Новая работа Людмилы Николаевны Жуковой, исследовательницы этнографии и фольклора юкагиров, посвящена религиозным воззрениям юкагиров. Усилиями автора новой книги и ее научных единомышленников изданы хрестоматия «Фольклор юкагиров Верхней Колымы»(Якутск, 1989) два сборника юкагирских сказок и преданий «Лунное лицо» (Якутск, 1992) и «Хозяин земли» (Якутск, 1994), написано более десятка научных статей и пособий по юкагирскому языку для детей, только в минувшем году вышла в свет блестяще написанная и прекрасно оформленная книга-альбом Л. Н. Жуковой «Одежда юкагиров» перед нами новый труд, посвященный модной, но, пожалуй, самой сложной проблеме духовной культуры юкагиров.
В книге освещаются современные взгляды на проблему этногенеза юкагиров, излагаются представления юкагиров о духах-хозяевах стихий природы, дается характеристика взглядов на устройство мира, понятие о верховном божестве. Подробно описываются религиозные обряды юкагиров, связанные с почитаниями Неба, Солнца, огня, земли, воды и духов-хозяев животных.
Очень интересно выделение в этносе группы людей с обостренной чувствительностью и какими-то сверхъестественными (но не шаманскими) способностями (с.39), отмеченное автором.
В рассматриваемой книге большое место занимает объяснение символики предметов, частей изображений, цвета используемого при изготовлении и отделке юкагирского костюма.
Библиография, приведенная в рецензируемой работе, включает 61 название, однако в ней отсутствуют некоторые источники по этнографии юкагиров XVIII-XIX веков, материал которых требует использования или хотя бы обсуждения и комментария. Так, автор не использовал в данной работе материалы экспедиции И.Биллингса, изданные в Магадане в 1978 г. и цитировавшиеся в данной рецензии. Требуют комментария и сведения, собранные о юкагирах в 40-х годах XVIII века Я. И. Линденау в частности, обычай изготовления амулетов-охранителей из костей умерших шаманов, о чем рассказывает Линденау, хорошо известен по другим источникам (в ряде документов XVIII века такой обычай приписывается корякам, но это явное недоразумение). Напротив, сообщение Я. И. Линденау о том, что юкагиры изготавливали из кожи умерших шаманов бубны, не находит подтверждения в других источниках, и вероятнее всего, является вымыслом известно, что сам Я. И. Линденау не был у юкагиров и собирал сведения о них из вторых рук; кроме этого, крайне сомнительно, чтобы юкагирский бубен, по В. И. Иохельсону, принадлежащий к центральноазиатскому типу наряду с бубнами эвенов и коряков, мог быть изготовлен из человеческой кожи вследствие своих размеров. К большой досаде, это сообщение Линденау ныне без всяких пояснений тиражируется устно в лекциях по культуре народов Сибири, читаемых отдельными вузовскими преподавателями, а главное, всерьез воспринимается местными жителями чуванцами-потомками юкагиров, эвенами и чукчами, увеличивая тем самым число фантастических рассказов о жизни и обычаях коренного населения.
В заключение надо указать как досадный недочет книги то обстоятельство, что при освещении вопроса этногенеза юкагиров в книге не получили освещения те работы языковедов, в которых рассматриваются проблемы родственных связей юкагирского языка и которые, следовательно, имеют прямое отношение к данному сюжету. Так, странно, что ни во введении, ни даже в библиографии не упомянута кандидатская диссертация И. А. Николаевой «Проблема урало-юкагирских генетических связей» (М., 1988) наиболее содержательная, аргументированная и богатая по рассмотренному материалу из всех работ, посвященных сравнительно-историческому изучению юкагирского языка. Заслуживает быть отмеченным и то, что известный специалист по юкагирскому языку Е. А. Крейнович трижды менял свою точку зрения на связи юкагирского языка с другими языками: в книге «Юкагирский язык» (1958 г.) приводятся самые разные материалы для сравнения без определенных выводов; в его же книге «Исследования и материалы по юкагирскому языку» (1982) юкагирский язык связывается с самодийскими языками, а еще позднее, в небольшой статье 1985 г. с финно-угорскими языками, в основном с марийским, без обсуждения конкретного места юкагирского языка среди языков уральской семьи.
В целом, однако, надо признать, что рецензируемая работа стала существенным дополнением к той сумме знаний о существующих доныне религиозных представлениях юкагиров, которыми располагает в наши дни этнографическая наука. Еще одна задача, которую удалось успешно решить автору, также достойна похвалы Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова получил хорошо написанное и очень содержательное учебное пособие по одной из специальных дисциплин.