Хроника морских катастроф и аварий на Северном морском пути в XX веке

 

XX век вошел в историю как век выдающихся географических открытий и исследований Арктики. Он как бы увенчал собой многолетние стремления первооткрывателей в высокие широты к самой северной точке земного шара — Северному полюсу, этому веку принадлежат первые сквозные плавания по Северному Морскому пути вдоль побережья России от Белого моря до Берингова пролива и далее — до Владивостока в направлении как с запада на восток, так и с востока на запад. В военно-морской истории России к этому веку относится создание двух могущественных флотов — Северного и Тихоокеанского, сыгравших большую роль во второй мировой войне и навсегда вошедших в историю российского военного флота в послевоенные годы, когда особая роль стала принадлежать подводным лодкам с ракетным вооружением, а позже — атомным подводным крейсерам.

Так уж случилось, что 2000 год, последний год ушедшего тысячелетия, стал годом одной из самых тяжелых трагедий российского флота — 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений погибла атомная подводная лодка Северного флота К-141 «Курск». На фоне этого события, которое болью отозвалось во всей России, почти незаметным стала последняя драма торгового флота России в XX веке — гибель сухогруза «Рязань» во время шторма в Беринговом море, команда которого была спасена подошедшими на помощь судами.

Челюскин

Челюскин

И так уж сложилось, что в XX веке об авариях и катастрофах судов и самолетов в Арктике и на Тихоокеанском побережье России было не принято ни говорить, ни писать, ни вспоминать. Что могут сказать об этом те несколько поколений россиян, кто знаком с историей по школьному курсу? У всех на слуху и на памяти гибель «Челюскина», подвиг его команды и пассажиров, тех, кого позже назвали челюскинцами, подвиг летчиков, вывозивших людей из «лагеря Шмидта» на сушу — тех семерых, кто будет ранее все удостоен звания Героя Советского Союза. Будут отмечаться перелеты советских летчиков через Северный полюс на американский континент. Но уже следующее поколение тех, кого воспитывали на подвигах челюскинцев, спустя какое-то время с удивлением узнает о том, что один из первой семерки Героев Советского Союза, Сигизмунд Леваневский, погиб в августе 1937 года при выполнении последнего трансполярного перелета на самолете «Н-209» с экипажем из шести человек, и тайна гибели самолета и экипажа не раскрыта до сих пор. Когда во второй половине 80-х годов приоткроется завеса над многими тайнами, очень многие с большим удивлением прочтут о том, что после «Челюскина» СССР потерял в Восточной Арктике еще три судна — тяжелые льды отнимают у людей одно судно примерно каждые двадцать лет…

Многим и до сих пор кажется, что катастрофы атомных подводных лодок К-141 («Курск») и К-278 («Комсомолец») должны были стать следствием каких-то перемен внутри государства и флота именно как последствия драматического перелома истории государства в последние 15 лет. Будет чрезвычайно трудно убедить таких людей в том, что они неправы. Но история объективнее людей. Если обратиться к ее фактам, то выяснится, что первая подводная лодка на Северном флоте погибла еще в далеком предвоенном 1939 году, а на протяжении менее чем одного года в тех же 1940–1941 годах Советский Союз потерял на Северном Морском пути подряд два ледокольных парохода, с которыми связаны многие героические походы моряков и экспедиции полярников — «Малыгин» и «Садко». Одно беглое замечание в повествовании о гибели броненосца «Русалка» на Балтике в 1893 году сообщает о том, что 22 мая 1931 года в Балтийском море после столкновения двух советских подводных лодок — N 4 и N 9 — лодка N 9 затонула в нескольких десятках метров от того места, где предположительно лежит на дне «Русалка». [1] Только катастрофа теплохода «Адмирал Нахимов» на Черном море 1 сентября 1986 года вырвала из забвения самую тяжелую трагедию советского гражданского морского флота — гибель парохода «Индигирка» в 1939 году; событие, которое долгое время было почти неизвестным, стояло на первом месте среди чрезвычайных происшествий в отечественном мореплавании по количеству погибших. Добавим к этому еще один факт: ведь и известный всем «Челюскин», если бы он благополучно пришел через Чукотское море во Владивосток, должен был бы пополнить флот Дальстроя и стал бы наряду с «Джурмой», «Кулу» и другими столь же печально известными судами возить заключенных по маршруту Владивосток-Нагаево (первоначально при строительстве «Челюскин» назывался «Лена» и, судя по названиям, принадлежал к одной серии с «Кулу»). [2]

В истории мирового мореплавания известны катастрофы, связанные с взрывами пароходов и ставшие трагедиями целых городов. Это взрыв французского парохода «Монблан» в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 года, и взрыв английского военного транспорта «Форт Стайкин» 14 апреля 1944 года в Бомбее. [3] Однако почти никто не знает или не вспоминает о том, что в конце 1947 года в бухте Нагаева взорвался груженный взрывчаткой пароход «Генерал Ватутин» — полагаем, что время и место катастрофы красноречивее всего говорят о том, кому именно предназначался груз этого парохода. Мало кому известно, что в конце 1916 и в начале 1917 годов подряд два таких же взрыва пароходов потрясли Архангельск — сначала в Бакарице взорвался пароход «Барон Дризен», а позднее в Экономии — пароход с названием «Семен Челюскин». Бывают странные совпадения в истории — имя Челюскина стало несчастливым не для одного, а для двух судов, погибших в XX веке в Арктике. Но и на этом совпадения не кончаются: следственная комиссия, изучавшая причины взрыва на «Семене Челюскине», проводила заседания на пароходе Добровольного флота, который стоял рядом с взорвавшимся судном в доке на ремонте после подрыва на немецкой мине, и этот пароход назывался «Курск». [4]

Настояшая публикация — это попытка составить хронику морских катастроф и аварий на Северном морском пути в XX веке. Многие из событий, включенных в нее, достаточно хорошо известны — к ним относятся гибель «Челюскина» а также исчезновение полярных экспедиций В. А. Русанова и Г. Л. Брусилова. Многие морские аварии Арктики в наши дни стали сюжетами популярных книг по истории мореплавания или вошли в художественную литературу, как, например, гибель американского парохода «Минеола» в Охотском море в 1904 году [5], которая стала одним из эпизодов блестящего романа В. С. Пикуля «Богатство». О многих драматических эпизодах в российском подводном флоте рассказывают две изданные недавно книги, само появление которых на прилавках говорит о том, что предметом истории являются не только подвиги, но и трагедии. [6] Однако многие драматические события из истории открытия и освоения Северного Морского пути представлены в исторических и географических трудах только беглыми упоминаниями. При этом стоит отметить, что очень подробная четырехтомная «История открытия и освоения Северного морского пути», изданная в 1956–1969 годах [7], доведена только до 1945 года, и весь период истории мореплавания вдоль берегов Арктики в 1946–2000 годах еще ждет своих исследователей. В настоящей публикации нет возможности подробно остановиться и на потерях военных кораблей Северного флота и военных транспортов Советского Союза и его соратников по антигитлеровской коалиции в Арктике в 1941–1945 годах. [8]

В настоящей публикации учтены также аварии и катастрофы на Тихоокеанском флоте и у российского побережья Тихого океана. Это оправдывается по крайней мере тремя причинами. Первая причина — недостаточная изученность материала, вторая причина — неразрывная связь истории плаваний вдоль Тихоокеанского побережья к Северу и плаваний в морях Восточной Арктики. Третья причина — то, что в широком понимании трасса Северного морского пути охватывает все расстояние от Мурманска до Владивостока.

Вполне понятно, что такие разные предметы, как история Северного и Тихоокеанского флотов, арктическое мореплавание в XX веке, научные исследования Северного Ледовитого океана, история гражданского судоходства в морях Российского Дальнего Востока представляют собой самостоятельные сюжеты, достойные многих монографических исследований. Многое в этих областях уже сделано, но многое еще предстоит сделать. Составляя настоящую хронику, автор преследовал две цели — во-первых, представлялось необходимым показать, что трагические страницы истории российского мореплавания и арктических исследований имеют объемную временную перспективу, и аварии и катастрофы последних лет не привязываются ни к рубежу веков, ни к политическим переменам в новой России. Во вторых, и это, пожалуй, более важно — исследования истории открытий и исследований Северного морского пути, истории арктического мореплавания имеют своей неотъемлемой составной частью почитание памяти всех тех, кто погиб в морях, во льдах и на островах Арктики, а также сбережение памяти кораблей российского флота, навсегда вошедших в историю.

1901

У берегов Новой Земли попала в ледяной плен и была покинута экипажем яхта «Мечта» с экспедицией А. А. Борисова. [9]

1904

В Охотском море налетел на подводную скалу и погиб американский пароход »Минеола». [10]

4 июля. На японской минной банке возле острова Скрыплева подорвался и затонул миноносец № 208 Сибирской флотилии. [11]

1905

Осенним штормом была выброшена на берег возле Александровска-Сахалинского первая на Дальнем Востоке китоперерабатывающая база «Михаил», принадлежащая пароходству графа Кайзерлинга. [12]

1906

Май. Следуя «правильным рейсом из Одессы во Владивосток», подорвался на мине и затонул с полным грузом пароход «Князь Горчаков» Северного общества. При этом были спасены судовые журналы и бумаги, а капитаном судна был заявлен морской протест по поводу гибели судна (архив Приморского филиала Русского географического общества). [13]

Октябрь. В бухте Кангауз (ныне Суходол) Уссурийского залива подорвался на мине и затонул, унеся с собой 136 человеческих жизней, пароход «Варягин». В списке груза значилось 60.000 рублей золотом. [14]

1911

В Беринговом море у берегов Камчатки возле мыса Африка на камнях погиб пароход «Транзит». [15]

1912

23 сентября. На Северной Двине затонул пароход «Обновка». Погибло 115 человек.  [16]

1913

В Беринговом море в Карагинском заливе сел на мель и погиб пароход Добровольного флота «Кострома». [17]

В Карском море исчезла экспедиция В. А. Русанова на судне «Геркулес». [18]

1913–1914

В высоких широтах исчезла шхуна «Святая Анна» с экспедицией под командованием Г. Л. Брусилова. [19]

1914

Январь. Вблизи острова Геральд в Чукотском море раздавлена льдами и затонула канадская шхуна «Карлук». Большая часть команды погибла при переходе по льдам на материк. [20]

1916

26 октября. В Бакарице возле Архангельска взорвался пароход «Барон Дризен». [21] Как установлено, взрыв был результатом диверсии, предпринятой одним из членов команды, который был завербован немецкой разведкой. [22]

1917

13 января. В Экономии в окрестностях Архангельска взорвался пароход «Семен Челюскин». [23]

1918

В устье Енисея напоролся на скалу и затонул ледокольный пароход «Вайгач».  [24]

1921

В Карском море во время гидрографических работ погиб бот «Арктур». [25]

17 сентября и 14 октября. В Карском море на обратном пути из устья Енисея в Архангельск погибли пароходы «Енисей» и «Обь». [26]

1922

26 августа. У берегов Камчатки во время тайфуна затонул японский крейсер «Ниитака». Погибло более 400 человек, спаслось 16 человек. [27]

1929

Август. В Чукотском море раздавлена льдами шхуна «Элизиф», принадлежавшая американскому торговцу О.Свенсону и выполнявшая рейсы в устье Колымы. [28]Команда шхуны благополучно достигла берега.

1930

В устье реки Пясины в Карском море погибла шхуна «Зверобой». [29] Команда шхуны спасена судном «Белуха».

1931

У мыса Северного в Чукотском море погибла шхуна «Чукотка». Экипаж шхуны спасен пароходом «Колыма». [30]

1932

В губе Буор-Хая в море Лаптевых теплоход «Эстафета», выполнявший рейс с Лены на Яну, потерпел аварию на обратном пути. Такая же судьба постигла пароход «Лена», пришедший на помощь «Эстафете».  [31]

1933

В Баренцевом море затонул буксирный пароход «Руслан», возвращавшийся с земли Франца-Иосифа. Команда спасена норвежским промысловым судном. [32] По данным Википедии (статья «Малыгин» (ледокол), было спасено всего 3 человека.

19 августа. В море Лаптевых во время перехода с Лены на Колыму погиб пароход «Революционный». [33]

25 сентября. В Карском море во время гидрографических работ напоролась на банку, получила повреждения и затонула шхуна «Белуха». [34]

1934

13 февраля. В Чукотском море раздавлен льдами и затонул теплоход «Челюскин». [35] Команда и пассажиры вывезены самолетами в поселок Ванкарем. Погиб 1 человек – завхоз Борис Могилевич.

В Чукотском море северо-восточнее острова Врангеля была раздавлена льдами шхуна «Крестьянка». Команда шхуны погибла во время перехода по льдам на сушу. [36]

1936

У берегов Новой Земли налетел на подводную скалу и потерпел тяжелую аварию ледокольный пароход «Сибиряков». После длительного и сложного ремонта восстановлен и введен в строй в 1937 г. [37]

1938

В море Лаптевых вблизи о.Бегичева был раздавлен льдами и затонул пароход «Рабочий». [38] Команда парохода высадилась на лед.

1 июня. Пароход «Суман» —  затонул возле Камня Опасности.  [39]

1939

1 апреля. Пароход «Связьстрой» — выскочил на камни Южного рифа о. Карагинского. [40]

20 октября. В Баренцевом море была разрезана пополам рыболовным траулером подводная лодка «Щ-424». Спаслись командир и несколько членов экипажа. [41]

13 декабря. Пароход «Индигирка» возвращавшийся из Магадана во Владивосток, наскочил на риф у острова Хоккайдо и затонул. Погиб 741 человек. [42] Капитан парохода Н.Лапшин был приговорен к расстрелу, второй помощник В.Песковский — к 10 годам лагерей.

1940

Пароход «Снабженец» — затонул возле Камня Опасности. [43]

27 или 28 октября. В Охотском море во время шторма затонул ледокольный пароход «Малыгин», возвращавшийся из Арктики во Владивосток. [44] Вся команда и пассажиры-полярники – 98 человек — погибли. Поиски велись в продолжение 43 дней, но ни судна, ни людей в море обнаружено не было. С самолета были замечены в районе гибели парохода две пустые шлюпки, в море был выловлен портфель одного из пассажиров.

13 ноября. В Баренцевом море в Мотовском заливе затонула подводная лодка «Д-1» («Декабрист»). [45] В качестве одной из причин гибели лодки считается подрыв на минах, выставленных на подступах к «Базе Норд», сданной советским руководством в аренду Германии в 1939–40 гг.

1941

11–13 сентября. В Карском море наскочил на мель, получил пробоину и через два дня затонул ледокольный пароход «Садко». [46] При аварии погиб 1 человек. Капитан парохода А. Г. Корельский обвинен в аварии, осужден к высшей мере наказания и расстрелян в Архангельске в 1942 г.

4 декабря. Буксир «Республика» — затонул в 25 милях от о. Аскольд в результате столкновения с пароходом «Оха». [47]

Ледокол «Казак Поярков» ДГМП — подорвался и затонул 25 июля 1941 года в районе мыса Южного, залив Ольга;

Краболов «Тунгус» (типа «ЛЕЙК»), принадлежащий «Крабтресту», — подорвался на мине и затонул в июле 1941 года в районе мыса Поворотного;

Подводные лодки ТОФ «М-69» и «М-43» — не вернулись из боевого похода. (Предположительно подорвались на минах заграждения в 1941 году на траверзе залива Посьет.) [48]

1942

18 июля. На стоянке у мола в Николаевске-на-Амуре в результате взрыва торпед на подводной лодке «Щ-138» и полученных из-за этого повреждений (по левому борту в районе 23–30 шпангоутов в прочном корпусе лодки образовалась пробоина размером 5 х 1 метр) подводная лодка «Щ-118». затонула кормой до рубки. 20 человек команды успели забаррикадироваться в корме. Погибло 6 человек, в том числе командир 8-го дивизиона ПЛ ТОФ. А. П.Шатов. [50]

1943 

31 августа. Подводная лодка Щ-130 Тихоокеанского флота затонула после столкновения с подводной лодкой Щ-128. Погибли 2 человека. [51]

1944

Пароход «Обь» погиб в 25 милях от Большерецка [52]

25 сентября. В бухте Провидения затонул пароход «Кузбасс». [53]

1945

25 апреля. В бухте Ракушка после взрыва подрывных патронов затонула у причала подводная лодка Тихоокеанского флота Щ-139. Погибло 7 человек. Причиной гибели лодки считается диверсия, осуществленная командиром БЧ-3. [54]

Без вести пропала подводная лодка «Л-19» в районе пролива Лаперуза. [55] Считается последней потерянной подводной лодкой СССР во Второй мировой войне, обычно относится к числу боевых потерь.

1946

31 августа. В восточной Арктике, в Море Лаптевых был раздавлен льдами и затонул пароход «Моссовет». Судьба этого судна поистине драматична: до второй мировой войны «Моссовет» в течение нескольких арктических навигаций совершал плавания по Северному морскому пути, а в годы войны совершил ряд походов по маршруту северных конвоев. К концу войны «Моссовет» оставался одним из немногих транспортных судов советской постройки в составе отечественного торгового флота (потери в составе транспортных судов восполнялись за счет американских транспортов типа «Либерти», получавших в СССР новые наименования). После гибели в 1946 г. само имя парохода «Моссовет» сгинуло в безвестности.

1946

6 октября. В охотском море в районе полуострова Кони пропала без вести баржа «Дукча» с ценным грузом на борту. [56]

1947

На рифах Курильской гряды погиб пароход «Кузнецкстрой» [57]

4 февраля. Льдами в бухте Нагаева был раздавлен пароход «Можа» [58]

Лето. В Находке взорвался груженный взрывчаткой теплоход «Дальстрой». [59]

19 декабря. В бухте Нагаева (Магадан) взорвался груженный взрывчаткой теплоход «Генерал Ватутин» и шедший за ним в кильватере теплоход «Выборг» с грузом взрывателей. [60]

1949

Февраль. Во время шторма у берегов Сахалина затонул теплоход «Ладо Кецховели». [61]

1952

15 декабря. В Татарском проливе исчезла подводная лодка С-117. Погибли 52 человека. [62]

1961

27 января. В Баренцевом море затонула подводная лодка С-80, шедшая во время шторма под РДП. Погибли 68 человек. Лодка была поднята в 1968 г. [63]

1962

11 января. В Баренцевом море в результате взрыва погибла стоявшая у пирса подводная лодка Б-39. Взрывом на этой лодке повреждена стоявшая рядом с ней подводная лодка С-350. Погибло 122 человека. [64]

1965

В Восточной Арктике раздавлен льдами и затонул лесовоз «Витимлес».

1968

8 марта. В Тихом океане затонула подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Носовая часть лодки поднята американцами в 1974 г.  [65]

1969

Подводная лодка К-19 столкнулась с американской подводной лодкой «Гэтоу». [66]

1970

12 апреля. Подводная лодка Северного флота К-8 затонула в Бискайском заливе. Погибли 52 человека.  [67]

1973

14 июня. Подводная лодка К-56 столкнулась с надводным кораблем. Погибло 27 человек. [68]

1975

1 марта. В Баренцевом море столкнулись две советские подводные лодки — атомная подводная лодка 3-й флотилии и дизельная подводная лодка 4-й эскадры.  [69]

1976

18 апреля. На выходе из Авачинской бухты подводная лодка К-116 столкнулась с теплоходом «Вольск». [70]

28 августа. Подводная лодка К-22 столкнулась в Средиземном море с американским фрегатом. [71]

1977

17 февраля. В Баренцевом море в районе полуострова Рыбачий атомная подводная лодка К-462 столкнулась с рыболовным судном. [72]

1978

13 апреля. В Кольском заливе столкнулись две атомные подводные лодки К-308 и К-490. [73]

28 июня. Подводная лодка Тихоокеанского флота К-42 столкнулась с танкером. [74]

19 декабря. На выходе из базы Западная Лица атомная подводная лодка К-313 столкнулась со сторожевым малым противолодочным кораблем (МПК).  [75]

1979

Подводная лодка Тихоокеанского флота К-436 столкнулась с кораблем СКР-59. [76]

1980

10 июля. На Тихоокеанском флоте столкнулись две дизельные подводные лодки — Б-88 и Б-833. [77]

1981

20 марта. Столкнулись две атомные подводные лодки — К-43 и К-184.  [78]

23 мая. Атомная подводная лодка К-211 столкнулась с иностранной подводной лодкой. [79]

10 сентября. В Тихом океане после столкновения с траулером погибла подводная лодка К-45. [80]

21 октября. Подводная лодка Тихоокеанского флота С-178 столкнулась с «Рефрижератором-13». Погибло 32 человека. [81]

1983

24 июня. В бухте Крашенинникова затонула подводная лодка К-429. Погибли 16 человек. [82]

Осень. В Восточной Арктике раздавлен льдами и затонул сухогруз «Нина Сагайдак».

1986

3 октября. В Атлантическом океане потерпела аварию и затонула атомная подводная лодка К-219. Погибли 4 человека.

1989

7 апреля. В Норвежском море затонула после пожара атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Погибли 42 человека. [83]

2000

12 августа. В Баренцевом море затонула после взрыва атомная подводная лодка К-141 «Курск». Погибли 118 человек.

7 ноября. В Беринговом море во время шторма затонул сухогруз «Рязань», направлявшийся в Анадырь.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 100 великих кораблекрушений. М., 1999. С.167.
  2. По следам челюскинской эпопеи. Магадан, 1986.
  3. 100 великих кораблекрушений. М., 1999. С.282–290, 402–413.
  4. Скрягин Л.Н. Тайны «Летучего голландца». М., 2000. С.168–172.
  5. Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М., 1985. С. 213.
  6. Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М., 1994; Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999.
  7. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. I. М., 1956; Т.II. Л., 1962; т. III, Л., 1959; Т IV. Л., 1969.
  8. См.: Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941–1945 гг. М., 1997.; Голубев А. Потери корабельного состава Северного форта и гражданских ведомств на Северном театре военных действий в 1941–1945 гг. СПб. 1996,
  9. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.II. Л., 1962. С. 460.
  10. Этот эпизод нашел отражение в романе В. С. Пикуля «Богатство».
  11. Ведерников Ю. Не скажет ни камень, ни крест, где легли… Из хроники кораблекрушений в российских водах Дальнего Востока. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm
  12. Там же.
  13. Там же.
  14. Там же. Официальное издание «Кораблекрушения в водах Российской империи», издаваемое Главным гидрографическим управлением, отмечало также гибель парусного судна «Муки» 6 сентября 1906 года у мыса Страшного бухты Терней и японской шхуны «Риорюши-Мару» водоизмещением в 57 тонн недалеко от мыса Низменного залива Ольга в октябре 1906 года (там жею)
  15. Старокадомский Л.М. Пять плаваний в Северном Ледовитом океане. М., 1955. С. 91. Вполне возможно, что здесь речь идет о пароходе «Кострома», выполнявшем транзитный рейс по побережью Камчатки, который погиб несколько позже.
  16. Скрягин Л.Н. 300 катастроф, которые потрясли мир. М., 1996. С. 244.
  17. Мартыненко В.П. Живое слово карты // Норд-Ост.Петропавловск-Камчатский, 1984; Леонтьев В. В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР. Магадан, 1989. С.203.
  18. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.II. Л., 1962. С. 424, 490–493, 588–590, 697. В конце 80-х годов экспедиция газеты «Комсомольская правда» обнаружила вблизи берега одного из островов Карского моря остатки судна, похожего на «Геркулес». В середине 1990-х годов в одном из научно-популярных журналов был опубликован материал о том, что в 1913–1914 годах ненцы-оленеводы встретили в тундре двух европейцев — мужчину и женщину, которая была беременна: мужчина и женщина умерли от истощения через несколько дней после встречи с оленеводами. Из содержания статьи становится понятным, что это могли быть сам В. А. Русанов и Жюльетта Жан, принимавшая участие в его экспедиции.
  19. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.II. С. 591–594, 698. В 1980-е годы появились сведения о том, что Г. Л. Брусилов со своей женой Ерминией (Ерминией Жданко, которая отправилась с ним в экспедицию на правах его невесты) в 30-е годы проживали на юге Франции, а Ерминия Жданко (Брусилова) приезжала в гости к родственникам, жившим в Риге. (Алексеев Д. А., Новокшонов П.А. По следам «таинственных путешествий» М., 1988. С.45–61).
  20. Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М., 1985. С. 138.
  21. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.II. С. 642–643.
  22. Скрягин Л.Н. По следам «Летучего голландца». М., 2000. С.161–163,173.
  23. Там же. С.163–174.
  24. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.III. Л., 1959. С.57–58, 452.
  25. Там же. С. 113.
  26. Там же. С. 170.
  27. Скрягин Л.Н. 300 катастроф… С.246; Короткин И.М. Аварии и катастрофы кораблей…; Борисов В.И. Случай на Юго-западной Камчатке. Пойдем ныне по своему Отечеству, № 3. Петропавловск-Камчатский, 2005; По следам кораблекрушений. Режим доступа: http://foto.kurilstour.ru/aleut2009.html; Челноков А. В сетях. Из истории рыбной войны. Режим доступа: http://www.fishery.ru/news?idnews=17819
  28. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.III. Л., 1959. С.220.
  29. Там же. С. 400.
  30. Там же. С.397.
  31. Там же. С. 337.
  32. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.IV. Л., 1969. С.37, прим.
  33. Там же. С. 256.
  34. Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М., 1985. С. 35.
  35. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.IV. С.110; По следам Челюскинской эпопеи. Магадан, 1986; Курганов О.И. Навстречу гибели. Роман-хроника // Курганов О.И. Дело Хинта. Ночь у Сталина. Навстречу гибели. М., 1992.
  36. Аккуратов В.И. Лед и пепел. М., 1984. С. 72. Сообщение о судьбе этой шхуны, приведенное автором со слов В. Ю. Визе, является одним из самых загадочных повествований о плаваниях в Восточной Арктике в XX веке. В «Истории открытия и освоения Северного морского пути» шхуна «Крестьянка» не упоминается. В конце 1930-х-начале 1940-х годов в течение ряда лет с воздуха велись поиски острова Крестьянка, который как будто бы видели члены команды этой шхуны, но этот остров так и не был найден. (Аккуратов В.И. Указ соч. С. 126–127).
  37. Быков Н. Прожитое и пережитое. М., 1987. С. 13.
  38. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.IV. Л., 1969. С. 195.
  39. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm
  40. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm
  41. Доценко В.Д. Морские битвы России. СПб., 2003; Щ-424. Режим доступа: http://www.town.ural.ru/ship/ship/h424.php3. Командир подводной лодки был приговорен к расстрелу, но позднее освобожден. Погиб на подводной лодке Щ-403.
  42. 100 великих кораблекрушений. М., 1999. С.356–359. См. также: Дурнев Ю. Шел советский пароход «Индигирка»… // Аргументы недели, 21 декабря 2006, Горбунов М. «Варяг» не одинок. »Российская газета» — Дальний Восток. 2004. 3 марта, Гибель «Индигирки«. Режим доступа: http://www.msun.ru/Vector/www/Indigir/Docs.htm, Максимова Э. 800 человек погибло в ледяной воде Охотского моря. Режим доступа: http://new-maneg.ru/news/800_celovek_pogiblo_v.html, Вейхман Владим. Неохоцкое море. Режим доступа: http://www.sea-writer.ru, Князев Л. У врат блаженства. Режим доступа: http://www.msun.ru/Vector/www/Knyazev/Blazh.htm .
  43. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm
  44. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.IV. C. 227. О гибели ледокольного парохода «Малыгин» умалчивает второе издание «Морского энциклопедического справочника», где мы находим только иезуитскую формулировку: «В 1940 г, «Малыгин» был выведен из эксплуатации» (Морской энциклопедический справочник. 2-е издание. т. 1. Л., 1986. С. 468). По какой-то злой иронии судьбы в девятом, сентябрьском номере журнала «Советская Арктика» за 1940 г. (с.56–57) была помещена библиография статей о ледокольном пароходе «Малыгин». На момент выхода этой публикации до гибели «Малыгину» оставалось плавать чуть больше двух месяцев… см. также Icebreaker Malygin. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Icebreaker_Malygin; Режим доступа: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=349
  45. Цветков И. Ф. Тайные торги диктаторов (из истории советско-германского военно-морского сотрудничества в 1939–1941 гг.) // Новый часовой, 1994, N 2. C.49; Д-1 «Декабрист». Режим доступа: http://www.town.ural.ru/ship/ship/d1.php3
  46. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. IV. C. 457; Морской энциклопедический словарь. 3-е издание. т.. СПб., 1991. С.83; Каневский З.М. Загадки и трагедии Арктики. М., 1991. С. 174.
  47. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm .
  48. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm; Режим доступа: http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_04_m49_63.htm
  49. Щ-138. Режим доступа: http://www.town.ural.ru/ship/ship/h138.php3; Режим доступа: http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_05_s118_138.htm
  50. Щ-118. Режим доступа: http://www.town.ural.ru/ship/ship/h118.php3
  51. Щ-130. Режим доступа: http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_07_s130.htm
  52. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm
  53. Там же.
  54. Режим доступа: http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_08_s139.htm
  55. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm.
  56. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm
  57. Режим доступа: http://forums.airbase.ru/2007/06/t55868,14—morskie-suda-sssr-sozdat-spravochnik-naskolko-eto-realno.html
  58. Режим доступа: http://www.scubadiving.ru/biblioteka/wreck_diving/dalnevostoch_wreki_f.htm.
  59. Быков Н. Прожитое и пережитое. М., 1987. С. 75 и сл.; Вейхман В. Неохоцкое море. Режим доступа: http://www.sea-writer.ru
  60. Там же. С. 75–83; Козлов А.Г. Магадан: конспект прошлого. Магадан, 1989; Вейхман В. Неохоцкое море. // www.sea-writer.ru.
  61. Быков Н. Прожитое и пережитое. М., 1987. С. 75 и сл.
  62. 100 великих кораблекрушений. М., 1999. С. 438–445; Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С. 281. Н. П. Египко, бывший одним из первых командиров лодки С-117 (тогда Щ-117), в своих воспоминаниях писал, что во время одного из походов 1935 г. лодка потерпела серьезную аварию и погрузилась на почти предельную глубину (Египко Н.П. Мои меридианы. СПб., «Тема», 2000. С.9). Возможно, причиной гибели лодки стал не полностью устраненный посла аварии дефект корпуса.
  63. 100 великих кораблекрушений. С.496–501; Мормуль Н. Катастрофы под водой. С. 336–339; Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М., 1994. С.249.; Химаныч.О, Черкашин Н. С-80. Автономка мертвых. Режим доступа: http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=139638; Электронный журнал «Спасатель ВМФ». Режим доступа: http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/580/378_%D0%A1_-_80_._
  64. Мормуль Н. Катастрофы под водой. С. 360.
  65. 100 великих кораблекрушений. М., 1999. С.535–541; Мормуль Н. Катастрофы под водой. С. 270–289; Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М., 1994. С.249.
  66. Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М., 1994. С.185.
  67. Там же. С.211.; Михайловский А.П. Рабочая глубина. СПб., 1996. С.30–41.
  68. Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С.378–381.
  69. Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С. 449.
  70. Там же.
  71. Там же. С.450.
  72. Там же.
  73. Там же.
  74. Там же. С.451.
  75. Там же.
  76. Там же.
  77. Там же.
  78. Там же. С. 452.
  79. Там же.
  80. Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С. 453.
  81. Мормуль Н. Катастрофы под водой. Мурманск, 1999. С.381–386.
  82. Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы. М., 1994. С.221; Мормуль Н. Катастрофы под водой. С. 134–143.
  83. Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея: С.232 и сл.; Мормуль Н. Катастрофы под водой. С. 165–200.

, ,

Создание и развитие сайта: Михаил Галушко