливались на месте [5]. Не находя подтверждения предположению о существовании ювелирного ремесла на Стадухинском и Алазейском поселениях, мы приходим к выводу об их завозном происхождении.
А. Н. Алексеев указывает на тот немаловажный факт, что обнаружение нательных крестов при раскопках острогов свидетельствуют о приверженности русских старожилов православной вере [1]. В действительности, русские поселенцы, в процессе адаптации к суровым климатическим условиям заимствовали часть материальной и духовной культуры автохтонных народов. Они заключали брачные союзы с местными женщинами, а это привело к значительной метисации их потомства впоследствии. Тем не менее, русские проявили поразительную национальную устойчивость. Потеряв за несколько поколений свой былой антропологический вид, овладев языком и хозяйственно-бытовым укладом местных народов, они сохранили своё самосознание, язык, фольклор, грамоту и религию. Косвенным подтверждением сохранения религии является обнаружение вышеописанных изделий.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII-XVIII вв. на северо-востоке Якутии. Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 1996.
- Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. М., 1981.
- Окладников А.П. Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века. Л.; М., 1951
- Порфиридов Н.Г. Предметы прикладного искусства // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века. Л.; М., 1951
- Василевский Р.С., Молодин В.И., Седякина Е.Ф. Исследования Илимского острога // Древние культуры Приангарья. Новосибирск, 1978.
- Вилков О.Н. Ремесло и торговля в Западной Сибири в XVII веке. М., 1967.