Из истории изучения сельского хозяйства Сибири в начале 1920-х гг. (записка Н. Я. Новомбергского)
>Научное наследие Н. Я. Новомбергского, как и многих других ученых, стоявших на позициях взвешенного подхода к хозяйственным преобразованиям, позволяет не только реабилитировать их как экономистов-плановиков, но и более объективно оценить экономическую политику, восторжествовавшую на рубеже 1920-х 1930-х гг.
История образования у коренных народов Дальнего Востока в современной отечественной историографии
В 1990-е годы отечественная историография образования у автохтонных народов Дальнего Востока своим основным содержанием имеет преодоление недостатков предшествующего этапа развития научного знания по данному вопросу, освобождение от идеологического давления и выход на новый уровень исследований.
Общественная благотворительность Западной Сибири в XIX — начале XX в.
Благотворительные формирования составляли большую часть добровольных общественных организаций, активно действовавших до революции и формирующих гражданское общество. В условиях скованной политической жизни России они явились важной составляющей той пирамиды, которая, увеличиваясь, постепенно давила и разрушала сами основы самодержавия.
Первая демидовская дорога: некоторые результаты и возможные перспективы историко-этнографического изучения
В августе 2001 года состоялась комплексная экспедиция «Первая демидовская дорога», в которой принимали участие этнографы Барнаульского государственного педагогического университета. Главной задачей экспедиции было прохождение по линии первой демидовской дороги, обозначенной на карте «Великой северной экспедиции» 1734 года, с целью изучения обусловленности пути от природно-географических и ландшафтных условий, а также определения историко-культурного наследия и влияния дороги на населенные пункты.
Начало деятельности Анадырской партии и русско-корякские отношения в 1730-х годах
В конце 1720-х гг. на северо-востоке Сибири — в районе Охотского побережья, Камчатки и Чукотки — начала разворачивать свою деятельность военная экспедиция, позднее получившая название Анадырской партии. Возглавляли ее капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Иванович Павлуцкий и казачий голова якутского гарнизона Афанасий Федотович Шестаков.
Православная церковь и шаманы в Якутии (XVIII–XIX вв.)
Термин «борьба» не передает всю сложность взаимоотношений церкви и шаманов в Якутии. Непосредственных репрессий, насилия, преследования и уничтожения шаманов не происходило на протяжении всего исследуемого периода как из-за установки центральных и местных светских властей, так и из-за неоднозначной позиции самого духовенства.
Историко-демографический облик армянской диаспоры в Якутии: история и современность
Армянская диаспора стала частью многонационального населения Якутии, так что проблемы и успехи республики, надежды и планы якутян в наступившем третьем тысячелетии это и ее проблемы и успехи, ее планы на будущее и надежды на лучшую жизнь на этой северной, но уже ставшей для многих второй родиной земле.
Отделение церкви от государства в Енисейской губернии (1920–1922 гг.)
В ходе модернизации российского общества в начале XX в. получили развитие тенденции, связанные со сменой преобладающего типа личности, а вместе с тем, и типа культуры, с ее превращением из холистской («коллективистской») в «индивидуалистическую». Изменилось и отношение к вопросу вероисповедания. Представители различных социальных слоев населения пытались понять, какими должны быть взаимоотношения государства и религиозных организаций, полагая, что […]
Материальное положение и служебный статус полков «нового строя» в Сибири во второй половине XVII в.
Изучение сибирской истории невозможно без всесторонней оценки системы управления, но в этом случае историки-сибиреведы сталкиваются с проблемами, поставленными исследователями в работах по истории российской государственности и ее административных учреждений. В полной мере это относится и к истории возникновения и развития системы воеводского управления, просуществовавшей с конца XVI в. до 1775 г.
Изучение обычного права в якутской историографии
Об обычном праве якутов сложилась солидная историографическая традиция, которая, к сожалению, за последние 70 лет не получила достойного продолжения, за исключением работ этнографического характера и некоторых историко-правоведческих исследований.