Названия родов и территориальных подразделений эвенков и эвенов в изобилии представлены в документах, которые относятся к открытию и освоению Дальнего Востока в XVII-XVIII веках, вследствие чего эти источники имеют большую ценность при изучении этнической истории региона. Многие родовые названия документированы источниками на протяжении более трех столетий, отдельные названия фиксируются в ограниченном числе документов. Родовым названиям эвенков посвящена обширная литература, эти вопросы затрагиваются и в этнографических исследованиях, и при изучении исторических источников. Названия родов эвенов, как и культура этого родственного эвенкам этноса в целом, изучены гораздо хуже.
Многочисленные и разнообразные родовые названия эвенков, проживающих на огромной территории от Тихоокеанского побережья до Томской области, были предметом изучения Г. М. Василевич.[2] Очень много внимания истолкованию значения эвенкийских родов, патронимий (в настоящее время — фамилий), личных имен эвенков, уделено также в появившейся много позже книге В. А. Туголукова[2], посвященной этнической истории эвенков и эвенов. Однако предлагаемые истолкования отдельных родовых названий не всегда убедительны (а часто заведомо ошибочны). Кроме того, до сих пор не была решена задача разграничения эвенкийских и эвенских родовых названий, которые часто объединялись на основе близкого родства языков этих народов.
В исторической перспективе в интервале XVII-начала XX веков родовые названия эвенов и эвенков Охотского побережья собраны и описаны в обстоятельной работе Н..Н.Степанова[3]. И. С. Гурвич писал: «Имеющиеся материалы о значительной концентрации тунгусов в бассейнах Ульи, Охоты, Ини и Тауя дают возможность полагать, что именно этот район был главным центром, из которого волны восточных тунгусов — эвенов устремлялись на запад»[4]. Стоит заметить, что районы, прилегающие к Охотскому побережью, составляют прародину эвенского этноса и находятся сравнительно недалеко от исторической родины эвенков, которая, как показывают археологические и историко-этнографические данные, располагалась на территории современной Амурской области и северной части Хабаровского Края.
Этнонимы, рассматриваемые в данной работе, а также сведения об ареале их распространения и времени документации извлечены из статьи Н. Н. Степанова. Нами ставится цель отграничить друг от друга эвенкийские (собственно тунгусские) и эвенские (ламутские) этнонимы, а также указать на возможность объяснения происхождения этих названий. По существу единственной корректной возможностью интерпретации всех тунгусских родовых названий является их связь с названиями местностей, поэтому наше внимание при этимологизации этнонимов сосредоточивается на топонимике Западного Приохотья и прилегающих к нему регионов.
- Абдарский род (XVII-XVIII века, Тауй, Ола). По форме название принадлежит эвенам — оно не имеет эвенкийского суффикса -гир.
- Адатыгирский род (XVII век, Тугур). Название какой-то эвенкийской территориальной группы, возможно, что то же самое, что Агинкагирский род. Не исключено, что загадочные анатараки, или Онатырки — это данная группа эвенков.
- Ажганский род (XVII-XIX века, от Тауя до Уды). Название эвенкийского рода Эдян, часть которого, возможно, вошла в состав ульинских эвенов. Этноним «Озянканы» принадлежал несомненно эвенам, поскольку суффикс =нкан, присоединившийся к данному названию, характерен только для эвенских названий родов, восходящих к наименованиям территориальных групп. Название Эдян, как представляется, происходит от заимствованного корякского слова г»эййян, диалектное г»эддян (ср. чукотское э»ръян «устье реки»).
- Агинкагирский род (XVII-XIX века, Тугур, Уда). Вероятно, исходная форма этого эвенкийского названия рода или территориальной группы выглядела как Он’инкагир, а само название имело значение «речные, приречные», оно образовано от слова уни, они «река». Род Онинка известен у нанайцев.
- Бирарский род (XVII век, Уда, Тугур). Название одной из территориальных групп эвенков. Словосочетание «Биларытьегов род», читается как «Бирар тэгэ», по-эвенкийски «род Бирар».
- Бояшинский род (XVII век, Охота, Урак). Название с очень неясной историей. Его основа сопоставима с корякским словом ваят «народ». Возможно, что это название связано с современным названием эвенского рода Буяксир, если его выводить из слова ваят «народ» + суффикс эвенкийских родовых названий =гир. Однако это всего лишь более или менее вероятные предположения.
- Булдюкагирский род (XVII-XVIII века, Охота). Название эвенкийской территориальной группы. Возможно, что в этом названии сохраняется более старая форма гидронима Ульбея (корякское Вульвывеем «Поперечная река»), нежели та, которая знакома нам по документам как название реки. Территория расселения этого рода данной версии не противоречит: реки Охота и Ульбея расположены недалеко друг от друга, но на Ульбее не было постоянных русских поселений. Менее вероятно возводить это родовое название к эвенскому слову булдир «океан», хотя представители этого рода относились к «пешим». На правом берегу Кухтуйского лимана сохранился топоним Булгино.
- Галушинский род (XVII век, Улья). Вероятно, название гомогенно с названием Гулюгир.
- Годниканский род (XVII-XIX века, Охота, Кухтуй). Название эвенского рода Готнинкан, проживающего в настоящее время в поселках Охотского района Хабаровского Края. Возможно, от исчезнувшего тунгусского слова *готни «море», сохранившемся в нивхском языке в виде кершк «море».
- Горбиканский род (XVII-XIX века, Охота). Название эвенского рода Гэрбэнкэн, самоназвания эвенов по местности Гэрбэ. Ввиду широкой распространенности гидронима Гэрбэ на Дальнем Востоке территория расселения этой группы не поддается локализации.
- Горгорский род (XVII век, Тауй). Вероятнее всего, название патронимии оседлых коряков. Этноним очень сходен с частым чукотским личным именем Гырголь. Учитывая малочисленность представителей этого рода, в нем можно видеть семью, не обязательно тунгусскую.
- Гулюгирский род (XVII век, Улья, Охота). Название одной из территориальных групп эвенков. Вероятнее всего, в этом названии отразилась более архаическая форма названия реки Ульи, нежели та, которая знакома нам по документам XVII века. Название реки Улья объясняется из корякского языка как Вылгилвеем «Березовая река». Поскольку эвенки обосновались на этой реке много раньше, чем русские услышали ее название, то понятно, что в родовом названии отражен более старый и более близкий к исходной форме вид гидронима. Территория расселения этого рода точно соответствует тому географическому объекту, с названием которого сравнивается данный этноним.
- Долганский род (XVII-XIX века, от Охоты до Тауя). В данном варианте название хорошо известного эвенского рода Долган, представители которого проживают ныне на Охотском побережье от Олы до Камчатки. Возможно, что название рода происходит от неизвестного ныне тунгусского слова, родственного монгольскому dalai «море», или нивхскому тол «вода, водное пространство, море».
- Долгирский род: «Долгирцы». Эвенкийский род, имеющий название, образованное от той же основы, что и название рода Долган.
- Зеведарский род (XVII век, Охота). Неясно. Для того, чтобы предполагать связь этого названия с названием жителей Тауя «товуданы», нет данных.
- Зельянский род (XVII-XIX века, Охота). Название не имеет объяснения, однако его можно выводить из корякского топонима Дяллянадян (так называется на диалекте тайгоносских коряков река Парень). Название входит в ряд топонимических названий территориальных групп, хотя исходное географическое название и не поддается локализации: его совпадение с названием Парени случайно. Название совпадает с именем современного эвенского рода Дяллянкан, проживающего в Магаданской области, на Чукотке и на Камчатке.
- Зелинкагирский род (Там же). Эвенки, связанные родственными отношениями с эвенами рода Дяллянкан (см. выше).
- Ивьянский род (XVII-XVIII века, Охота, Тауй, Ола). Можно высказать предположение, что название связано с каким-то дотунгусским топонимом с корякской основой ив»ыл- «длинный». Вероятно, такое объяснение имеет название реки Нявленга, верховья Тахтоямы, сравнимое с корякским названием Ивылынылхываям (коряк. ив»ылыннылк»ыв»аям «длинная рыбная река»)[5]. У приморских эвенов Магаданской области сохранилась фамилия Нивани.
- Инганский род (XVII-XVIII века, Иня, Мотыклей, Тауй, Ола). Название образовано от эвенского топонима Иня — ин»а «галька, песок»: название точно соответствует характеру грунта в данной местности. Распространение этнонима свидетельствует о постепенной миграции данной территориальной группы эвенов к северу.
- Капчигирский род (XVII век, Охота). Название, тождественное названию эвенкийского рода Камчагир. Если последнее выводимо изчукотско-корякского к»онча= «одна кочевка, один переход»+ эвенкийский суффикс =гир, то получается, что в состав тунгусов постепенно входили отдельные группы чукчей и коряков.
- Катагирский род (XVII-XVIII века, Уда, Улья, Охота). Нет уверенности, что в сводке Н. Н. Степанова не смешаны названия разных родов. Часть форм, похоже, соотносится с этнонимом Кукугир, который может быть связан с названием реки Кухтуй.
- Киларский род (XVII-XIX века, от Тугура до Охоты). Название эвенкийского и эвенского родов Килэ, очевидно, представляющего один из древнейших тунгусских этнонимов. Значение его неизвестно. Нивхи словом кил, килн» называют «тунгусов» (не очень ясно, всех тунгусо-маньчжуров или только эвенков).
- Кокогирский род (XVII век, Уда). Видимо, искаженное название эвенкийского рода Кукугир (см. ниже).
- Кондакагирский род (XVII век, Охота). Название рода или территориальной группы эвенков.
- Кукугирский, Кугтугирский, Куркугирский род (XVII-XIX века, Улья, Охота, Иня). Эвенкийский род, чье название связано с названием реки Кухтуй (современное эвенское Кукти с неясной этимологией). Отметим, что река Кухтуй располагается как раз по центру территории, на которой фиксируется данное название. Эвенки рода Куркогир позднее перекочевали далеко к западу от данной местности; вероятно, основа названия сохранилась и в названии эвенского рода Кукуюн в бассейне Индигирки.
- Кулигорский род (XVII век, Охота). Видимо, искаженное название эвенкийского рода Гулюгир (см. выше).
- Купский род (XVII-ХIX векa, Тауй). Какая-то патронимия с неизвестной этнической принадлежностью.
- Кутинский род (XVII-ХVIII векa, Тауй). Название территориальной группы эвенов по местности Кутана — так, по Линденау, называлась река Тауй. Название Кутана субстратное (чук. к»ытан полынья, прорубь».
- Лалыгирский род (XVII-ХIX векa, Учур, Уда). Название эвенкийского рода Лалигир. Это название соотноситься с каким-то названием реки вроде чукотского гидронима Лелювеем или корякского Люлюваям «усатая река» -т.е. река со множеством притоков[6].
- Лелтягирский род (XVII век, Охота). Название эвенкийского рода или группы, возможно связанное с предыдущим.
- Люлюгирский род (XVII век, Улья). Видимо, то же, что и Лалигир.
- Мемельский род (XVII-ХIX векa, Охота). Очевидно, то же, что современный эвенский род Мямя в бассейне Индигирки. Название тождественно с названием эвенкийского рода Момо, упоминаемого в фольклоре, хотя с этим не согласна Г. М. Василевич[7].
- Мокогирский род (XVII-ХIX векa, Тугур, Уда). Эвенки. Г. М. Василевич считает название Макагир — Мэкэгир монгольским[8], что само по себе приемлемо, но ее аргументация, основанная на сравнениях топонимов, ошибочна: монгольские элементы в топонимике Приохотья отсутствуют, а названия имеют иное истолкование.
- Муйтукарский, Омуттукагирский, Умухтукакагирский род (XVII-ХVIII векa, Тауй, Ола). Название, оформленное суффиксом =гир — эвенкийское, судя по всему, образованное от названия местности Амахтон. По-видимому, перед нами свидетельство самого дальнего проникновения эвенков (тунгусов) на Северо-Восток по Охотскому побережью. Название «Омыттыкарской род», наряду с «Омыттыкагирской», может указывать на то, что от топонима Амахтон (юг Магаданской области) образовалось также название одной из групп эвенов.
- Муктыгирский род (XVII-ХIX векa, Уда). Эвенки. Название группы территориально удалено от рассмотренного выше, происхождение не установлено.
- Муеллагирский род (XVII век, Уда, Улья, Охота). Эвенки. Связь названия с эвенкийским словом муеллэ «подшейный волос» возможна только в том случае, если мы имеем дело с патронимией. Можно было бы сравнивать это родовое название с топонимом Муя, если бы такие топонимы имелись на территории, занимаемой данным родом или бизкой к ней, но такие топонимы здесь пока не обнаружены.
- Нашикагирский род (XVII-ХIX векa, Уда, Амгунь, Тором). Эвенки. Название территориальной группы, скорее всего, восходящее к топониму Нексикан на морском побережье северо-восточнее Аяна.
- Невьянский род. (XVII век, Охота, Иня). Очевидно, то же, что и Ивьянский род (см. выше).
- Неганский род (XVII-ХVIII векa, Охота, Кухтуй, Иня). Возможно, искажение названия «Инянский род»: территория расселения не противоречит такому предположению. Безусловно, эвены.
- Негнярский, Негляровский род (XVII век, Иня). Вероятно, то же, что Инганский и Неганский роды (см. выше).
- Немнярский, немнягирский род (XVII век, Кухтуй, Иня). Соответственно названия территориальных групп эвенов и эвенков, связанные с топонимом Иня.
- Ненякагирский род (XVII-ХIX векa, Охота). Возможно, название терииториальной групы инских эвенов Ин»анкан, осложненное эвенкийским суффиксом =гир. Г. М. Василевич считает, что это искажение названия Няхикагир[9]. Если это так, то последнее название может быть связано с названием местности и острова Нексикан на Охотском море.
- Нюнчинский род (XVII-ХVIII векa, Кухтуй, Тауй, Ола.). У эвенов Северо-Эвенского района сохранилась патронимия Нючи. Облик этнонима и его созвучие с эвенским названием русских «нючи» наводит на мысль, что эта патронимия могла иметь русского предка.
- Нюнюгирский род (XVII век, Улья, Охота, Иня). Эвенки, вероятно, название территориальной группы. Не исключена связь с названием реки Иня, близ которой отмечаются почти все созвучные этнонимы.
- Облярской род (XVII век, Тауй). Невозможно сказать что-либо определенное. Можно, но крайне рискованно предполагать, что это название связано с эвенкийским родовым названием Улэгир — Увлэт, соотносящимся с одной их ветвей монголов-ойратов — олот.21
- Оволнагирский род (XVII век, Уда). Эвенки. Сходство с предыдущим названием лишь предположительное. Г. М. Василевич считает, что это неточно записанное название рода Хэгинкэгир — Энинкэгир.22.
- Оетцкий род (XVII век, Кухтуй). Наименование, образованное от эвенского названия оседлых коряков хэйэк, мн. ч. хэйэкэл, в свою очередь происходящего от корякского слова ак»оякылг»о «безоленные». Так эвены называли оседлых коряков, к тунгусской этнонимике данное наименование не имеет отношения. Этот пример — одна из самых старых записей этнонима хэйэкэл.
- Омутцкий род (XVII век, Тауй). Неясно. Возможно, отражение названия Омоктогир. Другое предположения могут связывать это название с названием Омуть, которое иногда считается названием реки Амгунь, с эвенкийским словом амут «озеро», или словом омук, бытовавшим у якутов как название юкагиров.
- Сугоседский род (XVII век, Охота) За отсутствием других данных напрашивается сравнение названия с корякским словом чавчыв, мн. чавчыво, дв. ч.чавчыват «коряки-оленеводы».
- Толбанский род (XVII век, Охота, Кухтуй, Тауй). Неясно. Похоже на искажение названия «Долганский».
- Тоуйский род, Товуданы, Тоулканы, Тоунскарский род (XVII век, Иня, Тауй). Название территориальной группы тауйских эвенов с вероятной исходной формой Товункан.
- Тунгучерский, Тумучерский род (XVII-XVIII века, Охота). Скорее всего, название эвенкийского рода или территориальной группы по местности, и являющегося производным от какого-то гидронима вроде Тугур (название реки, впадающей в Охотское море) или Тунгир (один из притоков Амура в верхнем течении).
- Убзирский род (XVII век, Мотыклей). Вероятно, то же, что название Угчюрский род (см. ниже). Возможно, что в основе этого назвния лежит корякское слово опыткын «конец, край».
- Угдерский род (XVII век, Тауй). То же, что и предыдущее название: данные группы занимают соседние территории.
- Угчюрский род (XVII-XVIII века, Тауй, Ола). Трудно сказать что-либо определенное. Сходство с предыдущим названием несомненно. В эвенской этнонимике похожие формы неизвестны. Предположительна связь вышеприведенных названий с гидронимом Учур.
- Ударский, Удагирский род (XVII-ХIX векa, Тугур, Уда, Амгунь, Нимелен). Судя по всему, эвенки, название территориальной группы может восходить к названию реки Уда или озера Удыль на левом берегу Амура в нижнем течении.
- Улбиданский род (XVII век, Охота, Кухтуй, Ульбея). Судя по форме, название записано от юкагиров, об этнической принадлежности в этом случае судить трудно. Бесспорно, что название образовано от топонима Ульбея, корякского по происхождению.
- Унахтагирский род (XVII век, Урак, Охота). Эвенки, возможно, то же, что Муйтукарский род. (см. выше). В принципе нельзя исключить, что родовое название образовано от тунгусского (в данном случае — эвенкийского) слова он»окто «нос», в переносном значении «мыс».
- Уяганский род (XVII-ХIX векa, Урак, Охота, Кухтуй, Ульбея, Иня, Мотыклей, Тауй) — Эвены, самоназвание территориальной групп по названию реки Уега. Гидроним Уега имеет чукотско-корякскую основу (название образовано от корякского слова айолгын ’полынья, прорубь’). Современный эвенский род Уяганкан распространен по всей территории расселения восточных эвенов от Якутии до Камчатки.
- Уягирский род (XVII век, Охота, Иня, Тауй). Эвенки, очевидно, тесно связанные с эвенским родом Уяганкан (см. выше) и проживающие с ним на одной территории.
- Уялгирский род (XVII век, Уда). Возможно, название, связанное с назваием Уягирского рода эвенков, либо искажение данного названия.
- Чагчагирский род (XVII век, Улья). Эвенки. Название рода, вероятнее всего ведет свое название от самоназвания оленных коряков чавчыв. Сходную историю имеют отдельные семьи эвенов Охотского побережья, имеющие по мужской линии предков-коряков.
- Чапчагирский род (XVII век, Охота). То же самое, что и чагчагирский род (см. выше).
- Шанагирский род (XVII век, Охота). Эвенки. У Линденау упоминается Щинягирской род, или Tschaniagir[10]. Это, скорее всего, то же самое название. Напрашивается сравнение этого этнонима с гидронимом Чыян — названием левого притока реки Аим.
- Шанаулский род (XVII век, Тауй). Основа названия та же, что и у предыдущего названия. Этническая принадлежность остается неопределенной. Формант =ул/=вул, который выглядит загадочным, созвучен с монгольским словом agul «поселение», но в тунгусо-маньчжурских языках этого корня нет.
- Шмагирский род (XVII век, Тауй). Определенно эвенки рода Самагир, переселившиеся далеко от мест исконного проживания.
- Шолганский род (XVII-XVIII векa, Охота, Иня). Судя по всему, название территориальной группы эвенов, говорящих на арманском диалекте, сохраняющим начальный звук с=-ш=. Название происходит от эвенкийского солоки «вверх по реке» и имеет значение «жители верховьев реки».
- Шолонский род (XVII-XVIII векa, Охота, Кухтуй, Иня). Название имеет ту же основу, что и предыдущее. Судя по отсутствию преимущественно эвенского этнонимического элемента =ган, это название относится к эвенкам.
- Юкагирский род (XVII век, Охота). Или это название юкагиров, живших на Оймяконе в истоках Индигирки, или же это адаптация чукотско-корякскогоыяакэт «дальние» (слова, к которому восходит этноним якуты) с эвенкийским суффиксом -гир, образовавшаяся независимо от появления этнонима «юкагиры» на Индигирке и Колыме.
Кроме тех родовых названий эвенов и эвенков, которые известны нам до настоящего времени, в источниках XVII века изредка встречаются также такие названия, которые в дальнейшем не повторяются, и вопрос о том, к кому относились эти названия, долгое время не находит своего решения. Б. О. Долгих приводит, в частности, еще три названия территориальных групп обитателей Охотского побережья и прилегающей к нему территории —биячи, кондызи и жлади[11]. Эти слова даже внешне не напоминают знакомые нам эвенкийские и эвенские родовые названия, однако мы попытаемся разобраться, что же они собой представляют. Слово биячи похоже на эвенское бэйди «сам»; и видимо, оно попало в перечень названий родов или отдельных групп людей совершенно случайно, и к кому оно относится, как его понимать — «мы сами» или «они сами» (в первом случае речь будет идти о тунгусоязычной этнической группе, во втором это не обязательно так). Название Кондызи, видимо — искаженная форма названия юкагиров рода Когимэ, Кониинзи. Что касается написания жлади, то, возможно, оно соотносится с самоназванием коряков-житетей бассейна реки Тауй Йилалг»о, Дилалг»о, хотя, видимо, содержит юкагирский суффикс названий жителей по той или иной местности -ди. Интерпретация этих названий, предложенная недавно[12], не противоречит высказываемому мнению.
Из всего сказанного выше становится понятным, что среди родовых названий Охотского побережья названия родов эвенов (ламутов) и эвенков (тунгусов) достаточно надежно отделяются друг от друга: в рассмотренном нами материале практически нет сомнительных или спорных случаев. Названия, традиционно рассматриваемые историками и этнографами как названия родов эвенов и эвенков, неоднородны. Среди них присутствуют и собственно родовые названия, и патронимии, называемые по имени их глав, и иноэтнические названия — названия народов, соседствующих с эвенками и эвенками на севере Охотского побережья. Основная часть родовых названий происходит от названий местностей. Сами же топонимы Охотского побережья и прилегающих к нему районов, и это становится совершенно очевидным, принадлежат языку дотунгусского населения этой территории. Из исторических и этнографических источников известно, что это население составляли оседлые и оленные коряки, а в таежной местности проживали небольшие группы юкагиров.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Василевич Г. М. Эвенки. Л., 1969. С.262–287.
- Туголуков В. А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.
- Степанов Н. Н. Русские экспедиции в XVII веке на Охотском побережье и их материалы о тунгусских племенах. Ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена, т. 188. Исторические науки. Л., 1959.
- Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966, с. 33.
- Топонимический словарь Северо-Востока СССР / Сост. В. В. Леонтьев и К. А. Новикова. Магадан, 1989. С. 146.
- Топонимический словарь… С. 232, 238.
- Василевич Г. М. Эвенки. С. 274, 275.
- Василевич Г. М. Эвенки. С. 275.
- Василевич Г. М. Эвенки. С. 277.
- Линденау Я. И. Описание народов Сибири. Магадан, 1983. С. 159, 169.
- Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960. С.534.
- История и культура эвенов. СПб., 1997. С. 42.